Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ»
для обучающихся 10 классов (профильный уровень)
на 2021-2022 учебный год
| Автор-составитель: Быкова Светлана Семеновна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
г. Нижневартовск,
2021 год
Содержание:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология» для 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (раздел «Биология»)
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
Авторская программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, профильный уровень, автор-составитель А.Е. Андреева, под ред. Д.И.Трайтака, Н.Д. Андреевой.
Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2021-2022 уч. год.
Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. Базовый и углубленный уровни», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова; издательство Владос, Москва, 2019 год
Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника формируется биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи. Курс ориентирован на обучающихся химико-биологической группы естественно-научного профиля.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные результаты обучения:
формирование познавательной мотивации- готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;
развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;
воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.
Метапредметные результаты обучения:
формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности;
овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;
формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметными результатами являются:
знание основных положений биологических теорий, сущность законов генетики; имён великих учёных; сущности биологических процессов и явлений;
формирование практических учебных действий: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;
развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);
решение биологических задач разной сложности;
формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.
На изучение предмета «Общая биология» в 10 профильном классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 4 часа в неделю (140 часов в год, 35 учебных недель), из них на лабораторные и практические работы отводится 14 академических часов.
II. Содержание учебного предмета
(4 ч в неделю, всего 140 ч)
Введение (2ч)
Биология — наука о жизни. Место биологии в системе естественных наук. Связь биологических наук с другими науками. Общебиологические закономерности — основа для понимания явлений жизни и рационального природопользования.
Молекулярная биология (10 ч)
Понятие о системе. Организация биологических систем, структура, основные принципы, разнообразие. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, био-геоценотический (экосистемный), биосферный. Процессы, происходящие в биосистемах. Основные критерии живого. Жизнь как форма существования материи. Определение понятия «жизнь».
Методы изучения биологических систем и процессов. Научное познание. Методы биологических исследований.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих уровневую организацию живой природы, методы биологических исследований, связь биологии с другими науками; приборов, обеспечивающих изучение биологических систем и процессов.
Клетка — структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова. Развитие цитологии в XX в. Основные положения современной клеточной теории. Её значение для развития биологии и познания природы. Методы изучения клетки.
Демонстрации
светового микроскопа, оборудования для приготовления микропрепаратов, постоянных и временных микропрепаратов; рисунков, слайдов, фотографий, иллюстрирующих этапы развития цитологии как науки; портретов учёных-цитологов.
Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Вода, её физико-химические свойства и биологическая роль в клетке. Свободная и связанная вода. Роль воды как растворителя, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологическая роль. Роль катионов и анионов в клетке. Буферные системы клетки: фосфатная, карбонатная, белковая.
Органические компоненты клетки. Белки. Аминокислотный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первичная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Свойства белков. Классификация белков. Функции белков.
Углеводы. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. Биологические полимеры. Общий план строения и физико-химические свойства. Биологические функции углеводов.
Липиды — высокомолекулярные сложные эфиры. Общий план строения и физико-химические свойства. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Триглицериды, воски, стериды, фосфолипиды. Биологическая роль липидов в клетке.
Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот: сахар, фосфат, азотистые основания. Комплементарные основания. Структура ДНК — двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. Виды РНК: информационная, транспортная, рибосомальная, вирусная. Функции РНК в клетке. АТФ, строение, значение, функция.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих строение молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот; модели строения молекулы ДНК; опытов, иллюстрирующих свойства органических веществ, принцип действия ферментов.
Строение и функции клетки (25 ч)
Эукариотная и прокариотная клетки. Наружная клеточная плазматическая мембрана. Строение мембраны, её свойства и функции. Транспорт веществ через мембрану. Клеточная оболочка растительной клетки. Цитоплазма и её органоиды. Вакуолярная система клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоль с клеточным соком, сократительные вакуоли. Полуавтономные структуры клетки: митохондрии и пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Их строение и функции. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки и цито-скелет клетки. Органоиды движения — реснички и жгутики. Клеточные включения.
Ядро - регуляторный центр клетки. Особенности ядерной мембраны. Кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Строение прокариотной клетки. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Формы и размеры прокариотной клетки. Разнообразие клеток: растительная, животная, грибная, бактериальная. Особенности строения растительной и животной клетки.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, микрофотографий строения клеточных структур; микропрепаратов растительных, животных и бактериальных клеток.
Лабораторные работы
Движение цитоплазмы в клетках растений.
Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках.
Изучение строения клеток различных организмов под микроскопом.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса метаболизма. Типы обмена веществ: аэробный и анаэробный, автотрофный и гетеротрофный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в процессах обмена веществ. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов.
Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Преобразование солнечной энергии в энергию химических связей. Продуктивность фотосинтеза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез.
Энергетический обмен. Три этапа энергетического обмена. Подготовительный этап: органный и клеточный уровень. Роль лизосом в подготовительном этапе обмена веществ. Гликолиз — бескислородное расщепление глюкозы. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Мембранный характер реакций окислительного фосфорилирования. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена.
Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарное в реакциях матричного синтеза. Реализация наследственной информации. Генетический код, его свойства. Транскрипция — матричный синтез РНК. Трансляция — биосинтез белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка.
Регуляция обменных процессов в клетке. Гипотеза оперона (Ф. Жакоб, Ж. Мано). Понятие о клеточном гомеостазе.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих реакции пластического и энергетического обмена в клетке и их регуляции; опытов, показывающих процесс фотосинтеза и выявляющих необходимые условия для его протекания.
Лабораторные работы
Изучение каталитической активности фермента амилазы.
Изучение фотосинтеза и условий его протекания.
Развитие организмов (7ч)
Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Особенности процессов, протекающих в интерфазе. Подготовка клетки к делению. Пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды интерфазы. Репликация - реакция матричного синтеза ДНК. Строение хромосом. Понятие о хромосомном наборе - кариотипе. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные хромосомы.
Деление клетки - митоз. Стадии митоза. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Амитоз.
Демонстрации
таблиц, рисунков, схем, слайдов, фильмов, показывающих периоды жизненного цикла клетки, стадии митоза; моделей и аппликаций хромосом; микропрепаратов хромосом и митоза.
Лабораторные работы
Изучение фаз митоза на постоянном микропрепарате кончика корешка лука.
Организм как единое целое. Структурные части организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов. Органеллы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функция. Система органов. Аппарат. Функциональная система.
Ткани растительного и животного организма. Типы растительных тканей: образовательная, покровная, проводящая, основная. Особенности строения и местонахождение тканей в органах растений. Типы животных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения и функционирования.
Органы. Вегетативные и генеративные органы растений. Органы и системы органов человека и животных.
Опора тела организмов. Каркас растений. Скелеты одноклеточных и многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Скелет позвоночных животных и человека. Строение и типы соединения костей.
Движение организмов. Движение одноклеточных организмов: амебоидное, жгутиковое, ресничное. Движение многоклеточных растений: тропизмы и настии. Движение многоклеточных животных и человека: мышечная система. Скелетные мышцы и их работа.
Питание организмов. Значение питания и пищеварения. Автотрофное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ растениями. Пищеварение у растений. Гетеротрофные организмы. Питание одноклеточных и беспозвоночных животных. Внутриклеточное и внутриполостное пищеварение. Отделы пищеварительного тракта. Пищеварительные железы. Питание позвоночных животных и человека. Пищеварительная система человека.
Дыхание организмов. Значение дыхания. Дыхание у растений. Дыхание у животных. Органы дыхания. Эволюция дыхательной системы позвоночных. Органы дыхания человека.
Транспорт веществ у организмов. Транспортные системы у растений. Восходящий и нисходящий ток веществ. Транспорт веществ у животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Кровеносная система беспозвоночных и позвоночных животных. Усложнение кровеносной системы позвоночных. Строение кровеносной системы человека. Лимфообращение.
Выделение у организмов. Выделение у растений. Выделение у одноклеточных и многоклеточных животных. Органы выделения. Выделительная система человека. Строение почек.
Защита у организмов. Защита у растений. Защита у многоклеточных животных. Строение кожи человека. Защита организма от болезней. Иммунитет и его природа. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Раздражимость и регуляция у организмов. Раздражимость у одноклеточных организмов: таксисы. Раздражимость и регуляция у многоклеточных растений. Рост растений в зависимости от условий среды и ростовых веществ. Нервная система животных: сетчатая, стволовая, узловая, трубчатая. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нервная система позвоночных животных и человека. Отделы головного мозга, его усложнение. Гуморальная регуляция и эндокринная система человека. Гормоны. Их значение.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, фильмов, показывающих строение растений, животных, грибов, бактерий и вирусов; микропрепаратов, влажных препаратов, остеологических препаратов, гербариев и коллекций, демонстрирующих строение органов и систем органов растений и животных; опытов, доказывающих наличие в растительных и животных организмах процессов питания, дыхания, выделения, регуляции и т. п.
Размножение и развитие организмов. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление, почкование, размножение спорами (споруляция), вегетативное размножение, фрагментация, клонирование.
Половое размножение. Половые клетки. Мейоз — редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз - основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Понятие о кроссинговере. Биологический смысл мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.
Размножение и развитие животных. Половые железы. Гаметогенез у животных. Образование и развитие половых клеток. Особенности строения мужских и женских половых клеток животных. Оплодотворение. Способы оплодотворения: наружное и внутреннее. Партеногенез. Индивидуальное развитие животных. Эмбриология — наука о развитии зародышей. Стадии эмбриогенеза животных на примере ланцетника. Закладка органов и тканей из трёх зародышевых листков. Рост и развитие животных. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Биологическое значение прямого и непрямого развития, их распространение в природе.
Размножение и развитие растений. Гаметофит и спорофит. Мейоз в жизненном цикле растений. Образование спор в процессе мейоза. Гаметогенез у растений. Оплодотворение и развитие растительных организмов. Жизненные циклы водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование и развитие семени.
Продолжительность жизни и плодовитость организмов. Рост организмов: неограниченный и ограниченный. Старение и смерть как биологические процессы.
Неклеточные формы жизни - вирусы. Особенности строения вирусов на примере бактериофага и ВИЧ. Вирусные ДНК и РНК. Жизненный цикл и особенности размножения вирусов. СПИД, социальные и медицинские проблемы.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, показывающих формы размножения организмов, стадии мейоза, стадии гаметогенеза у животных, эмбрионального и постэмбрионального развития организмов; муляжей и аппликаций эмбрионального развития хордовых; микропрепаратов яйцеклеток и сперматозоидов.
Основы генетики (23ч)
История возникновения и развития генетики как науки. Работы Г. Менделя, Т. Моргана. Роль отечественных учёных в развитии генетики. Работы Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова, А. Н. Белозерского. Значение генетики.
Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетический.
Демонстрации
таблиц, рисунков, схем, фотографий, иллюстрирующих доминантные и рецессивные признаки у разных организмов, основные методы генетики; портретов учёных-генетиков; фиксированных мух дрозофил и гербаризированных растений гороха посевного.
Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание - скрещивание по одной паре признаков. Первый закон Менделя - закон единообразия первого поколения. Правило доминирования. Второй закон Менделя - закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для определения генотипа особи. Промежуточный характер наследования. Расщепление признаков при неполном доминировании.
Дигибридное скрещивание - скрещивание по двум парам признаков. Третий закон Менделя - закон независимого наследования признаков.
Сцепленное наследование признаков. Законы Моргана - сцепленное наследование признаков, локализованных в одной хромосоме; нарушение сцепления генов в результате кроссинговера. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Комплементарность, эпистаз, полимерия.
Решение генетических задач.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, аппликаций, слайдов и фильмов, иллюстрирующих основные закономерности наследственности признаков у организмов, хромосомного механизма определения и регуляции пола; опытов по скрещиванию мух дрозофил, аквариумных рыб (гуппи); генетических карт растений, животных и человека.
Закономерности изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Ненаследственная, модификационная или фенотипическая изменчивость. Роль среды в ненаследственной изменчивости. Предел изменчивости признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака. Характеристика модификационной изменчивости.
Наследственная или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой процесс — основа комбинативной изменчивости. Роль комбинативной изменчивости в создании разнообразия особей в пределах одного вида. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Спонтанные и индуцированные мутации. Ядерные и цитоплазматические мутации. Соматические и половые мутации. Причины возникновения мутаций. Закономерности мутационного процесса. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, показывающих организмы с различными видами изменчивости; живых экземпляров комнатных растений и домашних животных с различными видами изменчивости.
Лабораторная работа
Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Генетика человека. Кариотип человека. Идиограмма кариотипа человека. Международная программа исследования генома человека. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Медико-генетическое консультирование.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, иллюстрирующих методы изучения генетики человека; фотографий людей, страдающих наследственными заболеваниями, однояйцевых и разнояйцевых близнецов; кариотипов больных генными и хромосомными болезнями.
Селекция организмов (4 ч)
Селекция как процесс и наука. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Центры происхождения домашних животных. Роль селекции в создании сортов растений и пород животных. Порода, сорт, штамм — искусственные популяции организмов с комплексами хозяйственно ценных признаков. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его значение для селекционной работы.
Методы селекционной работы. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Экспериментальный мутагенез. Полиплоидия. Гибридизация. Близкородственное скрещивание — инбридинг. Отдалённая гибридизация — аутбридинг в селекции растений и животных. Преодоление бесплодия гибридов. Гетерозис. Достижения селекции растений и животных. Методы работы И. В. Мичурина.
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, иллюстрирующих методы селекции растений и животных; фотографий и слайдов сортов культурных растений, пород домашних животных; муляжей и натуральных плодов различных сортов яблонь, груш; томатов; цветков и соцветий декоративных растений (роз, хризантем, гвоздик и др.).
Биотехнология как отрасль производства. История развития биотехнологии. Объекты биотехнологии.
Основные отрасли биотехнологии: микробиологическая технология, культивирование и использование растительных и животных клеток, хромосомная и генная инженерия.
Микробиологическая технология. Преимущества микробиологического синтеза. Инженерная энзимология. Иммобилизованные ферменты. Использование микробиологической технологии в промышленности.
Клеточная технология и клеточная инженерия. Клеточные и тканевые культуры. Микроклональное размножение растений. Соматическая гибридизация. Реконструкция яйцеклеток и клонирование животных.
Хромосомная и генная инженерия. Конструирование рекомбинантных ДНК. Достижения и перспективы генной инженерии. Создание трансгенных (генетически модифицированных) организмов. Экологические и этические проблемы генной инженерии.
Демонстрации
рисунков, схем, слайдов, фильмов, иллюстрирующих основные направления и отрасли биотехнологии, методы генетической инженерии; лекарственных препаратов, полученных с использованием достижений микробиологической промышленности.
Профориентация интегрирована с темами:
«Биология – наука о живых организмах» – профессии биолога, эколога, орнитолога, энтомолога, ихтиолога, морфолога, микробиолога.
«Онтогенез»- эмбриолог
«Клеточном строение организмов» - профессия цитолога
«Генетика» - врачебное дело
«Селекция» - агроном, селекционер, микробиолог
«Наследственность человека» - врачи лабораторного дела
III. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, название темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала |
| Введение | 2ч | | | | |
| Предмет и задачи общей биологии | 1 | 01.09 | | Характеризовать общую биологию как учебный предмет | Биологические дисциплины, их связи с другими науками. |
| Методы биологической науки | 1 | 01.09 | | Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Методы в биологии. История становления биологической науки |
| Раздел I. Основные свойства и уровни организации живой материи | 14ч | | | | |
| Сущность жизни | 2ч | | | | |
| Основные свойства и уровни организации живой материи | 1 | 03.09 | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Уровни организации живой материи |
| Изучение биологических систем и процессов | 1 | 03.09 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | История развития биологии |
| Введение в биохимию. Молекулярная биология как наука | 12ч | | | | |
| Химический состав клетки | 1 | 08.09 | | -характеризовать химические элементы, классифицировать информацию по различным признакам | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. |
| Итоговое тестирование | 1 | 08.09 | | Контрольное тестирование по материалам ГИА | Материал курса общей биологии 9кл |
| Неорганические вещества клетки | 1 | 10.09 | | определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы |
| Биополимеры. Углеводы | 1 | 10.09 | | определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов |
| Функции углеводов | 1 | 15.09 | |
| Биополимеры. Белки. Аминокислоты | 1 | 15.09 | | описывать органические молекулы живого вещества | Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение белков. Аминокислоты. |
| Функции белков | 1 | 17.09 | | описывать функции молекул белка | Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы |
| Лабораторная работа №1 «Каталитические функции белков». Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» | 1 | 17.09 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Биологические функции белков. Каталитическая активность ферментов в живых тканях |
| Липиды. АТФ | 1 | 22.09 | | Составлять конспект Фиксировать результаты, делать выводы | Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов |
| Нуклеиновые кислоты | 1 | 22.09 | | Составлять сложный план Сравнение понятий | Нуклеиновые кислоты. Строение, типы нуклеиновых кислот |
| Репликация ДНК | 1 | 24.09 | | Составлять сложный план | Функции нуклеиновых кислот |
| Обобщение темы «Химическая организация клетки» | 1 | 24.09 | | Применять знания в конкретных жизненных ситуациях | Доказывать сформированность знаний биологических терминов, процессов |
| Раздел II. Основы цитологии | 20ч | | | | |
| Цитология – наука о клетке. Методы изучения клетки | 1 | 29.09 | | Составлять конспект | История изучения клетки. Методы изучения клетки |
| Клеточная теория | 1 | 29.09 | | Составлять конспект | Клеточная теория |
| Методы цитологии | 1 | 01.10 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Световая и электронная микроскопия. Культивирование клеток. Метод меченых изотопов |
| Форма и размеры клеток. Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки (на примере живых клеток)» | 1 | 01.10 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Особенности клеток. Эукариотная и прокариотная клетки. Отчет по ЛР |
| Плазматическая мембрана. Клеточная стенка | 1 | 06.10 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Наружная клеточная плазматическая мембрана. Клеточная оболочка |
| Функции мембраны | 1 | 06.10 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Физиологические свойства клеточной мембраны |
| Лабораторная работа №4 «Транспортная функция мембраны» | 1 | 08.10 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Физиологические свойства клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз |
| Эндоцитоз. Подмембранный комплекс | 1 | 08.10 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Транспорт веществ через мембрану |
| Цитоплазма. Лабораторная работа №5 «Наблюдение за движением цитоплазмы» | 1 | 13.10 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Строение мембраны, её свойства и функции. Цитоплазма и её органоиды |
| Одномембранные органоиды | 1 | 13.10 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | ЭПС, КГ, лизосомы |
| Вакуолярные системы. Лабораторная работа №6 «Крахмальные зерна в клетках клубня картофеля» | 1 | 15.10 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Вакуолярная система клетки |
| Митохондрии. Пластиды | 1 | 15.10 | | Составлять и заполнять таблицу | Митохондрии. Пластиды |
| Рибосомы. Включения | 1 | 20.10 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Рибосомы. Клеточные включения |
| Немембранные органоиды. Цитоскелет | 1 | 20.10 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Опорно-двигательная система клетки |
| Ядро | 1 | 22.10 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Строение и функции ядра |
| Лабораторная работа №7 «Строение растительной, животной и грибной клеток» | 1 | 22.10 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Особенности строения клеток: грибной, растительной, животной |
| Прокариотная клетка | 1 | 27.10 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Особенности строения бактериальной клетки |
| Строение вирусов | 1 | 27.10 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать | Строение вирусов. Размножение вирусов |
| Размножение вирусов. СПИД | 1 | 29.10 | | владеть приемами работы с информацией | Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция |
| Контроль по теме «Клеточные структуры» | 1 | 29.10 | | Выполнять тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 28 | | | | |
| Обмен веществ и энергии в клетке | 1 | 10.11 | | Составлять сложный план Анализ, обобщение материала | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. |
| Взаимосвязь пластического и энергетического обмена | 1 | 10.11 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма |
| Автотрофы и гетеротрофы | 1 | 12.11 | | Составлять сложный план Анализ, обобщение материала | Источники энергии для живых организмов |
| Фотосинтез. Световая фаза. Практическая работа №1 «Условия, необходимые для фотосинтеза» | 1 | 12.11 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл, его строение. Фотолиз воды |
| Лабораторная работа №8 «Проба Сакса» | 1 | 17.11 | | Фиксировать результаты, делать выводы | Условия, необходимые для фотосинтеза |
| Фотосинтез. Темновая фаза | 1 | 17.11 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Темновая фаза фотосинтеза |
| Планетарное значение фотосинтеза. Фотосинтез и растениеводство | 1 | 19.11 | | Работа с дополнительным материалом | Значение фотосинтеза |
| Хемосинтез | 1 | 19.11 | | Работа с дополнительным материалом | Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле |
| Этапы энергетического обмена. Гликолиз | 1 | 24.11 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Расщепление полисахаридов - крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы |
| Цикл Кребса | 1 | 24.11 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы |
| Ферментативные реакции | 1 | 26.11 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Окислительное фосфорилирование. |
| Обобщение темы «Обеспечение клеток энергией» | 1 | 26.11 | | Выполнять тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Генетическая информация. Свойства генетического кода | 1 | 01.12 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Белки - основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция |
| Реакции матричного синтеза. Транскрипция | 1 | 01.12 | | Составлять сложный план Сравнение | Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза |
| Биосинтез белка. Роль т-РНК в биосинтезе | 1 | 03.12 | | Выполнять тренировочные упражнения | Генетический код и его свойства |
| Реакции матричного синтеза. Трансляция | 1 | 03.12 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Синтез белковой молекулы |
| Особенности репликации ДНК у прокариот | 1 | 08.12 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Транспортные РНК. Биосинтез белка |
| Реакции матричного синтеза. Практические задания | 1 | 08.12 | | Выполнять тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Реакции матричного синтеза. Практические задания | 1 | 10.12 | | Выполнять тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Итоговое тестирование I полугодие | 1 | 10.12 | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия биологии 10кл |
| Регуляция обменных процессов в клетке | 1 | 15.12 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Регуляция транскрипции и трансляции |
| Обобщение темы «Реализация наследственной информации» | 1 | 15.12 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Современные представления о строении генов. Геном. Основные понятия темы |
| Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Амитоз | 1 | 17.12 | | Составлять сложный план Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Амитоз |
| Матричный синтез ДНК | 1 | 17.12 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Механизм репликации. Инициация, элонгация, терминация |
| Хромосомы | 1 | 22.12 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Хромосомы, хроматиды, гаплоидный и диплоидный набор хромосом |
| Митоз | 1 | 22.12 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Фазы митоза, их сравнение. Гомологичные и негомологичные хромосомы |
| Лабораторная работа №9, 10 «Митоз животной клетки», «Изучение делящихся клеток на постоянных микропрепаратах» | 1 | 24.12 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Рисунки митоза |
| Биологическое значение митоза | 1 | 24.12 | | Работа с дополнительным материалом | Значение митоза |
| Раздел III. Основы биологии развития | 17ч | | | | |
| Виды размножения. Бесполое размножение. | 1 | 12.01 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки |
| Половое размножение | 1 | 12.01 | | Составлять сложный план, таблицу | Формы полового размножения |
| Мейоз, фазы | 1 | 14.01 | | Составлять конспект и рисунки темы | Фазы мейоза. Конъюгация, кроссинговер |
| Биологическое значение мейоза | 1 | 14.01 | | Составлять конспект и рисунки темы | Фазы мейоза. Конъюгация, кроссинговер |
| Мейоз. Решение задач | 1 | 19.01 | | Составлять сложный план, таблицу | Навык решения задач |
| Гаметогенез | 1 | 19.01 | | владеть приемами работы с информацией | Гаметогенез - стадии |
| Лабораторная работа №11 «Сперматогенез и овогенез» | 1 | 21.01 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Образование половых клеток у животных и растений. Гаметогенез. Соматические и половые клетки |
| Гаметогенез. Решение задач | 1 | 21.01 | | Выполнять задания по теме | Понятия темы |
| Оплодотворение у животных | 1 | 26.01 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать | Оплодотворение у животных |
| Партеногенез | 1 | 26.01 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез |
| Периоды онтогенеза. Эмбриональный период | 1 | 28.01 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Эмбриональное развитие животных и растений |
| Постэмбриональный период | 1 | 28.01 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Постэмбриональное развитие животных и растений. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. |
| Размножение и развитие растений | 1 | 02.02 | | Составлять конспект и рисунки темы | Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле |
| Жизненные циклы споровых | 1 | 02.02 | | Составлять конспект и рисунки темы | Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле |
| Двойное оплодотворение у цветковых растений | 1 | 04.02 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Двойное оплодотворение у цветковых растений |
| Лабораторная работа №12 «Пыльник цветкового растения» | 1 | 04.02 | | Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием | Отчет по лабораторной работе |
| Контроль по теме «Индивидуальное развитие организмов» | 1 | 09.02 | | Работа с таблицей, выступать с сообщениями | Основные понятия темы |
| Раздел IV. Основы генетики | 31ч | | | | |
| Становление генетики | 1 | 09.02 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Вклад ученых в развитие генетики |
| Основные генетические понятия и символы | 1 | 11.02 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Наследственность - свойство живых организмов. Генетика. |
| Методы генетики. Гибридологический метод | 1 | 11.02 | | владеть приемами работы с информацией. Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Работы Г. Менделя. Гибридологический метод. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. |
| Моногибридное скрещивание. Закон доминирования | 1 | 16.02 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать | Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. |
| Доминирование полное и неполное | 1 | 16.02 | | владеть приемами работы с информацией | Законы Г. Менделя: закон доминирования, закон расщепления |
| Анализирующее скрещивание | 1 | 18.02 | | владеть приемами работы с информацией | Анализирующее скрещивание. |
| Дигибридное и полигибридное скрещивание | 1 | 18.02 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования |
| Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание | 1 | 25.02 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения. | Навык решения генетических задач |
| Сцепленное наследование | 1 | 25.02 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом. |
| Решение задач на сцепленное наследование | 1 | 02.03 | | Соотносить собственную деятельность с деятельностью других; систематизировать информацию | Навык решения генетических задач |
| Наследование, сцепленное с полом | 1 | 02.03 | | формулировать проблемные вопросы, владеть приемами работы с информацией | Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом |
| Решение задач на сцепленное с полом наследование | 1 | 04.03 | | Фиксировать результаты, делать выводы | Навык решения генетических задач |
| Взаимодействие аллельных генов | 1 | 04.03 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать | Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. |
| Взаимодействие неаллельных генов | 1 | 09.03 | | Работа с таблицей, выступать с сообщениями | Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей |
| Решение задач на взаимодействие генов | 1 | 09.03 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения. | Навык решения генетических задач |
| Решение генетических задач «Скрещивание» | 1 | 11.03 | | Фиксировать результаты, делать выводы | Навык решения генетических задач |
| Решение генетических задач «Сцепление» | 1 | 11.03 | | Фиксировать результаты, делать выводы | Навык решения генетических задач |
| Обобщение темы «Закономерности наследственности» | 1 | 16.03 | | Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Наследственность и изменчивость | 14ч | | | | |
| Генотип и среда. Модификационная изменчивость. Норма реакции | 1 | 16.03 | | Соотносить собственную деятельность с деятельностью других; систематизировать информацию | Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость |
| Лабораторная работа №13 «Статистические закономерности модификационной изменчивости» | 1 | 18.03 | | систематизировать информацию. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Построение вариационной кривой и вариационного ряда. Отчет по работе |
| Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость | 1 | 18.03 | | формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией | Изменчивость - свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость |
| Мутации. Хромосомные мутации | 1 | 23.03 | | Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу | Генные мутации. Генеративные и соматические мутации |
| Геномные мутации. Причины возникновения мутаций | 1 | 23.03 | | Составлять и заполнять таблицу Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения | Геномные мутации. Генеративные и соматические мутации. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез. |
| Закон гомологических рядов | 1 | 25.03 | | составлять и заполнять таблицу | Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова |
| Внеядерная наследственность | 1 | 25.03 | | Работа с дополнительным материалом | Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены |
| Геном человека | 1 | 06.04 | | Работа с материалом учебника; систематизировать информацию | Геном. Мутации у человека. Кариотип человека |
| Методы изучения генетики человека. | 1 | 06.04 | | Работа с дополнительным материалом; систематизировать информацию | Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека |
| Лабораторная работа №14 «Составление родословных, их анализ» | 1 | 08.04 | | Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Навык составления и анализа родословной |
| Кариотип человека | 1 | 08.04 | | Составление конспекта систематизировать информацию. | Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность |
| Картирование хромосом. Наследственные заболевания человека. | 1 | 13.04 | | Составление конспекта. Выполнение заданий, работа с текстом учебника | Картирование хромосом человека Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания |
| Медико-генетическое консультирование | 1 | 13.04 | | Составление конспекта | Значение генетического консультирования |
| Обобщение темы «Изменчивость» | 1 | 15.04 | | Контрольное тестирование | Основные понятия темы |
| Раздел V. Основы селекции | 14ч | | | | |
| Селекция как наука. Учение Н.И. Вавилова | 1 | 15.04 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника. Составлять и заполнять таблицу | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции |
| Искусственный отбор | 1 | 20.04 | | Работа с текстом учебника |
| Мутагенез | 1 | 20.04 | | Работа с дополнительным материалом, таблицей, выступать с сообщениями |
| Внутривидовая гибридизация. Гетерозис | 1 | 22.04 | |
| Отдалённая гибридизация | 1 | 22.04 | |
| Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов | 1 | 27.04 | |
| Биотехнология как наука и отрасль производства | 1 | 27.04 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника |
| Микробиологическая промышленность | 1 | 29.04 | | Работа с текстом учебника |
| Клеточная технология и инженерия | 1 | 29.04 | | Работа с дополнительным материалом |
| Хромосомная и генная инженерия | 1 | 04.05 | | Работа с текстом учебника |
| Проблема клонирования человека | 1 | 04.05 | | Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями |
| Обобщение темы «Селекция» | 1 | 06.05 | | Контрольное тестирование | Основные понятия темы |
| Итоговое тестирование | 1 | 06.05 | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия биологии 10кл |
| Итоговое тестирование | 1 | 11.05 | | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ | Основные понятия биологии 10кл |
| Раздел VI. Строение и функции организмов | 14ч | | | | |
| Организм как единое целое | 1 | 11.05 | | Выполнение заданий, работа с текстом учебника. Составлять и заполнять таблицу. Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями | Основные понятия темы |
| Ткани и органы | 1 | 13.05 | | Основные понятия темы |
| Опора тела организмов | 1 | 13.05 | | Эволюция систем органов на примере растений, беспозвоночных и позвоночных животных. Особенности процессов жизнедеятельности |
| Движение организмов | 1 | 18.05 | |
| Питание организмов | 1 | 18.05 | |
| Дыхание организмов | 1 | 20.05 | |
| Транспорт веществ у организмов | 1 | 20.05 | |
| Выделение у организмов | 1 | 25.05 | |
| Защита организмов | 1 | 25.05 | |
| Раздражимость и регуляция у организмов | 1 | 27.05 | |
| Обобщение темы «Строение и функции организмов» | 1 | 27.05 | | Выполнение контрольных заданий | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Генетика» | 1 | 01.06 | | Выполнение контрольных заданий | Основные понятия темы |
| Повторение темы «Цитология» | 1 | 01.06 | | Выполнение контрольных заданий | Основные понятия темы |
11