СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Биология» для 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. Базовый и углубленный уровни», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Биология» для 10 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ»

для обучающихся 10 классов (профильный уровень)

на 2021-2022 учебный год









Автор-составитель:

Быкова Светлана Семеновна,

учитель биологии высшей квалификационной категории










г. Нижневартовск,

2021 год



Содержание:


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование















































Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Биология» для 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:


  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (раздел «Биология»)

  2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

  3. Авторская программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, профильный уровень, автор-составитель А.Е. Андреева, под ред. Д.И.Трайтака, Н.Д. Андреевой.

  4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2021-2022 уч. год.



Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. Базовый и углубленный уровни», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова; издательство Владос, Москва, 2019 год

Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника формируется биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи. Курс ориентирован на обучающихся химико-биологической группы естественно-научного профиля.






























  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательной мотивации- готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;

  • развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;

  • воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.

Метапредметные результаты обучения:


  • формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности;

  • овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;

  • формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.


Предметными результатами являются:


  • знание основных положений биологических теорий, сущность законов генетики; имён великих учёных; сущности биологических процессов и явлений;

  • формирование практических учебных действий: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;

  • развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);

  • решение биологических задач разной сложности;

  • формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.


На изучение предмета «Общая биология» в 10 профильном классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 4 часа в неделю (140 часов в год, 35 учебных недель), из них на лабораторные и практические работы отводится 14 академических часов.



II. Содержание учебного предмета
(4 ч в неделю, всего 140 ч)

Введение (2ч)

Биология — наука о жизни. Место биологии в системе есте­ственных наук. Связь биологических наук с другими науками. Общебиологические закономерности — основа для понимания явлений жизни и рационального природопользования.

  1. Молекулярная биология (10 ч)

Понятие о системе. Организация биологических систем, структура, основные принципы, разнообразие. Уровни ор­ганизации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, био-геоценотический (экосистемный), биосферный. Процессы, происходящие в биосистемах. Основные критерии живого. Жизнь как форма существования материи. Определение по­нятия «жизнь».

Методы изучения биологических систем и процессов. На­учное познание. Методы биологических исследований.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих уровневую организацию живой природы, ме­тоды биологических исследований, связь биологии с другими науками; приборов, обеспечивающих изучение биологических систем и процессов.


Клетка — структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова. Развитие цитологии в XX в. Основные положения современ­ной клеточной теории. Её значение для развития биологии и познания природы. Методы изучения клетки.

Демонстрации

светового микроскопа, оборудования для приготовления микропрепаратов, постоянных и временных микропрепара­тов; рисунков, слайдов, фотографий, иллюстрирующих этапы развития цитологии как науки; портретов учёных-цитологов.

Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультрами­кроэлементы. Вода, её физико-химические свойства и био­логическая роль в клетке. Свободная и связанная вода. Роль воды как растворителя, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологи­ческая роль. Роль катионов и анионов в клетке. Буферные си­стемы клетки: фосфатная, карбонатная, белковая.

Органические компоненты клетки. Белки. Аминокислот­ный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первич­ная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Свойства белков. Классификация белков. Функции белков.

Углеводы. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. Биологические полимеры. Общий план строения и физико-химические свойства. Биологические функции углеводов.

Липиды — высокомолекулярные сложные эфиры. Общий план строения и физико-химические свойства. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Триглицериды, воски, стериды, фосфолипиды. Биологическая роль липи­дов в клетке.

Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеино­вых кислот: сахар, фосфат, азотистые основания. Комплемен­тарные основания. Структура ДНК — двойная спираль. Мес­тонахождение и биологические функции ДНК. Виды РНК: информационная, транспортная, рибосомальная, вирусная. Функции РНК в клетке. АТФ, строение, значение, функция.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих строение молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот; модели строения молекулы ДНК; опытов, иллюстрирующих свойства органических веществ, принцип действия фермен­тов.


  1. Строение и функции клетки (25 ч)


Эукариотная и прокариотная клетки. Наружная клеточная плазматическая мембрана. Строение мембраны, её свойства и функции. Транспорт веществ через мембрану. Клеточная оболочка растительной клетки. Цитоплазма и её органоиды. Вакуолярная система клетки: эндоплазматическая сеть, ап­парат Гольджи, лизосомы, вакуоль с клеточным соком, со­кратительные вакуоли. Полуавтономные структуры клетки: митохондрии и пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейко­пласты). Их строение и функции. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки и цито-скелет клетки. Органоиды движения — реснички и жгутики. Клеточные включения.

Ядро - регуляторный центр клетки. Особенности ядерной мембраны. Кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.

Строение прокариотной клетки. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Формы и размеры прокариот­ной клетки. Разнообразие клеток: растительная, животная, грибная, бактериальная. Особенности строения растительной и животной клетки.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, микрофотографий строе­ния клеточных структур; микропрепаратов растительных, животных и бактериальных клеток.

Лабораторные работы

Движение цитоплазмы в клетках растений.

Плазмо­лиз и деплазмолиз в растительных клетках.

Изучение стро­ения клеток различных организмов под микроскопом.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса метаболизма. Типы обмена веществ: аэробный и анаэробный, автотрофный и гетеротрофный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в процессах обмена веществ. Ферментативный характер реакций клеточного ме­таболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм дей­ствия. Зависимость скорости ферментативных реакций от раз­личных факторов.

Первичный синтез органических веществ в клетке. Плас­тический обмен. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Преобразование солнечной энер­гии в энергию химических связей. Продуктивность фотосин­теза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез.

Энергетический обмен. Три этапа энергетического обме­на. Подготовительный этап: органный и клеточный уровень. Роль лизосом в подготовительном этапе обмена веществ. Гли­колиз — бескислородное расщепление глюкозы. Биологиче­ское окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Мембранный характер реакций окислительного фосфорилирования. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффектив­ность энергетического обмена.

Реакции матричного синтеза. Принцип комплементар­ное в реакциях матричного синтеза. Реализация наслед­ственной информации. Генетический код, его свойства. Транскрипция — матричный синтез РНК. Трансляция — биосинтез белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка.

Регуляция обменных процессов в клетке. Гипотеза оперона (Ф. Жакоб, Ж. Мано). Понятие о клеточном гомеостазе.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих реак­ции пластического и энергетического обмена в клетке и их ре­гуляции; опытов, показывающих процесс фотосинтеза и вы­являющих необходимые условия для его протекания.

Лабораторные работы

Изучение каталитической активности фермента амила­зы.

Изучение фотосинтеза и условий его протекания.

  1. Развитие организмов (7ч)

Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Особенности про­цессов, протекающих в интерфазе. Подготовка клетки к деле­нию. Пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды интерфазы. Репликация - реакция матричного син­теза ДНК. Строение хромосом. Понятие о хромосомном набо­ре - кариотипе. Диплоидный и гаплоидный наборы хромо­сом. Гомологичные хромосомы.

Деление клетки - митоз. Стадии митоза. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Амитоз.

Демонстрации

таблиц, рисунков, схем, слайдов, фильмов, показывающих периоды жизненного цикла клетки, стадии митоза; моделей и аппликаций хромосом; микропрепаратов хромосом и митоза.

Лабораторные работы

Изучение фаз митоза на постоянном микропрепарате кончика корешка лука.


Организм как единое целое. Структурные части организ­мов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особен­ности строения и жизнедеятельности одноклеточных организ­мов. Органеллы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функция. Система органов. Аппарат. Функциональная систе­ма.

Ткани растительного и животного организма. Типы рас­тительных тканей: образовательная, покровная, проводящая, основная. Особенности строения и местонахождение тканей в органах растений. Типы животных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения и функционирования.

Органы. Вегетативные и генеративные органы растений. Органы и системы органов человека и животных.

Опора тела организмов. Каркас растений. Скелеты одно­клеточных и многоклеточных животных. Наружный и внут­ренний скелет. Скелет позвоночных животных и человека. Строение и типы соединения костей.

Движение организмов. Движение одноклеточных организ­мов: амебоидное, жгутиковое, ресничное. Движение многокле­точных растений: тропизмы и настии. Движение многокле­точных животных и человека: мышечная система. Скелетные мышцы и их работа.

Питание организмов. Значение питания и пищеварения. Автотрофное питание растений. Поглощение воды и мине­ральных веществ растениями. Пищеварение у растений. Ге­теротрофные организмы. Питание одноклеточных и беспо­звоночных животных. Внутриклеточное и внутриполостное пищеварение. Отделы пищеварительного тракта. Пищевари­тельные железы. Питание позвоночных животных и челове­ка. Пищеварительная система человека.

Дыхание организмов. Значение дыхания. Дыхание у расте­ний. Дыхание у животных. Органы дыхания. Эволюция дыха­тельной системы позвоночных. Органы дыхания человека.

Транспорт веществ у организмов. Транспортные системы у растений. Восходящий и нисходящий ток веществ. Транспорт веществ у животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Кровеносная система беспозвоночных и позвоночных животных. Усложнение кровеносной системы позвоночных. Строение кровеносной системы человека. Лимфообращение.

Выделение у организмов. Выделение у растений. Выде­ление у одноклеточных и многоклеточных животных. Орга­ны выделения. Выделительная система человека. Строение почек.

Защита у организмов. Защита у растений. Защита у много­клеточных животных. Строение кожи человека. Защита ор­ганизма от болезней. Иммунитет и его природа. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Раздражимость и регуляция у организмов. Раздражимость у одноклеточных организмов: таксисы. Раздражимость и ре­гуляция у многоклеточных растений. Рост растений в зависи­мости от условий среды и ростовых веществ. Нервная система животных: сетчатая, стволовая, узловая, трубчатая. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нервная система позвоночных живот­ных и человека. Отделы головного мозга, его усложнение. Гу­моральная регуляция и эндокринная система человека. Гор­моны. Их значение.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, фильмов, показывающих строение растений, животных, грибов, бактерий и вирусов; микропрепаратов, влажных препаратов, остеологических препаратов, гербариев и коллекций, демон­стрирующих строение органов и систем органов растений и животных; опытов, доказывающих наличие в растительных и животных организмах процессов питания, дыхания, выде­ления, регуляции и т. п.

Размножение и развитие организмов. Формы размножения организмов. Бесполое и половое раз­множение. Виды бесполого размножения: простое деление, почкование, размножение спорами (споруляция), вегетатив­ное размножение, фрагментация, клонирование.

Половое размножение. Половые клетки. Мейоз — редук­ционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз - основа по­лового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Понятие о кроссинговере. Биологический смысл мейоза. Мейоз в жиз­ненном цикле организмов.

Размножение и развитие животных. Половые железы. Гаметогенез у животных. Образование и развитие половых клеток. Особенности строения мужских и женских половых клеток животных. Оплодотворение. Способы оплодотворения: наружное и внутреннее. Партеногенез. Индивидуальное разви­тие животных. Эмбриология — наука о развитии зародышей. Стадии эмбриогенеза животных на примере ланцетника. За­кладка органов и тканей из трёх зародышевых листков. Рост и развитие животных. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоноч­ных и позвоночных животных. Биологическое значение прямо­го и непрямого развития, их распространение в природе.

Размножение и развитие растений. Гаметофит и спорофит. Мейоз в жизненном цикле растений. Образование спор в про­цессе мейоза. Гаметогенез у растений. Оплодотворение и раз­витие растительных организмов. Жизненные циклы водорос­лей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Об­разование и развитие семени.

Продолжительность жизни и плодовитость организмов. Рост организмов: неограниченный и ограниченный. Старение и смерть как биологические процессы.


Неклеточные формы жизни - вирусы. Особенности строе­ния вирусов на примере бактериофага и ВИЧ. Вирусные ДНК и РНК. Жизненный цикл и особенности размножения виру­сов. СПИД, социальные и медицинские проблемы.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, показывающих формы размножения организмов, стадии мейоза, стадии гаметогенеза у животных, эмбрионального и постэмбрионального развития организмов; муляжей и аппликаций эмбрионально­го развития хордовых; микропрепаратов яйцеклеток и спер­матозоидов.


  1. Основы генетики (23ч)

История возникновения и развития генетики как науки. Работы Г. Менделя, Т. Моргана. Роль отечественных учёных в развитии генетики. Работы Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова, А. Н. Белозерского. Значение генетики.

Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, до­минантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетический.


Демонстрации

таблиц, рисунков, схем, фотографий, иллюстрирующих доминантные и рецессивные признаки у разных организмов, основные методы генетики; портретов учёных-генетиков; фиксированных мух дрозофил и гербаризированных растений гороха посевного.

Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание - скрещивание по одной паре признаков. Первый закон Менделя - закон едино­образия первого поколения. Правило доминирования. Второй закон Менделя - закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание. Использование анализи­рующего скрещивания для определения генотипа особи. Про­межуточный характер наследования. Расщепление признаков при неполном доминировании.

Дигибридное скрещивание - скрещивание по двум парам признаков. Третий закон Менделя - закон независимого на­следования признаков.

Сцепленное наследование признаков. Законы Моргана - сцепленное наследование признаков, локализованных в одной хромосоме; нарушение сцепления генов в результате кроссинговера. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Использование кроссинговера для составления генети­ческих карт хромосом.

Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Комплементарность, эпистаз, полимерия.

Решение генетических задач.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, аппликаций, слайдов и фильмов, иллюстрирующих основные закономерности наследственно­сти признаков у организмов, хромосомного механизма опреде­ления и регуляции пола; опытов по скрещиванию мух дрозо­фил, аквариумных рыб (гуппи); генетических карт растений, животных и человека.

Закономерности изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды при формировании фе­нотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количе­ственные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Ненаследственная, модификационная или фенотипическая изменчивость. Роль среды в ненаследствен­ной изменчивости. Предел изменчивости признака. Вариаци­онный ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака. Характеристика модификационной изменчивости.

Наследственная или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой процесс — основа комбинативной изменчивости. Роль комбинативной изменчи­вости в создании разнообразия особей в пределах одного вида. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромо­сомные, геномные. Спонтанные и индуцированные мутации. Ядерные и цитоплазматические мутации. Соматические и по­ловые мутации. Причины возникновения мутаций. Законо­мерности мутационного процесса. Закон гомологических ря­дов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, показываю­щих организмы с различными видами изменчивости; живых экземпляров комнатных растений и домашних животных с различными видами изменчивости.

Лабораторная работа

Изучение модификационной изменчивости. Постро­ение вариационного ряда и вариационной кривой.

Генетика человека. Кариотип человека. Идиограмма кариотипа человека. Международная программа исследования генома челове­ка. Методы генетики человека: генеалогический, близне­цовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наслед­ственной предрасположенностью. Значение медицинской ге­нетики в предотвращении и лечении генетических заболева­ний человека. Медико-генетическое консультирование.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, иллюстрирую­щих методы изучения генетики человека; фотографий людей, страдающих наследственными заболеваниями, однояйцевых и разнояйцевых близнецов; кариотипов больных генными и хромосомными болезнями.


  1. Селекция организмов (4 ч)

Селекция как процесс и наука. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообра­зия и происхождения культурных растений. Центры проис­хождения домашних животных. Роль селекции в создании сортов растений и пород животных. Порода, сорт, штамм — искусственные популяции организмов с комплексами хозяй­ственно ценных признаков. Закон гомологических рядов в на­следственной изменчивости и его значение для селекционной работы.

Методы селекционной работы. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Экспериментальный му­тагенез. Полиплоидия. Гибридизация. Близкородственное скрещивание — инбридинг. Отдалённая гибридизация — аутбридинг в селекции растений и животных. Преодоление бес­плодия гибридов. Гетерозис. Достижения селекции растений и животных. Методы работы И. В. Мичурина.

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, иллюстрирующих методы се­лекции растений и животных; фотографий и слайдов сортов культурных растений, пород домашних животных; муляжей и натуральных плодов различных сортов яблонь, груш; тома­тов; цветков и соцветий декоративных растений (роз, хризан­тем, гвоздик и др.).

Биотехнология как отрасль производства. История разви­тия биотехнологии. Объекты биотехнологии.

Основные отрасли биотехнологии: микробиологиче­ская технология, культивирование и использование расти­тельных и животных клеток, хромосомная и генная инже­нерия.

Микробиологическая технология. Преимущества микро­биологического синтеза. Инженерная энзимология. Иммоби­лизованные ферменты. Использование микробиологической технологии в промышленности.

Клеточная технология и клеточная инженерия. Клеточные и тканевые культуры. Микроклональное размножение расте­ний. Соматическая гибридизация. Реконструкция яйцеклеток и клонирование животных.

Хромосомная и генная инженерия. Конструирование рекомбинантных ДНК. Достижения и перспективы генной ин­женерии. Создание трансгенных (генетически модифициро­ванных) организмов. Экологические и этические проблемы генной инженерии.

Демонстрации

рисунков, схем, слайдов, фильмов, иллюстрирующих основные направления и отрасли биотехнологии, методы ге­нетической инженерии; лекарственных препаратов, получен­ных с использованием достижений микробиологической про­мышленности.


Профориентация интегрирована с темами:

  1. «Биология – наука о живых организмах» – профессии биолога, эколога, орнитолога, энтомолога, ихтиолога, морфолога, микробиолога.

  2. «Онтогенез»- эмбриолог

  3. «Клеточном строение организмов» - профессия цитолога

  4. «Генетика» - врачебное дело

  5. «Селекция» - агроном, селекционер, микробиолог

  6. «Наследственность человека» - врачи лабораторного дела


III. Тематическое планирование



п/п


Раздел, название темы

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала


Введение






Предмет и задачи общей биологии

1

01.09


Характеризовать общую биологию как учебный предмет

Биологические дисциплины, их связи с другими науками.

Методы биологической науки

1

01.09


Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Методы в биологии. История становления биологической науки


Раздел I. Основные свойства и уровни организации живой материи

14ч






Сущность жизни





Основные свойства и уровни организации живой материи

1

03.09


Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Уровни организации живой материи

Изучение биологических систем и процессов

1

03.09


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

История развития биологии


Введение в биохимию. Молекулярная биология как наука

12ч





Химический состав клетки

1

08.09


-характеризовать химические элементы,

классифицировать информацию по различным признакам

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме.

Итоговое тестирование

1

08.09


Контрольное тестирование по материалам ГИА

Материал курса общей биологии 9кл

Неорганические вещества клетки

1

10.09


определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы

Биополимеры. Углеводы

1

10.09


определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов

Функции углеводов

1

15.09


Биополимеры. Белки. Аминокислоты

1

15.09


описывать органические молекулы живого вещества

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение белков. Аминокислоты.

Функции белков

1

17.09


описывать функции молекул белка

Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы

Лабораторная работа №1 «Каталитические функции белков». Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

1

17.09


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Биологические функции белков. Каталитическая активность ферментов в живых тканях

Липиды. АТФ

1

22.09


Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов

Нуклеиновые кислоты

1

22.09


Составлять сложный план

Сравнение понятий

Нуклеиновые кислоты. Строение, типы нуклеиновых кислот

Репликация ДНК

1

24.09


Составлять сложный план


Функции нуклеиновых кислот

Обобщение темы «Химическая организация клетки»

1

24.09


Применять знания в конкретных жизненных ситуациях

Доказывать сформированность знаний биологических терминов, процессов


Раздел II. Основы цитологии

20ч





Цитология – наука о клетке. Методы изучения клетки

1

29.09


Составлять конспект


История изучения клетки. Методы изучения клетки

Клеточная теория

1

29.09


Составлять конспект

Клеточная теория

Методы цитологии

1

01.10


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Световая и электронная микроскопия. Культивирование клеток. Метод меченых изотопов

Форма и размеры клеток. Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки (на примере живых клеток)»

1

01.10


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Особенности клеток. Эукариотная и прокариотная клетки. Отчет по ЛР

Плазматическая мембрана. Клеточная стенка

1

06.10


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Наружная клеточная

плазматическая мембрана. Клеточная оболочка

Функции мембраны

1

06.10


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Физиологические свойства клеточной мембраны

Лабораторная работа №4 «Транспортная функция мембраны»

1

08.10


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Физиологические свойства клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз

Эндоцитоз. Подмембранный комплекс

1

08.10


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Транспорт веществ через мембрану

Цитоплазма. Лабораторная работа №5 «Наблюдение за движением цитоплазмы»

1

13.10


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Строение мембраны, её свойства и функции. Цитоплазма и её органоиды

Одномембранные органоиды

1

13.10


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

ЭПС, КГ, лизосомы

Вакуолярные системы. Лабораторная работа №6 «Крахмальные зерна в клетках клубня картофеля»

1

15.10


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Вакуолярная система клетки

Митохондрии. Пластиды

1

15.10


Составлять и заполнять таблицу

Митохондрии. Пластиды

Рибосомы. Включения

1

20.10


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Рибосомы. Клеточные включения

Немембранные органоиды. Цитоскелет

1

20.10


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Опорно-двигательная система клетки

Ядро

1

22.10


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Строение и функции ядра

Лабораторная работа №7 «Строение растительной, животной и грибной клеток»

1

22.10


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Особенности строения клеток: грибной, растительной, животной

Прокариотная клетка

1

27.10


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Особенности строения бактериальной клетки

Строение вирусов

1

27.10


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать

Строение вирусов. Размножение вирусов

Размножение вирусов. СПИД

1

29.10


владеть приемами работы с информацией

Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция

Контроль по теме «Клеточные структуры»

1

29.10


Выполнять тренировочные упражнения

Основные понятия темы


Обмен веществ и превращение энергии в клетке

28





Обмен веществ и энергии в клетке

1

10.11


Составлять сложный план

Анализ, обобщение материала

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена

1

10.11


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма

Автотрофы и гетеротрофы

1

12.11


Составлять сложный план

Анализ, обобщение материала

Источники энергии для живых организмов

Фотосинтез. Световая фаза. Практическая работа №1 «Условия, необходимые для фотосинтеза»

1

12.11


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл, его строение. Фотолиз воды

Лабораторная работа №8 «Проба Сакса»

1

17.11


Фиксировать результаты, делать выводы

Условия, необходимые для фотосинтеза

Фотосинтез. Темновая фаза

1

17.11


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Темновая фаза фотосинтеза

Планетарное значение фотосинтеза. Фотосинтез и растениеводство

1

19.11


Работа с дополнительным материалом

Значение фотосинтеза

Хемосинтез

1

19.11


Работа с дополнительным материалом

Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

Этапы энергетического обмена. Гликолиз

1

24.11


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Расщепление полисахаридов - крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы

Цикл Кребса

1

24.11


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы

Ферментативные реакции

1

26.11


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Окислительное фосфорилирование.

Обобщение темы «Обеспечение клеток энергией»

1

26.11


Выполнять тренировочные упражнения

Основные понятия темы

Генетическая информация. Свойства генетического кода

1

01.12


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Белки - основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция

Реакции матричного синтеза. Транскрипция

1

01.12


Составлять сложный план

Сравнение

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза

Биосинтез белка. Роль т-РНК в биосинтезе

1

03.12


Выполнять тренировочные упражнения

Генетический код и его свойства

Реакции матричного синтеза. Трансляция

1

03.12


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Синтез белковой молекулы

Особенности репликации ДНК у прокариот

1

08.12


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Транспортные РНК. Биосинтез белка

Реакции матричного синтеза. Практические задания

1

08.12


Выполнять тренировочные упражнения

Основные понятия темы

Реакции матричного синтеза. Практические задания

1

10.12


Выполнять тренировочные упражнения

Основные понятия темы

Итоговое тестирование I полугодие

1

10.12


Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия биологии 10кл

Регуляция обменных процессов в клетке

1

15.12


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Регуляция транскрипции и трансляции

Обобщение темы «Реализация наследственной информации»

1

15.12


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Современные представления о строении генов. Геном. Основные понятия темы

Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Амитоз

1

17.12


Составлять сложный план

Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Амитоз

Матричный синтез ДНК

1

17.12


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Механизм репликации. Инициация, элонгация, терминация

Хромосомы

1

22.12


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Хромосомы, хроматиды, гаплоидный и диплоидный набор хромосом

Митоз

1

22.12


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Фазы митоза, их сравнение. Гомологичные и негомологичные хромосомы

Лабораторная работа №9, 10 «Митоз животной клетки», «Изучение делящихся клеток на постоянных микропрепаратах»

1

24.12


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Рисунки митоза

Биологическое значение митоза

1

24.12


Работа с дополнительным материалом

Значение митоза



Раздел III. Основы биологии развития



17ч





Виды размножения. Бесполое размножение.

1

12.01


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки

Половое размножение

1

12.01


Составлять сложный план, таблицу

Формы полового размножения

Мейоз, фазы

1

14.01


Составлять конспект и рисунки темы

Фазы мейоза. Конъюгация, кроссинговер

Биологическое значение мейоза

1

14.01


Составлять конспект и рисунки темы

Фазы мейоза. Конъюгация, кроссинговер

Мейоз. Решение задач

1

19.01


Составлять сложный план, таблицу

Навык решения задач

Гаметогенез

1

19.01


владеть приемами работы с информацией

Гаметогенез - стадии

Лабораторная работа №11 «Сперматогенез и овогенез»

1

21.01


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Образование половых клеток у животных и растений. Гаметогенез. Соматические и половые клетки

Гаметогенез. Решение задач

1

21.01


Выполнять задания по теме

Понятия темы

Оплодотворение у животных

1

26.01


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать

Оплодотворение у животных

Партеногенез

1

26.01


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез

Периоды онтогенеза. Эмбриональный период

1

28.01


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Эмбриональное развитие животных и растений

Постэмбриональный период

1

28.01


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Постэмбриональное развитие животных и растений. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма.

Размножение и развитие растений

1

02.02


Составлять конспект и рисунки темы

Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле

Жизненные циклы споровых

1

02.02


Составлять конспект и рисунки темы

Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле

Двойное оплодотворение у цветковых растений

1

04.02


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Двойное оплодотворение у цветковых растений

Лабораторная работа №12 «Пыльник цветкового растения»

1

04.02


Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Отчет по лабораторной работе

Контроль по теме «Индивидуальное развитие организмов»

1

09.02


Работа с таблицей, выступать с сообщениями

Основные понятия темы


Раздел IV. Основы генетики

31ч





Становление генетики

1

09.02


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Вклад ученых в развитие генетики

Основные генетические понятия и символы

1

11.02


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Наследственность - свойство живых организмов. Генетика.

Методы генетики. Гибридологический метод

1

11.02


владеть приемами работы с информацией. Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Работы Г. Менделя. Гибридологический метод. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки.

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования

1

16.02


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать

Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Доминирование полное и неполное

1

16.02


владеть приемами работы с информацией

Законы Г. Менделя: закон доминирования, закон расщепления

Анализирующее скрещивание

1

18.02


владеть приемами работы с информацией

Анализирующее скрещивание.

Дигибридное и полигибридное скрещивание

1

18.02


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования

Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание

1

25.02


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения.

Навык решения генетических задач

Сцепленное наследование

1

25.02


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

Решение задач на сцепленное наследование

1

02.03


Соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

систематизировать информацию

Навык решения генетических задач

Наследование, сцепленное с полом

1

02.03


формулировать проблемные вопросы, владеть приемами работы с информацией

Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом

Решение задач на сцепленное с полом наследование

1

04.03


Фиксировать результаты, делать выводы

Навык решения генетических задач

Взаимодействие аллельных генов

1

04.03


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование.

Взаимодействие неаллельных генов

1

09.03


Работа с таблицей, выступать с сообщениями

Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей

Решение задач на взаимодействие генов

1

09.03


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения.

Навык решения генетических задач

Решение генетических задач «Скрещивание»

1

11.03


Фиксировать результаты, делать выводы

Навык решения генетических задач

Решение генетических задач «Сцепление»

1

11.03


Фиксировать результаты, делать выводы

Навык решения генетических задач

Обобщение темы «Закономерности наследственности»

1

16.03


Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Основные понятия темы


Наследственность и изменчивость

14ч





Генотип и среда. Модификационная изменчивость. Норма реакции

1

16.03


Соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

систематизировать информацию

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость

Лабораторная работа №13 «Статистические закономерности модификационной изменчивости»

1

18.03


систематизировать информацию.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Построение вариационной кривой и вариационного ряда. Отчет по работе

Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость

1

18.03


формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Изменчивость - свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость

Мутации. Хромосомные мутации

1

23.03


Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Генные мутации. Генеративные и соматические мутации

Геномные мутации. Причины возникновения мутаций

1

23.03


Составлять и заполнять таблицу

Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Геномные мутации. Генеративные и соматические мутации. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

Закон гомологических рядов

1

25.03


составлять и заполнять таблицу

Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова

Внеядерная наследственность

1

25.03


Работа с дополнительным материалом

Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены

Геном человека

1

06.04


Работа с материалом учебника; систематизировать информацию

Геном. Мутации у человека. Кариотип человека

Методы изучения генетики человека.

1

06.04


Работа с дополнительным материалом; систематизировать информацию


Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека

Лабораторная работа №14 «Составление родословных, их анализ»

1

08.04


Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Навык составления и анализа родословной

Кариотип человека

1

08.04


Составление конспекта систематизировать информацию.


Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность

Картирование хромосом. Наследственные заболевания человека.

1

13.04


Составление конспекта. Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Картирование хромосом человека Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания

Медико-генетическое консультирование

1

13.04


Составление конспекта

Значение генетического консультирования

Обобщение темы «Изменчивость»

1

15.04


Контрольное тестирование

Основные понятия темы


Раздел V. Основы селекции

14ч





Селекция как наука. Учение Н.И. Вавилова

1

15.04


Выполнение заданий, работа с текстом учебника. Составлять и заполнять таблицу

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия.

Достижения и основные направления современной селекции

Искусственный отбор

1

20.04


Работа с текстом учебника

Мутагенез

1

20.04


Работа с дополнительным материалом, таблицей, выступать с сообщениями

Внутривидовая гибридизация. Гетерозис

1

22.04


Отдалённая гибридизация

1

22.04


Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов

1

27.04


Биотехнология как наука и отрасль производства

1

27.04


Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Микробиологическая промышленность

1

29.04


Работа с текстом учебника

Клеточная технология и инженерия

1

29.04


Работа с дополнительным материалом

Хромосомная и генная инженерия

1

04.05


Работа с текстом учебника

Проблема клонирования человека

1

04.05


Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями

Обобщение темы «Селекция»

1

06.05


Контрольное тестирование

Основные понятия темы

Итоговое тестирование

1

06.05


Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия биологии 10кл

Итоговое тестирование

1

11.05


Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия биологии 10кл


Раздел VI. Строение и функции организмов

14ч





Организм как единое целое

1

11.05


Выполнение заданий, работа с текстом учебника. Составлять и заполнять таблицу. Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями

Основные понятия темы

Ткани и органы

1

13.05


Основные понятия темы

Опора тела организмов

1

13.05


Эволюция систем органов на примере растений, беспозвоночных и позвоночных животных. Особенности процессов жизнедеятельности

Движение организмов

1

18.05


Питание организмов

1

18.05


Дыхание организмов

1

20.05


Транспорт веществ у организмов

1

20.05


Выделение у организмов

1

25.05


Защита организмов

1

25.05


Раздражимость и регуляция у организмов

1

27.05


Обобщение темы «Строение и функции организмов»

1

27.05


Выполнение контрольных заданий

Основные понятия темы

Повторение темы «Генетика»

1

01.06


Выполнение контрольных заданий

Основные понятия темы

Повторение темы «Цитология»

1

01.06


Выполнение контрольных заданий

Основные понятия темы


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!