Министерство образования и науки Республики Дагестан
Рабочая программа кружка
«В МИРЕ ХИМИИ»
Юсуповой Барият Каирхановны
учителя химии
МКОУ «Бабаюртовская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.А. Арзулумова»
с. Бабаюрт Бабаюртовского района
8-9 класс
2018 - 2019 учебный год
с.Бабаюрт
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Образовательная программа кружка «В мире химии» для учащихся 8 – 9 классов |
Разработчик программы | Учитель химии высшей квалификационной категории Юсупова Барият Каирхановна |
Сроки реализации | 2018 – 2019 год |
Законодательная база | Закон РФ «ОБ образовании» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001 г.; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года; |
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Актуальность программы
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.
В процессе изучения курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
2.2 Цели и задачи программы
Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
формирование коммуникативных умений;
формирование презентационных умений и навыков;
дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.
Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
Вызвать интерес к изучаемому предмету
Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа кружка «В МИРЕ ХИМИИ» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «С мире химии» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 70 часов (1 занятие по 2 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет (8-9 класс).
4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «В мире химии» являются:
Решение олимпиадных задач различного уровня;
Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов
Доклады и рефераты учащихся;
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
о прикладной направленности химии;
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
о веществах и их влияния на организм человека;
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
Правила сборки и работы лабораторных приборов;
Определение массы и объема веществ;
Правила экономного расхода горючего и реактивов
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
Качественные реакции на белки, углеводы;
Способы решения нестандартных задач
Учащиеся должны уметь:
Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;
Находить проблему и варианты ее решения;
Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации
Навыками экспериментального проведения химического анализа.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов в неделю -2.
Количество детей в группе – 15 человек.
Материально-техническая база:
- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор видеокассет и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Внутришкольные связи:
- кабинеты информатики, биологии
7. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематический план
№ разде лов | Название тем | Форма занятий | Количество часов |
Всего | Теория | Прак тика |
1. Х И М И Ч Е С К А Я Л А Б О Р А Т О Р И Я | Введение | Лекция | 1 | 1 | |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | Игра по технике безопасности | 1 | | 1 |
Знакомство с лабораторным оборудованием | Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования | 2 | 2 | |
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. | Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. | 1 | | 1 |
Нагревательные приборы и пользование ими. | Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. | 1 | | 1 |
Взвешивание, фильтрование и перегонка | Практическая работа. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей | 2 | | 2 |
Выпаривание и кристаллизация | Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли | 2 | | 2 |
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ | Лекция. Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. | 4 | 1 | 3 |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. | 2 | 1 | 1 |
Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов. | Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов | 2 | | 2 |
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | Показ демонстрационных опытов | 2 | | 2 |
2. Л О Г И К А | Вперед к покорению вершин олимпиад | Решение олимпиадных задач различного уровня | 6 | 1 | 5 |
Проведение дидактических игр: кто внимательнее кто быстрее и лучше узнай вещество узнай явление | Игры с учащимися кружка | 2 | | 2 |
3. П Р И К Л А Д Н А Я Х И М И Я | Химия в быту. | Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | 2 | 1 | 1 |
Практикум исследование «Моющие средства для посуды». | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | 1 | 1 |
Занятие - игра «Мыльные пузыри» | | 1 | | 1 |
Химия в природе. | Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». | 2 | 1 | 1 |
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | Круглый стол, сообщения учащихся | 2 | 1 | 1 |
Профориентационная лекция. | Онлайн - экскурсии | 2 | | 2 |
Химия и медицина. | Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы» | 2 | 1 | 1 |
Белки, жиры, углеводы в питании человека. | | 1 | 1 | |
Витамины | | 1 | 1 | |
Пищевые добавки | | 1 | 1 | |
Практикум исследование «Чипсы». | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | | 2 |
Практикум исследование «Мороженое» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | | 2 |
Практикум исследование «Шоколад» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | | 2 |
Практикум исследование «Жевательная резинка» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | | 2 |
Тайны воды. | | 1 | 1 | |
Практикум исследование «Газированные напитки» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | | 1 |
Практикум исследование «Минеральные воды» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | | 1 |
Пивной алкоголизм | Лекция, презентация | 2 | 1 | 1 |
Практикум исследование «Чай» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | | 1 |
Практикум исследование «Молоко» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | | 1 |
4. Н Е Д Е Л Я Х И М И И | Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай». | Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами Игра. «Счастливый случай» | 3 | 1 | 2 |
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. | Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр: “Химическая эстафета” “Третий лишний”. | 4 | | 4 |
Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” | Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов | 4 | | 4 |
| Итого | | 70 | 16 | 54 |
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.
Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. http://nekuri2.narod.ru/
Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191
Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
Комсомольская правда. Тайны воды. http://www.kp.ru/daily/23844. 3/62515/
http://www.aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html
Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.
Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.
Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001