СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Занимательная химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный кружок вводит детей в интересный мир занимательной химии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Занимательная химия"»

Рабочая программа кружка «Занимательная химия»

1. Пояснительная записка.

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Занимательная химия». Он ориентирован на учащихся 4-5 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня». С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны химический эксперимент и метод наблюдения. Изучение курса способствует решению следующих задач:  развитие кругозора и интереса к химии;  формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;  выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами.  знакомство с использованием химических веществ в давние времена жителями своей местности Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Главная цель кружка - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий:  учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;  показы учебных фильмов по химии, презентации.  беседы с информаторами Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, в домашней аптечке, в продуктовом и хозяйственном магазинах и на берегу реки. Поэтому серьѐзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет. Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для родителей и оформление постоянной экспозиции «Химия вокруг нас». Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания: 1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности

школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между: - всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; 3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством. 4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Уровни воспитательных результатов метапредметных и личностных Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. - формы подведения итогов реализации программы (выставки, исследовательские работы, соревнования, праздники и т.д.). После изучения данного курса обучающиеся приобретают знания: 1) Что изучает химия? 2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д. Умеют обращаться с данными веществами, соблюдая правила техники безопасности. 3) Влияние человека на природу. 4) Использование веществ в давние времена людьми данной местности Обучающиеся приобретают умения: 1) Работать с химическим оборудованием. 4) Планировать и проводить эксперименты. 5) Описывать явления. 6) Применять свойства изученных веществ в жизни

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1 час). Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Пр.р.№1 « Обращение с химической посудой» Тема №1. «Летние чудеса» (3часа) Красильные растения Пашозерья. Почему листья меняют окраску осенью. Пр.р.№2 «Окрашивание ткани разными растениями» Пр.р.№3 «Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски» Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов) Поваренная соль и еѐ свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Кислоты на кухне. Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Крахмал. Белки не только в курином яйце. Сахар. Жиры. Металлы на кухне. Пр.р.№4 «Очистка загрязнѐнной поваренной соли» Пр.р.№5 «Опыты с солью» Пр.р.№6 «Выращивание кристаллов» Пр.р.№7 «Рисование солью» Пр.р.№8 «Изготовление поделок из солѐного теста» Пр.р.№9 «Роспись поделок из солѐного теста» Тема №3. «Друзья Мойдодыра (химия в ванной комнате) (7 часов) История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств? Жѐсткость воды и методы еѐ устранения. Щѐлок: как его варили в старину. Пр.р №10 «Изготовление мыла» Пр.р.№11 «Исследование жѐсткости воды из разных источников» Пр.р.№12 «Изготовление щѐлока» Пр.р.№13 «Исследование свойств щѐлока» Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа) Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелѐнка» или раствор бриллиантового зелѐного. Необычные свойства обычной зелѐнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт. Старые лекарства, как с ними поступить. Тема №5 «Химия вне дома» (2часа) Мел, применение, состав. Пр.р.№14 «Изготовление мелков» Известняк. Мрамор. Глина. Песок. Оформление выставки «Химия вокруг нас» (1час) Защита исследовательских работ (3часа)

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема Кол-во часов Практические занятия 1 Введение 1 1 2 Тема №1. « Летние чудеса» 3 2 3 Тема №2. « Чудеса на маминой кухне» 15 6 4 Тема №3. «Химия в ванной комнате» 7 4 5 Тема №4. Химия в аптечке 2 6 Тема №5 «Химия вне дома» 2 1 7 Оформление выставки «Химия вокруг нас» 1 8 Защита исследовательских работ 3 Итого 34


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!