Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»
Принята на заседании Педагогического совета, протокол №_____ от «__» ________20___года | | Утверждена приказом Шумячского ДДТ №______ от «__» ________20__года директор Шумячского ДДТ __________В.Г. Прудникова |
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа естественно-научного направления
««Мир химии»
Срок реализации: 1 год |
Возраст обучающихся: 13-14 лет |
Составитель: Кришталёва Надежда Петровна, педагог дополнительного образования |
пгт. Шумячи
2018
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы: Естественно-научная.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.
Актуальность программы «Мир химии» создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 8 класса, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Дети с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними.
Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 13-14 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Цель программы: Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи химического кружка
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развить учебно-коммуникативные умения;
формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
воспитывать элементы экологической культуры;
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с реактивами, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять практические работы.
Программа курса «Мир химии» предназначена для учащихся 13-14 лет.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.
Формы занятий:
-Групповая
- Индивидуальная
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Мир химии»
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
В познавательной сфере: – давать определения изученных понятий; – описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; – классифицировать изученные объекты и явления; – делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей; – структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере: – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; – разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; – строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере: – планировать и проводить химический эксперимент; – использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности: – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Формами подведения итогов реализации программы кружка «Мир химии» являются: решение олимпиадных задач различного уровня;
Создание интеллектуальных игр, кроссвордов
Содержание программы
Вводное занятие (2ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (14 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
Тема5. Химия и пища (12 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Тема 6. Химия в быту(16 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Тема 7. Химия лекарств (10 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
Итоговое занятие (2ч.)
Учебный план
№ п.п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | лекция. |
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 2 | 2 | - | лекция |
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 2 | 2 | - | Лекция. |
4 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 14 | 8 | 6 | Лекция. практикум |
5 | Ядовитые соли и работа с ними | 4 | 2 | 2 | Лекция. практикум |
6. | Химия и пища | 12 | 8 | 4 | Беседа практикум |
7 | Химия в быту | 16 | 14 | 2 | Лекция. практикум |
8 | Химия лекарств | 10 | 8 | 2 | Лекция. практикум |
9 | Влияние вредных привычек на организм человека | 8 | 6 | 2 | Беседа практикум |
10 | Итоговое занятие . | 1 | 1 | - | решение задач Создание кроссвордов Проекты учащихся |
11 | Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | - | собеседование |
| Итого: | 72 ч | 54ч | 18ч | беседа |
Календарно-учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля |
Вводное занятие (2 ч.) |
1 | | | Химические знания в повседневной жизни человека | 2 | |
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.) |
2 | | | Изучение правил техники безопасности | 2 | сообщения |
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.) |
3 | | | Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. | 2 | сообщение |
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (14 ч.) |
4 | | | Вода в масштабе планеты. | 2 | Творческий отчет |
5 | | | Экологическая проблема чистой воды. | 2 | .Презентация |
6 | | | Растворение | 2 | Творческая работа |
7 | | | Роль растворов в природе и жизни человека | 2 | сообщение |
8 | | | Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. | 4 | Отчет о практической работе |
9 | | | Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. | 2 | Отчет о практической работе |
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.) |
10 | | | Ядовитые вещества в жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. | 2 | презентация |
11 | | | Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. | 2 | Отчет о практической работе |
Тема5. Химия и пища (12 ч.) |
12 | | | Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. | 2 | сообщение |
13 | | | Влияние на организм белков, жиров, углеводов. | 2 | Творческая работа |
14 | | | Витамины: как грамотно их принимать Витамины: классификация, физиологическое действие. Понятие «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз» | 2 | презентация |
15 | | | Практическая работа №4. Гашение соды. | 2 | Отчет о практической работе |
16 | | | Практическая работа №5. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | 2 | Отчет о практической работе |
17 | | | Зачет №1 (по темам 1-5) | 2 | |
Тема 6. Химия в быту (16 ч.) |
18 | | | Виды бытовых химикатов | 2 | сообщение |
19 | | | Разновидности моющих средств | 2 | презентация |
20 | | | Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней | 2 | Творческий отчет |
21 | | | История стеклоделия. | 2 | сообщение. |
22 | | | Керамика: от истории изобретения до наших дней | 2 | презентация |
23 | | | Химия и косметические средства | 2 | конференция |
24 | | | Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | 2 | Отчет о практической работе |
25 | | | Зачет №2 (по теме 6) | 2 | |
Тема 7. Химия лекарств (10 ч.) |
26 | | | Лекарства и яды в древности | 2 | сообщение |
27 | | | Аспирин: за и против. | 2 | сообщение |
28 | | | Понятие о фитотерапии | 2 | презентация |
29 | | | Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). | 2 | Отчет о практической работе |
30 | | | Зачет №3 (по теме 7) | 2 | |
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.) |
31 | | | Курить – здоровью вредить! | 2 | сообщение |
32 | | | Наркомания – опасное пристрастие. | 2 | сообщение |
33 | | | Практическая работа №8. Действие этанола на белок. | 2 | Отчет о практической работе |
34 | | | Зачет №4 (по теме 8) | 2 | |
Итоговое занятие (4ч.) |
35 | | | Подведение итогов курса. Решение задач, составление кроссвордов. | 1 | Решение задач, составление кроссвордов |
36 | | | Промежуточная аттестация | 1 | собеседовние |
| Итого: | 72ч | |
Методическое обеспечение
Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.Приложение
Литература:
1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008
2. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Остроумова Е.Е. Изучаем химию в 8 классе: Дидактические материалы. М.: Дрофа,2003.- 400с.
3. Химия, 8 класс, Контрольные и проверочные работы, Габриелян О.С., Дрофа. 2018.
4. Савинкина, Свердлова: Сборник задач и упражнений по химии к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8 класс" Экзамен.2010
5.Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru).