СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Мир химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана Рабочая программа кружка "Мир химии" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мир химии"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»


Принята на заседании Педагогического совета,

протокол №_____

от «__» ________20___года


Утверждена приказом Шумячского ДДТ №______

от «__» ________20__года

директор Шумячского ДДТ

__________В.Г. Прудникова




Дополнительная общеразвивающая образовательная

программа естественно-научного направления

««Мир химии»






Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 13-14 лет


Составитель: Кришталёва Надежда Петровна, педагог дополнительного образования









пгт. Шумячи

2018











Пояснительная записка

Направленность образовательной программы:  Естественно-научная.

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

Актуальность программы «Мир химии» создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 8 класса, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Дети с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними.

Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 13-14 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Цель программы: Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

Задачи химического кружка

  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • развить учебно-коммуникативные умения;

  • формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать элементы экологической культуры;

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с реактивами, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять практические работы.

Программа курса «Мир химии» предназначена для учащихся 13-14 лет.

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.

Формы занятий:

-Групповая

- Индивидуальная

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Мир химии»

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты:

В познавательной сфере: – давать определения изученных понятий; – описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; – классифицировать изученные объекты и явления; – делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей; – структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

В ценностно-ориентационной сфере: – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; – разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; – строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

В трудовой сфере: – планировать и проводить химический эксперимент; – использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

В сфере безопасности жизнедеятельности: – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Формами подведения итогов реализации программы кружка «Мир химии» являются: решение олимпиадных задач различного уровня;

 Создание интеллектуальных игр, кроссвордов

Содержание программы

  Вводное занятие  (2ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (14 ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

  • Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

  • Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

  • Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Тема5. Химия и пища (12 ч.)

Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

  • Практическая работа №4. Гашение соды.

  • Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Тема 6. Химия в быту(16 ч.)

 Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

  • Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Тема 7. Химия лекарств (10 ч.)        

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

  • Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

  • Практическая работа №8. Действие этанола на белок.

Итоговое занятие (2ч.)

Учебный план

п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

лекция.

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

2

2

-

лекция

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

2

2

-

Лекция.

4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

14

8

6

Лекция. практикум

5

Ядовитые соли и работа с ними

4

2

2

Лекция. практикум

6.

Химия и пища

12

8

4

Беседа

практикум

7

Химия в быту

16

14

2

Лекция. практикум

8

Химия лекарств

10

8

2

Лекция. практикум

9

Влияние вредных привычек на организм человека

8

6

2

Беседа

практикум

10

Итоговое занятие .

1

1

-

решение задач Создание кроссвордов

Проекты учащихся

11

Промежуточная аттестация.

1

1

-

собеседование


Итого:

72 ч

54ч

18ч

беседа












Календарно-учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

Вводное занятие  (2 ч.) 

1



Химические знания в повседневной жизни человека

2


Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.)

2



Изучение правил техники безопасности

2

сообщения

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)

3



Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

2

сообщение

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (14 ч.)

4



Вода в масштабе планеты.

2

Творческий отчет

5



Экологическая проблема чистой воды.

2

.Презентация

6



Растворение

2

Творческая работа

7



Роль растворов в природе и жизни человека

2

сообщение

8



Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. 

Составление и использование графиков растворимости.

4

Отчет о практической работе


9



Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

2

Отчет о практической работе


Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.)

10



Ядовитые вещества в жизни человека.

Оказание первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.

2

презентация

11



Практическая работа №3. 

Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

2

Отчет о практической работе


Тема5. Химия и пища (12 ч.)

12



Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.

2

сообщение

13



Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

2

Творческая работа

14



Витамины: как грамотно их принимать

Витамины: классификация, физиологическое действие.

Понятие «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»

2

презентация

15



Практическая работа №4.

Гашение соды.

2

Отчет о практической работе

16



Практическая работа №5.

Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

2

Отчет о практической работе


17



Зачет №1 (по темам 1-5)

2


Тема 6. Химия в быту (16 ч.)

18



Виды бытовых химикатов

2

сообщение

19



Разновидности моющих средств

2

презентация

20



Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

2

Творческий отчет

21



История стеклоделия.

2

сообщение.

22



Керамика: от истории изобретения до наших дней

2

презентация

23



Химия и косметические средства

2

конференция

24



Практическая работа №6. 

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

2

Отчет о практической работе


25



Зачет №2 (по теме 6)

2


Тема 7. Химия лекарств (10 ч.)

26



Лекарства и яды в древности

2

сообщение

27



Аспирин: за и против.

2

сообщение

28



Понятие о фитотерапии

2

презентация

29



Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

2

Отчет о практической работе


30



Зачет №3 (по теме 7)

2


Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.)

31



Курить – здоровью вредить!

2

сообщение

32



Наркомания – опасное пристрастие.

2

сообщение

33



Практическая работа №8.

Действие этанола на белок.

2

Отчет о практической работе

34



Зачет №4 (по теме 8)

2


Итоговое занятие (4ч.)

35



Подведение итогов курса. Решение задач, составление кроссвордов.

1

Решение задач, составление кроссвордов

36



Промежуточная аттестация

1

собеседовние


Итого:

72ч




Методическое обеспечение

Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80

Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26

Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.

Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.Приложение

Литература:

1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008
2. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Остроумова Е.Е. Изучаем химию в 8 классе: Дидактические материалы. М.: Дрофа,2003.- 400с. 
3. Химия, 8 класс, Контрольные и проверочные работы, Габриелян О.С., Дрофа. 2018.

4. Савинкина, Свердлова: Сборник задач и упражнений по химии к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8 класс" Экзамен.2010


5.Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!