СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Личность в истории России» для 6-8 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Личность в истории России» для 6-8 классов»

Рабочая программа кружка «Личность в истории России» для 6-8 классов разработана в соответствии с дополнительной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Краснооктябрьская СШ»



Планируемые результаты

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности, па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ­ного народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принад­лежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонациональ­ного российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и сво­бод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные:

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина.

Предметные результаты:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание кружкового курса «Личность в истории России»

Раздел 1. Земля русская (11 часов)

Тема 1. Роль личности в истории (3 ч.)

События и люди. Исторические источники и работа с ними.

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые русские князья (2 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Реформаторы и законодатели Древней Руси (4 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 4. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 5. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Раздел 2. Московская Русь (5 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Иван III. Возникновение государства Российского (1 ч.)

Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог - супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 4. Иван IV Грозный (2 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Раздел 3. Россия в XVII веке (4 часа)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович (2 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. Церковный раскол. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (7 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Россия в эпоху Дворцовых переворотов. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (2 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I, Николай I (2 ч.)

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Российская империя в царствование Николая I. Начало золотого века русской культуры.

Тема 2. Правители 2-й половины 19 века начала 20 века: Александр II, Александр III, Николай II (2 ч.)

Эпоха Великих реформ в России. Российская империя в царствование Александра III (1881 – 1894 гг.). Николай II: незавершённость преобразований и нарастание социальных противоречий.

Раздел 6. Великие деятели русской культуры (2 ч).

Итоговое занятие (1 ч.)













Тематическое планирование кружка «Личность в истории России»

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Земля русская - 11 часов

Тема 1. Роль личности в истории (3 ч.)

1

События и люди.

Реформы и реформаторы, деспоты и диктаторы

1

2

Исторические источники и работа с ними.

Библиография

1

3

Легендарное и реальное в “признании варягов”.

Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

1

Тема 2. Первые русские князья (2 ч.)

4

Объединение вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”.

Князь и дружина. Поход на Царьград. Игорь и Ольга.

1

5

Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”.

Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

1

Тема 3. Реформаторы и законодатели Древней Руси (4 ч.)

6-7

Владимир Святой.

Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. 

2

8-9

Ярослав Мудрый.

Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон.

2

Тема 4. Владимир Мономах (1 ч.)

10

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава.

Личность Владимира Мономаха. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды.

1

Тема 5. Александр Невский (1 ч.)

11

Наступление крестоносцев.

Александр Ярославович Невский. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

1

Раздел 2. Московская Русь - 5 часов

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

12

Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

1

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

13

Русь при Дмитрии Донском.

Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Борьба с Тверью.

1

Иван III. Возникновение государства Российского (1 ч.)

14

Возникновение государства Российского.

Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог - супруга Московского великого князя.

“Москва – Третий Рим”.

1

Тема 4. Иван IV Грозный (2 ч.)

15

Россия при Иване Грозном.

Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией.

1

16

Россия при Иване Грозном.

Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

1

Раздел 3. Россия в XVII веке (4 часа)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

17

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. 

Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

1

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

18

Исторические деятели периода Смутного времени.

Лжедмитрий I, Василий Шуйский, семибоярщина. Народное ополчение. К. Минин и

Д. Пожарский

1

Тема 3. Первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович (2 ч.)

19

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший).

Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

1

20

Церковный раскол.

“Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

1

Раздел 4. Россия в XVIII веке - 7 часов

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

21

Петр I - царь-реформатор.

Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития.

1

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

22

Сподвижники Петра I.

А. Меншиков, Ф. Лефорт, В. Апраксин, И.. Головкин, Б. Шереметев.

1

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

23

Россия в эпоху Дворцовых переворотов.

Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III

1

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

24

Елизавета – дочь Петра Великого.

Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

1

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

25

Екатерина II и ее окружение.

“Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

1

Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (2 ч.)

26-27

Великие русские полководцы и флотоводцы

Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, Г.А. Потёмкин и др.

2

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I, Николай I (2 ч.)

28

Александр I.

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

1

29

Николай I.

Российская империя в царствование Николая I. Начало золотого века русской культуры.

1

Тема 2. Правители 2-й половины 19 века - начала 20 века: Александр II,

Александр III, Николай II (2 ч.)

30

Александр II. Эпоха Великих реформ в России.

Александр III. Российская империя в царствование Александра III (1881 – 1894 гг.)

1

31

Николай II.

Незавершённость преобразований и нарастание социальных противоречий.

1

Раздел 6. Великие деятели русской культуры (2 ч).

32-33

Великие деятели русской культуры(X – XIX вв.)

Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, М. В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский и др.

2

34

Итоговое занятие (1 ч.)


Личность на фоне российской истории. Семинар

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!