Программа «Патриоты России» призвана осуществлять гражданско-патриотическое воспитание школьников, направлена на развитие личности, обладающей духовно-нравственными качествами, формирование учебно-исследовательских навыков, стимуляцию детского и юношеского творчества, познавательной активности школьников. Учебно-воспитательный процесс по программе кружка «Патриот России» является частью общешкольных мероприятий по проектированию условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. В основе программы — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала личности.
Изучение истории родного края, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа, культурного наследия России позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом.
Программа разработана с учетом реальных возможностей и потребностей конкретной школы.
Программа реализуется за 3года (7-9 классы). В программе отражены приоритетные направления и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию; указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач.
Программа «Патриоты России» как составная часть общешкольной системы воспитания детей отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности.
Кроме данного комплекса задач по формированию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота России, кружок также решает задачу развития коммуникативной компетенции личности подростка.
Исследовать историю и традиции своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России, укрепления авторитета страны в мировом сообществе
Формировать и развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность; развивать уровень образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры.
Активизировать творческую инициативу; способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения, к героическому прошлому своей Родины; способствовать воспитанию любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры; способствовать выработке у учащихся активной гражданской позиции, сознательного отношения к общественному и гражданскому долгу, способствовать развитию толерантности и уважения к культуре народов России.
I этап – организационно-мобилизационный (анкетирование учащихся; поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления; изучение современных технологий).
II этап – практический (использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания).
III этап – аналитический (обработка и систематизация данных; обобщение и пропаганда результатов деятельности участников кружка).
1. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
2. Формировать у учащихся систему знаний по государственно-правовому устройству страны, уважения к государственным символам России, истории Отечества через призму событий мирового значения.
1.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами интернационалистами.
2.Использование документальных и художественных фильмов.
3.Экскурсии в военно-учебные заведения, ознакомление школьников с их ритуалами.
4. Вести поисково-исследовательской работу.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание темы | УУД | Форма работы |
1 | Введение | 1 | Цели и задачи курса, организация работы клуба, инструментарий и правила работы с ним. | принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
Раздел 1. «Я – Россиянин!» |
2 | Национальный характер России | 1 | Особенности русского национального характера, их отражение в русских народных сказках и былинах. Работа с понятиями: отечество, патриотизм, менталитет. | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие с элементами диспута |
3 | Нормы жизни в обществе | 1 | Противопоставление истиной красоты, душевного богатства красоте внешней. Работа с понятиями: трусость, предательство. | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию | Диспут |
4 | Труд как особенность русской нации | 1 | Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность русской нации. Что такое нация? Работа с понятиями: мастерство, ремесленничество, творчество. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
5 | Человек и государство | 1 | Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Что такое власть. Разграничение понятий власти государства и власти одного человека над другим. | осознание себя гражданином России, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Диспут. |
Раздел 2. «Страницы боевой славы России» |
6-7 | Герои Древней Руси | 2 | Патриотизм русских богатырей в былинах и русских летописях, Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Повторение понятия «ментальность» на материале былин об Илье Муромце, «Повести временных лет», «Слове о погибели Русской земли». Рассказы русских летописей XII- XIV веков. Образы героев, их поступки, нормы поведения в обществе, законы времен Киевской Руси. | понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие с элементами диспута. Игра-викторина |
8-9 | Славные страницы Московской Руси | 2 | Житийный жанр в русской литературе и истории. А.Невский, Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской и др. | понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Историческое путешествие. |
10 | Отечественная война 1812 года как образец героизма и славы русского народа | 1 | Александр I и Наполеон. Герои войны и их подвиги. Почему мы называем войну «Отечественной» | понимание чувств других людей и сопереживание им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Эвристическая беседа. |
11-14 | Образы Великой Отечественной войны 1 | 4 | Народное горе. Гитлер и его планы. Герои войны. Добровольцы и партизаны. Красная армия. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941-1945 гг. | понимание чувств других людей и сопереживание им, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешествие. Беседа. Лекция. Творческий проект. Встреча с интересным человеком. |
15 | Современные локальные конфликты | 1 | Афганистан. Чеченские войны. Грузино-осетинский конфликт. Терроризм | понимание чувств других людей и сопереживание им, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешествие. Встреча с интересным человеком. |
16 | Я помню! Я горжусь! | 1 | Подведение итогов раздела. Рефлексия | развитие этических чувств, осознание себя гражданином России | Концерт |
Раздел 3. «Достояние России» |
17 | Памятники литературы как достояние культуры. | 1 | Русские классики как гордость России. Моё любимое литературное произведение. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию | Семинар. Путешествие. |
18 | Путешествие в галерею | 1 | Образы эпох через полотно русских художников. Анализ картин и обобщение полученных знаний. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие. Беседа |
19 | Архитектура России | 1 | Архитекторы России и их сооружения. Храмы и соборы как отражение духовности русского народа | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
20-21 | Музыка и театр | 2 | Музыка и театр как отражение человеческой души. Знакомство с основными классическими произведениями | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Аудио-занятие. Диспут |
22-23 | Великие города России | 2 | Заочное путешествие по России. Город, который мне запомнился. Орехово-Зуево – моя малая Родина. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов | Творческий проект. Видео-путешествие |
24-25 | По жизни со спортом | 2 | Легенды спорта и их победы. Выдержка и желание победить. | строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Встреча с интересным человеком. Лекция с элементами видео-путешествия |
Раздел 4 «Природа России» |
26 | Самые красивые места России | 1 | Понятие «прекрасного». Места туристической популярности. Самое красивое местечко. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
27 | Проблема экологии | 1 | Экологические проблемы России и борьба с ними. Работа экологов. Загрязнение окружающей среды. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
28 | Природные катастрофы | 1 | Ураганы, наводнения, землетрясения, ледяные и астероидные дожди. | понимание чувств других людей и сопереживание им, строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
29 | Техногенные катастрофы | 1 | Чернобыльская АЭС. Последствия аварии. Как предотвратить катастрофу. | понимание чувств других людей и сопереживание им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие Диспут |
Раздел 5 «Мы – многонациональный народ» |
30 | Многонациональные корни России | 1 | Становление русского государства. Народы России. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
31-33 | Традиции и обычаи народов | 3 | Знакомство с основными культурами и народами: азербайджан, казахстан, татары, чеченцы, белорусы, украинцы, цыгане, буряты, чукчи и т.д. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-занятие Творческий проект Литературно-музыкальная композиция |
34 | Итоговое занятие. Я – гражданин России. | 1 | Итоговое занятие клуба. Подведение итогов. Рефлексия. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Игра |