УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ . | | |
Рабочая программа кружка
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА
ДОРОЖНОГО ЖВИЖЕНИЯ»
на 2021- 2022 учебный год
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – составитель программы:
Касьянова Елена Федоровна
педагог - организатор
г. Шахтерск
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Образовательный процесс данной Программы определяют и регламентируют следующие государственные, ведомственные нормативные и правовые документы:
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. № 815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»;
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки от 16.08.2017 г. № 832;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей».
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 г. № 815.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.
Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
Отличительные особенности программы
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются конкурсы, выступление агитбригад по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Новизна программы «Юные Инспектора Движения» заключается в возможности учащихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины.
Возраст детей и сроки реализации
В работе кружка участвуют учащиеся 6 - 7 классов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут. Набор в кружок свободный по желанию ребенка и согласию родителей, наполняемость группы 15 человек. Занятия проводятся согласно расписанию, количество часов в году – 35, из них:
20 часов – теоретические,
15 часов – практические.
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
5. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
Занятия проводятся в кабинете.
Прогнозируемые результаты работы кружка
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся.
Обязанности и права
Юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
Изучать правила дорожного движения и быть примером в их исполнении.
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил дорожного движения.
Укреплять своё здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Юный инспектор движения имеет право:
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности кружка и вносить соответствующие предложения.
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами.
Клятва юидовца
Я (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
• Быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
• Непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
• Всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
• Хорошо знать и выполнять правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят;
• Вырабатывать и закалять волю;
• Активно участвовать в работе отряда ЮИД;
• Знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Учебно - тематический план кружка
«Юные инспектора дорожного движения»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Т 1. Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. | 12 | 6 | 20 |
2 | Т.2.Основы доврачебной помощи. | 3 | 5 | 8 |
3 | Т.3.Устройство и вождение велосипеда. | 1 | 2 | 3 |
4 | Т.4.Творческая деятельность. | 2 | 2 | 4 |
| Всего часов | 18 | 15 | 35 |
№п/п | Дата проведения | Наименование раздела, тем уроков | Примечание |
План | Факт |
1 | | | Т 1. Правила дорожного движения – законы улиц и дорог (20часов). Вводное занятие. Правила поведения на кружке. | |
2 | | | Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии. | |
3 | | | Конкурс рисунков «Внимание дети на дороге!» | |
4 | | | Обязанности пешеходов и пассажиров. Разбор ситуаций – ловушек. | |
5 | | | Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога | |
6 | | | История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора. Виды светофоров. | |
7 | | | Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток» | |
8 | | | История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | |
9 | | | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | |
10 | | | Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков. | |
11 | | | Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах. | |
12 | | | Автомагистраль. Железная дорога. Движение по автомагистралям и железным дорогам. | |
13 | | | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | |
14 | | | Предупреждающие знаки. Информационные знаки. Знаки сервиса. | |
15 | | | Изготовление макетов дорожных знаков. | |
16 | | | Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка | |
17 | | | Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств. | |
18 | | | Просмотр видеофильма по ПДД | |
19 | | | ДТП: причины их возникновения и возможные последствия. | |
20 | | | Решение тестов и дорожных задач. | |
21 | | | Т.2.Основы доврачебной помощи (8 часов) Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших | |
22 | | | Раны, их виды, оказание первой помощи | |
23 | | | Виды кровотечений. Оказание первой помощи. Виды и техника наложения повязок. | |
24 | | | Травма головы , грудной клетки , живота. Оказание помощи пострадавшему при травме головы, грудной клетки, живота. | |
25 | | | Оказание первой помощи при шоке и обмороке. | |
26 | | | Ушибы, вывихи и переломы Оказание помощи пострадавшему при переломах. | |
27 | | | Ожоги. Степени ожогов. Обморожение. Степени обморожения | |
28 | | | Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи. | |
29 | | | Т.3.Устройство и вождение велосипеда (3 часа). Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка. | |
30 | | | Правила движения велосипедистов. | |
31 | | | Перевозка людей и груза на велосипеде. | |
32 | | | Т.4.Творческая деятельность (4 часа). Выступление агитбригады «Дорожные знаки» | |
33 | | | Викторины. Конкурсы по безопасности дорожного движения. | |
34 | | | Конкурс рисунков «Мы за безопасность дорожного движения» | |
35 | | | Проведение игр и конкурсов по ПДД для учащихся | |
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
5. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
6. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.
7. Школа светофорных наук, г. Киров, 2000.
Интернет - ресурсы
nsportal.ru› infourok.ru tak-to-ENT.net› klass.by›yuid www.spas-extreme.ru/ www.dddgazeta.ru/ | Проверочные тесты: Тема «Предупреждающие знаки» http://stolingim.narod.ru/test/ Тема «Запрещающие знаки» http://stolingim.narod.ru/test/ Тема «Дорожные знаки» http://stolingim.narod.ru/test/ Тема «Предписывающие и информационные знаки http://stolingim.narod.ru/test/ |