СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Историческое краеведение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для внеурочной деятельности по теме "Историческое краеведение. Забайкалье в ХХ веке" поможет учащимся познакомиться с историей Забайкалья в ХХ веке. Особое внимание уделено Великой Отечественной войне и вкладу забайкальцев в Великую победу

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Историческое краеведение"»

Содержание

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Цели и  задачи воспитательной деятельности в рамках кружка. Принципы обучения. Этапы реализации программы

4. Основные направления воспитательной деятельности в рамках кружка, формы работы и прогнозируемые результаты

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

6. Психологическая характеристика возраста обучающихся

7. Обеспечение реализации программы

8. Основное содержание программы

9. Календарно-тематическое планирование

10. Список литературы

11. Словарь терминов

12. Приложения

Паспорт программы

Название программы

Рабочая программа по историческому краеведению «Забайкалье в XX веке»

Сроки реализации программы

2019-2020 учебный год

Наименование учреждения:

МБОУ «СОШ № 25»

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Сизикова Юлия Алексеевна, учитель истории и обществознания

Участники программы

Учащиеся + администрация школы + Первичная организация Союза ветеранов микрорайона











Пояснительная записка

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, как личности новой гуманистической эпохи, личности, адекватной мотивам творческого самовыражения, способной преодолеть узость специализированного профессионального развития. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Забайкалье в XX веке». Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм. Автор программы предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через самую интересную науку для ребят – археологию. Данная программа знакомит ребят с археологическими памятниками, имеющих общегосударственное значение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест. Данная программа знакомит обучающихся с историей нашего края в течении ХХ века.

Актуальность Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Краеведческая работа в школе позволяет связать с собой многие вопросы разных дисциплин, что позволяет обеспечить тесный контакт учебных занятий с историко-краеведческой работой. Популярность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе для детей средней школы, а именно 9 класса.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Следовательно, курс, проектируемый нами интегративный, вбирающий в себя хозяйственно-экономические, социально-политические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная
 - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Забайкальского края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Забайкалья в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.





Цели и  задачи воспитательной деятельности в рамках кружка. Принципы обучения. Этапы реализации программы

Отличительные особенности программы:

Историческое краеведение позволяет лучше узнать и полюбить историю своего родного края, своей малой родины, а это, в свою очередь, способствует раскрытию индивидуальных способностей, помогает выбору профессии, готовит к вступлению в жизнь.

Цель программы:

Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, и гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- подробное изучение истории родного края, анализ факторов, которые способствовали формированию в данной местности общежития людей, выявление основных точек соприкосновения человека с природой;

- формирование у обучающихся навыков краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Занимаясь в кружке, обучающиеся имеют возможность для получения и развития разнообразных практических навыков, самоорганизации и самоуправлении, общественной активности и дисциплины.

Реализация программы осуществляется с использованием всего многообразия форм и методов краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записи воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, различных учреждениях и организациях.

Учебно-тематический план включает в себя базовые знания по истории Забайкалья в ХХ веке.

Принципы построения программы: научность, доступность, дифференцированность, практическая направленность.

Принципы обучения предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные. Обучающиеся рассматривают историю Забайкалья как живую науку, которую они сами развивают, таким образом, проявляется принцип научности. Обучающиеся стремятся работать в археологической экспедиции, идут к этому сознательно и активно. В организации работы кружка проявляется принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. Труд в экспедиции на общую пользу, на науку, соединяется с обучением и воспитанием. А при подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:

  1. Самоактуализации

  2. Индивидуальности

  3. Выбора

  4. Творчества и успеха

  5. Доверия и поддержки

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения, общая продолжительность обучения детей равна 34 часам



Основные направления воспитательной деятельности в рамках кружка, формы работы и прогнозируемые результаты

Программа включает следующие направления деятельности:

  1. Научно-исследовательское.

  2. Просветительское.

  3. Организационно-техническое.

  4. Организационно-методическое.

  5. Коммуникативное.

  6. Аналитическое.

  7. Истории

  8. Краеведения

  9. Музыки

  10. Изобразительного искусства

  11. Трудового обучения

Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Методические приёмы: малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения исторических памятников, беседа с ветеранами, интервью.

Форма работы с обучающимися: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий, творческие задания позволяют педагогу в течение года следить за процессом освоения нового материала и овладением навыками исследовательской работы.

Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут по вторникам в 13:15. Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом. Практические занятия организуются только после того, как обучающиеся освоят теоретическую часть. На этих занятиях проводятся экскурсии, исследовательская и поисковая работа, обработка полученной информации, составление экспозиций.

Количество детей в группе первого года обучения – 15 обучающихся, возраст – 15-16 лет.

Формы подведения итого реализации программы:

Своеобразным показателем успешности для детей станет участие в муниципальной и областной научно-практических конференциях конкурсах и викторинах.

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированное занятие.

  2. Экскурсия.

  3. Комбинированное занятие.

  4. Краеведческая викторина.

  5. Круглый стол

  6. Дискуссии и диспуты

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в краеведческий музей

  2. Посещение Первичной организации Союза ветеранов микрорайона

  3. Посещение ветеранов

  4. Сбор материала.

  5. Подготовка и участие в научно-практической конференции.

Содержание блоков построено с учетом цели обучения, возрастных особенностей, психологии восприятия и развития интересов учащихся, их предшествующей подготовки. Это позволяет осуществлять преемственность обучения.

Планируемые результаты:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой проведение «круглых столов», диспутов и дискуссий по заданной теме, написание работы на научно-практическую конференцию, участие в викторине «История Забайкалья в ХХ веке»

В ходе усвоения данной программы, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:

  1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, выступает на классных часах, работает с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.

  2. Свободно владеет фактическим материалом по истории Забайкалья, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.

  3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.

  4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен

знать/понимать

• изученные виды источников краеведческой информации;

• основные краеведческие понятия и термины;

• значение официальных символов Забайкальского края, города Читы;

• основные этапы и ключевые события истории Забайкальского края с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

• результаты важнейших краеведческих открытий и путешес­твий;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Забайкальского края - субъекта Российской Федерации;

• природные и антропогенные причины возникновения эколо­гических проблем на локальном и региональном уровне;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития Забайкальского края.

уметь

• соотносить даты событий истории Забайкальского края с основны­ми периодами отечественной истории;

• рассказывать о важнейших событиях истории Забайкальского края и их участниках,

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

• составлять краткую характеристику родного населенного пун­кта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проведения самостоятельного поиска краеведческой инфор­мации из разных источников.

• понимания причин и значения событий и явлений повсед­невной жизни;

• ориентирования на местности и чтения карт различного со­держания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• высказывания собственных суждений о наиболее значитель­ных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Забайкальского края;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов Забайкалья в общении с людьми другой культуры, на­циональной и религиозной принадлежности.



Психологическая характеристика возраста обучающихся.

Данный возраст является определяющим для становления человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. Именно в 15 – 16 лет подростки учатся отличать истинные ценности от ложных. В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в историко-краеведческом кружке «Забайкалье в ХХ веке» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.


Обеспечение реализации программы

1. Основой написания концепции программы кружка «Забайкалье в ХХ веке» послужили следующие документы

  • Конституция РФ

  • Закон «Об образовании»

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Указ Президента от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015-2020 годы»

  • Закон РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р

  • Концепция воспитательной работы школы

Перечень нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов по краеведческому образованию

1. Федеральные документы и материалы

1.1. Конституция Российской Федерации.

1.2. Федеральные законы РФ:

- «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с последующими изменениями;

- «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от

I.01.1993 г. №4292-1 с последующими изменениями;

- «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ с последующими изменениями,

- «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями;

- «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий­ской Федерации» от 30.04.1999 г. №82.

1.3. Постановления Правительства РФ:

- «О Всероссийской переписи населения 2002 года» от 22.09.1999 г. № 1064;

- «О Концепции модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756-р;

- «О государственной программе «Патриотическое воспита­ние граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»» от

II.07.2005 г. №422;

- «О концепции Федеральной целевой программы развития об­разования на 2006 - 2010 гг.» от 03.09.2005 г. № 1340-р.

1.4. Приказы Министерства образования и науки РФ:

- «Об утверждении Концепции модернизации российского обра­зования на период до 2010 года» от 18.07.2002 г. № 2783;

- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (пол­ного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;

- «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312;

- «О Концепции национальной образовательной политики Рос­сийской Федерации» от 03.08.2006 г. № 201.

42

1.5. Письма Министерства образования и науки РФ:

- «О светском характере образования в государственных обра­зовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.1993 г. №47/20-11 п;

- «О гражданском образовании и изучении Конституции Рос­сийской Федерации» от 06.02.1995 г. № 151/11;

- «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» от 02.04.2002 г. № 13-51 - 28/13;

- «О гражданском образовании учащихся в общеобразователь­ных учреждениях Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51 - 08/13;

- «О примерных программах по учебным предметам федераль­ного базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. №03-1263;

2. Связь с социумом города

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в работе кружка взаимодействие с социумом города, активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости для коллектива.

Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок в Краеведческом музее, активное взаимодействие с Первичной организацией Союза ветеранов микрорайона во главе с Жуковской В.М.

Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию.


Содержание программы

Введение в краеведение Забайкальского края.

Тема 1. Школа юного краеведа (3 ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

История школы. Знаменитые люди района (города, села), мест­ные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

Край как часть региона и страны. Соотношение террито­рии и границ Сибири и Забайкальского края. Геогра­фическое положение Забайкальского края на границе России. Соседи Забайкалья. Географическое положение района (города, села). Происхожде­ние названий местных населенных пунктов, улиц. Официаль­ные символы Забайкальского края: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села).

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных органов власти, обще­ственных организаций и движений о проблемах местного самоуп­равления и благоустройства.

2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района (города, села) за последние десятилетия.

3. Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образователь­ного учреждения об истории школы.

4. Беседа с родителями и родственниками о семейных реликви­ях.

Тема 2. Забайкалье в начале ХХ века (5 ч)

Общая характеристика социально-экономического положения Забайкалья. Казачество Забайкалья в начале ХХ века: численность, состав, размещение. Забайкальские казаки и Русско-японская война. Революционные выступления казаков. Создание Забайкальского отделения Всероссийского военного союза в Читинском и Верхнеудинском гарнизонах.

Революционное движение в начале ХХ века. "Читинская республика". В. К. Курнатовский, И. В. Бабушкин, А. А. Костюшко - Волюжанич. Падение "Читинской республики". Рененнкампф, Меллер - Закомельский. Расправа.

Влияние Столыпинской аграрной реформы на развитие хозяйства Забайкалья: кабинетские земли, отрезки, переселенцы, налоги.

Характеристика забайкальской каторги в начале ХХ века. Состав политической каторги. М. А. Спиридонова, Ф. Е. Каплан, Е. М. Ярославский, В. К. Курнатовский. Конец политической каторги.

Культура Забайкалья в начале XX века.

Тема 3. В огне революций (5 ч)

Политические партии и движения в начале ХХ века. Подъем рабочего и крестьянского движения в начале ХХ века. Идейные платформы и организационное оформление партий в Забайкалье (эсеров, социал-демократов, национальных социалистических партий и движений черносотенцев). Возникновение фракций меньшевиков, большевиков. М. И. Губельман, М. А. Ваксберг.

События 1917 года в Забайкалье. Политические партии и организации Забайкалья. III областная партийная конференция.

Гражданская война и интервенция в Забайкалье. Основные этапы, фронты, участники (Г. М. Семенов, С. Г. Лазо, П. Н. Журавлев). Урульгинская конференция. Макковеевский застенок. «Читинская пробка».

В начале XX века в Забайкалье приходят революционные настроения, вызванные русско-японской, Первой мировой войнами. После Октябрьской революции Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года. На начальном этапе Гражданской войны в конце августа 1918 года власть Советов была ликвидирована объединёнными силами белых, казаков и чехословаков. На территории края была образована Забайкальская Казачья Республика. В то же время развернулось широкое партизанское движение.

Дальневосточная республика, причины создания. Учредительное собрание. Народно – Революционная Армия ДВР. Ликвидация ДВР. Окончание Гражданской войны в Забайкалье. В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

Культура периода революционных потрясений.

Тема 4. Забайкалье в эпоху СССР (11 ч)

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области со столицей в Чите. Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством социалистического общества, национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. В 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ (ЗабВО).

В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. В связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. В 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, начались военные действия против Японии. Руководство проводилось из военного санатория Молоковка. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После войны, в связи с засухой 1946 года и отсутствием крупной промышленности стоял голод. До 1949 года область восстанавливали 77 тысяч японских военнопленных. Полностью экономика была восстановлена к 1950 году. До 1990-х годов в регионе возникло множество различных предприятий. Среди них горные комбинаты в Первомайском, Краснокаменске, Орловске и Жирекене, Читинская ГРЭС, КСК, угольный разрез «Харанорский», заканчивается строительство Байкало-Амурской магистрали. Культура Забайкальской области

Тема 5. Современное Забайкалье (10 ч)

В 1990-е годы произошли резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства и падение уровня жизни населения. Закрывались детские сады, лагеря, спортивные учреждения, прекратили существование Петровск-Забайкальский металлургический завод, Читинский комвольно-суконный комбинат. С развалом лесной отрасли начались массовые незаконные вырубки леса и колоссальные поставки непереработанной древесины в Китай. Агинский Бурятский автономный округ с 31 марта 1992 года стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Экономику удалось стабилизировать только к концу 1990-х годов. В 2000-е годы велось строительство второго пути Южного хода, а на сегодняшний день ведётся его электрификация. Ведётся строительство железнодорожной ветки Нарын — Лугокан.

1 марта 2008 года на территории Читинской области и АБАО возник новый субъект федерации — Забайкальский край. Так же на юго-востоке Забайкальского края планируется строительство и открытие двух новых крупных ГОКов: Быстринского и Бугдаинского. Культура Забайкалья в современный период.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Балябина В. Аргунеи. – Иркутск, 1988 г.

  2. Бахметьева Е.А. Забайкалье в XVII – XVIII вв. – Чита, 2002.

  3. Боевая слава Забайкалья (Забайкальцы на фронтах Великой Отечественной войны). Библиографический указатель литературы. - Чита, 1971.

  4. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-географические очерки (XVIII - начала XX вв.). - Л.: Наука, 1969.-303 с.

  5. Василевский В.И. Борьба за Советскую власть в Забайкалье. - Иркутск, 1970.

  6. Васильев А.П. Забайкальские казаки. Исторический очерк. Ростов/Дону,1991.

  7. Восточное Забайкалье. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968 г.

  8. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. - М.,1960-1963. - т.1-5.

  9. Гессен. Во глубине сибирских руд.

  10. Годы и люди. Статьи и очерки об участниках борьбы за Советы в Забайкалье. - Чита, 1960. - 415 с.

  11. Граубин Г. Серебряный капкан. - Иркутск 1993 г.

  12. Грунин Г.В., Сюткина Е.А. Трудящиеся Читинской области в годы Великой Отечественной войны. Иркутск – Чита, 1969 г.

  13. Грунин Г.В. Борьба за Советы в Забайкалье. – Чита, 1947 г.

  14. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. - С-Пб, 1993, 220 с.

  15. Дворниченко Н.Е. Земля за Байкалом. - Иркутск, 1970.

  16. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск, 1977 г.

  17. Егунов Н.П. Очерки истории Дальневосточной Республики. - Улан-Удэ, 1972 г.

  18. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. - Иркутск, Восточно-сибирское книжное издательство, 1979.-366 с.

  19. Забайкалье: Некоторые аспекты истории края. Межвузовский сборник научных трудов. Чита, 1993 г.

  20. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.). - Новосибирск: "Инфолио-пресс", 1998.

  21. История Забайкалья. - Иркутск, 1984.

  22. История Сибири. т.2-5. - Л.: Наука, 1968.

  23. История Сибири, т. 3, т. 5 - История Забайкалья I середина II тыс. н. э. – Иркутск, 1984 г.

  24. Карабанов В. Маккавеевская голгофа. – Чита, 1993 г.

  25. Кириллов И.И., Конюхова А.Е. Памятники неолита и ранней бронзы в долине Ингоды. Ученые записки ЗабГПУ. Выпуск 18. - Чита, 1968 г.

  26. Кириллов И.И., Рижский М.И. Очерки древней истории Забайкалья. - Чита, 1973.

  27. К России любовью горя. Декабристы в Восточном Забайкалье. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976.

  28. Ковычев Е.В. История Забайкалья. I - сер. II тыс. н.э. - Иркутск, 1984. - 81 с.

  29. Константинов М. В. Исследователи Древнего Забайкалья. – Чита, 1994 г.

  30. Константинов М.В., Константинов А.В. Древность и средневековья.//Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 2 т., т.1: Общий очерк /гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука. - т.1, 2000. - с. 133-147.

  31. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой Российской революции. - Чита: ЗабГПУ, 1999.

  32. Краеведы и литераторы Забайкалья. Библиографический указатель. Дореволюционный период. – Чита, 1981.128 с.

  33. Крушанов А.И. Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье. - Владивосток, 1961. -145 с.

  34. Мошкина З.В. Нерчинская политическая каторга. Вторая половина XIX века. - Чита: ЗабГПУ, 1998.

  35. Немеров В.Г. Чита, история - памятные места. – Чита, 1994 г.

  36. Очерки истории Читинской областной организации КПСС. – Иркутск, 1986 г.

  37. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – Москва, 1982 г.

  38. Портнягина И.Ю. Страницы древней истории Забайкалья: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ - Чита: Поиск, 2000, 128 с.

  39. По следам древних культур Забайкалья /сб-к научных статей - Новосибирск, 1983 г.

  40. Проблемы краеведения /сб-к статей/ Чита, 1983 г.

  41. Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья. Материалы региональной научно-практической конференции. – Чита, 1995 г.

  42. Рижский М.И. Из глубины веков. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965 г.

  43. Революционное движение в Забайкалье (1905-1907 гг.). - Чита, 1955.-447 с.

  44. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита,1995.

  45. Тумунов Ж. Т. Очерки из истории Агинских бурят. - Улан - Удэ, 1988. -174 с.

  46. Хрестоматия по истории Читинской области. - Иркутск-Чита, 1972.

  47. Сергеев М. Д. Несчастью верная сестра. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992 г.

  48. Семина Л.В. Материалы диссертации - Труды Дальневосточной археологической экспедиции Т.1 М. и А. , N86 - М.-Л., 1960 г.

  49. Хрестоматия по истории Читинской области В.С.К.И. Читинское отделение, 1972 г.

  50. Чита. Справочник-путеводитель. – Чита, 1959 г.

  51. Энциклопедия Забайкалья

  52. Интернет ресурсы



Словарь терминов

  1. Генеалогия – собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий.

  2. Генеалогическая картотека – карточка на отдельного представителя рода, в которой содержится информация о члене рода или фамилии.

  3. Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.

  4. Колхоз (коллективное хозяйство) – производственные объединения крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществленных средств производства.

  5. Краеведение – изучение истории и природы родного края.

  6. Музееведение – наука, изучающая процессы сохранения информации, познания и передачи знаний по средствам музейных экспонатов.

  7. Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты.

  8. Ономастика – наука изучающая происхождение имен собственных (в том числе названий географических объектов).

  9. Родословие – изучение истории своей семьи (рода).

  10. Совхоз (совместное хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие.

  11. Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

  12. Топонимика – наука о географических названиях.

  13. Фамилия – наследственное имя семьи, переходящая от отца или матери к детям

  14. Экспонат – музейный предмет.

  15. Экспозиция – коллекция экспонатов по одной теме, собранная в музее для показа посетителям.

  16. Этнография – наука, изучающая историю, быт, обычаи и традиции какого либо народа.

Конец формы



Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Забайкалье в ХХ веке»

п\п

Тема

Основное содержание

Дата проведения

Форма занятия

1

Что изучает краеведение.


Источники краеведческих знаний.

03.09.2019

Школьная лекция

2

История школы. Знаменитые люди района (города, села), мест­ные краеведы.


Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

10.09.2019

Словесные. Практические работы

3

Край как часть региона и страны. Соотношение террито­рии и границ Сибири и Забайкальского края.

Геогра­фическое положение Забайкальского края на границе России. Соседи Забайкалья. Географическое положение района (города, села). Происхожде­ние названий местных населенных пунктов, улиц. Официаль­ные символы Забайкальского края: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села).


17.09.2019

Словесные. Практические работы

4

Общая характеристика социально-экономического положения Забайкалья.


Влияние Столыпинской аграрной реформы на развитие хозяйства Забайкалья: кабинетские земли, отрезки, переселенцы, налоги.

24.09.2019

Словесные. Практические работы

5

Поздравление с Днем пожилого человека ветерана жителя нашего микрорайона Тетерина Ивана Михайловича


01.10.2019

Поздравление, беседа, интервью

6

Казачество Забайкалья в начале ХХ века: численность, состав, размещение.


Забайкальские казаки и Русско-японская война. Революционные выступления казаков. Создание Забайкальского отделения Всероссийского военного союза в Читинском и Верхнеудинском гарнизонах.

08.10.2019

Словесные. Практические работы

7

Революционное движение в начале ХХ века.


"Читинская республика". В. К. Курнатовский, И. В. Бабушкин, А. А. Костюшко - Волюжанич. Падение "Читинской республики". Рененнкампф, Меллер - Закомельский. Расправа.

15.10.2019

Словесные. Практические работы

8

Характеристика забайкальской каторги в начале ХХ века.


Состав политической каторги. М. А. Спиридонова, Ф. Е. Каплан, Е. М. Ярославский, В. К. Курнатовский. Конец политической каторги.

22.10.2019

Словесные.

9

Круглый стол «Изучение вклада моей семьи в победу в Великой Отечественной войне «Орден в моем доме» или «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»


29.10.2019

Представление работы, участие в дискуссии

10

Культура Забайкалья в начале XX века.



05.11.2019

Словесные, наглядные, наблюдения

11

Политические партии и движения в начале ХХ века. Подъем рабочего и крестьянского движения в начале ХХ века.


В начале XX века в Забайкалье приходят революционные настроения, вызванные русско-японской, Первой мировой войнами.

Идейные платформы и организационное оформление партий в Забайкалье (эсеров, социал-демократов, национальных социалистических партий и движений черносотенцев). Возникновение фракций меньшевиков, большевиков. М. И. Губельман, М. А. Ваксберг.

12.11.2019

Словесные

12

События 1917 года в Забайкалье.

Политические партии и организации Забайкалья. III областная партийная конференция.

Гражданская война и интервенция в Забайкалье. Основные этапы, фронты, участники (Г. М. Семенов, С. Г. Лазо, П. Н. Журавлев). Урульгинская конференция. Макковеевский застенок. «Читинская пробка».


19.11.2019

Практическая работа

13

События в Забайкалье в 1918-1920 гг.

После Октябрьской революции Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года. На начальном этапе Гражданской войны в конце августа 1918 года власть Советов была ликвидирована объединёнными силами белых, казаков и чехословаков. На территории края была образована Забайкальская Казачья Республика. В то же время развернулось широкое партизанское движение.


26.11.2019

Словесные. Практические работы

14

Дальневосточная республика, причины создания. Учредительное собрание. Народно – Революционная Армия ДВР. Ликвидация ДВР.

Окончание Гражданской войны в Забайкалье. В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.


03.12.2019

Словесные. Практические работы

15

Культура периода революционных потрясений.



10.12.2019

Словесные, практические

16-18

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области со столицей в Чите.

Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством социалистического общества, национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией.

17.12.2019

24.12.2019

14.01.2020

Практическая работа

19

В 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ (ЗабВО).



21.01.2020

Словесные, практические

20-22

Забайкалье в годы ВОВ.

В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. В связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. В 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, начались военные действия против Японии. Руководство проводилось из военного санатория Молоковка. Эта война стала тяжелейшей для народа.


28.01.2020

04.02.2020

11.02.2020

Словесные,

Практические работы

23

Послевоенный период. Восстановление экономики и хозяйства

После войны, в связи с засухой 1946 года и отсутствием крупной промышленности стоял голод. До 1949 года область восстанавливали 77 тысяч японских военнопленных. Полностью экономика была восстановлена к 1950 году.

18.02.2020

Словесные. Практическ. работы

24-25

Забайкалье в период 1960-1980-х гг.

До 1990-х годов в регионе возникло множество различных предприятий. Среди них горные комбинаты в Первомайском, Краснокаменске, Орловске и Жирекене, Читинская ГРЭС, КСК, угольный разрез «Харанорский», заканчивается строительство Байкало-Амурской магистрали.


25.02.2020

03.03.2020

Словесные. Практические работы

26

Поздравление с Днем Защитника Отечества ветерана жителя нашего микрорайона Тетерина Ивана Михайловича


22.02.2020

Поздравление, беседа, интервью

27

Культура Забайкальской области в Советский период


10.03.2020

Словесные. Практические работы

28-30

«Нелегкие» 1990-е гг.

В 1990-е годы произошли резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства и падение уровня жизни населения. Закрывались детские сады, лагеря, спортивные учреждения, прекратили существование Петровск-Забайкальский металлургический завод, Читинский комвольно-суконный комбинат. С развалом лесной отрасли начались массовые незаконные вырубки леса и колоссальные поставки непереработанной древесины в Китай. Агинский Бурятский автономный округ с 31 марта 1992 года стал самостоятельным субъектом Российской Федерации.

17.03.2020

31.03.2020

07.04.2020

Практическая работа

31

Викторина «Забайкалье в ХХ веке»

Проведение викторины о истории Забайкалья в советский период

24.03.2020


Словесные. Практические работы

32

Период стабилизации

Экономику удалось стабилизировать только к концу 1990-х годов.

14.04.2020

Словесные. Практические работы

33

2000-е годы в Забайкалье

В 2000-е годы велось строительство второго пути Южного хода, а на сегодняшний день ведётся его электрификация. Ведётся строительство железнодорожной ветки Нарын — Лугокан.


21.04.2020

Словесные.

34-35

Образование Забайкальского края

1 марта 2008 года на территории Читинской области и АБАО возник новый субъект федерации — Забайкальский край

28.04.2020

05.05.2020

Практическая работа

36

Поздравление ветеранов, торжественная линейка в честь 75-летия Великой Победы


08.05.2020

Поздравление, беседа, интервью

37

Современные планы и тенденции развития края

Так же на юго-востоке Забайкальского края планируется строительство и открытие двух новых крупных ГОКов: Быстринского и Бугдаинского.

12.05.2020


Словесные, наглядные, наблюдения

38

Культура Забайкалья в современный период.




19.05.2020

Практическая работа

39

Подведение итогов работы кружка


26.05.2020

Словесные. Практические работы

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!