СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Историческое краеведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций- вот основа, на которой  осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Историческое краеведение"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Шумячский Дом детского творчества





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

В 9 КЛАССЕ





Составитель: Степанова Н.Ф.,

педагог дополнительного образования







Шумячи

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе:

1.Программы курса "История Смоленщины" (с древнейших времен до настоящего времени), составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А - Смоленск, 1995 г.


В программе указаны содержание тем курса, распределение часов по разделам, последовательность изучения материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

По количеству часов, отведённых на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует базовому уровню государственного стандарта основного общего образования.

На изучение исторического краеведения отводится 72 часа в год.


Цели и задачи курса:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям разных народов, населявших Смоленский край на протяжении всей его истории. К правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах, происходивших на территории нашего края в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


        • Формирование у учащихся целостного представления о месте Смоленщины в истории России;

        • Освещение экономического, социального, политического и культурного развития Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;

        • Характеристика наиболее ярких личностей Смоленского края, их роли в истории и вклад в культуру;


В современных условиях значительно возросла роль ис­тории краев, областей, районов, городов, сельских населен­ных пунктов в воспитании чувства патриотизма, националь­ной гордости, интернационализма у подрастающих поколе­ний. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.


Результаты изучения предмета


В результате изучения истории края ученики должны

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Смоленщины в разные исторические периоды; выдающихся деятелей Смоленского края;

  • важнейшие достижения культуры Смоленского края; изученные виды исторических источников по истории родного края;
    уметь:

  • соотносить даты событий истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;

  • показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды, древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины, достижениям культуры населения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 18 ВЕКА.


Тема 1. Смоленский край в глубокой древности (8 часов)

Место Смоленщины в российской и славянской исто­рии. История Смоленщины с древнейших веков до конца XVI века. Особенности развития. Исторические факторы, повлиявшие на судьбу региона.

Древние славяне на территории края.

Расселение славянских племен на территории края. Сла­вяне и балты. Длинные курганы. Складывание кривичского племенного союза. Особенности культуры и быта кривичей. Кривичские "грады".

Гнездово и Смоленск. Радимичи.

Повторение темы: «Смоленский край в глубокой древности»

Тема 2. Наш край в IX - начале XIV веков ( 4 часа)

Смоленская земля в составе Киевского государства

Кривичско-радимичские земли и. Киев в IX веке. Разви­тие хозяйства. Смоленская земля в X - начале XII веков. Фор­мирование территории Смоленского княжества.

Образование самостоятельного княжества. Завершение формирования территории. Смоленщина при Ростиславе Мстиславиче и его сыновьях (дальнейшее развитие хозяйства, торговля, Смоленск и периферийные центры земли, политика княжества в XII веке). Вече и князь в Смоленской земле.

Великое княжество Смоленское в XIII - начале XIV века

Смоленщина в первой половине XIII века (экономичес­кое и политическое развитие, торговые договоры). Участие смолян в борьбе немецким рыцарством в Прибалтике. Похо­ды литовцев. Смоленск и Полоцк. Ослабление княжества. Смоленщина и монголо-татарские завоевания. Битва у Долгомостья. Меркурий Смоленский. Смоленская земля "во второй половине XIII - начале XIV века.

Культура Смоленского княжества X - XIII веков

Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси. Письменность и образование (древний сосуд из Гнездово, бе­рестяные грамоты, памятники деловой и житийной литера­туры, первые школы). Расцвет архитектуры, смоленская архи­тектурная школа. Фресковая живопись.

Тема 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков(8 часов)

Смоленский край в XIV веке. Вхождение в состав Великого княжества Литовского

Образование Великого княжества Литовского и вклю­чение в его состав земель Западной Руси. Усиление "литовс­кой" партии в Смоленске. Политика Ольгерда по отношению к Смоленскому княжеству. Кревская уния. Вассальный договор 1387 года. Ликвидация самостоятельнос­ти княжества и присоединение его к великому княжеству Ли­товскому (1395 г.).Борьба Юрия Святославича с Витовтом в начале XV века.

Смоленщина в составе Великого княжества Литовского

Государственное устройство ВКЛ в XV веке. Внешняя политика ВКЛ в начале XV века. Грюнвальдская битва (1410 г.). Внутренняя политика ВКЛ. Городельский привилей 1413 г. Борьба православных феодалов ВКЛ за свои права. "Великая замятня" (1440 г.). Социально-экономическое раз­витие Смоленщины в XV веке. Начало борьбы Московского государства за земли Белой Руси. Битва при Ведроши (1500 г.). Присоединение Смоленских земель Московским княжеством. Взятие Смоленска (1514г.).

Культура края в XIV-XV веках

Повторение темы: «Смоленщина в XIV - начале XVI веков»

Тема 4. Смоленщина в XVI - XVII веках(6 часов)

Смоленщина в составе Московского государства

Социально-экономическое развитие Смоленщины в XVI веке. Попытки возвращения Смоленщины в состав Вели­кого княжества Литовского. Ливонская война и Смоленщина (1563 - 1564 гг.). Люблинская уния 1569 г. Последний этап Ли­вонской войны. Ям-Запольское перемирие (1582 г.). Культура Смоленщины XVI века (литература и книгопечатание, Ф.Скорина, В.Позняков и его "Хожение" в Египет, архитектура Смоленского края, крепостное зодчество Ф.Коня).

Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство

Смоленский край в период народного движения 1603 - 1607 гг. Оборона Смоленска 1609 - 1611 годов. Присо­единение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство в 1618 -1654 годах (социально-экономическая и политическая харак­теристика). Смоленская война 1632 - 1634 годов. "Балашовское" движение. Культурное развитие Смоленщины в первой половине XVII века

Смоленщина во второй половине XVII века

Русско-польская война 1654 - 1667 годов и присоедине­ние земель Смоленского воеводства к Российскому государству. Движение "шишей". Социально-экономическое развитие края во второй половине XVII века. Смоленская шляхта и ее привилегии.


РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18 –19 ВЕКЕ.


Тема 1. Смоленщина в XVIII веке(6 часов)

Смоленский край в первой половине XVIII века

Смоленщина в начале XVIII века. Начало Северной войны. Петр I и подготовка Смоленска к обороне. Война в пределах Смоленского края. Сражение у Мигновичей (1708 г.). В.Кочубей и И.Искра. Образование Смоленской гу­бернии и ее социально-экономическое развитие в первой по­ловине XVIII века.

Социально-политическое и экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века

Развитие промышленности. Отхожие промыслы крес­тьян. Новые явления в сельском хозяйстве. Торговля. Эконо­мическое развитие западного региона Смоленщины в XVIII веке.

Изменение в административно-территориальном деле­нии по указу 1775 года. Генеральное межевание земель края (1776 - 1779 гг.). Города губернии в последней четверти XVIII века. Характеристика сельских населенных пунктов.

Деятельность смоленских дворян в Комиссии по выра­ботке нового Уложения. Участие смолян в восстании Пугаче­ва. Крестьянские выступления на территории края. Кружок А.М.Каховского. Изменения в административно-социальном устройстве западных территорий Смоленщины.

Культура Смоленщины во второй половине XVIII века

Просвещение. Развитие градостроительства. Архитекту­ра и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохране­ние. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» – Г.А. Потемкин.

Тема 2. Последние десятилетия крепостной эпохи. Смоленщина в первой половине XIX века( 6 часов)

Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года

Наш край в начале XIX века. Начало отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края (С.Емельянов, В.Кожина, Е.Четвертаков, Д.Давыдов, А.Фигнер, И.Дорохов). Наступление русской ар­мии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вя­зьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 го да. Итоги оккупации. Восстановление хо­зяйства. Военные поселения на Смоленщине.

Декабристы и Смоленщина

П.И.Пестель, П.Г.Каховский, Ф.Н.Глинка, В.К.Кюхель­бекер. Взгляды и деятельность И.Д.Якушкина и П.П.Пассека.

Культура края в первой половине XIX века

Просвещение и печать (открытие смоленской гимназии, деятельность И.Я.Сытина, "Смоленские губернские ведомос­ти", первые библиотеки). Первая губернская выставка в Рос­сии. Архитектура и градостроительство. М. И. Глинка. П.С.Нахимов.

Тема 3.Смоленщина в пореформенную эпоху. Смоленская земля во второй половине XIX в. (8 часов)

Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов

Реформа 19 февраля 1861 года на Смоленщине. Выкуп надела. Ответ крестьян на реформу (крестьянские выступле­ния, события в Самуйлове). Составление уставных грамот. Крестьянские волнения в Рославльском (Черепово) и Краснинском уездах.

Реформы земства, суда городского самоуправления. Со­здание окружного суда, губернского земского собрания и уп­равы. Открытие городской думы (1871 г.). Прогрессивная де­ятельность земств и управ.

Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века

Распространение либеральных и демократических взглядов на Смоленщине в пореформенные годы. Восстание 1863 года и Смоленщина.

Народничество (А.Н.Шабанова, Н.Леонтович, Клоповы, М.Фроленко). Стачка ярцевских ткачей (1880 г.). Рабо­чие-революционеры (П.Алексеев, П.Моисеенко).

Начало распространения марксистских идей. Революци­онно-демократическое подполье (И.Теодорович, Н.Клестов, С.Середа). Деятельность П.Струве, Е.Кусковой, Е.Брешко-Брешковской, П.Заичневского. Первая смоленская маевка (1889г.).

Культурная жизнь Смоленского края во второй половине XIX века

Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. С.П.Пи­сарев. М.К.Тенишева и Талашкино. Печать и книгоиздательс­кое дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Комму­нальное хозяйство.

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. Почвовед В.В.Докучаев. Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков. Этнограф В.Н.Добровольский.


РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ.


Тема 1.Смоленщина в начале XX века(10 часов)

Экономическое развитие Смоленской губернии в 1900-1917 гг.

Состояние и динамика развития Смоленской губернии в 1900 - 1917 гг. Ярцевская хлопчатобумажная мануфактура. Банковская система и торговля. Транспорт и связь. Видней­шие предприниматели и купцы.

Ситуация в сельском хозяйстве губернии. Характер зем­левладения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве, тор­говая специализация. Возникновение кооперации. Столыпин­ская аграрная реформа на Смоленщине. Кризис сельского хо­зяйства губернии в 1916-1917гг.

Революция 1905 - 1907 гг. на Смоленщине

Рабочее и крестьянское движение в губернии в годы ре­волюции. Участие смолян в декабрьском вооруженном вос­стании в Москве. Позиция и роль социал-демократов и эсеров в революционной борьбе. Земско-либеральная оппозиция. Смоленский совет. "Голый бунт" в Смоленской каторжной тюрьме.

Революция 1917 года на Смоленщине. Создание новых органов власти

Политическая и экономическая ситуация в губернии в начале 1917г. Революционные организации. Выступление со­лдат 3 марта в Смоленске. Образование городского и губерн­ского Исполнительных комитетов и Советов. Структура но­вых органов власти в губернии. Первый губернский комиссар А.М.Тухачевский.

Оформление политических партий и движений (эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, национальные организации). Рабочее движение, создание профсоюзов. Губе­рнские крестьянские съезды. Обострение классовой борьбы в деревне. Изменение политической ситуации после событий 4-5 июля в Петрограде. Новый губернский комиссар эсер С.Д.Ефимов. Роль смолян и Смоленска в разгроме Корниловского мятежа.

Политический и экономический кризис осенью 1917 г. Роль Смоленска и Вязьмы в борьбе противоборствующих сторон. Подготовка Советом вооруженного выступления, со­здание ВРК. Вооруженная борьба в Смоленске 30-31 октября 1917 г. Установление советской власти на местах. Отношение к новой власти различных политических партий и социаль­ных групп. Политические лидеры края в 1917 г. (Смольянинов В.А., Соболев В.З., Смоленцев М.И., Гальперин С.Е., В.В.Попвицкий, Шур С.П., Якубович М.П. и др.).

Политическая ситуация в губернии в ноябре - декабре 1917г. Комитет общественной безопасности. Смоленский Со­внарком. Формирование органов советской власти на местах (С.В.Иванов, Г.С.Овсяник, Н.Н.Конопацкий, Я.Е.Демидов, М.П.Ремизов, И.Т.Трофимов, И.А.Андреев и др.). Продово­льственная диктатура, красный террор, обострение классовой борьбы. Комбеды.

Гражданская война на Смоленщине

Формирование красногвардейских отрядов и красной армии. Смоляне на фронтах гражданской войны. Белогвар­дейское движение. Политический бандитизм, "зеленые". А.Ф.Мясников и А.Н.Тухачевский - командующий Западным фронтом.

Культурное строительство в первые годы советской власти

Национализация культурных ценностей. Гибель части культурного достояния народа в деревне. Усилия новых влас­тей по ликвидации неграмотности. Развитие художественного творчества народа. Театр и кино. Местный Пролеткульт. Пе­чать. Библиотеки. Отношение интеллигенции Смоленщины к новой власти.

Тема 2.Смоленщина в СССР(10 часов)

Индустриализация и коллективизация на Смоленщине

Эффективность нэповских мероприятий для развития сельского хозяйства губернии. Успехи сельского хозяйства к середине 20-х годов. Рост хуторского хозяйства. Судьба пер­вых коллективных хозяйств. Сущность кризиса хлебозагото­вительной компании 1928 г.

Развитие государственного сектора промышленности. Частное предпринимательство и торговля. Смоленские нэп­маны. Начало реконструкции промышленных предприятий. Коллективизация и ее последствия для смоленской деревни

Первый этап коллективизации на Смоленщине (1929 -1930 гг.). Раскулачивание. Обострение политической ситуа­ции в деревне. Создание МТС. Завершение коллективизации, ее экономические и социальные последствия

Общественно-политическая жизнь Смоленщины в 20-30-е годы.

Политическая обстановка в губернии в начале 20-х го­дов. Положение в партии большевиков. Ликвидация полити­ческого бандитизма. Борьба с пьянством и самогоноварени­ем. Отношение местных властей к церкви, изъятие церковных ценностей. "Смоленский нарыв".

Политическое руководство Западной области (и Смоле­нщины) в 30-е годы. И.П.Румянцев. Борьба против различ­ных "уклонов" в партии. Развертывание репрессий. Катыньская трагедия.

Борьба за ликвидацию неграмотности, школа 20 - 30-е годы. Бурный рост высшего и средне-специального образова­ния. Ликвидация Смоленского университета и создание само­стоятельных вузов. Творческая интеллигенция Смоленщины. Театр. Кино. Художественное творчество народа. Периодиче­ская печать и издательское дело.

Смоленщина в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

Ситуация на Смоленщине в первый месяц войны. Эва­куация. Бои за Смоленск. Смоленское сражение. Оккупация области. Героизм советских воинов на смоленской земле в на­чале войны.

Сущность оккупационного периода. Партизанское и антифашистское движение в тылу врага. Западный штаб пар­тизанского движения. Герои-партизаны. Памятные места все­народной борьбы с фашизмом на Смоленщине.

Бои на Смоленщине в 1943 г. Смоленская наступатель­ная операция и освобождение Смоленщины. Последствия войны и оккупации. Начало восстановительных работ в годы войны.

Смоляне - Герои Советского Союза. Памятники и памя­тные места Смоленщины, посвященные героическим событи­ям Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.

Послевоенные годы.

Материальные и людские потери Смоленщины в резу­льтате Великой Отечественной войны. Работа по восстанов­лению промышленности и транспорта. Помощь других облас­тей и республик. Народные инициативы и трудовой героизм смолян.

Положение деревни после войны. Причины кризиса в се­льском хозяйстве в 1945 - 1953 гг. Влияние партийных реше­ний и проводившихся кампаний на жизнь деревни. Раскрестьянивание.

Наш край в 60-е-80-е годы

Сентябрьский Пленум 1953 г., и его влияние на улучше­ние положения в смоленской деревне. Хрущевские реформы в области сельского хозяйства: за и против. Первый орден Смо­ленщины. Падение сельскохозяйственного производства в 1962 - 1964 годах и его причины.

Бурное промышленное строительство в 50-е годы. Но­вые города. Промышленность области в годы семилетки. Смоленский Совнархоз. Новые отрасли промышленности: ра­диотехническая, авиационная, автомобильная, химическая, электротехническая и др.

Народное просвещение, школьная реформа. Высшая школа, новые вузы. Средне-специальные учебные заведения; Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. Начало телевещания.

Интенсивное промышленное строительство во второй половине 60-х — 70-е годы (электроэнергетика, приборостро­ение, радиоэлектроника, и др.). Влияние реформы 1965 г. на экономику области. Попытка перевода сельского хозяйства области на рельсы интенсификации. Постановление партии и правительства от 10 февраля 1971 г. "О мерах по развитию се­льского хозяйства Смоленской области". Увеличение капита­ловложений в сельское хозяйство. Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства.

Общественно-политическая ситуация в области во вто­рой половине 60-х - - 80-е годы. Партийный контроль над всей общественной жизнью и культурой. Награждение города Смоленска орденом "Отечественной войны" 1 степени и при­своение ему звания "Город-герой". Энтузиазм и социальная апатия. Постепенное падение старых ценностей и идеалов. Успехи и противоречия развития культуры.

Тема3. Смоленский край в 20- начале 21 века(4 часа)

Ситуация в области после 1991 года: политика в от­ношении собственности, религии, церкви.

Социально-экономическая обстановка – современные реалии и перс­пективы.


Итоговое повторение курса








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса ученики должны

Знать/понимать

  • Основные этапы и ключевые события истории Смоленского края; выдающихся деятелей истории, политики, культуры изучаемого периода;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • Изученные виды исторических источников по истории края.

Уметь

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

  • Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

  • Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • Использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование темы

Дата проведения

Кол-во часов


Вводное занятие. Задачи курса

14.09.

2 часа

1.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 18 ВЕКА.


26 часов


Тема 1. Смоленский край в глубокой древности


8 часов


- Место Смоленщины в российской и славянской истории

21.09

2


- Древние славяне на территории края

28.09.

2


- Гнездово и Смоленск. Радимичи

02.10.

2


- Повторение темы: «Смоленский край в глубокой древности»

09.10.

2


Тема 2. Наш край в IX - начале XIV веков


4 часа


- Смоленская земля в составе Киевского государства

16.10.

2


- Великое княжество Смоленское в 13- начале 14 века. Культура Смоленского княжества X - XIII веков.


23.10.

2


Тема 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков


8 часов


- Смоленский край в 14 веке. Вхождение в состав Великого княжества Литовского

30.10.

2


- Смоленщина в составе ВКЛР

06.11.

2


- Культура края в 10-15 вв.

13.11.

2


- Повторение темы: «Смоленщина в XIV - начале XVI веков»

20.10.

2


Тема 4. Смоленщина в XVI - XVII веках


6 часов


- Смоленщина в составе Московского государства

27.11.

2


- Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство

04.12.

2


- Смоленщина во второй половине 17 века

11.12.

2

2.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18 –19 ВЕКЕ.


20 часов


Тема 1. Смоленщина в XVIII веке

6 часов


- Смоленский край в первой половине XVIII века

18.12.

2


- Социально-политическое и экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века

25.12.

2


- Культура Смоленщины во второй половине XVIII века

15.01.

2


Тема 2. Последние десятилетия крепостной эпохи. Смоленщина в первой половине XIX века

6 часов


- Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года

22.01.

2


- Декабристы и Смоленщина

29.01.

2


- Культура края в первой половине XIX века

05.02.

2


Тема 3.Смоленщина в пореформенную эпоху. Смоленская земля во второй половине XIX в.


8часов


- Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов

12.02, 19.02

4


- Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века

26.02.

2


- Культурная жизнь Смоленского края в 19 веке

04.03.

2

3.

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ.


22 часа


Тема 1.Смоленщина в начале XX века


10 часов


- Экономическое развитие Смоленской губернии в 1900-1917 гг.

11.03.

2


- Революция 1905 - 1907 гг. на Смоленщине

18.03.

2


- Революция 1917 года на Смоленщине. Создание новых органов власти

25.03

2


- Гражданская война на Смоленщине

01.04.

2


- Культурное строительство в первые годы советской власти

08.04.

2


Тема 2.Смоленщина в СССР.


10 часов


- Индустриализация и коллективизация на Смоленщине

15.04.

2


- Общественно-политическая жизнь Смоленщины в 20-30-е годы

22.04.

2


- Смоленщина в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

29.04.

2


- Послевоенные годы

06.05.

2


- Наш край в 60-е-80-е годы

13.05.

2


Тема3.Смоленский край в 20- начале 21 века.


4 часа


- Ситуация в области после 1991 года

20.05.

2


- Социально-экономическая обстановка – современные реалии и перс­пективы.


27.05.

2


Итоговое повторение курса

30.05.

2 часа



Учебно-методический комплект:

  • Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск, 2008

  • Исторический атлас Смоленской области.- Москва. Издательство « ДИК», 2008

  • Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2011 год

  • Воробьев М.В., Храпченков А.К. «В боях на Смоленской земле». М., « Московский рабочий». 1975 г

  • Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века.

Методическое пособие для учителя.- Смоленск. СОИУУ, 2007

  • Максимов Е.В. «Смоленск – город-герой». М. 1988 г.

  • Энциклопедия Смоленская область Т.2, СГПУ, Смоленск 2003 г.

  • Интернет-ресурсы: www.admin.smolensk.ru

  • http://schv356.mskobr.ru upload.wikimedia.org/wikipedia/ru

  • visit-smolensk.ru/media




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!