Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа №7
Коченёвского района Новосибирской области
«Согласовано» «Утверждено»
зам. директора по ВР директор МКОУ
Колесник Т.Н./ ______ Чикская СОШ №7
«__» _______20___г. Веселова Н.Д./ _______
«__»________20___г.
Программа краеведческого кружка «Юный краевед»
Руководитель кружка:
Чиркова Любовь Александровна
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон РФ от 20.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ МО от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования».
-Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38 ««О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
-Приказ МО и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планов для общеобразовательных учебных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
-Приказ МО и науки РФ от 30.08.11 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
-Приказ МО и науки РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО от 09.03.2004 №1312»
-Приказ МО, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2016 №1868 «Об утверждении регионального базисного учебного планов для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных в Новосибирской области на 2016-2017 учебный год.
-«Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Сан ПиН 2.4.2.2821-10 утверждённых главным санитарным врачом РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.032011 № 19993
-Учебный план МКОУ Чикская СОШ №7 на 2016-2017 учебный год, утверждённый на Педагогическом совете от 31.08.2016(протокол №1)
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Основной целью программы кружка «Юный краевед» является формирование гражданских позиций у учащихся.
Данная программа является образовательной, имеет краеведческую направленность.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, в год 72 часа. Возраст учащихся от 12-16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.
Цели программы:
познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Коченёвского района и рабочего посёлка Чик, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Формы проведения занятий:
экскурсии;
работа с архивными данными, получение информации через архивы;
уроки;
работа с документами;
исследовательская деятельность.
Методы работы:
групповая;
парная;
индивидуальная.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи;
пешие экскурсии по селу;
проведение экскурсий, уроков мужества, внеклассных мероприятий в школьном историко-краеведческом музее;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
участие в школьных, районных краеведческих конкурсах.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. | Введение | 1 | | |
1 | Школьное краеведение. Его цели и задачи. | | 1 | |
2. | Этнография | 5 | | |
1 | Географическое положение посёлка и районного центра. | | 1 | 1 |
2 | Административное положение Коченёвского района | | 1 | |
3 | Самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций. | | 1 | 1 |
3. | История моей Родины | 14 | | |
1 | История возникновения р.п. Чик | | 1 | |
2 | Памятники р.п. Чик | | 1 | 2 |
3 | Предприятия. История организаций и учреждений. | | 4 | |
4 | Культура своего народа | | 2 | 4 |
5 | Район и село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 | 17 | | |
6 | Сбор материала «Дети войны». Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Война в судьбе моей семьи. | | 4 | 13 |
4. | Музейные занятия (Приложение №2) | 11 | | 11 |
5. | Участие в районных краеведческих мероприятиях. | 22 | | 22 |
6. | Подведение итогов | 2 | 2 | |
7. | ИТОГО | 72 | 18 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.
Раздел 2. Этнография
Положение относительно реки Чик, областного и районного центров. Окрестности – реки, леса. Происхождение названий: легенды, сказания.
Административное положение Коченёвского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.
Раздел 3. История моей Родины История возникновения Коченёвского района, рабочего посёлка Чик . Название посёлка Чик, версии происхождения. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о селе. Части села, их названия, происхождение названий.
Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Исторические памятники на территории поселения – старые постройки.
Ими гордится наш район.
О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах.
История хозяйства. Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние.
Предприятия. История организаций и учреждений. Дом культуры. Детский сад. Почта. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум.
Раздел 4 . Район и село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Знакомство с имеющимися материалами в школьном музее, их анализ.
Сбор материала «Дети войны».
Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
Война в судьбе моей семьи.
Экскурсионная работа в музее, проведение бесед, лекций, тематических классных часов.
Проведение и участие в конкурсах. Участие в районных краеведческих мероприятиях.
Что должен знать и уметь учащийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, вести исследовательскую деятельность;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами.
Список литературы для учителя
Болотина Л.А. Программы для учреждений дополнительного образования детей.
Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007.
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
Дьюи Д., Килпатрик У.Х., Коллингс. Технология проектной деятельности.
Дьюи Д., Щедровицкий Г.П. Технология активного обучения.
Дергачёва Е. И.. Летописи сибирские - Новосибирск. Новосибирское издательство,1991.
Иванов И.П. Технология коллективного творческого воспитания
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
Максимов Г.Г. Город строящий города - Новосибирск. Новосибирское книжное издательство,1990.
Миненко Н.А.. История Новосибирской области с древнейших времён до конца 19 века. Новосибирск: Западно- Сибирское книжное издательство, 1975.
Отчий мир. Литературно - краеведческое творчество школьников Новосибирской области. Выпуск второй - Новосибирск. Издательский Дом «Сибирская горница», 2003.
Рюмин Г.П. 75 лет Коченёвскому району - Новосибирск: СП «Наука», 1999.
С любовью к тебе, Коченёвский район-Новосибирск. Издательство ЦЭРИС, 2014
Троцкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996.