СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы заключается втом. что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную,развивающую, практикоориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для кого она предназначена (6 класс). Призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный краевед"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного методического объединения учителей

истории и обществознания

«29» августа 2018 года

СОГЛАСОВАНА

Замдиректора по УВР



________ /________________/


«30» августа 2018 года

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАОУ Лицей №1



__________ /Расторгуева И.В./


«31» августа 2018 года













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный краевед»

6В класс

учитель Смуглеева Наталья Андреевна























Балаково,

2018 - 2019 учебный год



Пояснительная записка


Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев


Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (6 класс), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011..

Методы работы:

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Планируемые результаты обучения 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;

  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;.

  • вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;

  • оценивать правильность поведения людей в природе.


Предполагаемая результативность курса


• Изучение истории малой Родины;

• Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны - жителей села;

• Овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах;

• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской и проектной работы;

умение систематизировать материал и защищать проекты.

Возможные результаты проектной деятельности состоят в создании и защите проектов в виде презентации, оформлении альбомов, плакатов, разработок экскурсий, тематических мероприятий.







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

Введение (2 часа)

1

Краеведение - наука о родном крае

1



2

Экскурсия по улицам старого города.

1


Моя семья (4 часа )

3

Я и моё имя

0,5

0,5


4

Корни моей семьи

1



5

Моя родословная. Составление генеалогического древа

1


6

Традиции моей семьи

1



Наша школа ( 4 часа )

7

Знакомство с историей школы

1



8

Моя школа в истории моей семьи


1


9

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.


1


10

Традиции моей школы

1



Мой край на карте Родины (2 часа)

11

Флаг, герб, гимн Саратовской области. История возникновения Саратова, расположение на карте.

0,5

0.5


12

Моя малая родина – Балаково. Символика, история возникновения поселения и его названия. Расположение на карте.

0,5

0,5


Культура и быт родного края (5 часов)

13

Национальная культура и традиции народов Поволжья

1



14-15

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

2



16-17

Устное народное творчество народов, проживающих в Поволжье (сказки, пословицы, поговорки)

2



Город, в котором я живу (10 часов)

18

Экскурсия в Музей истории города.


1


19

Балаково – город пяти комсомольских строек.

1



20

История города в названиях улиц

1



21

Архитектурные памятники 19- н.20 веков г. Балаково. Презентация.

1



22

Памятники родного города. Презентация.

1


23

Люди, прославившие мой город. Презентация

1



24

В.И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны.

1



25

Юрий Гагарин на земле Саратовской

1



26

Экскурсия в патриотический центр «Набат»


1


27

Поздравляем родных ветеранов.


1


Подготовка и защита проектов (6 часов)

28-30

Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ.

3



31-33

Публичная защита проектов.

3



34

Итоговое занятие




Литература:


Карта РФ, Саратовской области, Балаковского района

Книга Памяти. Т.2. Саратов. Региональное Приволжское изд-во «Детская книга», 1994.

Майорова А.С. История культуры Саратовского края. Режим электронного доступа istorex.ru/

Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. Издание саратовского общества вспомоществования нуждающимся литераторам. Выпуск 1.

История Саратовского края. Изд. «Лицей», Саратов, 2009г.

Балаковская народная энциклопедия. ООО «Приволжское издательство», Саратов, 2007г.

Деревянченко А. У реки великороссов. АО «Авангард», Балаково, 1994г.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://podvig-naroda.ru/

http://obd-memorial.ru/html/comments.htm

http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!