СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков» 1 класс (индивидуальное обучение)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков»»

ОКОУ« Железногорская школа для детей с ОВЗ»



РАССМОТРЕНА

на заседании МО Руководитель МО

_________/ Т. И. Кудрявская/

Протокол

от "___" ________ 20___г.

№ _____________________



УТВЕРЖДЕНА

Директор

_________/ Л.Г. Марченко/

Приказ

от «____»________20___ г.

№ _____________________


СОГЛАСОВАНА

Заместитель

директора по УВР

___________/ О. В. Королёва/

"____" __________ 20___г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Развитие коммуникативных навыков»

ученицы Якшиной Элеоноры

(индивидуальное обучение)


на 2021– 2022 учебный год






Составитель: учитель

Ганус Л.А.







2021 г





Аннотация к учебной программе по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (индивидуальное обучение)


Рабочая программа составлена основе:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014г.№1599 "Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) по ФГОС (1 вариант), приказ по ОУ № 1-243 от 24.05.2018г.

  • Учебный план ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год.


Цель: активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка обучающегосяк жизни в современном обществе.


В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у учащегося с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.


Программа рассчитана на 1год обучения (1 час в неделю).


Содержание коррекционного курса:


  1. Невербальная коммуникация.

  2. Вербальная коммуникация.

  3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.



Инвариантный модуль «Школьный урок» реализуется через воспитательный потенциал урока с учетом возрастных особенностей и интеллектуальных способностей обучающегося.











1.Пояснительная записка


Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативных навыков» (индивидуальное обучение) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании следующих нормативно-правовых документов:


  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12. 2018 г. "О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, приказ по ОУ №1-308 от 30.08.2021 г.

  • Учебный план образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов (I вариант по ФГОС) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ по ОУ №1-191 от 30.08.2021 г.

  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ ОУ № 1-261 от 25.05.2021 г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ", приказ по ОУ №1-308 от 30.08.2021г.

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ«Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ ОУ №1-308 от 30.08.2021г.

  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ №1-254 от 31.08.2017г.

  • Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ №1-254 от 31.08.2017г.

  • Приказ «Об организации обучения на дому Якшиной Элеоноры», приказ № от









Программа коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.

Специфика коммуникативной деятельности школьника проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, ребенок не понимает коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У ребенка с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Развитие коммуникативных навыков», способствующий формированию коммуникативных навыков.


Цель: активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка обучающегосяк жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у учащегося с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

  • развитие коммуникативных навыков обучающегося, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающегося с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.


Инвариантный модуль «Школьный урок»

В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:

Воспитательное воздействие через содержание урока.



Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя

С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков:

урок-путешествие;

сюжетно-ролевая игра;

урок-игра;

и технологий обучения:

информационно – коммуникационная технология;

технология развивающего обучения;

здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; технология проблемного обучения;

личностно-ориентированное обучение


Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций:

  • авансирования доверием (А.С.Макаренко),

  • свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.),

  • непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова),

  • эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин),

  • соревновательная (А.Н.Лутошкин),

  • соотнесения (Х.Й.Лийметс),

  • успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин),

  • творчества (В.А.Караковсвий)

Воздействие личным примером самого учителя

Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;

2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально - психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1 ценностное отношение к природе;

5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально - нравственного отношения к природе;

5.3 элементарные знания о традициях нравственно - этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.



2. Общая характеристика коррекционного курса.


Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося, с использованием индивидуального подхода, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Коррекционный курс «Развитие коммуникативных навыков» направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков.

Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности ребенка посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося, через основные направления: психодиагностика; психокоррекция; психопрофилактика; психопросвещение и консультирование.

Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.

Коммуникативное развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.

Коммуникативное развитие ребенка с РАС, в рамках коррекционного курса, подразумевает:

  • овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и расширения знаний об окружающем мире;

  • развитие связной речи путем практической деятельности на коррекционно-развивающих занятиях;

  • формирование мотивации, развитие потребности ребенка с РАС в общении.


3. Место коррекционного курса в учебном плане

Программа коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно – развивающую область учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ».


Программа рассчитана на 1год обучения (1 час в неделю).


4. Личностные и предметные результаты освоения курса


Личностные результаты:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Предметные результаты:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;


5. Содержание изучаемого курса

  • Невербальная коммуникация – 14 часв

  • Вербальная коммуникация – 10 часов

  • Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций – 8 часов




6. Тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Основные виды воспитательной деятедьности

Раздел 1. Невербальная коммуникация



Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: п.1.4


Воспитание нравственных чувств и этического сознания: п.2.2, 2.6



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.2


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: п.4.3



Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): п.6.2



Упражнение «Мимическая гимнастика».

1

  • распознавание различных эмоциональных состояний

  • отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения

  • демонстрация подходящих к случаю жестов

  • рассматривание разных поз людей в различных ситуациях

  • прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

Классификация жестов (приветствие и прощание)

1

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

1

Упражнение .«Это я! Это моё!»

1

Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

2

Классификация чувств. Азбука настроений

1

Разыгрывание сюжета с использованием жестов. Упражнение «Тише!», «Отдай!»

1

Тренируем мимику. Этюд на выражение радости и страха.

2

Классификация жестов (указательный, подзывание к себе с помощью пальчика)

1

Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения.

2

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)

1

Раздел 2. Вербальная коммуникация



Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание

1

подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание

1

Формулы приветствия, знакомства

2

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

1

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание

1

Формулы прощания

1

Формулы извинения

1

Упражнение «Узнай по интонации», « Скажи интонацией»

1

Формулы просьбы

1

Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций



Разыгрывание ситуаций (доброта)

1

  • Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка)

  • Проигрывание ситуаций из реальной жизни

Разыгрывание ситуаций (вежливость)

1

Разыгрывание ситуаций (забота)

1

Упражнение «Ты потерял свою игрушку»

1

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

2

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

2


  1. Материально-техническое обеспечение


Методическая литература:

  • «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.

  • Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.

  • Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ


Наглядный материал:

  • Карточки (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

  • пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры

















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения


По плану

По факту


Раздел 1. Невербальная коммуникация 11 ч




1

Упражнение «Мимическая гимнастика».

1

комбинированный




2

Классификация жестов (приветствие и прощание)

1

комбинированный




3

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

1

комбинированный




4

Упражнение .«Это я! Это моё!»

1

комбинированный




5

Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

2

комбинированный




6

Классификация чувств. Азбука настроений

1

комбинированный




7

Разыгрывание сюжета с использованием жестов. Упражнение «Тише!», «Отдай!»

1

комбинированный




8

Тренируем мимику. Этюд на выражение радости и страха.

2

комбинированный




9

Классификация жестов (указательный, подзывание к себе с помощью пальчика)

1

комбинированный




10

Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения.

2

комбинированный




11

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)

1

комбинированный




Раздел 2. Вербальная коммуникация 9 ч




12

Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание

1

комбинированный



13

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание

1

комбинированный



14

Формулы приветствия, знакомства

2

комбинированный



15

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

1

комбинированный



16

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание

1

комбинированный



17

Формулы прощания

1

комбинированный



18

Формулы извинения

1

комбинированный



19

Упражнение «Узнай по интонации», « Скажи интонацией»

1

комбинированный



20

Формулы просьбы

1

комбинированный



Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций 5 ч




21

Разыгрывание ситуаций (доброта)

1

комбинированный




22

Разыгрывание ситуаций (вежливость)

1

комбинированный




23

Разыгрывание ситуаций (забота)

1

комбинированный




24

Упражнение «Ты потерял свою игрушку»

1

комбинированный




25

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

2

комбинированный




26

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

2

комбинированный






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!