СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистичкского спектра «Формирование коммуникативного поведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

-обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у обучающегося с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом;

-формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

-коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

-активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

-развитие коммуникативных навыков обучающегося, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистичкского спектра «Формирование коммуникативного поведения»»



Рабочая программа

коррекционного курса для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистичкского спектра «Формирование коммуникативного поведения»















Составитель: Ветрова Е.А.

учитель-дефектолог











2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Формирование культуры речевого общения у младшего школьника – одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми. Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающегося с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающегося c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, его подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

-обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у обучающегося с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом;

-формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

-коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

-активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

-развитие коммуникативных навыков обучающегося, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающегося с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации. Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанника, в соответствии с его психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося с расстройством аутистического спектра. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов школьника, в соответствии с его психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся и сложностью структуры дефекта.

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимся с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающегося данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

-применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

-знать и применять элементарные правила речевого общения;

-уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

-участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

-выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

-использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

-использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающегося личностные результаты включают:

-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

-овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения школьника в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

-проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

-положительное отношение к окружающей действительности;

-проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (группе, школе);

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

-включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, учитель-группа);

-вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

Место курса в учебном плане

На изучение речевой практики у обучающегося с расстройством аутистического спектра отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).

Результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-овладение социальными компетенциями и их использование в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-видеть временные рамки своей деятельности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-узнавать предметы по заданным признакам;

-сравнивать предметы по внешним признакам;

-давать полное описание объектов и явлений;

-ориентироваться в пространстве;

-определять последовательность событий;

-целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

-опосредовать свою деятельность речью.


Основное содержание коррекционного курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Что меня окружает?

7

2

Моя гигиена

7

3

Одежда и обувь

6

4

Мой дом

5

5

Транспорт

8











Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Что меня окружает (7 часов)

1

Будем знакомы!

1

Учатся обращаться друг к другу по имени; рассказывают друг другу о семье, школе, школьных принадлежностях; называют предметные картинки; работают в рабочих тетрадях; учатся повторять эмоции

2-3

Моя семья

2

4-5

Моя школа

2

6-7

Мои школьные принадлежности

2

Моя гигиена (7 часов)

8-13

Гигиена

6

Продолжают учится коммуникации друг с другом и учителям; знакомятся с правилами гигиены; рассказывают, что видят на картинке; описывают увиденное; работают в рабочих тетрадях; учатся повторять эмоции

14

Проектная деятельность «Личная гигиена»

1

Одежда и обувь (6 часов)

15

Зимняя одежда

1

Знакомятся с названиями одежды и обуви; классифицируют одежду и обувь по временам года; выполняют задания в рабочих тетрадях; продолжают учится коммуникации с окружающими

16

Летняя одежда

1

17

Части одежды

1

18

Обувь

1

19

Части обуви

1

20

Повторение

1

Мой дом (5 часов)

21-23

Бытовая техника

3

Знакомятся с бытовой техникой; узнают о функциях той или иной техники; продолжают учится коммуникации с окружающими; выполняют задания в рабочих тетрадях.

24-25

Мебель

2

Узнают мебель на картинках; рассказывают о ее назначении; продолжают учится коммуникации с окружающими; выполняют задания в рабочих тетрадях.

Транспорт (8 часов)

26

Что такое транспорт?

1

Узнаю что такое транспорт; учатся различать транспорт по способу передвижения; знакомятся с звуками транспорта; продолжают учится коммуникации с окружающими; выполняют задания в рабочих тетрадях.

27-28

Наземный транспорт

2

29-30

Воздушный транспорт

2

31-32

Водный транспорт

2

33

Повторение

1

Повторяют пройденный материал



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!