СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Основы коммуникации" 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно развивающего курса "Основы коммуникации" разработана для проведения внеурочных  занятий с учащимися 2 класса. Пррограмма имеет социально - педагогическую направленность, ориентирована на развитие коммуникативных навыков младших школьников С ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Основы коммуникации" 2 класс.»



Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы коммуникации» разработана в соответствии с нормативными актами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ГКОУ №25.

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- с учётом учебного плана, плана воспитательной работы и специфики деятельности ГКОУ №25.

Программа «Основы коммуникации» имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на развитие коммуникативных навыков младшего школьника.

Целью курса является повышение социально-психологической компетентности обучающихся и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Задачи курса:

1. Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

2. Развитие интереса к окружающим людям и потребности в общении.

3. Воспитание у обучающихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

4. Формирование у обучающихся умений и навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими.

5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.


Общая характеристика курса

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для развития его самооценки, для становления ребенка как личности. Умение продуктивно общаться является одним из критериев формирования у ребенка умения подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы, при этом выражая себя социально допустимыми способами.

В основе содержания программы лежат теоретические положения о роли общения в психическом и личностном развитии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже и др.); о сензитивных периодах формирования навыков общения у детей (М. И. Лисина); о механизмах личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др.).

У детей с НОДА функция общения формируется неравномерно, в отличие от традиционно развивающихся детей. Наиболее сформированными оказываются мотивы, формы и потребности общения. Значительно хуже развиты средства общения. Нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно сказываются на процессе общения. Нарушения движения осложняют развитие предметной деятельности и соответственно ситуативно-делового общения. Адекватное взаимодействие со сверстниками формируется с трудом, чрезмерно опекающие ребенка взрослые пытаются сразу перевести его с ситуативно-личностного общения на ситуативно-познавательное. Мотив общения младших школьников зачастую комбинированный, долго сохраняется ситуативно-личностный мотив, сопровождающийся низкой активностью в общении и эгоцентризмом. А другие мотивы – деловой и познавательный – могут добавляться к нему, но не становятся ведущими.

По данным многих авторов, дети младшего школьного возраста с нарушениями движения демонстрируют фрустрированность, эмоционально-волевую неустойчивость, тревожность (Калижнюк Э. С., 1990; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2001; Мамайчук И. И., 2000).

Формирование патологических свойств личности по дефицитарному типу связывают с воздействием социальных факторов, оказывающих психотравмирующее влияние: переживание недоброжелательного отношения сверстников, явления госпитализма, затруднения в процессе обучения из-за параличей и нарушений пространственной ориентировки; сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения и слуха; неправильное воспитание по типу гиперопеки, приводящее к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости и сложностям формирования межличностных отношений с окружающими.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ»

1.1 Личностные результаты

Учащиеся должны:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Личностные результаты связаны с формированием жизненных компетенций обучающихся. В результате обучения по программе коррекционного курса у обучающихся подкрепляется позитивное представление о себе и формируется позитивное представление о других людях; развивается готовность общаться, вступать в коммуникацию с окружающими. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для общения и для адекватного поведения в обществе


1.2. Метапредметные результаты освоения курса отражают требования к формированию универсальных учебных действий, метапредметных умений в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с НОДА.

Познавательные УУД:

  • планировать учебную деятельность на уроке.

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Коммуникативные УУД:

  • уметь донести свою позицию до других:

  • свою мысль в устной и письменной речи (на уроне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • формировать умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


1.3 Предметные результаты

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • научатся общаться с помощью различных коммуникативных средств, адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния других людей

  • приобретут опыт обобщения знаний, полученных в рамках различных учебных дисциплин.

В целом, в содержании программы представлены все виды универсальных учебных действий (коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные), учтена возрастная логика развития УУД; средства формирования УУД соотнесены с механизмами личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, что в совокупности определяет педагогическую целесообразность ее использования в работе с младшими школьниками. Требования к результатам освоения курса каждым обучающимся могут быть индивидуализированы в зависимости от структуры и тяжести имеющихся нарушений.

1.4. Контрольно-измерительные материалы

Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Свою работу на занятии обучающиеся оценивают самостоятельно, прикрепляя соответствующий символ, выбранный в конкретном периоде.

2. Основное содержание коррекционного курса.

2.1. Необходимое количество часов для изучения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34часа за год.

2.2 Наименование разделов и тем.

Раздел 1. Я сам (9 часов)

Вводный урок. Техника безопасности на уроках.

Это я. Что я знаю о себе?

Что такое одиночество? Легко ли быть одному?

Всегда умей владеть своими эмоциями.

Настроение и характер.

Герои нашего времени.

«Знание лучшее богатство»

Раздел 2. Взрослые и дети (9 часов)

Когда я был маленьким... Остров детства. Урок мудрости: взаимоотношения со старшими. Что такое хорошо и что такое плохо.

Раздел 3. Моя семья (7 часов)

Кто входит в мою семью. Мои мама и папа. Братья и сестры. "Бабушка рядышком с дедушкой". Моя семья и другие звери": домашние питомцы

Раздел 4. Мои друзья (8 часов)

Мои одноклассники

День рождения – важный праздник.

Что такое дружба. Мой лучший друг. Когда друг оказался в беде…

Обобщающий урок (1 час)

2.3 Формы организации: групповые и подгрупповые занятия (30 минут), основанные на самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся

Основные методы, используемые на занятиях:

Диагностические методы: наблюдение, интервью (беседа), проективные.

Методы обучения: рассматривание рисунков и фотографий; свободное и тематическое.

рисование; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера; театральные этюды; импровизации; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с правилами: словесные, имитационные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; чтение и обсуждение художественных произведений; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы, мини-конкурсы, дискуссии.

Психокоррекционные методы: психогимнастика, тренинговые процедуры, ролевые игры, арт-терапевтические приемы, библиотерапевтические методики, техники релаксации, дыхательные упражнения, упражнения на синхронизацию, упражнения на взаимодействие.


2.4. Основные виды учебной деятельности:

Вводная беседа, чтение, ответы на вопросы.

Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; слушание объяснения учителя; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы.

Выполнение психогимнастических упражнений; наблюдение; чтение; рисование; выполнение упражнений на релаксацию; рефлексии собственного актуального состояния; релаксацию.

Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; слушание объяснения учителя; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы.

Выполнение психогимнастических упражнений; наблюдение; чтение; рисование; выполнение упражнений на релаксацию; рефлексии собственного актуального состояния. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы.

Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы.

Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта.


3. Календарно - тематическое планирование 2 класс


Темы занятий

Кол-во занятий

Дата

ЭОР




Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok

Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php


Раздел 1. Я сам (9 часов) Вводный урок. ТБ на уроках.


1


01.09

Это я. Что я знаю о себе?

2

0.8.09-15.09

Что такое одиночество? Легко ли быть одному?


1

22.09




Всегда умей владеть своими эмоциями. Настроение и характер.

2

29.09

06.10

Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru

Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com

Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net

Учитель портал: http://www.uchportal.ru

Видеоуроки по основным предметам школьной программы: http://inerneturok.ru

Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей»: http://pedsovet.su

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

http://nachalka.info

http://www.openclass.ru


Герои нашего времени.

2

13.10

20.10

«Знание лучшее богатство»

1

27.10


Раздел 2. Взрослые и дети (9 часов)


Когда я был маленьким...

1

10.11

Островки детства.

1

17.11.

Старших нужно уважать.

2

24.11

01.12


Что такое хорошо и что такое плохо?

5

08.12

15.12

22.12

29.12

12.01


Раздел 3. Моя семья (7 часов)


Кто входит в мою семью?

2

19.01

26.01


Мои мама и папа.

2

02.02

09.02


Мои братья и сестры.

1

16.02

"Бабушка рядышком с дедушкой".

1

01.03

Моя семья: домашние питомцы.

1

15.03

Раздел 4. Мои друзья (8 часов)


Мои одноклассники

1

22.03


День рождения – важный праздник. Подарки для друзей.

1

05.04

12.04

Что такое дружба?

2

19.04

Мой самый лучший друг.

1

26.04

Когда друг оказался в беде…

2

03.05

17.05

Поздравления для друзей. Обобщающее занятие.

1

1

24.05

24.05

итого

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!