Учитель: Головина Ю.В.
г. Дмитров, 2021 г
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно -практические действия» для 5 Б класса на 2021-2022 уч. год разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. С учетом календарного учебного графика и расписания уроков на 2021-2022 уч. год данная рабочая программа рассчитана на 93 часа в год.
- формирование умения следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
- развитие восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
№ пп | № по разделу | Наименование разделов и тем | Сроки прохождения программы |
Плановые | Фактические |
Работа с природным материалом ( 12 часов) |
1. | 1. | Экскурсия в лес (парк) с целью сбора природных материалов. | 03.09 | |
2. | 2. | Различение, выбор и называние природных материалов: сухие веточки, хвоя, семена, шишки, листья. Размещение природных материалов на хранение. | 06.09 | |
3. | 3. | Предметная аппликация без наклеивания: «Осенний букет» | 07.09 | |
4. | 4. | Комбинированные работы из природных материалов и пластилина. | 10.09 | |
5. | 5. | Составление композиций: «Ежик на лесной дорожке» из природного материала и пластилина. | 13.09 | |
6. | 6. | Изготовление изделий по показу (образцу): жук (туловище из пластилина, крылья — крылатки клена). | 14.09 | |
7. | 7. | Изготовление изделий по показу (образцу): божья коровка (туловище — скорлупа грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки — тонкие палочки). | 17.09 | |
8. | 8. | Выполнение изделий по образцу: синица (туловище из шишки ели, голова — желудь, крылья — листья, веточки, проволока). | 20.09 | |
9. | 9. | Выполнение изделий по образцу: лодка (основание — скорлупа грецкого ореха, мачта — палочка, парус — лист дерева, соединяющий материал — пластилин). | 21.09 | |
10. | 10. | Выполнение изделий по образцу: рыбка (туловище — шишка, плавники — пластилин, хвост — перо). | 24.09 | |
11. | 11. | Составление композиций: «Сова». | 27.09 | |
12. | 12. | Аппликация из сухих листьев, зерен, шишек: «Аист». | 28.09 | |
Работа с бумагой и фольгой (16 часов). |
13. | 1. | Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии; сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали; разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и пальцами. | 01.10 | |
14. | 2. | Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой. | 11.10 | |
15. | 3. | Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка. | 12.10 | |
16. | 4. | Изготовление из фольги различных предметов: кастрюля с крышкой. | 15.10 | |
17. | 5. | Изготовление из фольги различных предметов: парта, стул. | 18.10 | |
18. | 6. | Наклеивание простых готовых геометрических форм на контур. | 19.10 | |
19. | 7. | Наклеивание готовых форм животных на контур. | 22.10 | |
20. | 8. | Аппликация с наклеиванием «Крокодил». | 25.10 | |
21. | 9. | Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: «Вишни». | 26.10 | |
22. | 10. | Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: «Дерево» | 29.10 | |
23. | 11. | Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Приемы. | 01.11 | |
24. | 12. | Резание по пунктирной линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу. | 02.11 | |
25. | 13. | Резание с помощью педагога бумаги (фольги) по прямой линии. Вырезание полос по предварительной разметке педагога. | 08.11 | |
26. | 14. | Резание ножницами по дуге, кривым линиям. Вырезание из листа бумаги, сложенного пополам, изображений овощей, фруктов по разметке. | 09.11 | |
27. | 15. | Резание полосы бумаги (фольги) на квадраты и прямоугольники. Резание квадрата на треугольники по разметке педагога. | 12.11 | |
28. | 16. | Изготовление бус, гирлянд из кубов, шариков, лепешек, колбасок, сделанных из фольги разного цвета. | 22.11 | |
Работа с нитками и тканью (16часов). |
29. | 1. | Беседа по теме: «Ткань в жизни человека». | 23.11 | |
30. | 2. | Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине. | 26.11 | |
31. | 3. | Составление коллекции ниток и наклеивание их на картон. | 29.11 | |
32. | 4. | Разрезание ткани ножницами по разметке. | 30.11 | |
33. | 5. | Наматывание ниток на катушку («Кто быстрее?») | 03.12 | |
34. | 6. | Сматывание ниток в клубок («Волшебный клубок») | 06.12 | |
35. | 7. | Плетение шнура из двух толстых ниток разного цвета. | 07.12 | |
36. | 8. | Завязывание узелков на концах ниток. Связывание ниток. Завязывание толстых ниток бантиком. | 10.12 | |
37. | 9. | Вдевание шнура через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических фигур, букв, других предметов с несложным контуром). | 13.12 | |
38. | 10. | Игла. Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной работы с иглой. Прокалывание иглой бумаги, картона, ткани по контуру. | 14.12 | |
39. | 11. | Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с широким ушком. Завязывание узелка на конце нити. | 17.12 | |
40. | 12. | Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с широким ушком. Завязывание узелка на конце нити. | 20.12 | |
41. | 13. | Нанизывание на нить пуговиц, бусинок, Шитье по проколам способом «игла вверх — игла вниз» на полоске картона (закладка для книг), на ткани. | 21.12 | |
42. | 14. | Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя отверстиями педагогом. Выполнение этого действия под руководством педагога. | 24.12 | |
43. | 15. | Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя отверстиями педагогом. Выполнение этого действия под руководством педагога. Закрепление. | 27.12 | |
44. | 16. | Аппликация из ниток «Дождик». | 28.12 | |
Предметно практические действия (23 часа). |
45. | 1. | Пальчиковые игры. | 10.01 | |
46. | 2. | Выполнение по заданию действий с предметами: катание, бросание, перекладывание, складывание. | 11.01 | |
47. | 3. | Выполнение по инструкции следующих действий: открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками; нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат). | 14.01 | |
48. | 4. | Использование ключа для открывания и закрывания замка в шкафу или ящике стола. | 17.01 | |
49. | 5. | Открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа. | 18.01 | |
50. | 6. | Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний. | 21.01 | |
51. | 7. | Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний. Закрепление | 24.01 | |
52. | 8. | Устранение источника опасности на пути (отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.) | 25.01 | |
53. | 9. | Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный, теплый, горячий). | 28.01 | |
54. | 10. | Раскладывание предметов по возрастающей величине. | 31.01 | |
55. | 11. | Раскладывание предметов по убывающей величине. | 01.02 | |
56. | 12. | Действия с предметами разного цвета: соотнесение разнородных предметов по цвету; составление простых сочетаний из 5—6 цветов. | 04.02 | |
57 | 13. | Действия с предметами разного цвета: подбор разнородных предметов по цвету; исключение лишнего предмета по цвету. | 07.02 | |
58 | 15. | Действия с предметами разной формы: обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур; подбор предметов к эталону — форме. | 08.02 | |
59. | 16. | Действия с предметами разной формы: расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет; исключение лишнего предмета по форме. | 11.02 | |
60. | 17. | Действия с предметами разной величины: опускание больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия; соотнесение разнородных предметов по размеру. | 14.02 | |
61. | 18. | Различение, группировка, предметов по размерам, составление рядов по высоте и длине. | 15.02 | |
62. | 19. | Классификация предметов по цвету, форме, величине. | 18.02 | |
63. | 20. | Упражнения с массажными шариками, с прищепками. | 28.02 | |
64. | 21. | Игра « Волшебный мешочек». Определение различных предметов на ощупь. | 01.03 | |
65. | 22. | Дидактическая игра «Лото. Домашние птицы». | 04.03 | |
66. | 23. | Дидактическая игра «Лото. Дикие птицы». | 11.03 | |
Элементарное конструирование (10 часов). |
67 | 1. | Постройка различных зданий с использованием деревянного конструктора. | 14.03 | |
68. | 2. | Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр. | 15.03 | |
69. | 3. | Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок. | 18.03 | |
70. | 4. | Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Животные. | 21.03 | |
71. | 5. | Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Птицы. | 22.03. | |
72. | 6. | Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Ягоды. | 25.03 | |
73. | 7. | Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Мебель. | 28.03 | |
74. | 8. | Складывание пазлов с опорой на образец. | 29.03 | |
75. | 9. | Составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок, утенок. | 01.04 | |
76. | 10. | Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка, бабочка, гриб. | 11.04 | |
Работа с мозаикой (5 часов) |
77 | 1. | Выкладывание из мозаики букета цветов, с пророй на образец. | 12.04 | |
78. | 2. | Выкладывание из мозаики дома, с пророй на образец. | 15.04 | |
79. | 3. | Выкладывание из мозаики улитки, с пророй на образец. | 18.04 | |
80. | 4. | Выкладывание из мозаики экскаватора, с пророй на образец. | 19.04 | |
81. | 5. | Выкладывание из мозаики рыбы, с пророй на образец. | 22.04 | |
Работа с пластическим материалом (лепка) (15 часов). |
82 | 1. | Правила безопасности труда, санитарии и гигиены при работе с пластическими материалами. Организация рабочего места. Способы подготовки пластических материалов к работе. | 25.04 | |
83. | 2. | Работа с пластилином. Отщипывание, сгибание. | 26.04 | |
84. | 3. | Работа с пластилином. Защипывание, вытягивание, соединение. | 29.04 | |
85. | 4. | Лепка по заданию учителя и по собственному выбору знакомых предметов: посуда, игрушки. | 06.05 | |
86. | 5. | Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования: овощи, фрукты, ягоды. Составление композиций: «Фрукты на подносе», «Овощи в корзине». | 10.05 | |
87. | 6. | Закрепление приемов размазывания и надавливания: изготовление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими деталями, нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку). | 13.05 | |
88. | 7. | Освоение приема вдавливания: использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую основу,. | 16.05 | |
89. | 8. | Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чайник для заварки. | 17.05 | |
90. | 9. | Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: кувшин с ручкой. | 20.05 | |
91. | 10. | Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка. | 23.05 | |
92. | 11. | Лепка предметов из 2—5 частей: большая и маленькая чашки. | 24.05 | |
93. | 12. | Лепка предметов из 2—5 частей: корзинка с ручкой. | 27.05 | |
Итого: 93 часа |
Занятия по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
1. Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2018.
2. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.
3. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. Цыганок, А. Виноградова, И. Константинова. – М.: Теревинф, 2018.
4. Формирование и развитие предметно-практической деятельностина индивидуальных занятиях. / Л.В. Шаргородская. – М.: Теревинф, 2018.
Зам. Директора по УВР