СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно -практические действия» 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Предметно -практические действия» 5 класс.»






















Рабочая программа коррекционного курса

«Предметно -практические действия»

5б класс.







Составитель:

Учитель: Головина Ю.В.







г. Дмитров, 2021 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно -практические действия» для 5 Б класса на 2021-2022 уч. год разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. С учетом календарного учебного графика и расписания уроков на 2021-2022 уч. год данная рабочая программа рассчитана на 93 часа в год.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- формирование умения следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

- развитие восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.







Контроль:

  • наблюдение – целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира

  • беседа на закрепление знаний, полученных в ходе урока;

  • практическая работа;

  • самостоятельная работа;

  • мониторинги.

Календарно – тематическое планирование

пп

по разделу

Наименование разделов и тем


Сроки прохождения программы



Плановые

Фактические

Работа с природным материалом ( 12 часов)

1.

1.

Экскурсия в лес (парк) с целью сбора природных материалов.

03.09


2.

2.

Различение, выбор и называние природных матери­алов: сухие веточки, хвоя, семена, шишки, листья. Размещение при­родных материалов на хранение.

06.09


3.

3.

Предметная аппликация без наклеивания: «Осенний букет»

07.09


4.

4.

Комбинированные работы из природных материалов и пластилина.

10.09


5.

5.

Составление композиций: «Ежик на лесной дорожке» из природного материала и пластилина.

13.09


6.

6.

Изготовление изделий по показу (образцу): жук (туловище из пластилина, крылья — крылатки клена).

14.09


7.

7.

Изготовление изделий по показу (образцу): божья коровка (туловище — скорлупа грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки — тонкие палочки).

17.09


8.

8.

Выполнение изделий по образцу: синица (туловище из шишки ели, голова — желудь, кры­лья — листья, веточки, проволока).

20.09


9.

9.

Выполнение изделий по образцу: лодка (основание — скорлупа грецкого ореха, мачта — палочка, парус — лист дерева, соединяющий материал — пластилин).

21.09


10.

10.

Выполнение изделий по образцу: рыбка (туловище — шишка, плавники — пластилин, хвост — перо).

24.09


11.

11.

Составление композиций: «Сова».

27.09


12.

12.

Аппликация из сухих листьев, зерен, шишек: «Аист».

28.09


Работа с бумагой и фольгой (16 часов).

13.

1.

Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии; сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали; разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и пальцами.

01.10


14.

2.

Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой.

11.10


15.

3.

Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка.

12.10


16.

4.

Изготовление из фольги различных предметов: кастрюля с крышкой.

15.10


17.

5.

Изготовление из фольги различных предметов: парта, стул.

18.10


18.

6.

Наклеивание простых готовых геометрических форм на контур.

19.10


19.

7.

Наклеивание готовых форм животных на контур.

22.10


20.

8.

Аппликация с наклеиванием «Крокодил».

25.10


21.

9.

Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: «Вишни».

26.10


22.

10.

Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: «Дерево»

29.10


23.

11.

Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Приемы.

01.11


24.

12.

Резание по пунктирной линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу.

02.11


25.

13.

Резание с помощью педагога бумаги (фольги) по прямой линии. Вырезание полос по предварительной разметке педагога.

08.11


26.

14.

Резание ножницами по дуге, кривым линиям. Вырезание из листа бумаги, сложенного пополам, изображений овощей, фруктов по разметке.

09.11


27.

15.

Резание полосы бумаги (фольги) на квадраты и прямоуголь­ники. Резание квадрата на треугольники по разметке педагога.

12.11


28.

16.

Изготовление бус, гирлянд из кубов, шариков, лепешек, колбасок, сделанных из фольги разного цвета.

22.11


Работа с нитками и тканью (16часов).

29.

1.

Беседа по теме: «Ткань в жизни человека».

23.11


30.

2.

Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине.

26.11


31.

3.

Составление коллекции ниток и наклеивание их на картон.

29.11


32.

4.

Разрезание ткани ножницами по разметке.

30.11


33.

5.

Наматывание ниток на катушку («Кто быстрее?»)

03.12


34.

6.

Сматывание ниток в клубок («Волшебный клубок»)

06.12


35.

7.

Плетение шнура из двух толстых ниток разного цвета.

07.12


36.

8.

Завязывание узелков на концах ниток. Связывание ни­ток. Завязывание толстых ниток бантиком.

10.12


37.

9.

Вдевание шнура через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических фигур, букв, других предметов с несложным контуром).

13.12


38.

10.

Игла. Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной работы с иглой. Прокалывание иглой бума­ги, картона, ткани по контуру.

14.12


39.

11.

Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с широким ушком. Завязывание узелка на конце нити.

17.12


40.

12.

Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с широким ушком. Завязывание узелка на конце нити.

20.12


41.

13.

Нанизывание на нить пуговиц, бусинок, Шитье по проколам способом «игла вверх — игла вниз» на полоске картона (закладка для книг), на ткани.

21.12


42.

14.

Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя отверстиями педагогом. Выполнение этого действия под руководством педа­гога.

24.12


43.

15.

Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя отверстиями педагогом. Выполнение этого действия под руководством педа­гога. Закрепление.

27.12


44.

16.

Аппликация из ниток «Дождик».

28.12


Предметно практические действия (23 часа).

45.

1.

Пальчиковые игры.

10.01


46.

2.

Выполнение по заданию действий с предметами: катание, бросание, перекладывание, складывание.

11.01


47.

3.

Выполнение по инструкции следующих действий: открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками; нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

14.01


48.

4.

Использование ключа для открывания и закрывания замка в шкафу или ящике стола.

17.01


49.

5.

Открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа.

18.01


50.

6.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний.

21.01


51.

7.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний. Закрепление

24.01


52.

8.

Устранение источника опасности на пути (отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.)

25.01


53.

9.

Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный, теплый, горячий).

28.01


54.

10.

Раскладывание предметов по возрастающей величине.

31.01


55.

11.

Раскладывание предметов по убывающей величине.

01.02


56.

12.

Действия с предметами разного цвета: соотнесение разнородных предметов по цвету; составление простых сочетаний из 5—6 цветов.

04.02


57

13.

Действия с предметами разного цвета: подбор разнородных предметов по цвету; исключение лишнего предмета по цвету.

07.02


58

15.

Действия с предметами разной формы: обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур; подбор предметов к эталону — форме.

08.02


59.

16.

Действия с предметами разной формы: расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет; исключение лишнего предмета по форме.

11.02


60.

17.

Действия с предметами разной величины: опускание больших и маленьких шариков в соответству­ющие отверстия; соотнесение разнородных предметов по размеру.

14.02


61.

18.

Различение, группировка, предметов по размерам, составление рядов по высоте и длине.

15.02


62.

19.

Классификация предметов по цвету, форме, величине.

18.02


63.

20.

Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

28.02


64.

21.

Игра « Волшебный мешочек». Определение различных предметов на ощупь.

01.03


65.

22.

Дидактическая игра «Лото. Домашние птицы».

04.03


66.

23.

Дидактическая игра «Лото. Дикие птицы».

11.03


Элементарное конструирование (10 часов).

67

1.

Постройка различных зданий с использованием деревянного конструктора.

14.03


68.

2.

Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр.

15.03


69.

3.

Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок.

18.03


70.

4.

Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Животные.

21.03


71.

5.

Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Птицы.

22.03.


72.

6.

Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Ягоды.

25.03


73.

7.

Складывание разрезных картинок из 4-8 частей. Мебель.

28.03


74.

8.

Складывание пазлов с опорой на образец.

29.03


75.

9.

Составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок, утенок.

01.04


76.

10.

Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка, бабочка, гриб.

11.04


Работа с мозаикой (5 часов)

77

1.

Выкладывание из мозаики букета цветов, с пророй на образец.

12.04


78.

2.

Выкладывание из мозаики дома, с пророй на образец.

15.04


79.

3.

Выкладывание из мозаики улитки, с пророй на образец.

18.04


80.

4.

Выкладывание из мозаики экскаватора, с пророй на образец.

19.04


81.

5.

Выкладывание из мозаики рыбы, с пророй на образец.

22.04


Работа с пластическим материалом (лепка) (15 часов).

82

1.

Правила безопасности труда, санитарии и гигиены при работе с пластическими материалами. Организация рабочего места. Способы подготовки пластичес­ких материалов к работе.

25.04


83.

2.

Работа с пластилином. Отщипывание, сгибание.

26.04


84.

3.

Работа с пластилином. Защипывание, вытягивание, соединение.

29.04


85.

4.

Лепка по заданию учителя и по собственному выбору знако­мых предметов: посуда, игрушки.

06.05


86.

5.

Лепка предметов шарообраз­ной, конической, грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования: овощи, фрукты, ягоды. Составление композиций: «Фрукты на подносе», «Овощи в корзине».

10.05


87.

6.

Закрепление приемов размазывания и надавливания: изго­товление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими деталями, нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку).

13.05


88.

7.

Освоение приема вдавливания: использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую основу,.

16.05


89.

8.

Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чай­ник для заварки.

17.05


90.

9.

Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: кувшин с ручкой.

20.05


91.

10.

Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка.

23.05


92.

11.

Лепка предметов из 2—5 частей: большая и маленькая чашки.

24.05


93.

12.

Лепка предметов из 2—5 частей: корзинка с ручкой.

27.05


Итого: 93 часа











Содержание программы

Занятия по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  1. Умение воспринимать тактильное воздействие и отвечать на него доступным способом;

  2. Умение принимать соприкосновение с различными материалами и предметами;

  3. Умение захватывать, удерживать и отпускать предмет;

  4. Умение исследовать собственное тело и предметы окружающего мира доступным способом;

  5. Умение совершать целенаправленные действия одной и двумя руками;

  6. Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению;

  7. Умение использовать отношения между целым и частью, выделять признаки предметов в элементарной предметно-практической деятельности.



Учебно – методическая литература:

1. Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2018.

2. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.

3. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. Цыганок, А. Виноградова, И. Константинова. – М.: Теревинф, 2018.

4. Формирование и развитие предметно-практической деятельностина индивидуальных занятиях. / Л.В. Шаргородская. – М.: Теревинф, 2018.



































Лист изменений и дополнений в рабочую программу


№ п.п

Вид дополнений и изменений

Причина внесений изменений и дополнений

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись






























































РАССМОТРЕНО

На ШМО учителей (указать специализацию)

Протокол заседания №

От ____________________

Руководитель ШМО ____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

_________________

_________________ ( дата)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!