СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия» 5 класс (2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционный курс «Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия» 5 класс (2 вариант)»



муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»






Рассмотрено Утверждаю

Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ

Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)

«26» августа 2022г. школа №14»

_________________Д.А.Янин

Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.






Рабочая программа

учебного предмета

«Предметно-практические действия»

5”Г” класса

(2 вариант)

2022 - 2023 учебный год




Учитель:

Шлыкова Анна Сергеевна,

первая квалификационная категория







Согласовано

Зам.директора по УВР Пихай Ю.П._______



г. Новосибирск, 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия» для 5 класса МКОУ «Специальная (коррекционная) школа №14» составлена на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ С(К)Ш №14;

- учебного плана АООП (вариант 2) на 2022-2023 учебный год МКОУ С(К)Ш №14.

Цели:

  1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.

  2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника

  3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.

  4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Задачи:

Предметные

    • освоение простых действий с предметами и материалами;

    • развитие умений следовать определенному порядку при выполнении

предметных действий.

    • формирование элементарных обще трудовых умений и навыков.

Личностные:

    • формирование положительного отношения к обучению и труду;

    • развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;

    • формирование положительных качеств личности.

Коррекционные:

    • корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;

    • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Социальные:

    • овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;

    • развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.

Программа состоит из следующих разделов:



    • Предметно-практические действия

    • Конструирование

    • Работа с мозаикой

    • Работа с пластическими материалами

    • Работа с бумагой и фольгой

    • Работа с нитками и тканью

    • Работа с природными материалами.

Общая характеристика учебного предмета

Коррекционный курс «Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).



Описание места коррекционного курса в учебном процессе

Курс коррекционно-развивающей области «Предметно-практические действия» в учебном плане входит в часть формируемую участниками образовательных отношений. Курс в 5 классах рассчитан на 99 часов в год, 3 часа в неделю(33 учебные недели).


Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.





Личностные результаты: Минимальный уровень:

    • Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

    • Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

    • минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

    • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень:

    • Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

    • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

    • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

    • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

    • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

    • Потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

  • уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

  • уметь открывать емкости для хранения;

  • уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

  • уметь погружать руки в сухой бассейн;

  • уметь доставать из сухого бассейна предметы;

  • уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

  • уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень:

  • освоение простых действий с предметами и материалами.

-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

  • уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

  • уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

  • уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

  • уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

  • уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

  • уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

  • уметь погружать руки в сухой бассейн;

  • уметь доставать из сухого бассейна предметы;

  • уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

  • уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

  • уметь сортировать крупы (3 вида);

  • складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

  • разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

  • играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

  • узнавать материалы на ощупь, по звуку;

  • наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами; - играть с конструктивными материалами.

  • формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

  • формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

  • формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы; - формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.

Содержание предмета «Предметно-практические действия»



Раздел


Краткое содержание

Всего часов

Действия с предметами.

Действия с предметами. Прослеживание взглядом

передвигающихся предметов. Действия по инструкции педагога. Катание шариков в определенном направлении. Соотнесение двух одинаковых предметов. Разучивание элементарных пальчиковых игр, обучение самомассажу. Игры с прищепками, работа с бумагой, Развитие навыка

владения с письменными принадлежностями. Игры со шнуровками.

48


Действия с материалами

Игры с водой, крупой, песком. Работа с пластилином, пальчиковыми красками. Выполнение действий по закручиванию, нанизыванию.

51

Итого в год

99



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:

- прищепки, основы для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной̆ формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

- игра рыбалка;

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам, развивающие видео занятия;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физ.минутки.































Календарно-тематическое планирование по предмету

«Предметно-практические действия»

№ П\П

Дата проведения

Тема


Количество часов

Действия с материалами. 26 ч.


«Бумажки».


Собирание, разрывание, сминание.

1


«Бумажки».


Собирание, разрывание, сминание.

1


«Бумажки» .


Собирание, разрывание, сминание.

1


«Волшебная ложечка»

Фасоль, чечевица, горох, манка.

1


«Волшебная ложечка»

Фасоль, чечевица, горох, манка.

1


«Веселые картинки»

Разрывание, контур

1


«Веселые картинки»

Разрывание, контур

1


«Веселые картинки»

Разрывание, контур

1


«Крупа Золушки»

Крупа, фасоль, чечевица, горох.

1


«Крупа Золушки»

Крупа, фасоль, чечевица, горох.

1


«Крупа Золушки»

Крупа, фасоль, чечевица, горох.

1


«Игры с водой»

Вода, переливание.

1


«Клад»

Клад, банка.

1


«Клад»

Клад, банка.

1


«Клад»

Клад, банка.

1


«Пустыня»

Песок, пустыня.

1


«Пустыня»

Песок, пустыня.

1


«Пушистые облака»

Вата. Сминание. Разрывание.

1


«Волшебный пластилин»

Воздушный пластилин.

1


«Волшебный пластилин»

Воздушный пластилин.

1


«Волшебный пластилин»

Воздушный пластилин.

1


«Комочки»

Воздушный пластилин.

Отщипывание. Скатывание.

1


«Комочки»

Воздушный пластилин.

Отщипывание. Скатывание.

1


«Волшебные пальчики»

Воздушный пластилин. Шар, овал, конус.

1


«Волшебные пальчики»

Воздушный пластилин. Шар, овал, конус.

1


«Волшебные пальчики»

Воздушный пластилин. Шар, овал, конус.


1

Действия с предметами. 26 ч.


«Фольга»

Фольга. Плоские и объемные фигуры.

1


«Фольга»

Фольга. Плоские и объемные фигуры.

1


«Фольга»

Фольга. Плоские и объемные фигуры.

1


«Бабушкин клубочек»

Клубок, нитки, катушка.

1


«Бабушкин клубочек»

Клубок, нитки, катушка.

1


«Волшебные ниточки»

Нитки, шнурок, поясок.

1


«Волшебные ниточки»

Нитки, шнурок, поясок.

1


«Веселые бусинки»

Бусина, проволока, шпагат, шнур.

1


«Веселые бусинки»

Бусина, проволока, шпагат, шнур.

1


«Веселые бусинки»

Бусина, проволока, шпагат, шнур.

1


«Пирамидки»

Кольца, пирамидка

1


«Пирамидки»

Кольца, пирамидка

1


«Пирамидки»

Кольца, пирамидка

1


«В гостях у Винтика и

Шпунтика»

Крышки, банки, бутылки, болты, гайки.

1


«В гостях у Винтика и

Шпунтика»

Крышки, банки, бутылки, болты, гайки.

1


«Бусы для мамы»

Бусины, шпагат, шнур, узел.

1


«Бусы для мамы»

Бусины, шпагат, шнур, узел.

1


«Бусы для мамы»

Бусины, шпагат, шнур, узел.

1


«Счетные палочки»

Счетные палочки, снежинка, лестница, елочка, домик.

1


«Пазлы»

Пазлы.

1


«Пазлы»

Пазлы.

1


«Пазлы»

Пазлы.

1


«Запутанные клубочки»

Клубок, нитки, узел.

1


«Шнуровочка»

Шнуровка.

1


«Шнуровочка»

Шнуровка.

1


«Шнуровочка»

Шнуровка.

1

Действия с материалами. 25 ч.


«Песочное чаепитие»

Чашки. Песок.

1


«Волшебный кувшинчик»

Крупа, кувшин. Большой – маленький.

1


«Волшебный кувшинчик»

Крупа, кувшин. Большой – маленький.

1


«Волшебный кувшинчик»

Крупа, кувшин. Большой – маленький.

1


«Крышечки»

Бутылки, банки, крышки, флаконы.

1


«Крышечки»

Бутылки, банки, крышки, флаконы.

1


«Крышечки»

Бутылки, банки, крышки, флаконы.

1


«Переливайка»

Вода, кувшин, большой – маленький.

1


«Переливайка»

Вода, кувшин, большой – маленький.

1


«Переливайка»

Вода, кувшин, большой – маленький.

1


«Песочная картина»

Песок, картина.

1


«Мандала»

Мандала.

1


«Мандала»

Мандала.

1


«Веселый котелок»

Котелок, лизун.

1


«Веселый котелок»

Котелок, лизун.

1


«Веселый котелок»

Котелок, лизун.

1


«Какие разные зернышки»

Крупа, фасоль, чечевица, горох.

1


«Кинестетический песок»

Кинестетический песок.

1


«Варим кашу»

Крупа, каша. Виды круп и каш.

1


«Пуговки»

Пуговицы, цвета, размеры

1


«Пуговки»

Пуговицы, цвета, размеры

1


«Пуговки»

Пуговицы, цвета, размеры

1


«Чудо жидкость»

Вода, крахмал, жидкость.

1


«Чудо жидкость»

Вода, крахмал, жидкость.

1


«Чудо жидкость»

Вода, крахмал, жидкость.

1

Действия с предметами. 25 ч.


«Музыка из баночки»

Музыка. Музыкальные инструменты, ансамбль.

1


«Прищепочки»

Прищепки. Цвета.

1


«Прищепочки»

Прищепки. Цвета.

1


«Домик кубиков»

Кубики. Цвета.

1


«Яркие веточки»

Ветка. Краски.

1


«Яркие веточки»

Ветка. Краски.

1


«Пазлы»

Пазлы.

1


«Пазлы»

Пазлы.

1


«Пазлы»

Пазлы.

1


«Геометрическая мозаика»

Мозаика, цвет, форма.

1


«Шишки»

Шишки, сосна, цвета.

1


«Шишки»

Шишки, сосна, цвета.

1



«Мозайка»

Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета.

1


«Мозайка»

Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета.

1


«Мозайка»

Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета.

1


«Чемоданчик Пина»

Чемодан, гайка, болт, большоймаленький.

1


«Чемоданчик Пина»

Чемодан, гайка, болт, большоймаленький.

1


«Лего»

Лего. Дом, машина, Бабочка.

1


«Лего»

Лего. Дом, машина, Бабочка.

1


«Лего»

Лего. Дом, машина, Бабочка.

1


«Лоскутки»

Лоскуты, кожа, ткань, мех.

1


«Разноцветные камушки»

Камушки, цвета, форма, размер.

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!