муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)
«26» августа 2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Предметно-практические действия»
5”Г” класса
(2 вариант)
2022 - 2023 учебный год
Учитель:
Шлыкова Анна Сергеевна,
первая квалификационная категория
Согласовано
Зам.директора по УВР Пихай Ю.П._______
г. Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия» для 5 класса МКОУ «Специальная (коррекционная) школа №14» составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ С(К)Ш №14;
- учебного плана АООП (вариант 2) на 2022-2023 учебный год МКОУ С(К)Ш №14.
Цели:
Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
Предметные
освоение простых действий с предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении
предметных действий.
Личностные:
формирование положительного отношения к обучению и труду;
развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
формирование положительных качеств личности.
Коррекционные:
корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.
Программа состоит из следующих разделов:
Предметно-практические действия
Конструирование
Работа с мозаикой
Работа с пластическими материалами
Работа с бумагой и фольгой
Работа с нитками и тканью
Работа с природными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс «Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
Описание места коррекционного курса в учебном процессе
Курс коррекционно-развивающей области «Предметно-практические действия» в учебном плане входит в часть формируемую участниками образовательных отношений. Курс в 5 классах рассчитан на 99 часов в год, 3 часа в неделю(33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты: Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
-уметь сминать лист бумаги;
уметь открывать емкости для хранения;
уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
уметь погружать руки в сухой бассейн;
уметь доставать из сухого бассейна предметы;
уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
уметь погружать руки в сухой бассейн;
уметь доставать из сухого бассейна предметы;
уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
уметь сортировать крупы (3 вида);
складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
узнавать материалы на ощупь, по звуку;
наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами; - играть с конструктивными материалами.
формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы; - формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.
Содержание предмета «Предметно-практические действия»
Раздел | Краткое содержание | Всего часов |
Действия с предметами. | Действия с предметами. Прослеживание взглядом передвигающихся предметов. Действия по инструкции педагога. Катание шариков в определенном направлении. Соотнесение двух одинаковых предметов. Разучивание элементарных пальчиковых игр, обучение самомассажу. Игры с прищепками, работа с бумагой, Развитие навыка владения с письменными принадлежностями. Игры со шнуровками. | 48 |
Действия с материалами | Игры с водой, крупой, песком. Работа с пластилином, пальчиковыми красками. Выполнение действий по закручиванию, нанизыванию. | 51 |
Итого в год | 99 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физ.минутки.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Предметно-практические действия»
№ П\П | Дата проведения | Тема | | Количество часов |
Действия с материалами. 26 ч. |
| | «Бумажки». | Собирание, разрывание, сминание. | 1 |
| | «Бумажки». | Собирание, разрывание, сминание. | 1 |
| | «Бумажки» . | Собирание, разрывание, сминание. | 1 |
| | «Волшебная ложечка» | Фасоль, чечевица, горох, манка. | 1 |
| | «Волшебная ложечка» | Фасоль, чечевица, горох, манка. | 1 |
| | «Веселые картинки» | Разрывание, контур | 1 |
| | «Веселые картинки» | Разрывание, контур | 1 |
| | «Веселые картинки» | Разрывание, контур | 1 |
| | «Крупа Золушки» | Крупа, фасоль, чечевица, горох. | 1 |
| | «Крупа Золушки» | Крупа, фасоль, чечевица, горох. | 1 |
| | «Крупа Золушки» | Крупа, фасоль, чечевица, горох. | 1 |
| | «Игры с водой» | Вода, переливание. | 1 |
| | «Клад» | Клад, банка. | 1 |
| | «Клад» | Клад, банка. | 1 |
| | «Клад» | Клад, банка. | 1 |
| | «Пустыня» | Песок, пустыня. | 1 |
| | «Пустыня» | Песок, пустыня. | 1 |
| | «Пушистые облака» | Вата. Сминание. Разрывание. | 1 |
| | «Волшебный пластилин» | Воздушный пластилин. | 1 |
| | «Волшебный пластилин» | Воздушный пластилин. | 1 |
| | «Волшебный пластилин» | Воздушный пластилин. | 1 |
| | «Комочки» | Воздушный пластилин. Отщипывание. Скатывание. | 1 |
| | «Комочки» | Воздушный пластилин. Отщипывание. Скатывание. | 1 |
| | «Волшебные пальчики» | Воздушный пластилин. Шар, овал, конус. | 1 |
| | «Волшебные пальчики» | Воздушный пластилин. Шар, овал, конус. | 1 |
| | «Волшебные пальчики» | Воздушный пластилин. Шар, овал, конус. | 1 |
Действия с предметами. 26 ч. |
| | «Фольга» | Фольга. Плоские и объемные фигуры. | 1 |
| | «Фольга» | Фольга. Плоские и объемные фигуры. | 1 |
| | «Фольга» | Фольга. Плоские и объемные фигуры. | 1 |
| | «Бабушкин клубочек» | Клубок, нитки, катушка. | 1 |
| | «Бабушкин клубочек» | Клубок, нитки, катушка. | 1 |
| | «Волшебные ниточки» | Нитки, шнурок, поясок. | 1 |
| | «Волшебные ниточки» | Нитки, шнурок, поясок. | 1 |
| | «Веселые бусинки» | Бусина, проволока, шпагат, шнур. | 1 |
| | «Веселые бусинки» | Бусина, проволока, шпагат, шнур. | 1 |
| | «Веселые бусинки» | Бусина, проволока, шпагат, шнур. | 1 |
| | «Пирамидки» | Кольца, пирамидка | 1 |
| | «Пирамидки» | Кольца, пирамидка | 1 |
| | «Пирамидки» | Кольца, пирамидка | 1 |
| | «В гостях у Винтика и Шпунтика» | Крышки, банки, бутылки, болты, гайки. | 1 |
| | «В гостях у Винтика и Шпунтика» | Крышки, банки, бутылки, болты, гайки. | 1 |
| | «Бусы для мамы» | Бусины, шпагат, шнур, узел. | 1 |
| | «Бусы для мамы» | Бусины, шпагат, шнур, узел. | 1 |
| | «Бусы для мамы» | Бусины, шпагат, шнур, узел. | 1 |
| | «Счетные палочки» | Счетные палочки, снежинка, лестница, елочка, домик. | 1 |
| | «Пазлы» | Пазлы. | 1 |
| | «Пазлы» | Пазлы. | 1 |
| | «Пазлы» | Пазлы. | 1 |
| | «Запутанные клубочки» | Клубок, нитки, узел. | 1 |
| | «Шнуровочка» | Шнуровка. | 1 |
| | «Шнуровочка» | Шнуровка. | 1 |
| | «Шнуровочка» | Шнуровка. | 1 |
Действия с материалами. 25 ч. |
| | «Песочное чаепитие» | Чашки. Песок. | 1 |
| | «Волшебный кувшинчик» | Крупа, кувшин. Большой – маленький. | 1 |
| | «Волшебный кувшинчик» | Крупа, кувшин. Большой – маленький. | 1 |
| | «Волшебный кувшинчик» | Крупа, кувшин. Большой – маленький. | 1 |
| | «Крышечки» | Бутылки, банки, крышки, флаконы. | 1 |
| | «Крышечки» | Бутылки, банки, крышки, флаконы. | 1 |
| | «Крышечки» | Бутылки, банки, крышки, флаконы. | 1 |
| | «Переливайка» | Вода, кувшин, большой – маленький. | 1 |
| | «Переливайка» | Вода, кувшин, большой – маленький. | 1 |
| | «Переливайка» | Вода, кувшин, большой – маленький. | 1 |
| | «Песочная картина» | Песок, картина. | 1 |
| | «Мандала» | Мандала. | 1 |
| | «Мандала» | Мандала. | 1 |
| | «Веселый котелок» | Котелок, лизун. | 1 |
| | «Веселый котелок» | Котелок, лизун. | 1 |
| | «Веселый котелок» | Котелок, лизун. | 1 |
| | «Какие разные зернышки» | Крупа, фасоль, чечевица, горох. | 1 |
| | «Кинестетический песок» | Кинестетический песок. | 1 |
| | «Варим кашу» | Крупа, каша. Виды круп и каш. | 1 |
| | «Пуговки» | Пуговицы, цвета, размеры | 1 |
| | «Пуговки» | Пуговицы, цвета, размеры | 1 |
| | «Пуговки» | Пуговицы, цвета, размеры | 1 |
| | «Чудо жидкость» | Вода, крахмал, жидкость. | 1 |
| | «Чудо жидкость» | Вода, крахмал, жидкость. | 1 |
| | «Чудо жидкость» | Вода, крахмал, жидкость. | 1 |
Действия с предметами. 25 ч. |
| | «Музыка из баночки» | Музыка. Музыкальные инструменты, ансамбль. | 1 |
| | «Прищепочки» | Прищепки. Цвета. | 1 |
| | «Прищепочки» | Прищепки. Цвета. | 1 |
| | «Домик кубиков» | Кубики. Цвета. | 1 |
| | «Яркие веточки» | Ветка. Краски. | 1 |
| | «Яркие веточки» | Ветка. Краски. | 1 |
| | «Пазлы» | Пазлы. | 1 |
| | «Пазлы» | Пазлы. | 1 |
| | «Пазлы» | Пазлы. | 1 |
| | «Геометрическая мозаика» | Мозаика, цвет, форма. | 1 |
| | «Шишки» | Шишки, сосна, цвета. | 1 |
| | «Шишки» | Шишки, сосна, цвета. | 1 |
| | «Мозайка» | Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета. | 1 |
| | «Мозайка» | Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета. | 1 |
| | «Мозайка» | Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета. | 1 |
| | «Чемоданчик Пина» | Чемодан, гайка, болт, большоймаленький. | 1 |
| | «Чемоданчик Пина» | Чемодан, гайка, болт, большоймаленький. | 1 |
| | «Лего» | Лего. Дом, машина, Бабочка. | 1 |
| | «Лего» | Лего. Дом, машина, Бабочка. | 1 |
| | «Лего» | Лего. Дом, машина, Бабочка. | 1 |
| | «Лоскутки» | Лоскуты, кожа, ткань, мех. | 1 |
| | «Разноцветные камушки» | Камушки, цвета, форма, размер. | 1 |