СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" входит в коррекционно развивающую область. Предназхначена для реализации с обучающимися в 5 классе по 2 варианту.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для 5 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска




Рассмотрено:

на заседании

методического совета

школы.

Протокол №_____

от «____»__________2021 г.

Согласовано:


зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития 8 вида №31» г. Брянска

____________Зеленина И В.


«____»_________ 2021 г.



Утверждаю:


директор МБОУ «Школа коррекции и развития 8 вида №31» г. Брянска __________________

О. Л. Бурцева

Приказ №_____

от «___»__________2021г.




Программа

коррекционного курса

«Предметно-практические действия»







на 2021-2022 учебный год



Программу составил:

учитель математики

Магильная А.А.










Содержание


1.Пояснительная записка


2.Общая характеристика коррекционного курса


3.Описание места коррекционного курса в учебном плане


4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса


5.Содержание коррекционного курса


6.Тематическое планирование с определением основных форм работы с обучающимся



7.Описание материально-технического обеспечения коррекционного курса





































  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по коррекционному курсу: «Предметно-практические действия» входит в коррекционно развивающую область , разработана и составлена на основе:

1.Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ». 2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2017; Вариант -2

4. Учебный план образовательной организации для 5 класс (Вариант -2)


Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

    Цель обучения : формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи обучения:

Создание условий для обучения навыкам действий с предметами.

Формировать навык предметно-практических действий.

Содействовать социальной адаптации.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Корректировать фонематический слух.

Корректировать речь и мышление.

Корректировать мелкую моторику.

Корректировать пространственную ориентировку.

Обогащать словарный запас.


    Предметные действия – основа дальнейшего обучения продуктивной деятельности при самообслуживании, на занятиях изобразительной деятельностью, домоводством и трудом.

    Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

    В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

    Программа составлена с учетом психофизических особенностей и характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана.



II. Общая характеристика учебного коррекционного курса



       Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в классах обучения детей с ТМНР. Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с ТМНР. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

III. Описание места Программы в учебном плане


Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2 примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. 

В 5 классе отводится 2 часа в неделю.


1 четверть-18ч.

2 четверть-14ч.

3 четверть-20ч.

4 четверть- 16ч.

За год – 68 ч.

IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса



Личностные результаты:

Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для

самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.


 Предметные результаты:


Освоение простых действий с предметами и материалами.

Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

Умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

Уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

Уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

Уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

Рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

Выполнять последовательно организованные движения;

Играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

Уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

Уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

Уметь сортировать крупы (3 вида);

Складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

Разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие

и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и

круговыми движениям.

Играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

Узнавать материалы на ощупь, по звуку;

Наполнять емкости различными предметами;



V. Содержание программы


Раздел 1. Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Раздел 2. Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).




VI. Тематическое планирование коррекционного курса «Предметно- практические действия» .


Дата

Тема занятия


Количество часов


Основной вид учебной деятельности обучающихся




Раздел 1. Действия с материалами- 33ч.


1


Сминание бумаги:салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца двумя руками

1

Сминание материала двумя руками


2


Сминание бумаги: газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) одной рукой.

1

Сминание материала одной рукой.


3


Смимание бумаги :салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька пальцами

1

Сминает материал двумя руками пальцами



4


Смимание бумаги двумя руками ,одной рукой, пальцами. разглаживание


1

Сминание бумаги, разглаживание


5


Разрывание бумаги, двумя руками, направляя руки в разные стороны

1

Отработка щипковых движений.


6


Разрывание ваты двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;

1

Отработка щипковых движений.


7


Разрывание бумаги, ваты, природного материала пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя


1

Разрывает материал двумя руками, пальцами. направляя руки в разные стороны


8


Сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

1

Складывание листа, сгибание.


9


Сгибание бумаги до указанной линии, квадратный лист по диагонали

1

Складывание листа, сгибание.


10


Разгибать и расправлять согнутую бумагу по сгибу ладонью, пальцами, разрывать бумагу по сгибу.


1

Сгибание и выравнивание бумаги пальцами.


11


Складывание и наклеивание аппликации из обрывной бумаги.

1

Складывание и наклеивание куски бумаги


12


Складывание и наклеивание аппликации из обрывной бумаги.

1

Сортировка бумажных деталей по разной текстуре


13


Сплющивание и раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями пластилина, теста.

1

Сплющивать и раскатывать прямыми и круговыми движениями между ладонями пластилин, тесто.


14


Отщипывание пальцами кусочки пластилина , теста и скатывание мелкие шарики.

1

Отщипывать пальцами кусочки пластилина , теста и скатывать мелкие шарики.


15


Размазывание пластилина руками сверху вниз. Лепка прямоугольника

1

Размазывать пластилин на прямоугольнике.


16


Размазывание пластилина руками слева направо. Лепка квадрата.

1

Лепка квадрата.


17


Размазывание пластилина руками по кругу. Лепка аппликации Неваляшка.


1

Лепка аппликации Неваляшка


18


Размазывание пластилина руками.

Лепка аппликации.


1

Лепка аппликации.



19-


20


Разминание теста, пластилина глина двумя руками Лепка предметов разных размеров.

2

Лепка предметов разных размеров.


21


Разминание теста, пластилина, глины одной рукой. Лепка цифр 0-2


1

Размазывает материал руками.



22


Лепка цифр 3-5 из теста, пластилина

1

Раскатывать и лепить цифр 3-5


23


Лепка цифр от 0 до 5 из теста, пластилина

1

Раскатывать и лепить цифр


24


Выкладывание крупы на липкую поверхность

1

Выкладывание крупы.


25


«Полная – пустая» Сортировка, заполнение емкости.

1

Пересыпать мелкие предметы


26


Пересыпание крупы, песка, земли, мелких предметов с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

«Полная – пустая»


1

Пересыпает материал с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)



27


Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика.

1

Переливает воду с пользованием инструмента стаканчика



28


Вылавливание камушков ложкой


1

Вылавливает камушки ложкой.



29


Наматывание бельевой веревки, шпагата.

1

Наматывает материал : бельевую веревку, шпагат


30


Наматывание материал: шерстяные нитки на катушку.

1

Наматывает материал шерстяные нитки, шнур и др.



31


Наматывание нитки в клубок.

1

Сортировка и наматывание ниток.


32


Наматывание нитки на карандаш.

1

Сортировка и наматывание ниток.


33


Завязывание узелков на концах нитей.

1

Завязывание узелков


Раздел 2.  Действия с предметами- 35ч


1


Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики) Выполнение по инструкции и образцу.

1

Захватывает, удерживает, отпускает предметы



2


Захватывание, удержание, отпускание предмета: мелкие игрушки, шишки.

1

Захватывает, удерживает, отпускает предметы



3


Захватывание, удержание, отпускание предмета:

1

Захватывает, удерживает, отпускает предметы



4


Сортировка парных баночек по звуку

1

Сортировка предметы,


5


Встряхивание предмета, издающего звук: бутылочки с крупой

1

Встряхивает предмет издающего звук


6


Толкание предмета от себя: игрушка на колесиках, ящик, входная дверь

1

Толкает предмет от себя



7


Притягивание предмета к себе: игрушка на колесиках, ящик и др.


1

Притягивает предмет к себе



8


Вращение предмета: завинчивающиеся крышки на банках, бутылках.

1

Вращает предмет



9



Вращение предмета : детали конструктора с болтами и гайками


1

Вращает предмет



10


Вращение предмета, детали конструктора с болтами и гайками


1

Вращает предмет



11


Нажимание на предмет: юла, рычаг всей кистью.

1

Нажимает на предмет



12


Игра «Рыбалка»

1

Отработка произвольного действия


13


Сжимание прищепки, губки двумя руками

1

Сжимает предмет



14


Сжимание прищепки, губки

одной рукой

1

Сжимает предмет



15


Сжимание прищепки, губки

пальцами


1

Сжимает предмет



16


Вынимание предметов из емкости


1

Вынимает предметы из емкости



17


Складывание предметов в емкость


1

Складывает предметы в емкость



18


«Чудесный мешочек»- узнавание предмета на ощупь

1

Узнавание предметов


19


Перекладывание предметов из одной емкости в другую


1

Перекладывает предмет из одной емкости в другую



20


Вставление предметов в отверстия: одинаковые стаканчики, коробочки

1

Вставляет предмет в отверстия



21


Вставление предметов в отверстия- мозаика . Выкладывание прямых рядов из двуцветной мозаики.


1

Вставляет предмет в отверстия



22


Выкладывание геометрических фигур из мозаики.

1

Выкладывание геометрических фигур из мозаики.


23


Выкладывание рисунка из мозаики

1

Выкладывание рисунка из мозаики


24-25


Нанизывание предметов: шары, кольца, на стержень.


2

Нанизывает предметы на стержень



26-27


Нанизывание предметов: крупные бусины на стержень.

2

Нанизывает предметы на нить.



28-29


Нанизывание предметов: мелкие бусины на стержень.


2

Нанизывание предметов:


30-31


Нанизывание пуговиц на нитку по цвету.

2


Сортировка и нанизывание пуговиц:


32-33


Нанизывание пуговиц по размеру

2

Сортировка и нанизывание пуговиц:


34


Открывание предметов: коробки, бутылочки и др.,


1

Формирует умения открывать предмет



35


Закрывание предметов: коробки, бутылочки и др.,


1

Формирует умения закрывать предмет









VII.Материально-технического обеспечения программы коррекционного курса «Предметно-практические действия»


Основная литература: 

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой., 2011; 


- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- предметы для нанизывания на стержень,

-шнурки (кольца, шары, бусины),

-звучащие предметы (игры со звукоподражанием);

-предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра

- мозаика;

- кубики;

- бумага плотная, салфетная

- пособия для развития мелкой моторики и сенсорных представлений трафареты, бусы, пособия со шнуровкой, сборно-разборные игрушки, формочки-вкладыши; 

- пособия для развития понятий о  форме, величине, цвете: различные по форме, величине, цвету наборы предметов,  природные материалы (желуди, каштаны), ЛЕГО-конструкторы, мозаики, счётные палочки, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей, строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, 

-пособия для развития зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия: различные варианты поверхностей, мешочки с различным наполнением, погремушка, колокольчик, бубенцы на рукоятке. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!