СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Химия. Подготовка к ОГЭ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по предмету «Химия. Подготовка к ОГЭ» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по химии, соотносится с действующей Примерной программой обучения химии в основной общеобразовательной школе (2009). Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.

Согласно учебному плану на изучение элективного курса по химии отводится:

- в 9 классе – 36 часов в год (в том числе 25 контрольных мероприятий).

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Химия. Подготовка к ОГЭ"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной дисциплины


«Химия. Подготовка к ОГЭ»

9 класс





Составитель: Перес Герреро Нина Ригобертовна

Стаж: 8 лет

Категория: нет







Одобрена Составлена в соответствии с

предметно-цикловой комиссией требованиями ФГОС СОО и СПО

«Естественно-научных дисциплин» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Протокол № _____________ ___________________________ Сиромаха Е.С.

Председатель

________________________

Гегеле И.Ю.









Москва, 2018

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты изучения элективного курса по предмету

  3. Содержание элективного курса учебного предмета

  4. Тематическое планирование

  5. Формы контроля





























Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по предмету «Химия. Подготовка к ОГЭ» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по химии, соотносится с действующей Примерной программой обучения химии в основной общеобразовательной школе (2009). Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.

Данная рабочая программа ориентирована на учебники и пособия:

- «Неорганическая химия, 8 класс», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М.: Просвещение, 2017;

- «Неорганическая химия, 9 класс», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М.: Просвещение, 2017;

- «Химия: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс», Медведев Ю.Н., М.: Астрель, 2016;

- «ОГЭ 2018. Химия. 32 варианта. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ». Медведев Ю.Н., Молчанова Г.Н., Корощенко А.С., М: Экзамен, 2018;

- «ОГЭ 2018. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов». Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н., М.: Национальное образование, 2018.

Согласно учебному плану на изучение элективного курса по химии отводится:

- в 9 классе – 36 часов в год (в том числе 25 контрольных мероприятий).

Срок реализации рабочей программы 1 год.











Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения элективного курса по учебному предмету «Химия. Подготовка к ОГЭ» у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» и элективного курса по учебному предмету «Химия. Подготовка к ОГЭ» должно обеспечивать:

- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных представлений в современном мире, постоянного прогресса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

- осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представление научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Личностное развитие:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

  2. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию с опорой на мотивацию к познанию.

  3. Формирование коммуникативной компетентности, в том числе умение находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности.

  4. Формирование основ экологического сознания, на основании понятий о ценности жизни во всех её проявлениях.

  5. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков работы с учебными пособиями, развитие готовности к решению творческих задач.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности.

  2. Умение давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

  3. Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий.

  4. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.

  2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений различных веществ как основы многих явлений живой и неживой природы, углубление представление о единстве мира.

  3. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.

  4. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

  5. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  6. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.






















Содержание элективного курса учебного предмета

Раздел 1. Основные понятия химии

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева

Ядро атома. Нуклоны. Изотопы. Электронные оболочки. Электронные конфигурации атомов.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

Группы и периоды Периодической системы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. Изменение свойств элементов в главных подгруппах. Изменение свойств элементов по периоду.

Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

Чистые вещества и смеси.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Оксиды. Гидроксиды. Кислоты. Соли.

Раздел 2. Многообразие химических реакций

Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранения массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, амфотерных гидроксидов и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Примеры составления сокращённых ионных уравнений.

Окислительно-восстановительные реакции, их классификация (ОВР). Окислители и восстановители. Подбор коэффициентов в уравнениях ОВР.

Раздел 3. Многообразие веществ

Химические свойства простых веществ – металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Химические свойства сложных веществ: оксидов (основных, кислотных, амфотерных), оснований, кислот (общие свойства, специфические свойства азотной, серной и ортофосфорной кислот), солей. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Первоначальные сведения об органических веществах. Основные классы органических соединений. Основы теории строения органических соединений.

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин, этиленгликоль), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная и стеариновая).

Раздел 4. Практические задания, задачи

Правила безопасности в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы).

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ.

Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

















Тематическое планирование

темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Основные понятия химии, 8ч

1

1.1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева

1.2 Ядро атома. Нуклоны. Изотопы. Электронные оболочки. Электронные конфигурации атомов.

1.3 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

1.4 Группы и периоды Периодической системы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. Изменение свойств элементов в главных подгруппах. Изменение свойств элементов по периоду.

1.5 Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

1.6 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

1.7 Чистые вещества и смеси.

1.8 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Оксиды. Гидроксиды. Кислоты. Соли.



Различать предметы изучения естественных наук, понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «частица», «индекс», «коэффициент», «схема химической реакции», «уравнение химической реакции».

Составлять электронные конфигурации и описывать состав и строение атомов элементов.

Формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл.

Определять закономерности изменения свойств простых веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность». Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы. Исследовать свойства изучаемых веществ. Рассчитывать относительную атомную массу и валентность элементов, состав простейших соединений по их химическим формулам.

Различать классы веществ по их формулам.


Раздел 2. Многообразие химических реакций, 8ч

2

2.1 Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранения массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

2.2 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, амфотерных гидроксидов и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Примеры составления сокращённых ионных уравнений.

2.3 Окислительно-восстановительные реакции, их классификация (ОВР). Окислители и восстановители. Подбор коэффициентов в уравнениях ОВР.


Обобщать знания о растворах

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах.

Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит»,

«электролитическая диссоциация».

Конкретизировать понятие «ион».

Обобщать понятие «катион», «анион»

Исследовать свойства растворов электролитов

Описывать свойства веществ

Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах

Определять возможность протекания реакций ионного обмена

Проводить групповые наблюдения во время опытов

Обсуждать результаты

Объяснять сущность реакций ионного обмена

Распознавать реакции ионного обмена

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

Раздел 3. Многообразие веществ, 12ч

3

3.1 Химические свойства простых веществ – металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

3.2 Химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

3.3 Химические свойства сложных веществ: оксидов (основных, кислотных, амфотерных), оснований, кислот (общие свойства, специфические свойства азотной, серной и ортофосфорной кислот), солей. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

3.4 Первоначальные сведения об органических веществах. Основные классы органических соединений. Основы теории строения органических соединений.

3.5 Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

3.6 Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин, этиленгликоль), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная и стеариновая).


Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера.

Характеризовать элементы VIА группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств VIА группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Характеризовать элементы VА группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств VА- группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Характеризовать элементы IVА группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств IVА группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.

Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния.

Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа (III).

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.

Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Раздел 4. Практические задания, задачи, 8ч

4

4.1 Правила безопасности в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

4.2 Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы).

4.3 Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ.

4.4 Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.


Соблюдать технику безопасности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

Распознавать опытным путем растворы кислот, хлориды, сульфаты, карбонаты.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объем, и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат- ионы, ион аммония.

Распознавать опытным путем углекислый газ.

Вычислять по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.




















Формы контроля

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе первичного восприятия нового материала используются репродуктивные вопросы и задания. Виды контроля здесь – устный опрос, тесты, самостоятельные работы.

Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков и носит тестовый характер, подобный тестовым заданиям вариантов ОГЭ:

Раздел 1: Основные понятия химии

Контрольные тесты: а) «Строение атома»,

б) «Периодический закон»,

в) «Строение молекул. Химическая связь»,

г) «Валентность. Степень окисления»,

д) «Чистые вещества и смеси»,

е) «Классы неорганических веществ».

Раздел 2: Многообразие химический реакций

Контрольные тесты: а) «Условия и признаки протекания химических реакций»,

б) «Классификация химических реакций по различным признакам»,

в) «Реакции ионного обмена»,

г) Окислительно-восстановительные реакции».

Раздел 3: Многообразие веществ

Контрольные тесты: а) «Химические свойства металлов»,

б) «Химические свойства неметаллов»,

в) «Химические свойства оксидов»,

г) «Химические свойства оснований»,

д) «Химические свойства кислот»,

е) «Химические свойства солей»,

ж) «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ»,

з) «Классификация органических соединений»,

и) «Свойства простейших углеводородов»,

к) «Свойства кислородсодержащих соединений».

Раздел 4: Практические задания, задачи

Контрольные тесты: а) «Правила техники безопасности в школьной лаборатории»,

б) «Качественные реакции различных веществ»,

в) «Вычисление массовой доли химического элемента в веществе»,

г) «Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»,

д) «Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции».

Итоговый контроль осуществляется в виде пробных тестовых работ формата ОГЭ в конце учебного года.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!