Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Коста»
Ардонского района, РСО-Алания.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
для подготовки обучающихся 9 класса
к ГИА (в новой форме ОГЭ) по химии
«Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ) по химии»
на 2016 - 2017 учебный год
Учитель: Мамитова К.Г.
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
| Пояснительная записка | 3 |
| Учебно-тематический план | 4 |
| Содержание дисциплины | 6 |
| Методические рекомендации | 9 |
| Литература | 10 |
|
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на учащихся 9 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Место курса в образовательном процессе:
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с
множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения.
При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития
современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного
материала обучения из цели становится средством социального и
интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от
обучения к самообразованию.
Программа спецкурса: «Подготовка к ГИА по химии» способствует
формированию основ химических знаний, является фундаментом для
дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах
общеобразовательной школы.
Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить
учащихся к ГИА по химии.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
продолжить формирование знаний учащихся по химии;
продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного
обучения.
Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.
Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю
предоставляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на
изучение той или иной темы.
Учебно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Связь с ОГЭ |
Вещество |
1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. | 1 | 1,16 |
2 | Периодический закон и периодическая система химических | 1 | 2,16 |
3 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 1 | 3 |
4 | Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. | 1 | 4 |
5 | Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. | 1 | |
6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | 1 | 5 |
7 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.(1-5) | 1 | |
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ |
8 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. | 1 | А6 |
9 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. | 1 | А6 |
10 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). | 1 | 7 |
11 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 | 6-8 |
12 | Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. | 1 | 6-8 |
13 | Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 1 | 4,14,20 |
14 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.( | 1 | |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. |
15 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. | 1 | 9,19,22 |
16 | Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. | 1 | 9,14,19 |
17 | Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. | 1 | 10 |
18 | Химические свойства оснований. | 1 | 11,19 |
19 | Химические свойства кислот. | 1 | 11,19 |
20 | Химические свойства солей (средних). | 1 | 12,19 |
21 | Взаимосвязь различных классов | 2 | |
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. |
22 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, | 1 | 13 |
23 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). | 1 | 8 |
24 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. | 1 | |
25 | Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. | 1 | 15,21 |
26 | Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | 15,21 |
27 | Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 1 | 15,21 |
28 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 1 | |
Химия и жизнь |
29 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | 13 |
30 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 2 | |
31 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 2 | |
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Темы занятий |
РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО |
| Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме. |
| Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Работа с тренировочными тестами по теме. |
| Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ |
| Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ. |
| Тема 5 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей. Практическое занятие. |
| Тема 6 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме. |
| Тема 7 Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических элементов и т. д. |
РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ |
| Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме. |
| Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Различные классификации химических реакций, примеры. Работа с тренировочными тестами. |
| Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Работа с тренировочными тестами. |
| Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений. |
| Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений. |
| Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод). Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. |
| Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. |
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ |
| Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. |
| Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений. |
| Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов. Работа с тренировочными тестами. |
| Тема 18 Химические свойства оснований. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами. |
| Тема 19 Химические свойства кислот. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот. Работа с тренировочными тестами. |
| Тема 20 Химические свойства солей (средних). Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей. Работа с тренировочными тестами. |
| Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений. |
РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. |
| Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). |
| Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). |
| Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач. |
| Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Решение задач. |
| Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Решение задач. |
| Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Решение задач. |
| Тема 28 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА. |
РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ |
| Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
| Тема 30 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА. |
| Тема 31 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА. |
Методические рекомендации
Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
•цели проведения ОГЭ
•особенности проведения ОГЭ
•структуру и содержание КИМов по химии
• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
•эффективно распределять время на выполнение заданий
• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в неорганической и органической химии;
• характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; простейшие свойства органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представленя в различных формах;
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного
оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
объяснения отдельных фактов и природных явлений;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Литература
1. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в ВУЗы: Справочное
пособие. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс:
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО
«Издательство Оникс», 2006.
3. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и
алгоритмы решения. – М.: Школьная пресса, 2003.
4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.
Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П.
Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
6. Корощенко А.С. ГИА 2011. Химия. 9 класс. Государственная итоговая
аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство
«Экзамен», 2011.
7. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Гончарук О.Ю. Государственная итоговая
аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Химия. 2011. – М.:
«Интеллект-Центр», 2011.
8. Доронькина В.Н. Химия. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-
методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.__