СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по химии для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по химии «Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ) по химии» на 2016 - 2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по химии для 9 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Коста»

Ардонского района, РСО-Алания.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

для подготовки обучающихся 9 класса

к ГИА (в новой форме ОГЭ) по химии

«Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ) по химии»

на 2016 - 2017 учебный год





Учитель: Мамитова К.Г.















2016


СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

Пояснительная записка


3

Учебно-тематический план


4

Содержание дисциплины


6

Методические рекомендации


9

Литература


10

































Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан на учащихся 9 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа.

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.

Место курса в образовательном процессе:

Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с

множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения.

При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития

современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного

материала обучения из цели становится средством социального и

интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от

обучения к самообразованию.

Программа спецкурса: «Подготовка к ГИА по химии» способствует

формированию основ химических знаний, является фундаментом для

дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах

общеобразовательной школы.

Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить

учащихся к ГИА по химии.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА

  • продолжить формирование знаний учащихся по химии;

  • продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;

  • работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного

обучения.

Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.

Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю

предоставляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на

изучение той или иной темы.





Учебно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)




№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Связь с ОГЭ

Вещество

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20

элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

1

1,16

2

Периодический закон и периодическая система химических

1

2,16

3

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и

неполярная), ионная, металлическая.

1

3

4

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

1

4

5

Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.

1


6

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических

веществ. Номенклатура неорганических соединений.

1

5

7

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.(1-5)


1


ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

8

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при

химических реакциях.

1

А6

9

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

1

А6

10

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).


1

7

11

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

1

6-8

12

Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.


1

6-8

13

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.


1

4,14,20

14

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.(


1


Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических

веществах.

15

Химические свойства простых веществ. Химические свойства

простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных

металлов, алюминия, железа.


1

9,19,22

16

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода,

кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.


1

9,14,19

17

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства

оксидов: основных, амфотерных, кислотных.


1

10

18

Химические свойства оснований.


1

11,19

19

Химические свойства кислот.

1

11,19

20

Химические свойства солей (средних).

1

12,19

21

Взаимосвязь различных классов

2


Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы

химии.

22

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды

раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные

реакции на ионы в растворе (хлорид-,


1

13

23

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на

газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).


1

8

24

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.


1


25

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.


1

15,21

26

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.


1

15,21

27

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по

количеству вещества, массе или объему одного из реагентов

или продуктов реакции.


1

15,21

28

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.


1


Химия и жизнь


29

Проблемы безопасного использования веществ и химических

реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение

окружающей среды и его последствия.


1

13

30

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.


2


31

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.


2



Итого: 34











СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Темы занятий

РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО

Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20

элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме.

Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.

Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

Работа с тренировочными тестами по теме.


Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и

неполярная), ионная, металлическая.

Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ

Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических

элементов.

Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.


Тема 5 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.

Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.

Практическое занятие.

Тема 6 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Номенклатура неорганических соединений.

Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация

неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.


Тема 7 Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических

элементов и т. д.


РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ


Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических

явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.


Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления

химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Различные классификации химических реакций, примеры.

Работа с тренировочными тестами.


Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Работа с тренировочными тестами.


Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.


Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.


Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.


Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.


РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.


Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.


Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.

Работа с тренировочными тестами.


Тема 18 Химические свойства оснований.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами.


Тема 19 Химические свойства кислот.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.

Работа с тренировочными тестами.


Тема 20 Химические свойства солей (средних).

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Работа с тренировочными тестами.


Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.


РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.

Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).


Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Решение задач.


Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Решение задач.


Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Решение задач.


Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по

количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Решение задач.


Тема 28 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.


РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ


Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


Тема 30 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.


Тема 31 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.



Методические рекомендации

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

•цели проведения ОГЭ

•особенности проведения ОГЭ

•структуру и содержание КИМов по химии

• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

  • оформлять задания с развёрнутым ответом

•эффективно распределять время на выполнение заданий

• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в неорганической и органической химии;
• характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; простейшие свойства органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представленя в различных формах;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного

оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

объяснения отдельных фактов и природных явлений;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.




Литература

1. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в ВУЗы: Справочное

пособие. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс:

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО

«Издательство Оникс», 2006.

3. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и

алгоритмы решения. – М.: Школьная пресса, 2003.

4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.

Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.

5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П.

Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.

6. Корощенко А.С. ГИА 2011. Химия. 9 класс. Государственная итоговая

аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство

«Экзамен», 2011.

7. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Гончарук О.Ю. Государственная итоговая

аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Химия. 2011. – М.:

«Интеллект-Центр», 2011.

8. Доронькина В.Н. Химия. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-

методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!