Приложение
к основной образовательной программе основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
Рассмотрено на заседании МО школы протокол от __________г. № _____ | Согласовано: зам. директора по УР ______Н. И. Ветлугина «____»___________ г. | Утверждена на педагогическом совете школы Протокол от ___________№______ Приказ директора школы от __________ г. № ______ _________ Н. В. Купавцева |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
9 класс
Составитель: Красавина Елена Филипповна
учитель химии
г. Нижневартовск 2018
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа элективного курса по химии для 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна. Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.
Основные задачи курса:
изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;
формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;
закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;
развитие навыков самостоятельной работы;
формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
- основные виды химической связи,
- типы кристаллических решеток,
- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
- типологию химических реакций по различным признакам,
- сущность электролитической реакции,
- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,
- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.
Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.
Распознавать важнейшие катионы и анионы.
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;
в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
г) распознавать важнейшие органические вещества.
Формы контроля:
текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;
тематический - контрольные работы;
промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
2. Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
Тема 1. Вещество (7 часов)
Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).
Валентность и степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.
Тема 2. Химическая реакция (7 часов)
Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (11 часов)
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ.
Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)
Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п/ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вещество | 7 |
2 | Химические реакции | 7 |
3 | Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах | 11 |
4 | Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 6 |
5 | Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы | 3 |
| итого | 34 |
Приложение к рабочей программе элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
9 класс на 2018-2019 учебный год
.Календарно - тематическое планирование
№п/п | Дата по плану | Дата факт | тема | Кол-во часов | примечание |
Тема 1. Вещество (7 часов) |
1 | 06.09 | | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева | 1 | |
2 | 13.09 | | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | |
3 | 20.09 | | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов | 1 | |
4 | 27.09 | | Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая) | 1 | |
5 | 04.10 | | Валентность и степень окисления химических элементов | 1 | |
6 | 11.10 | | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений | 1 | |
7 | 18.10 | | Контрольное тестирование №1 по теме «Вещество» | 1 | |
Тема 2. Химические реакции (7 часов) |
8 | 25.10 | | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | 1 | |
9 | 01.11 | | Классификация химических реакций по различным признакам | 1 | |
10 | 15.11 | | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы | 1 | |
11 | 22.11 | | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) | 1 | |
12 | 29.11 | | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 | |
13 | 06.12 | | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |
14 | 13.12 | | Урок – упражнение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | 1 | |
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах (11 часов) |
15 | 20.12 | | Химические свойства простых веществ - металлов | 1 | |
16 | 27.12 | | Химические свойства простых веществ - неметаллов | 1 | |
17 | 17.01 | | Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | 1 | |
18 | 24.01 | | Химические свойства оснований. Химические свойства кислот | 1 | |
19 | 31.01 | | Химические свойства солей (средних) | 1 | |
20 | 07.02 | | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 1 | |
21 | 14.02 | | Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен | 1 | |
22 | 21.02 | | Кислородсодержащие органические вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) | 1 | |
23 | 28.02 | | Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы | 1 | |
24 | 07.03 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах» | 1 | |
25 | 14.03 | | Контрольное тестирование №2 по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах» | 1 | |
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов) |
26 | 21.03 | | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. | 1 | |
27 | 04.04 | | Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества. | 1 | |
28 | 11.04 | | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 1 | |
29 | 18.04 | | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | 1 | |
30 | 25.04 | | Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 1 | |
31 | 02.05 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии» | 1 | |
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа) |
32 | 09.05 | | Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии | 1 | |
33 | 16.05 | | Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии | 1 | |
34 | 23.05 | | Итоговое тестирование | 1 | |
| | | | | |