СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юным умникам и умницам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юным умникам и умницам"»

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33

­­­­­­­­­­__________________________________________________________


«Рассмотрено на заседании методического объединения»

27/08/21


«Согласовано с Методическим советом гимназии»

28/08/21

«Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»

29/08/21


















Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам»







Разработчик: Падалка Н.И.






Улан-Удэ

2021


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического комплекта (здесь и далее – УМК) Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», удостоенной звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю).

ЦЕЛЬ: совершенствование познавательных способностей младшего школьника на основе развивающих занятий.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

При проведении занятий по развитию познавательных способностей (здесь и далее – РПС) используется УМК, состоящий из:

  1. рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся;

  2. методического руководства для учителя;

  3. программы курса РПС.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Система представленных заданий (задач и упражнений) позволяет решить:

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

  • формирование и развитие общеучебных и навыков.

Развивающий аспект

  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

  • развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);

  • развитие двигательной сферы.

  • Воспитывающий аспект

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я- концепции»).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

  1. системность: задания располагаются в определенном порядке;

  2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

  4. увеличение объема материала;

  5. наращивание темпа выполнения заданий;

  6. смена разных видов деятельности.


Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.


3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. Во втором классе 68 часов (2 часа в неделю).

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.



6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

В используемом УМК создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ

  • «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  • Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

  • Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  • Веселая переменка (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  • Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.


7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»


заня

тия

Тема занятия

Колич.часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

1

2-3

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

2

4-5

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

6-7

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

8-9

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

10-11

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

12-13

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

14-15

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

16-17

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.


2

18

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

19

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

20-21

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

22-23

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

2

24-25

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

26-27

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

28-29

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач.

2

30-31

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

32

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

33

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

34-35

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

36-37

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

38-39

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

40-41

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

42-43

Развитие логического мышления.

2

44-45

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

46-47

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

48-49

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

50-51

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

52

Поиск закономерностей.

1

53

Поиск закономерностей.

1

54-55

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

56-57

Развитие логического мышления.

2

58-59

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

60-61

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

2

62-63

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

2

64-65

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

66-67

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

68

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

1






















8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


п/п

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О.А.,. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)». - Москва: РОСТ книга, 2014. – 280 с.

Методическое пособие для 2 класса

2.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя


УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)»

Рабочие тетради

в 2-х частях.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!