СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юным умникам и умницам"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана согласно требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юным умникам и умницам"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

городского округа Балашиха

Московской области

Адрес: 143909, Московская область, г.Балашиха мкр. Авиаторов, ул. Летная, д.7.

Телефоны: 8(498)500-40-07, 8(498)500-40-06

e-mail: [email protected], сайт:http://balschool30.ru




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа № 30»

___________ /С. А. Кузьмина/

«____»_____________2014 г

Приказ от __________ 2014г. №____






Рабочая учебная программа

курса внеурочной деятельности

  «Юным умникам и умницам»


1-4 класс

(2014-2015 уч. год)


Составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».


Учителя начальных классов МБОУ «Школа № 30»



г. Балашиха

2014-2015 уч. Год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Юным умникам и умницам»

Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Программа курса реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.


Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся и общеучебных умений и навыков на основе системы развивающих занятий.


Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:

Задания на развитие внимания;

Задания на развитие памяти;

Задания на развитие воображения;

Задания на развитие логического мышления.

Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:

познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).

Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).


Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


В курсе «Умники и умницы» разработана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе овладения курсом учащиеся учатся решать специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.



Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.


Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).


Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс включает 138 занятий: в 1-ом классе - 1 занятие в неделю, 33 занятия за год;

во 2 – 4 классах - 1 занятие в неделю, 35 занятий за год. Всего 138 часов.

Программа реализуется в рамках Внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Личностными результатами изучения курсаявляется формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

  • Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ:

На занятия во 2 классе отводится 40 -45 минут.

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)

Разминка (3-5 минут)

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)

Веселая переменка (3-5 минут)

Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ В 3 и 4 КЛАССАХ:


На занятия в 3 и 4 классах отводится 45 минут.

«Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Разминка (3-5 минут)

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

Логически – поисковые задания (10 минут)

Веселая переменка (2-3 минуты)

Нестандартные задачи (10-15 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.



Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;

  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

  • увеличение объема материала;

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.



Основные типы заданий по предмету:

Задания повышенной сложности.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС ориентированы на формирование самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания.

В 1-ом - 4-ом классах предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.


Тренировка внимания.

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Уровень трудности заданий значительно возрастает от 1-го класса к 4-ому.


Тренировка слуховой памяти.

Программой курса предусмотрено большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.


Тренировка зрительной памяти.

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие каждого класса включен зрительный диктант.



Поиск закономерностей.

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.


Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ



Тип задания

Класс/ кол-во часов

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1

Задания повышенной сложности. Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

4

5

5

5

2

Логически-поисковые задания. Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4

5

5

5

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

5

5

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

5

5

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

5

5

6

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

5

5

7

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

5

5

5

5
























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й класс


п/п

Дата

Тема

урока

Развиваемые способности

Характеристика видов учебной деятельности на уровне УУД

Планируемые предметные результаты освоения материала

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

01.09-05.09


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.


Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве


Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.


Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.


Узнавать предметы по их признакам.


Давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.




Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).



Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.




Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


Проговаривать последовательность действий.


Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.


Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).












В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


2

08.09-12.09


Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

3

15.09-19.09


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

4

22.09-26.09


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

5

29.09-03.10


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.


6

06.10-10.10


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

7

13.10-17.10


Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

8

20.10-24.10


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

9

27.10-31.10


Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

10

10.11-14.11


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

11

17.11-21.11


Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

12

24.11-28.11


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

13

01.12-05.12


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

14

08.12-12.12


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

15

15.12-19.12


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

16

22.12-26.12


Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

17

12.01-16.01


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

18

19.01-23.01


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

19

26.01-30.01


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

20

02.02-06.02


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

21

09.02-13.02


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

22

23.02-27.02


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

23

28.02-04.03


Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

24

07.03-11.03


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.


25

14.03-18.03


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

26

21.03-01.04


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

27

04.04-08.04


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

28

11.04-15.04


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

29

18.04-22.04


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

30

25.04-29.04


Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

31

02.05-06.05


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты

32

09.05-13.05


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

33

16.05-20.05


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й класс

п/п

Тема

Характеристика видов учебной деятельности на уровне УУД

Планируемые предметные результаты освоения материала

Сроки

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.



Выделять закономерности, завершать схемы.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Составлять и преобразовывать фигуры.


Объяснять значение слов и выражений.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве


Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.


Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия


Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.


Узнавать предметы по их признакам.


Давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками.


Ориентироваться в пространстве листа.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Давать несложные определения понятиям.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве


Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.




Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).



Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.




Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


Проговаривать последовательность действий.


Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.


Учиться работать по предложенному учителем плану.


Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

.









Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

























В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


1.09-5.09


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

8.09-12.09


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

15.09-19.09


Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

22.09-26.09


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

29.09-3.10


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

6.10-10.10


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

13.10-17.10


Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20.10-24.10


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

27.10-31.10


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10.11-14.11


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

17.11-21.11


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24.11-28.11


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1.12-5.12


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8.12-12.12


Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

15.12-19.12


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

22.12-26.12


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

12.01-16.01


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

19.01-23.01


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

26.01-30.01


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

02.02-06.02


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

09.02-13.02


Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16.02-20.02


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

21.02-27.02


Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать

02.03-06.03


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

09.03-13.03


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

16.03-20.03


Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

30.03-3.04


Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

6.04-10.04


Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

13.04-17.04


Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

20.04-24.04


Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

27.04-30.04


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

04.05-08.05


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

11.05-15.05


Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

18.05-22.05


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года


25.05-29.05


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3-й класс

п/п

Тема

Характеристика видов учебной деятельности на уровне УУД

Планируемые предметные результаты освоения материала

Сроки

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Составлять и преобразовывать фигуры.


Объяснять значение слов и выражений.


Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве


Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.


Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.


Выделять черты сходства и различия



Описывать признаки геометрических фигур.



Находить и выделять признаки разных предметов.



Узнавать предметы по их признакам.


Давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.




Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).



Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.




Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


Проговаривать последовательность действий.


Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.


Учиться работать по предложенному учителем плану.


Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).























В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


1.09-5.09


2.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

8.09-12.09


3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

15.09-19.09


4.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

22.09-26.09


5.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

29.09-3.10


6.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

6.10-10.10


7.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

13.10-17.10


8.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

20.10-24.10


9.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

27.10-31.10


10.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

10.11-14.11


11.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

17.11-21.11


12.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

24.11-28.11


13.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1.12-5.12


14.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8.12-12.12


15.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

15.12-19.12


16.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

22.12-26.12


17.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

12.01-16.01


18.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

19.01-23.01


19.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

26.01-30.01


20.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

02.02-06.02


21.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

09.02-13.02


22.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

16.02-20.02


23.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

21.02-27.02


24.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

02.03-06.03


25.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

09.03-13.03


26.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

16.03-20.03


27.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

30.03-3.04


28.

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

6.04-10.04


29.

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

13.04-17.04


30.

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

20.04-24.04


31.

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

27.04-30.04


32.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

04.05-08.05


33.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

11.05-15.05


34.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

18.05-22.05


35.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

25.05-29.05





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4-й класс

п/п

Тема

Характеристика видов учебной деятельности на уровне УУД

Планируемые предметные результаты освоения материала

Сроки

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.



Выделять закономерности, завершать схемы.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Составлять и преобразовывать фигуры.


Объяснять значение слов и выражений.


Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве


Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.


Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия


Описывать признаки геометрических фигур.


Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.




Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).



Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.




Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


Проговаривать последовательность действий.


Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.


Учиться работать по предложенному учителем плану.


Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

.












Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).




















В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


1.09-5.09


2.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

8.09-12.09


3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

15.09-19.09


4.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

22.09-26.09


5.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

29.09-3.10


6.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

6.10-10.10


7.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

13.10-17.10


8.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

20.10-24.10


9.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

27.10-31.10


10.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

10.11-14.11


11.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

17.11-21.11


12.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

24.11-28.11


13.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1.12-5.12


14.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

8.12-12.12


15.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

15.12-19.12


16.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

22.12-26.12


17.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

12.01-16.01


18.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

19.01-23.01


19.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

26.01-30.01


20.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

02.02-06.02


21.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

09.02-13.02


22.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

16.02-20.02


23.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

21.02-27.02


24.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

02.03-06.03


25.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

09.03-13.03


26.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

16.03-20.03


27.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

30.03-3.04


28.

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек


6.04-10.04


29.

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

13.04-17.04


30.

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

20.04-24.04


31.

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

27.04-30.04


32.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

04.05-08.05


33.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

11.05-15.05


34.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

18.05-22.05


35.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

25.05-29.05


Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу

  «Юным умникам и умницам»

на 2014-2015 уч.г.

Класс: ______ Учитель_______________________


Дата план.

Дата факт.

Изменения


Причины













































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.


Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:

Методическое пособие для учителя: «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие (1,2,3,4 класс) + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «РОСТ», 2013г.)

Рабочие тетради 1, 2 часть «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть (1,2,3,4 класс), (О. А. Холодова, «Росткнига», 2014г.).

Техническое оснащение программы.

  • технические (проектор, компьютер);

  • учебное оборудование;

  • наглядные пособия.







«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

___________ /Н.В.Поляченкова/

Протокол №___от«___»____2014 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________ /О.А.Самчук/

«____»_____________2014 г.



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!