СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа История России. Всеобщая история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 7 класса ориентирована на использование следующих учебников:

1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового Времени 1500 - 1800. 7 класс - "Просвещение"

2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и другие под редакцией Торкунова А.В. История России в двух частях. 7 класс - "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа История России. Всеобщая история»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 п. Усть-Камчатск»



«Принято»

Руководитель МО:

_____ /И.В. Лиджикова/

Протокол № 1 от

« 27 » августа 2019 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УМР МБОУ СШ № 2 _____ / С.Ю. Леоненко/

«29» августа 2019 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 2 _____ /Н.В. Рябова/

«29» августа 2019 г














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История России. Всеобщая история

в 7 «А», «Б» классе



учитель: Дорохин Владимир Владимирович, высшая категория





















2019-2020 учебный год





Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Образовательная область «Общественные дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России. Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории. В рамках основной школы реализуется первый концентр (5-9 класс). Цель концентра - создание целостной картины мира через личное восприятие; понимание через среду, личный опыт.

Рабочая программа для 7 класса ориентирована на ис­пользование следующих учебников:

  1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового Времени 1500 - 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2017.

  2. Н.М. Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».


Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.


В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.


Актуальность. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цели:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях ис­тории. При этом отбор фактического материала осу­ществляется таким образом, чтобы он способствовал воспита­нию гражданских и патриотических качеств учащихся, содей­ствовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поис­ка и расширения знаний по истории своей Родины.

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

- технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

Виды контроля: Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.

Формы контроля: Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА, самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др. В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа. При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с кластерами, ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.


В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.


Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Планируемые результаты изучения Истории Нового времени

Выпускник научится:

• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;

• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;

Данная программа включает внутрипредметный модуль (ВПМ) «Культурное наследие истории Нового Времени. Духовные истоки Отечества», в количестве 20 часов и направлен на более глубокое изучение культуры истории Нового времени и культуры России XVI – XVII веков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Раздел, тема

Количество часов

Из них контрольные работы

1

Введение «От Средневековья к Новому времени»

1


2

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

13

1

3

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

5

-

4

Эпоха Просвещения. Время преобразований Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения

8

-

5

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

2

-

6

Итоговая контрольная работа за курс История нового времени

1

1

7

Введение «От Руси к России»

1


8

Россия в XVI в.


19

2

9

Россия в XVII в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Культурное пространство


18

3

10

Итоговая контрольная работа за курс «История России XVIXVII века»

1

1


Итого

68

8


Содержание курса «История Нового времени» 1500 – 1800 гг. (29ч)

Введение – 1 час. От Средневековья к Новому времени.

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 13 часов. Технические открытия и выход к Мировому океану. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его устройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений. Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели. Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш, Васко да Гама. Свидетельства эпохи. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) – 4 часа. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика. Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» — закон, утверждавший правила ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов. Международные отношения в XVI—XVIII вв. Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство —война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения – 8 часов. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескьё: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете, Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры. На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса. Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света. Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера —«якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции.

Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации – 2 часа. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Итоговая контрольная работа за курс История нового времени – 1 час. Значение раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.

Содержание курса ИСТОРИЯ РОССИИ 16- 17 век (39часов)

Введение «От Руси к России» - 1 час

Россия в XVI в. 19 часов. Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.


Россия в XVII в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Культурное пространство 18 часов. Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное пространство Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

Основные события и даты

  • 1505—1533 гг. — княжение Василия III

  • 1510 г. — присоединение Псковской земли

  • 1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства

  • 1521 г. — присоединение Рязанского княжества

  • 1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)

  • 1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской

  • 1538—1547 гг. — период боярского правления

  • 1547 г. — принятие Иваном IV царского титула

  • 1549 г. — первый Земский собор

  • 1550 г. — принятие Судебника Ивана IV

  • 1552 г. — взятие русскими войсками Казани

  • 1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства

  • 1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе

  • 1558—1583 гг. — Ливонская война

  • 1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги

  • 1565—1572 гг. — опричнина

  • 1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком

  • 1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича

  • 1589 г. — учреждение в России патриаршества

  • 1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова

  • 1604—1618 гг. — Смутное время в России

  • 1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I

  • 1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского

  • 1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова

  • 1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II

  • 1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск

  • 1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова

  • 1617 г. — Столбовский мир со Швецией

  • 1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой

  • 1632—1634 гг. — Смоленская война

  • 1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича

  • 1648 г. — Соляной бунт в Москве

  • 1648 г. — поход Семёна Дежнёва

  • 1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны

  • 1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

  • 1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви

  • 8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины

  • 1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой

  • 1656—1658 гг. — война со Швецией

  • 1662 г. — Медный бунт

  • 1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой

  • 1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина

  • 1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича

  • 1682 г. — отмена местничества


Основные понятия и термины

Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.

«Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство.

Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.

Основные исторические персоналии

Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фёдорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов, А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайлович Романов, Михаил Фёдорович Романов, Фёдор Алексеевич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин, Сильвестр (Медведев), И. Ю. Москвитин, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопоп Сильвестр, Епифаний Славинецкий, С. Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.













































Календарно-тематическое планирование

представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием Примерной программы основного общего образования. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения истории в 7 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК «История нового времени 1500 – 1800» для 7 класса под ред. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и «История России XVI - XVII век» Н.М. Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова



урока

Разделы

Кол-во часов

Содержание

Дата

Примечание

По плану

По факту

1 четверть 16 час

1


1

Введение «От Средневековья к Новому временя»





Глава 1. «Мир в начале Нового времени. Великие Географические Открытия. Реформация».

13





2


1

Технические открытия и выход к мировому океану.




3


1

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.




4


1

Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе.




5


1

Дух предпринимательства преобразует экономику. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




6


1

Новые ценности преобразуют общество. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




7


1

Повседневная жизнь. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




8


1

Высокое Возрождение. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




9


1

Зарождение новой европейской науки. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




10


1

Начало Реформации в Европе.




11


1

Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации.




12


1

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.




13


1

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.




14


1

«Мир в начале Нового времени. Великие Географические Открытия. Реформация»



Контрольная работа


Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения

4





15


1

Нидерландская революция.




16


1

Парламент против короля. Великая Английская революция.




2 четверть 16 час

17


1

Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.




18


1

Международные отношения в 16 – 18 веках.





Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований

8





19


1

Век Просвещения. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




20


1

Художественная культура эпохи Просвещения ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




21


1

Промышленный переворот в Англии.




22


1

Английские колонии в Северной Америке.




23


1

Война за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки.




24


1

Франция в 18 веке. Начало Великой французской революции.




25


1

Великая французская революция. От монархии к республике.




26


1

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта.





Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

2





27


1

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




28


1

Государства Востока: Начало европейской колонизации




29

Итоговая контрольная работа

1

Итоговый урок за курс «История Нового времени 1500 – 1800 гг.»



Итоговая контрольная

30


1

Введение «От Руси к России»





Тема 1. Россия в XVI веке

19





31


1

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий




32


1

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




3 четверть 20 час

33


1

Формирование единых государств в Европе и России




34


1

Российское государство в

первой трети XVI в.




35


1

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.




36


1

Урок-практикум «Начало правления Ивана IV»



практикум

37


1

Урок-практикум «Реформы Избранной Рады»



практикум

38


1

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




39


1

Контрольная работа «Россия в первой половине XVI века»



Контрольная работа

40


1

«Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.: восточное и южное направления»



Лабораторная работа

41


1

«Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война»



Урок-практикум


42


1

Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые» ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




43


1

Народы России во второй половине XVI в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




44


1

«Опричнина». Итоги царствования Ивана Грозного



Урок-практикум

45


1

Россия в конце XVI в.




46


1

Церковь и государство

в XVI в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




47


1

Культура и народов России в XVI в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




48


1

Повседневная жизнь народов России в XVI в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




49


1

Контрольная работа «Россия во второй половине XVI в.»



Контрольная работа


Тема 2. Россия в XVII в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Культурное пространство

18





50


1

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.




51


1

Смута в Российском

Государстве: причины, начало, борьба с интервентами





52


1

Окончание Смутного времени




4 четверть 16 час

53


1

Контрольная работа по разделу «Смутное время»



Контрольная работа

54


1

Экономическое развитие России в XVII в.




55


1

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве




56


1

Изменения в социальной структуре российского общества ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




57


1

Народные движения в XVII в.




58


1

Россия в системе

Международных отношений: отношения со странами Европы




59


1

Россия в системе

Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем




60


1

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России




61


1

Контрольная работа по разделу «Россия при первых Романовых»



Контрольная работа

62


1

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




63


1

Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.




64


1

Культура народов России в

XVII в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




65


1

Народы России в XVII в. Cословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».





66


1

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в. ВПМ «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества».




67


1

Контрольная работа по разделу «Культурное пространство»



Контрольная работа

68


1

Итоговая контрольная работа за курс «История России XVIXVII вв»



Контрольная работа

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

Программно-нормативное обеспечение:

  1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.

  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.


Учебники, реализующие рабочую программу:

- «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2017


Состав учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

  • Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.

  • Рабочая тетрадь. История России. 7 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

  • Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

  • Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

  • Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

  • Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.


Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

  5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

  8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

  9. http://www.fipi.ru - ФИПИ

  10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

  11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

  12. http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты

  15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал



Внутрипредметный образовательный модуль

«Культурное наследие истории Нового Времени. Духовные истоки Отечества»

Общая характеристика образовательных модулей. С целью индивидуализации образовательного процесса рабочая программа по истории включает внутрипредметный образовательный модуль «Культурное наследие истории Нового времени. Духовные истоки Отечества». Актуальность разработки обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одной из основных задач современного образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности в проектах.

Место учебного модуля в рамках курса. Модуль изучается на ступени основного общего образования в 7 классе в рамках курса «История Нового времени» и «История России». Он рассчитан на 20 часов и направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности. Внутрипредметный образовательный модуль «Культурное наследие истории Нового времени» направлен на более глубокое изучение культуры истории Нового времени и Российского государства. Модуль включен в программу в соответствии с содержанием изучаемого материала, расширяет и дополняет его. На уроках истории школьники с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. В связи с этим на уроках активно привлекается дополнительный наглядный материал, технические средства обучения. Большую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья играет максимальное использование контурных карт, составление разнообразных опорных «памяток», словариков, таблиц и схем.

Цель:

  1. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

  1. Обогащение исследовательского опыта учащихся – поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

  2. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

  3. Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

  4. Развитие общеисследовательских умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля.

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:

Регулятивные УУД:

  1. выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи

  2. выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)

  3. обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности

  4. планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии



Познавательные УУД:

  1. находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов

  2. структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск

  3. построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.



Личностные УУД:

  1. организация рабочего места, подбор необходимого оборудования,

  2. подбор и приготовление необходимых материалов,

  3. проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента,

  4. измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Коммуникативные УУД:

  1. умение слушать и понимать других,

  2. выражать себя, находить компромисс,

  3. взаимодействовать внутри группы



Тематический план учебного модуля

Тема урока

Количество часов

История Нового времени

8

1. Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

2. Новые ценности преобразуют общество.

1

3. Повседневная жизнь.

1

4. Высокое Возрождение.

1

5. Зарождение новой европейской науки.

1

6. Век Просвещения.

1

7. Художественная культура эпохи Просвещения

1

8. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1

История России

12

9. Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в

1

10. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

11. Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1

12. Народы России во второй половине XVI в.

1

13. Церковь и государство

в XVI в.

1

14. Культура и народов России в XVI в.

1

15. Повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

16. Изменения в социальной структуре российского общества

1

17. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха

Никона и раскол

1

18. Культура народов России в

XVII в.

1

19. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в.


1

20. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в.

1

Итого

20



Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являют­ся базовые компетентности: социально-адаптивная (граждан­ственная), когнитивная (познавательная) информационно- технологическая, коммуникативная.


Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей:


  1. понимать значение ключевых слов модуля: культура, материальная культура, духовная культура, наследие, культурные достижения, общечеловеческие ценности.

  2. приводить примеры исторических и культурных достижений;

  3. анализировать источники различного вида и типа для получения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

  4. на основе анализа источников делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

5. представлять результаты своей деятельности



    • плане личностного развития учащихся модуль призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.



    • плане социализации учащихся модуль призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.



    • плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности модуль призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!