Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование медиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации)
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Моделирование и формализация
Понятия натурной и информационной моделей.
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Тема 3. Обработка числовой информации
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Тема 4. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
| Моделирование и формализация | 8 |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Моделирование как метод познания. | 1 |
2 | Знаковые модели. | 1 |
3 | Графические информационные модели | 1 |
4 | Табличные информационные модели | 1 |
5 | База данных как модель предметной области. | 1 |
6 | Система управления базами данных | 1 |
7 | Обобщение по теме «Моделирование и формализация». | 1 |
8 | Проверочная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 |
| Алгоритмизация и программирование | 8 |
9 | Этапы решения задач на компьютере. | 1 |
10 | Одномерные массивы целых чисел. | 1 |
11 | Вычисление суммы элементов массива | 1 |
12 | Последовательный поиск в массиве | 1 |
13 | Анализ алгоритмов для исполнителей | 1 |
14 | Конструирование алгоритмов | 1 |
15 | Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия | 1 |
16 | Административная контрольная работа | 1 |
| Обработка числовой информации | 7 |
17 | Интерфейс электронных таблиц | 1 |
18 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 1 |
19 | Встроенные функции. Логические функции | 1 |
20 | Сортировка и поиск данных | 1 |
21 | Построение диаграмм и графиков | 1 |
22 | Обобщение по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 |
23 | Проверочная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 |
| Коммуникационные технологии | 11 |
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 |
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 |
26 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | 1 |
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы | 1 |
28 | Электронная почта. | 1 |
29 | Технологии создания сайта. | 1 |
30 | Содержание и структура сайта | 1 |
31 | Оформление сайта | 1 |
32 | Обобщение по теме «Коммуникационные технологии». | 1 |
33 | Административная контрольная работа | 1 |
34 | Анализ административной контрольной работы. Итоговое повторение | 1 |