РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет | Окружающий мир | Учебный год | 2019 - 2020 | Класс | 2 | Количество часов в год | 68 | Количество часо | в неделю 2 | Учитель: Божко Анна Александровна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для средней общеобразовательной школы для 2 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576.
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 « О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.12. 2018 № 345.
УМК « Школа России» издательства «Просвещение», 2015 год.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю — 68 ч в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире. Планета – Земля. Страна – Россия. Название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики. Их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов. Река, озеро, море. Части реки: исток, устье, русло, притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении с взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата |
Личностные | Метапредметные УУД | Предметные |
план | факт |
1 | «ГДЕ ЖИВЕМ?». Родная страна Семья народов России. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. | Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; | Обучающийся научится: - узнавать государственную символику РФ и своего региона; - определять родственные связи в семье; - находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками. | Знать: -название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье. Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками | 1 | 03/09 | |
2 | Город и село. Наш дом. Проект: «Родной город (село)» Что нас окружает? (экскурсия). | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Обучающийся научится: -иметь представление о жизни города и села, любить свой край, свой город (село). | Объяснять характерные особенности городских и сельских поселений. | 1 | 06/09 | |
3 | Природа и рукотворный мир. Наше отношение к миру. | У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; | Учить умению слушать и вступать в диалог. | Формировать представление о том, что такое природа; уметь различать объекты природы и предметы рукотворного мира. | Обучающийся научится: Оценивать собственное отношение к окружающему миру. | 1 | 10/09 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Где мы живем» | | | Проверить знания и умения; формировать адекватно, оценивать свои достижения. | Обучающийся научится оценивать свои достижения. | 1 | 13/09 | |
5(1) | ПРИРОДА Неживая и живая природа (экскурсия) ПДД(1) «Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожный транспортный травматизм». | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. | 1 | 17/09 | |
6(2) | Явления природы. Практическая работа №1 «Знакомство с термометрм. | Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе. | - строить понятные для партнера высказывания; Учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Уметь измерять и записывать температуру | - характеризовать влияние человека на природу; Обучающийся научится: - соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами; - работать с рисунком учебника; - измерять температуру тела человека; - измерять температуру воздуха с помощью термометра | 1 | 20/09 | |
7(3) | Что такое погода? Странички для любознатель ных | | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | Характерезовать что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя. | Обучающийся научится: - понимать связь человека с неживой природой, каково значение предсказания погоды для человека. | 1 | 24/09 | |
8-9 (4-5) | В гости к осени (экскурсия). | | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | | Обучающийся научится: - понимать связь человека с неживой природой | 2 | 27/09 01/10 | |
10(6) | Звёздное небо. Странички для любознатель ных. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; | Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). | связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | 1 | 04/10 | |
11(7) | « Заглянем в кладовые Земли». Пр. работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами». | Обучающийся получит возможность для формирования: чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | | Использование на практике основных правил познания окружающего мира Обсуждение правил здорового образа жизни. | - оценивать личную роль в охране природы. | 1 | 08/10 | |
12(8) | Про воздух… | | Поиск и выделение необходимой информации про воздух. | Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. | 1 | 11/10 | |
13(9) | …И про воду Пр. работа№3: «Свойства воды». | | Поиск и выделение необходимой информации про воду. | Описание значения воды для живой природы | | 1 | 15.10 | |
14 (10) | Какие бывают растения? Пр. работа№4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Учиться совместно с учителем. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; | Обучающийся научится: - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - приводить примеры представителей разных групп растений; | 1 | 18.10 | |
15 (11) | Какие бывают животные? | представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке. | | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); | 1 | 22.10 | |
16 (12) | Невидимые нити ПДД(2) «История появления автомобиля и правил дорожного движения». | представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). | Объяснить взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества. | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); - различать съедобные и ядовитые грибы; | 1 | 25.10 | |
17 (13) | Дикорасту- щие и культурные растения Пр. работа№5 «Знакомство с дикорастущими и культурными растениями». | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; | Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; | | Обучающийся научится:различать дикорастущие и культурные растения Обучающийся научится: - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); дикорастущие и культурные растения; | 1 | 05.11 | |
18 (14) | Дикие и домашние животные. | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся получит возможность научиться: - навыкам взаимоконтроля; | Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | Обучающийся научится: - животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп животных. | 1 | 08.11 | 11.11 |
19 (15) | Комнатные растения Пр. работа№6 «Приемы ухода за комнатными растениями». | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | история появления культурных растений в России. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома. | Обучающийся научится: - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; | 1 | 12.11 | 12.11 |
20. 16) | Животные живого уголка | Обучающийся получит возможность для формирования: - чувства сопричастности и гордости за свою родину. | Обучающийся продолжает учиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить понятные для партнера высказывания; | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); | 1 | 15.11 | 18.11 |
21. (17) | Про кошек и собак. | Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; | задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения. | Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам. | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы. | 1 | 19.11 | 19.11 |
22. (18) | Красная книга. ПДД(3) «Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах». | Обучающийся получит возможность для формирования: - представления о красоте природы России. | Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге. | Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. - характеризовать влияние человека на природу; - оценивать личную роль в охране природы. | 1 | 22.11 | 25.11 |
23. (19) | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту». | Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. | Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы. | Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями. | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. | 1 | 26.11 | 26.11 |
24 (20) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа». | | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. | Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения. | Учащиеся научатся оценивать свои достижения. | 1 | 29.11 | 02.12 |
25(1) | ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА Что такое экономика? | – умение определять своё отношение к миру. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. | 1.Знакомство с достопримечательностями родного села - понятия «город» и «село»; - названия строительных машин; - примеры различных видов транспорта; - составные части экономики; - названия товаров; | 1 | 03.12 | 03.12 |
26(2) | Что из чего сделано? | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). | Приводить примеры веществ, описывать их. Характеризовать свойства веществ. Определение, из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ. | Обучающийся научится: - приводить примеры веществ, описывать их; - характеризовать свойства веществ; - определять из каких веществ состоят предметы. | 1 | 06.12 | |
27(3) | Как построить дом? | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Учиться уважительно, относиться к позициям других. Пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах | Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в (селе). | Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). | 1 | 10.12 | |
28(4) | Какой бывает транспорт. ПДД(4) «Сигналы для регулирования движения». | Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. | формулировать собственное мнение и позицию; | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом. | Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. | 1 | 13.12 | |
29(5) | Культура и образование. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. | - понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; - названия профессий. Обучающийся научится: называть профессии в сфере образования и культуры. | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. | 1 | 17.12 | |
30(6) | Все профессии важны. Проект: «Профессии». | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | | Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. | - названия профессий. Обучающийся научится: называть профессии людей родного края. Приводить примеры профессий жителей родного города (села). | 1 | 20.12 | |
31(7) | В гости к зиме. (экскурсия). | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи. | | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | Обучающийся научится: - признаки зимы; - названия зимних месяцев; - основные свойства воздуха и воды; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 | 24.12 | |
32(8) | В гости к зиме. | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи. | | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года | Обучающийся научится: - признаки зимы; - названия зимних месяцев; - основные свойства воздуха и воды; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 | 27.12 | |
33(9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Жизнь города и села» (экскурсия). | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. | Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения. | Учащиеся научатся оценивать свои достижения. | 1 | 14.01 | |
34 (10) | Презентация проектов: «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии». | Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. | Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы. | Формирование умения представлять результаты проектной деятельнрсти. Адекватно оценивать свои достижения. | Обучающиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы адекватно оценивать свои собственные знания и навыки. | 1 | 17.01 | |
35(1) | ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ Строение тела человека. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). | Обучающийся научится: - основные системы органов человека, их роль в организме; - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни». Уметь: - определять органы человека; - рассказывать о функции основных систем органов строения человека. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. | 1 | 21.01 | |
36(2) | Если хочешь быть здоровым. | | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. | Обучающийся научится: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни. | 1 | 24.01 | |
37(3) | Берегись автомобиля ПДД(5) «Правила безопасного перехода улиц и дорог». | Участие младших школьников в охране природы. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Обучающийся научится: правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. выполнять правила дорожного движения. | 1 | 28.01 | |
38(4) | Школа пешехода Пр. работа №7 «Отработка правил перехода улицы». | | | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Обучающийся научится: правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. выполнять правила дорожного движения | 1 | 31.01 | |
39(5) | Домашние опасности. | | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Меры безопасности в домашних условиях. | Обучающийся научится: правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. выполнять правила безопасного поведения дома. | 1 | 04.02 | |
40(6) | Пожар! | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Обучающийся научится: - правила безопасности, которые надо соблюдать дома; - правила противо-пожарной безопасности; | 1 | 07.02 | |
41(7) | На воде и в лесу. | | | Правила поведения у водоёмов. | Обучающийся научится: - правила экологической безопасности, - как вести себя на природе; - правила поведения у водоёмов. Уметь выполнять правила поведения у водоема. | 1 | 11.02 | |
42(8) | Опасные незнакомцы. ПДД(6) «Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках». | Участие младших школьников в охране природы. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. | Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. | Обучающийся научится: правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | 1 | 14.02 | |
43(9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Здоровье и безопасность». | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. | Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения. | Учащиеся научатся оценивать свои достижения. | 1 | 18.02 | |
44(1) | ОБЩЕНИЕ Наша дружная семья. | | | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. | Обучающийся научится: понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. | 1 | 21.02 | |
45(2) | Проект «Родословная». | | | Ввести понятие «родословная семьи». | Обучающийся научится: Составлять родословное дерево семьи; собирать информацию; работать в группе. | 1 | 25.02 | |
46(3) | В школе. | Участие младших школьников в совместной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в школе. | Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций. | Обучающийся научится: понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. | 1 | 28.02 | |
47(4) | Правила вежливости. Пр. работа №8: «Отработка основных правил этикета». | Участие младших школьников в совместной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в школе. | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. | Обучающийся научится: - понятие «культура общения»; - правила вежливости. Уметь: - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | 1 | 03.03 | |
48(5) | Ты и твои друзья. Пр. работа №9: «Отработка основных правил этикета». | | | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом. | Обучающийся научится: понятие «культура общения» Уметь: - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | 1 | 06.03 | |
49(6) | Мы – зрители и пассажиры. ПДД(7): Правила перехода перекрестка». | Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом. | Обучающийся научится: понятие «культура общения» Уметь: - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | 1 | 10.03 | |
50(7) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. | Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения. | Учащиеся научатся оценивать свои достижения. | 1 | 13.03 | |
51(1) | Посмотри вокруг. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | | | Обучающийся научится: - понятие «горизонт»; - условные обозначения сторон горизонта. | 1 | 17.03 | |
52(2) | ПУТЕШЕСТВИЕ Ориентирование на местности. Пр. работа№10 «Определение сторон горизонта по компасу». | Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Определение сторон горизонта по компасу. | Уметь: - ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности. | 1 | 20.03 | |
53(3) | Ориентирование по солнцу….. | | | 1 | 31.03 | |
54(4) | Формы земной поверхности. Экскурсия. «Формы земной поверхности родного края». | Работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Обучающийся научится: - формы земной поверхности; - условные обозначения сторон горизонта. Уметь: - ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. | 1 | 03.04 | |
55(5) | Водные богатства. | | | Обучающийся научится: понятие «водоем»; правила поведения у водоемов. Уметь: ориентироваться на местности с помощью компаса; -показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные водоемы. | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | 1 | 07.04 | |
56(6) | В гости к весне. (экскурсия) ПДД(8): «Мы пассажиры». | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Особенности времен года (на основе наблюдений). | Обучающийся научится: Замечать признаки весны. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 | 10.04 | |
57(7) | В гости к весне. | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи. | Учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Учиться рассказывать о весенних явлениях в неживой и живой природе». | Обучающийся научится: Замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию. | 1 | 14.04 | |
58(8) | Россия на карте. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина. Города России (2-3): названия, достопримечательности, расположение на карте. | Обучающийся научится: Различать название родной страны; условные обозначения сторон горизонта; Уметь: показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. | 1 | 17.04 | |
59(9) | Проект « Города России». ПДД(9): «Я пешеход и пассажир» (экскурсия). | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина. Города России (2-3): названия, достопримечательности, расположение на карте. | Обучающийся научится: Различать название родной страны; условные обозначения сторон горизонта; Уметь: показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Обучающийся узнает новую информацию о городах России; испытает чувство гордости за свою страну, собирать информацию; работать в группе. | 1 | 21.04 | |
60 (10) | Путешествие по Москве. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Москва - столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). | Обучающийся научится: Различать - столицу России; - правила работы с картой. Уметь: - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, 1-2 города, столицу России, родной город. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. | 1 | 24.04 | |
61 (11) | Московский кремль. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Обучающийся научится: Различать достопримечательности Москвы. Уметь: — показывать на карте город Москву - столицу России; - Называть 2-3 достопримечательности. | 1 | 28.04 | |
62 (12) | Город на Неве. Итоговая диагностическая работа. | Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Обучающийся научится: Различать достопримечательности города на Неве. Уметь: - показать на карте город на Неве; - называть 2-3 достопримечатель- ности. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга, работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2-3): название, достопримечательности расположение на карте. | 1 | 08.05 | |
63 (13) | Путешествие по планете. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Обучающийся научится: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, страны мира. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран. | 1 | 12.05 | |
64 (14) | Путешествие по материкам. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | | 1 | 15.05 | |
65 (15) | Страны мира. Проект «Страны мира». | представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба. | Обучающийся научится: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, страны мира. | Обучающийся узнает новую информацию о городах России; испытает чувство гордости за свою страну, собирать информацию; работать в группе. | 1 | 19.05 | |
66 (16) | Впереди лето. Красота животных. ПДД(10): «Итоговое тестирование». | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. | Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых. | Обучающийся узнает о жизни насекомых и растений летом; научится работать с атласом определителем. | 1 | 22.05 | |
67 (17) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Путешест- вия». | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. | Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения. | Обучающийся научится оценивать свои достижения. | 1 | 26.05 | |
68 (18) | Презентация проектов «Родословная»; «Города России»; «Страны мира» | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Формирование умения представлять результаты проектной деятельнрсти. Адекватно оценивать свои достижения. | Обучающиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы адекватно оценивать свои собственные знания и навыки. | 1 | 29.05 | |