Кирша К.И.
Зам. директора по УВР _________/М.А.Сердюкова/
г. Благодарный 2015г.
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата |
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | По плану | Факт |
Раздел I . Человек и природа – 10 часов |
-
| Повторение учебного материала, изученного в 1 классе Учебник – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с. 3 – 6; Тестовые задания - с. 3 – 5, тест № 1. | работа со схемами -выполняют задания в рабочей тетради - дидактические игры; - работа в парах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебником). | -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей. | Научатся: работать с учебником и ра- бочей тетрадью; определять, что такое окружающий мир; понимать, что человек тоже тело живой природы, но его нужно рас-сматривать отдельно, как особо организованный объект природы. Получат возможность научиться: отличать, какие объекты относятся к живой и неживой природе | Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Познавательные: читают и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы- полняют и оформляют разные тестовые задания. Коммуникативные: рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления | | |
-
| Что нас окружает. Учебник – с. 5–7; Рабочая тетрадь – с. 7; Тестовые задания - с. 6 – 7, работа № 1. | -выполняют задания в рабочей тетради - выполнение индивидуальных заданий; -работают с разрезными карточками. - ответы на вопросы; - работа с информационными источниками (учебником). | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей | Научатся: различать, что создано природой, а что создано руками человека. Получат возможность научиться: замечать удивительное в природе | Регулятивные: организовывают свою деятельность, действуют согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществляют учебные действия – понимают информацию, представленную в вербальной форме, определяют основную и вто-ростепенную информацию. Коммуникативные: сотрудничают друг с другом; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные принимают и решают познавательные и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы, объясняют понятия «тела природы», «изделия человека»; анализируют и обобщают | | |
-
| Человек – часть живой природы Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9; Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2. | работа со схемами -выполняют задания в рабочей тетради - дидактические игры; - работа в парах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; -работают с разрезными карточками. - ответы на вопросы; - работа с информационными источниками (учебником). | Оценивание эмоционально-эстетического впечатления от восприятия природы | Научатся: различать объекты жи- вой и неживой природы. Получат возможность научиться: замечать удивительное в природе; относить к обществу людей и предметы их трудовой деятель-ности | Регулятивные: выбирают дейсивия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: принимают и решают познавательные и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы, выделяют отличия человека от животных; анализируют и обобщают | | |
-
| Человек – разумное существо Учебник – с. 10–14; Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12; Тестовые задания - с. 10 – 11, работа № 2. | работа со схемами -выполняют задания в рабочей тетради - выполнение индивидуальных заданий; -работают с разрезными карточками. - ответы на вопросы; - работа с информационными источниками (учебником). | Проявление уважительного отношения к профессии строителя и чувства гордости за талант и мастерство народов России | Научатся: находить внешние отличия одного человека от другого. Получат возможность научиться: составлять словесный портрет человека, описание его жилища | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила пове-дения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: читают схемы и работают с ними, дают аргументированный ответ на поставленный вопрос, анализируют и сравнивают | | |
-
| Здоровье человека. Значение природы для здоровья Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–18. | -практические работы: наблюдение природных явлений; -выполняют задания в рабочей тетради - выполнение индивидуальных заданий; -ответы на вопросы. | Понимание значения заботы о своем здоровье, осознание важности всех путей поддержания и развития здоровья: личной гигиены и своевременного лечения болезней, физической культуры и подвижности, закаливания и общения с природой, культуры пи- тания и соблюдения режима дня | Научатся: понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья. Получат возможность научиться: заботиться о своем здоровье | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: выбирают информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представляют ее в виде схемы | | |
-
| Органы чувств, их гигиена Учебник – с. 19–27; Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23. | -проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием; -оказание первой помощи; -разыгрывание сценок безопасного поведения | Осознание ценности здоровья и здорового образа жизни | Научатся: определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни человека. Получат возможность научиться: определять роль и специфику разных органов чувств | Регулятивные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют и принимают позицию партнера во взаимодействии. Коммуникативные: контролируют себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения. Познавательные: выбирают и анализируют информацию из текста и иллюстраций и представляют ее в различных формах; составляют советы по охране зрения | | |
-
| Органы чувств, их гигиена Учебник – с. 19–27; Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23. | -проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием; -оказание первой помощи; -разыгрывание сценок безопасного поведения | Понимание важности соблюдения правил гигиены | Научатся: определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни человека. Получат возможность научиться: определять роль и специфику разных органов чувств | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: понимают необходимость сотрудничества с учителем, готовы ко взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. Познавательные: выбирают и анализируют информацию из текста и иллюстраций и представляют ее в различных формах; составляют советы по охране органов осязания | | |
-
| Чистота – залог здоровья. Учебник – с. 29–31; Рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание 25; Тестовые задания с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). | -оказание первой помощи; -разыгрывание сценок безопасного поведения; -выполняют задания в рабочей тетради - дидактические игры; - работа в парах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; -работают с разрезными карточками. - ответы на вопросы; - работа с информационными источниками (учебником). | Соблюдение правил личной гигиены, понимание важности здорового образа жизни | Научатся: понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья. Получат возможность научиться: заботиться о своем здоровье | Регулятивные: выполняют задания в соответствии с целью; осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные: используют коммуникативные (прежде всего речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание. Познавательные: трансформируют иллюстративную информацию в вербальную; дают аргументированный ответ; осознают ценность здоровья и здорового образа жизни | | |
-
| Зеленая аптека Учебник – с. 32 – 35. | Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию). | Принятие установки на здоровый образ жизни | Научатся: определять полезные и вредные для здоровья растения. Получат возможность научиться: заботиться о своем здоровье | Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим мате- риалом. Коммуникативные: форму- лируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания. Познавательные: узнают предмет (растение) по описанию признаков, пользуются дополнительной литературой, составляя краткое сообщение | | |
-
| Азбука безопасного поведения Учебник – с. 36–44; Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26–28; Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). | Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике. | Осознание ответственности человека за общее благополучие | Научатся: соблюдать правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках; правила пользования транспортом. Получат возможность научиться: идти безопасным путем от дома до школы и обратно | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: моделируют различные ситуации, опасные для детей; составляют правила безопасного поведения дома, на улице | | |
Раздел II. Человек и общество – 8 часов |
-
| Человек – член общества. Учебник – с. 46–48. | Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. | Осознание человека как части живой природы и общественного существа; понимание важности того, что каждому члену общества необходимо трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, какую помощь обществу могут оказать сами | Научатся: различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах. Получат возможность научиться: определять условия благополучия общества | Регулятивные: проявляют самостоятельность; развивают навыки сотрудничества. Коммуникативные: самостоятельно формулируют вопросы, обращаются за помощью к сверстникам, учителю. Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций; выделяют в тексте основную мысль и находят ответы на вопросы | | |
-
| Разнообразие профессий людей Учебник – с. 49–51; Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4. | Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками | Понимание важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; проявление уважения к трудовой деятельности | Научатся: рассказывать о профессиях людей; профессиях своих родителей; о том, кем бы они хотели стать. Получат возможность научиться: определять названия профессий по характеру деятельности и находить представителей профессий на фотографиях, обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни | Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании спо-соба решения жизненных ситуаций. Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью. Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций | | |
-
| Как мы общаемся. Правила этикета Учебник – с. 52- 62; Рабочая тетрадь – с. 20, задание 5. | Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради. | Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми | Научатся: различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах. Получат возможность научиться: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах | Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: моделируют ситуацию общения; составляют правила общения; анализируют и сравнивают | | |
-
| Физическая и духовная красота человека Учебник – с. 63–69; Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12. | Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои; размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции; обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям. | Доброжелательное отношение к окружающим | Научатся: применять правила вежливого общения. Получат возможность научиться: контролировать свое поведение | Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций. Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения. Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений | | |
-
| Друзья, их значение в жизни людей Учебник – с. 70–73; Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4. | Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. | Понимание чувств других людей и сопереживание им | Научатся: оценивать характер взаимоотношений людей. Получат возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со сверстниками | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения. Познавательные: дают оценку поступкам одноклассников; соблюдают правила общения | | |
-
| Семья. Родственники Учебник – с. 74–76; Рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16. | Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради; готовят рассказ о своей семье по предложенному плану. | Понимание чувств других людей и сопереживание им | Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи и количество поколений, проживающих в семье. Получат возможность научиться: определять и называть родственников | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают со схемами, выделяют главную мысль в тексте; соблюдают морально-этические нормы поведения в семье, школе и других общественных местах | | |
-
| Семейные заботы и традиции Учебник – с. 80–85; Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20. | Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. | Понимание чувств других людей и сопереживание им | Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи и количество поколений, проживающих в семье. Получат возможность научиться: определять и называть родствен- ников. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: оценивают характер взаимоотношений в различных социальных группах | | |
-
| Родословная семьи Учебник – с. 86; Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24; Тестовые задания – с. 19-21, тест № 5. | Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. | Понимание чувств других людей и сопереживание им | Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи и количество поколений, проживающих в семье. Получат возможность научиться: определять и называть родственников | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: выполняют проектную работу и презентуют ее | | |
Раздел III. Природа вокруг тебя – 28 часов |
-
| Кто и как изучает природу Учебник – с. 88–91; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1. | Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке. | Положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира | Научатся: определять названия времён года, основные свойства воздуха и воды, общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в при- роде | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Познавательные: осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры | | |
-
| Природные тела и явления Учебник – с. 92–95; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7. | Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | Положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира | Научатся: определять понятие «явления природы», основные свойства воздуха и воды. Получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в при- роде | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собе-седника, умеют вести диалог. Познавательные: читают и составляют простые схемы, отличают природные тела и природные явления; обоб- щают | | |
-
| Разнообразие облаков Учебник – с. 96–97; Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-11; Тестовые задания – с. 22-23, тест №6, работа №4. | Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. | Положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира | Научатся: определять понятие «облака». Получат возможность научиться: устанавливать связи между сезонными изменениями в не-живой и живой природе | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: моделируют, высказывают и аргументируют свои предположения, определяют виды облаков; используют условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, характеристики природных условий | | |
-
|
-
| Солнце – ближайшая к Земле звезда Учебник – с. 98–101; Рабочая тетрадь – с. 36, задания 13-16. | Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. | Осознание ценности природы; развитие творческих способностей | Научатся: определять понятие «солнце». Получат возможность научиться: выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь | Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: высказывают предположения и аргумен-тируют их, соотносят види- мые и реальные размеры, расстояния | | |
-
| Солнце и жизнь Учебник – с. 102–103; Рабочая тетрадь – с. 37, задание 17. | Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника). | Осознание ценности природы; развитие творческих способностей | Научатся: определять понятие «солнце». Получат возможность научиться: выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: ставят вопросы учителю, формулируют собственное мнение и позицию. Познавательные: анализируют рисунки, обобщают информацию, осознают роль и значение Солнца для всего живого на Земле, соблюдают правила безопасного пребывания под солнечными лучами | | |
-
| Звёзды и созвездия Учебник – с. 104–108; Рабочая тетрадь – с. 37, задание 18, с. 38, задание 19. | Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры | Научатся: определять понятия «звездное небо», «созвез-дие»; моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; находить на рисунках знакомые созвездия. Получат возможность научиться: работать с картой звездного неба, с атласом-определителем; наблюдать совместно со взрослыми небесные тела | Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения; предлагают помощь и сотрудничество. Познавательные: работают с дополнительной литературой, готовят сообщения; обобщают знания о небесных телах | | |
-
| Небесные «гости». | Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: определять понятия «асте-роид», «планета-рий», «космическая станция», «комета», «метеор», «метео-рит»; давать характеристику некоторым созвездиям и звездам. Получат возможность научиться: находить звезды и созвездия на ночном небе | Регулятивные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивают навыки сотрудничества в группе. Коммуникативные: работают в группе, выполняют проектную работу. Познавательные: наблюдают и выделяют главное | | |
-
| Земля – планета Учебник (2 часть) – с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3. | Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. | Эстетическое восприятие природы родного края | Научатся: работать с моделями Земли (глобус, карта). Получат возможность научиться: находить на гло- бусе Северный и Южный полюсы, экватор, материки | Регулятивные: владеют спо- собностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Познавательные: выбирают нужную информацию из учебного текста, понимают инфор-мацию, представленную в вербальной форме | | |
-
| Движение Земли Учебник (2 часть) – с. 8–10; Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6. | Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту; знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси; находят на глобусе полюса Земли, экватор; наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме; отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради. | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли. Получат возможность научиться: объяснять причину смены времён года | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: работают с предметными моделями, устанавливают причины смены времен года, дня и ночи; работают с глобусом | | |
-
| Луна – естественный спутник Земли Учебник (2 часть) – с. 11–13; Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9. | Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями). | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: рассказывать о Луне как о небесном теле. Получат возможность научиться: объяснять влияние притяжения Земли | Регулятивные: предвидят возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы). Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: моделируют природные явления, работают с учебным текстом, рассказы- вают о Луне как о небесном теле, о ее движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли | | |
-
| Исследования Луны. Человек на Луне Учебник (2 часть) – с. 14–15 Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10-13 | Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию). | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: оперировать понятиями «лунная поверхность», «луноход». Получат возможность научиться: определять лунные фазы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: аргумен-тируют свой ответ, работают в паре. Познавательные: обобщают полученные знания, рассказывают о способах изучения лунной поверхности | | |
-
| Планеты, движущиеся вокруг Солнца Учебник (2 часть) – с. 16 – 17; Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16. | Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь. | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: называть планеты Солнечной системы. Получат возможность научиться: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог. Познавательные: моделируют расположение предметов в пространстве, работают с учебным текстом, выделяют главную мысль абзаца; срав- нивают звезду и планету | | |
-
| Разнообразие космических тел. Обобщающий урок Учебник (1 часть) – с.98–110, учебник (2 часть) – с. 3-17; Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28–29, работа № 5. | Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. | Понимание значения знаний для человека | Научатся: определять понятия «звезда», «созвездие», «планета», «спутник планеты». Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из словесной формы в схематическую | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: обобщают и систематизируют информацию, переводят ее из одной форму в другую (принятую в словесной форме переводят в схематическую) | | |
-
| Поверхность Земли. Материки и океаны Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй форзац учебника (1 часть); Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18. | Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; ставят учебную задачу (научиться читать карту – расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике. | Осознание ценности природы | Научатся: определять формы земной поверхности; читать условные обозначения сторон гори- зонта. Получат возможность научиться: работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают со схемами и круговыми диаграммами; описывают местность по фотографии; находят географические объекты на глобусе и карте; рассматривают и уточняют условные обозна- чения на физической карте полушарий | | |
-
| Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними Учебник (2 часть) – с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22. | Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют; выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина. | Осознание ценности природы | Научатся: определять формы земной поверхности. Получат возможность научиться: находить географические объекты на глобусе и карте | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения. Познавательные: работают с текстом, выделяют новые понятия, определяют их существенные признаки; различают плоские и холмистые равнины; описывают формы земной поверхности | | |
-
| Горы, их разнообразие Учебник (2 часть) – с. 28–30; Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23, 24. | Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются); ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, вы-полняют задания в рабочей тетради. | положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; | Научатся: различать плоскую и холмистую равнины; называть части гор (горные хребты, склоны, вершины); – описывать природный мир гор. узнают каким цветом на карте изображены горы. Получат возможность научиться: находить горы на глобусе и карте Узнают ,что Эверест – высочайшая горная вершина земного шара; - Эльбрус – самая высокая гора на территории России. | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; адекватная оценка правильности ее выполнения; Коммуникативные: умение работать в парах и индивидуально; умение формулировать свою точку зрения; умение задавать вопросы. Познавательные: выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | | |
-
| Горы и люди. Безопасное пове-дение в горах Учебник (2 часть) – с. 31–34; Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27. | Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради. | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы поведения. Получат возможность научиться: оценивать правильность поведения людей в горах | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные: сотруд- ничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные: ставят познавательную задачу, соотносят информацию из разных источников; сравнивают и анализируют объекты окружающего мира | | |
-
| Экскурсия. Формы суши родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание 28. | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). | Эстетическое восприятие природы | Научатся: наблюдать за формами суши, преобладающими в нашей местности. Получат возможность научиться: оформлять рисунки, макеты , фотографии. | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные: ставят познавательную задачу, соотносят информацию из разных источников; сравнивают и анализируют объекты окружающего мира | | |
-
| Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Учебник (часть 2) – с. 35–38; Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33. | Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради); выполняют опыт, моделируя морскую воду; рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). | Эстетическое восприятие природы | Научатся: определять, где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Получат возможность научиться: называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; называть очистительные сооружения; рассказывать о значении воды для всего живого; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают с разными источниками информации, называют и показывают на карте части Мирового океана; осознают значение воды для жизни на Земле, необходимость бережного отношения к воде | | |
-
|
-
| Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей Учебник (часть 2) – с. 39–43; Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39. | Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника. | Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы | Научатся: характеризовать реки – природные водотоки. Получат возможность научиться: выполнять рисунки-схемы истока и устья реки | Регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные: моделируют природные объекты, выбирают необходимую информацию | | |
-
|
-
| Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России Учебник (часть 2) – с. 44–49; Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43. | Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию. | Осознание ценности природы | Научатся: сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Получат возможность научиться: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях форм земной поверхности и водоёмах родного края | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию одноклассников, формулируют собственное мнение и позицию. Познавательные: работают с рисунками-схемами; находят по карте водоемы | | |
-
|
-
| Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов Учебник (часть 2) – с. 50–52; Рабочая тетрадь №2 – с. 25, задание 44, с. 26, задание 45. | Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов. | Оценка действий и поведения людей и своего собственного. Осознание бережного отношения к природе | Научатся: определять, где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Получат возможность научиться: называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; рассказывать о значении воды для всего живого | Регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию одноклассников, формулируют собственное мнение и позицию. Познавательные: работают с разными источниками информации | | |
-
| Экскурсия. Водоёмы родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49. | Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями). | Осознание ценности природы | Научатся: находить на карте водоемы родного края. Получат возможность научиться: анализировать, как человек использует воду | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости. Познавательные: работают с географической картой | | |
-
| Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок Учебник (2 часть) – с. 35-52; Тестовые задания – с. 35-37, тест № 9, с. 38–39, работа № 7; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Осознание ценности природы | Научатся: различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. Получат возможность научиться: сравнивать и различать разные формы водоемов | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости. Познавательные: работают с географической картой | | |
Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч. |
-
| Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство Учебник (2 часть) - с. 53–58; Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2. | Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту; выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их; рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию). | Воспитание патриотизма | Научатся: находить на карте Российскую Федерацию, свой регион и его главный город. Получат возможность научиться: ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: составляют рассказ по картинке | | |
-
| Российская Федерация, её государственные символы Учебник (2 часть) – с. 59–61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3 | Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору). | Воспитание патриотизма. Зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, за российский народ | Научатся: различать государственную символику Российской Федерации. Получат возможность научиться: объяснять символический смысл цветных полос россий-ского флага, изображений на гербе России | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: объясняют символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона | | |
-
| Конституция – основной закон государства. Государственные праздники Учебник (часть 2) – с. 62–67 Рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 4; Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10. | Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России. | Осознание личного (эмоционального) отношения к Родине | Научатся: определять понятия «закон», «конституция», «права и обязанности гражданина России», «государственный», «профессиональный», « государственные праздники». Получат возможность научиться: объяснять, что такое конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные: объясняют, что такое конституция, приводят примеры прав и обязанностей граждан России, называют права детей; работают с текстом | | |
-
| Москва – столица России Учебник (часть 2) – с. 68–71. | Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города). | Осознание личного (эмоционального) отношения к Родине | Научатся: приводить примеры достопримечательностей столицы. Получат возможность: узнать об истории строительства столицы | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила пове-дения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: сотруд- ничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные: выполняют проектную работу, анализируют иллюстрации, сопоставляют их со словесным описанием в тексте | | |
-
| Российские города. Учебник (2 часть) - с. 72–76; Тестовые задания – с. 42-43, работа № 8 | Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе. | Осознание любви к родному городу | Научатся: составлять небольшие сообщения о досто-примечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Получат возможность научиться: работать с иллюстрациями достопри- мечательностей городов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: выделяют нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, работают со словарем; сравнивают гербы российских городов | | |
-
| Родной город (село), его достопримечательности Тестовые задания – с. 49, задание 1 | В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать. Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе. | Осознание эстетического своеобразия и историко-культурного значения города и села | Научатся: описывать инфраструктуру, достопримечательности современного города и села. Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: кодируют информацию, рассказывают о малой родине | | |
-
| Горожане и селяне. Проблемы современного города Учебник (2 часть) – с. 77–82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6 | Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе; сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям; рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов; предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом, выполняют задания в рабочей тетради. | Осознание эстетического своеобразия горожан и селян. | Научатся: называть основные профессии городских жителей и сельских. Получат возможность научиться: описывать жизнь города и села | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: проводят наблюдения, анализируют их; решают экологические задачи; ставят проблемы и решают их, работают со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицируют предметы окружающего мира | | |
-
| Проблемы современного города (продолжение) Учебник (2 часть) – с. 83–85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9. | Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы; Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради. | Осознание эстетического своеобразия и историко-культурного значения города | Научатся: описывать проблемы современного города. Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи | Регулятивные: выделяют и формулируют, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения. Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог. Познавательные: ставят проблемы и решают их, работают со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицируют предметы окружающего мира | | |
-
| Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании Учебник (2 часть) – с. 86–89; Рабочая тетрадь № 2 – с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46-47, работа № 9, задания 1-6. | Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки; обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | Осознание проблемы загрязнения воздуха и вод при их использовании. | Научатся: сравнивать различные виды транспорта, выделять отличительные признаки Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения. Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее. | | |
-
|
Раздел V. Человек – творец – 12 часов |
-
| Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог Учебник (2 часть) – с. 90–93 Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16. | Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени». Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения. Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее; пользуются современными средствами счета и связи | | |
-
|
-
| Старинные и современные предметы одежды и быта Учебник (2 часть) – с. 94-96; Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18. | Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные: оценивают произведения искусства, свое поведение и других людей | | |
-
| Старинные и со-временные средства письменности, счёта, связи Учебник (2 часть) – с. 97–101; Тестовые задания – с. 44-45, тест № 11. | Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: сравнивать современные и старинные средства письменности, счета Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения. Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее; пользуются современными средствами счета и связи | | |
-
| Художественное творчество человека Учебник (2 часть) – с. 102–103. Тестовые задания – с. 48-51, работа № 10. | Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях; обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников; выполняют задания в тестовой тетради | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, умение оценивать произведения искусства. сравнивать современные и старинные средства письменности, счета Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Познавательные: читают и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы- полняют и оформляют разные тестовые задания. Коммуникативные: рассказывают о мире с опорой на мате-риалы учебника и собственные представления | | |
-
| Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Дополнительные источники информации. | Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.). | Эстетическое восприятие объектов культуры | | Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Познавательные: читают и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы- полняют и оформляют разные тестовые задания. Коммуникативные: рассказы-вают о мире с опорой на мате-риалы учебника и собственные представления | | |
-
| Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Учебник (2 часть) – с. 104-105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23. | Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; «играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: анализировать полученную информацию. Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: целенаправленно наблюдают, делают выводы из наблюдений; создают симметричное изображение | | |
-
| Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии Учебник (2 часть) – с. 105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29. | В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради; догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов; выполняют задания в рабочей тетради. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией -находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии -применять знания в практической деятельности. Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают с иллюстрациями и текстом, находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач | | |
-
| Орнаментальная (переносная) симметрия. Учебник (2 часть) – с. 106; Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32. | Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией -находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии -применять знания в практической деятельности. Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают с иллюстрациями и текстом, находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач | | |
-
| Виды симметрии в изделиях людей Учебник (2 часть) – с. 107-109; Тестовые задания – с. 52-52, работа № 11. | Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: анализировать для чего нужна симметрия, где она применяется Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности | Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: целенаправленно наблюдают, делают выводы из наблюдений; создают симметричное изображение | | |
-
| Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе Тестовые задания – с. 54-56; Рабочая тетрадь № 2 – с. 46. | Читают текст, выбирают нужную информацию, от-вечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Ставрополя, по его гербу определяют, чем занимаются его жители; выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов – кружок красный – выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат – допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник – сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посред-ственные. | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: работать самостоятельно и оценивать свои знания. Получат возможность научиться: оценивать свои успехи в учебе и соотносить их с успехами других учеников; видеть прекрасное в окружающем мире | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают с иллюстрациями и текстом, находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач | | |
-
| Экскурсия «Красота природная и рукотворная» | Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе). | Эстетическое восприятие объектов культуры | Научатся: различать, что создано природой, а что создано руками человека. Получат возможность научиться: замечать удивительное в природе | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: работают с иллюстрациями и текстом, находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач | | |