СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП окружающий мир 2 класс УМК " Гармония" ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), учебного плана для 2 класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа  №1» г. Благодарный

В основу рабочей программы по окружающему миру  образовательной области  «Обществознание и естествознание» положена Примерная программа начального общего образования по  курсу «Окружающий мир» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009)  и  авторская программа  «Окружающий мир» для  учащихся  1-4  классов  общеобразовательных  учреждений Поглазовой О.Т. (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2011 год. Электронная версия на сайте издательства.), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Просмотр содержимого документа
«КТП окружающий мир 2 класс УМК " Гармония" ФГОС»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей

_________________________________

Протокол заседания

1 от 28.08.2015г

Руководитель МО

__________/____________________/

подпись расшифровка подписи


СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета

Протокол заседания

1 от 28.08.2015г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «СОШ №1»

__________/Н.Г.Сергеева/

Приказ №______от 01.09.201__г.


Рабочая программа

основного общего образования

по окружающему миру

на 2015-2016 уч.год

2 класс





Учитель

Кирша К.И.



План проверен ________________

Зам. директора по УВР _________/М.А.Сердюкова/



г. Благодарный 2015г.



Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе.


п/п

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата

Личностные УУД

Предметные УУД

Метапредметные УУД

По плану

Факт

Раздел I . Человек и природа – 10 часов


Повторение учебного материала, изученного в 1 классе


Учебник – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с. 3 – 6;

Тестовые задания - с. 3 – 5, тест № 1.


работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради


- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником).


-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей.

Научатся: работать
с учебником и ра-
бочей тетрадью; определять, что такое окружающий мир; понимать, что человек тоже тело живой природы,
но его нужно рас-сматривать отдельно, как особо организованный объект природы.

Получат возможность научиться:
отличать, какие объекты относятся
к живой и неживой природе


Регулятивные: выполняют
задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе
навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: читают
и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы-
полняют и оформляют разные
тестовые задания.

Коммуникативные: рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления




Что нас окружает.


Учебник – с. 5–7;

Рабочая тетрадь – с. 7;

Тестовые задания - с. 6 – 7, работа № 1.

-выполняют задания в рабочей тетради

- выполнение индивидуальных заданий;

-работают с разрезными карточками.

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).


Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей


Научатся: различать, что создано природой, а что
создано руками
человека.

Получат возможность научиться:
замечать удивительное в природе


Регулятивные: организовывают свою деятельность, действуют согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществляют учебные действия – понимают информацию, представленную в вербальной форме, определяют основную и вто-ростепенную информацию.

Коммуникативные: сотрудничают друг с другом; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных
задач; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные принимают
и решают познавательные
и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы, объясняют понятия «тела природы», «изделия человека»; анализируют и обобщают




Человек – часть живой природы


Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9;

Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.



работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

-работают с разрезными карточками.

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).


Оценивание эмоционально-эстетического впечатления от восприятия природы


Научатся: различать объекты жи-
вой и неживой
природы.

Получат возможность научиться:
замечать удивительное в природе; относить к обществу людей и предметы их трудовой деятель-ности


Регулятивные: выбирают дейсивия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: принимают и решают познавательные
и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы,
выделяют отличия человека
от животных; анализируют
и обобщают




Человек – разумное существо


Учебник – с. 10–14;

Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12;

Тестовые задания - с. 10 – 11, работа № 2.

работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

- выполнение индивидуальных заданий;

-работают с разрезными карточками.

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).


Проявление уважительного отношения
к профессии строителя
и чувства гордости за талант и мастерство народов России


Научатся: находить внешние отличия одного человека
от другого.

Получат возможность научиться: составлять словесный портрет человека, описание его жилища



Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила пове-дения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: читают схемы и работают с ними, дают аргументированный ответ
на поставленный вопрос,
анализируют и сравнивают




Здоровье человека. Значение природы для здоровья


Учебник – с. 15–18;

Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–18.

-практические работы:

наблюдение природных явлений;

-выполняют задания в рабочей тетради

- выполнение индивидуальных заданий;

-ответы на вопросы.

Понимание
значения заботы о своем здоровье, осознание важности всех путей
поддержания и развития здоровья: личной гигиены и своевременного
лечения болезней, физической культуры
и подвижности, закаливания и общения с природой, культуры пи-
тания и соблюдения режима дня


Научатся: понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья.

Получат возможность научиться:
заботиться о своем здоровье


Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: выбирают информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представляют ее в виде схемы




Органы чувств, их гигиена


Учебник – с. 19–27;

Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23.






-проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;


-оказание первой помощи;


-разыгрывание сценок безопасного поведения

Осознание
ценности здоровья и здорового образа жизни


Научатся: определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни человека.

Получат возможность научиться: определять роль
и специфику разных органов чувств



Регулятивные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
координируют и принимают позицию партнера во взаимодействии.

Коммуникативные: контролируют себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения.

Познавательные: выбирают
и анализируют информацию
из текста и иллюстраций
и представляют ее в различных формах; составляют советы
по охране зрения




Органы чувств, их гигиена


Учебник – с. 19–27;

Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23.

-проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;


-оказание первой помощи;


-разыгрывание сценок безопасного поведения

Понимание важности соблюдения правил гигиены


Научатся: определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни
человека.

Получат возможность научиться: определять роль
и специфику разных органов чувств


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: понимают необходимость сотрудничества с учителем, готовы
ко взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Познавательные: выбирают
и анализируют информацию из текста и иллюстраций
и представляют ее в различных формах; составляют советы
по охране органов осязания




Чистота – залог здоровья.

Учебник – с. 29–31;

Рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание 25;

Тестовые задания с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

-оказание первой помощи;

-разыгрывание сценок безопасного поведения;

-выполняют задания в рабочей тетради

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

-работают с разрезными карточками.

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).


Соблюдение правил личной гигиены, понимание
важности здорового образа жизни


Научатся: понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья.

Получат возможность научиться:
заботиться о своем здоровье


Регулятивные: выполняют задания в соответствии с целью; осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Коммуникативные: используют коммуникативные (прежде всего речевые) средства

для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание.

Познавательные: трансформируют иллюстративную информацию в вербальную; дают аргументированный ответ; осознают ценность здоровья и здорового образа жизни




Зеленая аптека

Учебник – с. 32 – 35.

Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие);

рассуждают о значении растений для природы и для человека;

узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений;

обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу;

готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию).

Принятие
установки
на здоровый образ жизни


Научатся: определять полезные
и вредные для здоровья растения.

Получат возможность научиться:
заботиться о своем здоровье


Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным
и словесно-логическим мате-
риалом.

Коммуникативные: форму-
лируют собственное мнение
и позицию; строят понятные для партнера высказывания.

Познавательные: узнают
предмет (растение) по описанию признаков, пользуются дополнительной литературой, составляя краткое сообщение




Азбука безопасного поведения


Учебник – с. 36–44;

Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26–28;

Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека;

читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми;

моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике.

Осознание ответственности человека
за общее благополучие

Научатся: соблюдать правила поведения на дорогах
и улицах, во дворах домов и на игровых площадках; правила пользования транспортом.

Получат возможность научиться:

идти безопасным
путем от дома до школы и обратно

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: моделируют различные ситуации, опасные для детей; составляют правила безопасного поведения дома, на улице



Раздел II. Человек и общество – 8 часов

Человек – член общества.


Учебник – с. 46–48.


Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами;

анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества.

Осознание человека как части живой природы и общественного существа; понимание важности того, что каждому члену общества необходимо трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, какую помощь обществу могут оказать сами

Научатся: различать формы поведения, кото­рые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах.

Получат возможность научиться: определять условия благополучия общества

Регулятивные: проявляют самостоятельность; развивают
навыки сотрудничества.

Коммуникативные: самостоятельно формулируют вопросы, обращаются за помощью
к сверстникам, учителю.

Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций; выделяют
в тексте основную мысль
и находят ответы на вопросы



Разнообразие профессий людей


Учебник – с. 49–51;

Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4.

Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы);

обсуждают важность профессий учитель, эколог;

рассказывают о том, кем они хотели бы стать;

выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками

Понимание важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; проявление уважения к трудовой деятельности

Научатся: рассказывать о профессиях людей; профессиях своих родителей;
о том, кем бы они
хотели стать.

Получат возможность научиться: определять названия профессий по
характеру деятельности и находить представителей профессий на фотографиях, обсуждать роль людей различных профессий
в нашей жизни

Регулятивные: формулируют
и удерживают учебную задачу, применяют установленные
правила в планировании спо-соба решения жизненных
ситуаций.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью.

Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций



Как мы общаемся. Правила этикета


Учебник – с. 52- 62;

Рабочая тетрадь – с. 20, задание 5.

Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке;

составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради.

Стремление

к соблюдению морально-этических норм общения
с людьми

Научатся: различать формы поведения, кото­рые допустимы и недопустимы в школе и других общественных
местах.

Получат возможность научиться: моделировать и оценивать раз­личные
ситуации поведения в шко­ле и других общественных
местах

Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия

с требованием конкретной задачи.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: моделируют ситуацию общения; составляют правила общения; анализируют и сравнивают



Физическая и духовная красота человека


Учебник – с. 63–69;

Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12.

Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои;

размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции;

обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям.

Доброжелательное отношение к окружающим

Научатся: применять правила вежливого общения.

Получат возможность научиться: контролировать свое поведение

Регулятивные: формулируют
и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.

Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные

и отличительные признаки явлений



Друзья, их значение в жизни людей


Учебник – с. 70–73;

Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4.

Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды;

моделируют день рождения друга;

составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты.

Понимание чувств других людей и сопереживание им


Научатся: оценивать характер взаимоотношений людей.

Получат возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе
правила общения
со сверстниками

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: дают оценку поступкам одноклассников;
соблюдают правила общения



Семья. Родственники


Учебник – с. 74–76;

Рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16.

Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом;

решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради;

готовят рассказ о своей семье по предложенному плану.

Понимание чувств других людей и сопереживание им


Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи
и количество поколений, проживающих в семье.

Получат возможность научиться:

определять и называть родственников

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
со схемами, выделяют главную мысль в тексте; соблюдают морально-этические нормы поведения в семье, школе и других общественных местах



Семейные заботы и традиции


Учебник – с. 80–85;

Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20.

Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях;

анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради;

обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий.

Понимание чувств других людей и сопереживание им

Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи
и количество поколений, проживающих в семье.

Получат возможность научиться: определять и называть родствен-

ников.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: оценивают характер взаимоотношений

в различных

социальных

группах




Родословная семьи


Учебник – с. 86;

Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24;

Тестовые задания – с. 19-21, тест № 5.

Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.


Понимание чувств других людей и сопереживание им

Научатся: понимать, что семья – это коллектив близких людей; определять членов семьи
и количество поколений, проживающих в семье.

Получат возможность научиться: определять и называть родственников

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: выполняют проектную работу и презентуют ее



Раздел III. Природа вокруг тебя – 28 часов

Кто и как изучает природу



Учебник – с. 88–91;

Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1.

Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию;

учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке.

Положительное отношение к процессу учения, интерес
к изучению окружающего мира

Научатся: определять названия времён года, основные свойства воздуха
и воды, общие условия, необходимые для жизни растений и животных.

Получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в при-
роде

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог; признают возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Познавательные: осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры



Природные тела и явления


Учебник – с. 92–95;

Рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7.

Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года;

читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира

Научатся: определять понятие «явления природы», основные свойства воздуха и воды.

Получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в при-
роде

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собе-седника, умеют вести диалог.

Познавательные: читают
и составляют простые схемы, отличают природные тела
и природные явления; обоб-
щают



Разнообразие облаков


Учебник – с. 96–97;

Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-11;

Тестовые задания – с. 22-23, тест №6, работа №4.

Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях;

предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

Положительное отношение к процессу учения, интерес
к изучению окружающего мира

Научатся: определять понятие
«облака».

Получат возможность научиться: устанавливать связи между сезонными изменениями в не-живой и живой
природе

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: моделируют, высказывают и аргументируют свои предположения, определяют виды облаков; используют условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, характеристики природных условий




Солнце – ближайшая к Земле звезда


Учебник – с. 98–101;

Рабочая тетрадь – с. 36, задания 13-16.

Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради.

Осознание
ценности природы; развитие творческих способностей

Научатся: определять понятие
«солнце».

Получат возможность научиться: выделять признаки влияния Солнца
на земную жизнь

Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: высказывают предположения и аргумен-тируют их, соотносят види-
мые и реальные размеры,
расстояния



Солнце и жизнь


Учебник – с. 102–103;

Рабочая тетрадь – с. 37, задание 17.

Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека;

работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту;

составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника).

Осознание ценности природы; развитие творческих
способностей

Научатся: определять понятие
«солнце».

Получат возможность научиться: выделять признаки влияния Солнца
на земную жизнь

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: ставят вопросы учителю, формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: анализируют рисунки, обобщают информацию, осознают роль и значение Солнца для всего живого
на Земле, соблюдают правила

безопасного пребывания под солнечными лучами




Звёзды и созвездия


Учебник – с. 104–108;

Рабочая тетрадь – с. 37, задание 18, с. 38, задание 19.

Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы);

читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию).

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы
и объектов
культуры

Научатся: определять понятия «звездное небо», «созвез-дие»; моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; находить на рисунках знакомые
созвездия.

Получат возможность научиться:
работать с картой звездного неба,
с атласом-определителем; наблюдать совместно со взрослыми небесные тела

Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения; предлагают помощь и сотрудничество.

Познавательные: работают
с дополнительной литературой, готовят сообщения;
обобщают знания о небесных
телах



Небесные «гости».



Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст;

сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними;

выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: определять понятия «асте-роид», «планета-рий», «космическая станция», «комета», «метеор», «метео-рит»; давать характеристику некоторым созвездиям
и звездам.

Получат возможность научиться:
находить звезды
и созвездия на ночном небе

Регулятивные: проявляют
самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивают навыки сотрудничества в группе.

Коммуникативные: работают в группе, выполняют проектную работу.

Познавательные: наблюдают и выделяют главное



Земля – планета


Учебник (2 часть) – с. 3-7;

Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3.

Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст;

сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия;

знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности;

отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради.

Эстетическое восприятие природы
родного края

Научатся: работать с моделями Земли (глобус, карта).

Получат возможность научиться:
находить на гло-
бусе Северный
и Южный полюсы, экватор, материки

Регулятивные: владеют спо-
собностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования
различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Познавательные: выбирают нужную информацию из учебного текста, понимают инфор-мацию, представленную в вербальной форме



Движение Земли


Учебник (2 часть) – с. 8–10;

Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6.

Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту;

знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси;

находят на глобусе полюса Земли, экватор;

наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи;

анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме;

отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради.

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли.

Получат возможность научиться: объяснять причину смены времён года

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: работают
с предметными моделями,
устанавливают причины смены времен года, дня и ночи;
работают с глобусом



Луна – естественный спутник Земли


Учебник (2 часть) – с. 11–13;

Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9.

Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта;

моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями).

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: рассказывать о Луне как о небесном теле.

Получат возможность научиться: объяснять влияние притяжения Земли

Регулятивные: предвидят возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: моделируют природные явления, работают с учебным текстом, рассказы-
вают о Луне как о небесном
теле, о ее движении вокруг
Земли, размерах и расстоянии до Земли



Исследования Луны. Человек на Луне


Учебник (2 часть) – с. 14–15

Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10-13

Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами;

читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради;

обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: оперировать понятиями
«лунная поверхность», «луноход».

Получат возможность научиться: определять лунные фазы

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: аргумен-тируют свой ответ, работают
в паре.

Познавательные: обобщают
полученные знания, рассказывают о способах изучения лунной поверхности



Планеты, движущиеся вокруг Солнца


Учебник (2 часть) – с. 16 – 17;

Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16.

Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца;

сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради;

рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь.

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: называть планеты Солнечной системы.

Получат возможность научиться: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника
и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести
диалог.

Познавательные: моделируют расположение предметов
в пространстве, работают
с учебным текстом, выделяют главную мысль абзаца; срав-
нивают звезду и планету



Разнообразие космических тел. Обобщающий урок


Учебник (1 часть) – с.98–110, учебник (2 часть) – с. 3-17; Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28–29, работа № 5.

Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их.

Понимание значения знаний для человека

Научатся: определять понятия «звезда», «созвездие», «планета», «спутник планеты».

Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из

словесной формы в схематическую

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: обобщают
и систематизируют информацию, переводят ее из одной

форму в другую (принятую
в словесной форме переводят
в схематическую)



Поверхность Земли. Материки и океаны


Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй форзац учебника (1 часть);

Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18.

Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника;

ставят учебную задачу (научиться читать карту – расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли;

учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике.

Осознание

ценности
природы

Научатся: определять формы земной поверхности; читать условные обозначения сторон гори-
зонта.

Получат возможность научиться:
работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность
по фотографии

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
со схемами и круговыми диаграммами; описывают местность по фотографии; находят географические объекты на глобусе и карте; рассматривают
и уточняют условные обозна-
чения на физической карте
полушарий



Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними


Учебник (2 часть) – с. 24-27;

Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22.

Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют;

выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина.

Осознание
ценности
природы

Научатся: определять формы земной поверхности.

Получат возможность научиться:
находить географические объекты
на глобусе и карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: работают
с текстом, выделяют новые понятия, определяют их существенные признаки; различают плоские и холмистые равнины; описывают формы земной поверхности



Горы, их разнообразие


Учебник (2 часть) – с. 28–30;

Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23, 24.

Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются);

ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику;

учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, вы-полняют задания в рабочей тетради.

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;


Научатся:

различать плоскую и холмистую равнины;

называть части гор
(горные хребты, склоны, вершины);

– описывать природный мир гор.

узнают каким цветом на карте изображены горы.


Получат возможность научиться:
находить горы
на глобусе и карте

Узнают ,что Эверест – высочайшая горная вершина земного шара;

- Эльбрус – самая высокая гора на территории России.


Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;

адекватная оценка правильности ее выполнения;

Коммуникативные:

умение работать в парах и индивидуально;

умение формулировать свою точку зрения;

умение задавать вопросы.

Познавательные:

выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.








Горы и люди. Безопасное пове-дение в горах


Учебник (2 часть) – с. 31–34;

Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27.

Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах;

оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради.

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы поведения.

Получат возможность научиться: оценивать правильность поведения
людей в горах

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: сотруд-
ничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: ставят познавательную задачу, соотносят информацию из разных источников; сравнивают и анализируют объекты окружающего мира



Экскурсия. Формы суши родного края


Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание 28.

Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору).

Эстетическое восприятие природы

Научатся: наблюдать за формами суши, преобладающими в нашей местности. Получат возможность научиться: оформлять рисунки, макеты , фотографии.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: ставят познавательную задачу, соотносят информацию из разных источников; сравнивают и анализируют объекты окружающего мира



Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей


Учебник (часть 2) – с. 35–38;

Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33.

Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради);

выполняют опыт, моделируя морскую воду;

рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море;

сочиняют экологическую сказку о море (по желанию).

Эстетическое восприятие природы

Научатся: определять, где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия,

необходимые для жизни растений

и животных.

Получат возможность научиться:

называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; называть очистительные сооружения; рассказывать о значении воды для всего живого; анализировать схемы, показывающие источники

загрязнения воды

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения

разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с разными источниками информации, называют и показывают на карте части Мирового
океана; осознают значение воды для жизни на Земле, необходимость бережного отношения к воде



Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей


Учебник (часть 2) – с. 39–43;

Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39.

Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину;

рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника.

Стремление
к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы

Научатся: характеризовать реки – природные водотоки.

Получат возможность научиться: выполнять рисунки-схемы истока
и устья реки

Регулятивные: действуют
в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: моделируют природные объекты, выбирают необходимую информацию



Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России


Учебник (часть 2) – с. 44–49;

Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43.

Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47);

выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.

Осознание
ценности
природы

Научатся: сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

Получат возможность научиться: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника
и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях форм земной поверхности и водоёмах родного края

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию одноклассников, формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: работают
с рисунками-схемами; находят по карте водоемы



Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов


Учебник (часть 2) – с. 50–52;

Рабочая тетрадь №2

– с. 25, задание 44, с. 26, задание 45.

Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов.

Оценка действий и поведения людей и своего собственного. Осознание бережного отношения к природе

Научатся: определять, где используется вода, как и почему она загрязняется; общие условия,
необходимые для жизни растений
и животных.

Получат возможность научиться:
называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; рассказывать о значении воды для всего живого

Регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию одноклассников, формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: работают
с разными источниками информации



Экскурсия. Водоёмы родного края

Карта региона,


рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49.

Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями).

Осознание
ценности
природы

Научатся: находить на карте водоемы родного края.

Получат возможность научиться: анализировать,
как человек использует воду


Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Познавательные: работают
с географической картой



Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок


Учебник (2 часть) – с. 35-52;

Тестовые задания – с. 35-37, тест № 9, с. 38–39, работа № 7;

Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50.

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

Осознание
ценности
природы

Научатся:

различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов.

Получат возможность научиться: сравнивать и различать разные формы водоемов

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Познавательные: работают
с географической картой



Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч.

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство


Учебник (2 часть) - с. 53–58;

Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2.

Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту;

выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их;

рассказывают о своей малой родине;

готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию).

Воспитание патриотизма

Научатся: находить на карте Российскую Федерацию, свой регион и его главный город.

Получат возможность научиться: ориентироваться
в важнейших для страны и личности

событиях и фактах прошлого и настоящего

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: составляют рассказ по картинке



Российская Федерация, её государственные символы


Учебник (2 часть) – с. 59–61, второй форзац учебника;

Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3

Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору).

Воспитание патриотизма. Зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, за российский народ

Научатся: различать государственную символику Российской Федерации.

Получат возможность научиться: объяснять символический смысл цветных полос россий-ского флага, изображений на гербе
России

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: объясняют символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона



Конституция – основной закон государства. Государственные праздники


Учебник (часть 2) – с. 62–67

Рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 4;

Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10.

Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России.


Осознание
личного (эмоционального) отношения
к Родине

Научатся: определять понятия «закон», «конституция», «права и обязанности гражданина России», «государственный», «профессиональный», « государственные праздники».

Получат возможность научиться: объяснять, что такое конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: объясняют, что такое конституция, приводят примеры прав и обязанностей граждан России, называют права детей; работают
с текстом



Москва – столица России


Учебник (часть 2) – с. 68–71.

Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями;

готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).

Осознание
личного (эмоционального) отношения
к Родине

Научатся: приводить примеры достопримечательностей столицы.

Получат возможность: узнать
об истории строительства столицы

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила пове-дения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: сотруд-
ничают, проявляя активность
во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: выполняют проектную работу, анализируют иллюстрации, сопоставляют их со словесным описанием в тексте



Российские города.


Учебник (2 часть) - с. 72–76;

Тестовые задания – с. 42-43, работа № 8

Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы;

выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами;

размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе;

рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители;

выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе.

Осознание
любви к родному городу

Научатся: составлять небольшие
сообщения о досто-примечательностях одного из городов России на основе
допол­нительной информации.

Получат возможность научиться:
работать с иллюстрациями достопри-
мечательностей
городов

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: выделяют нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, работают
со словарем; сравнивают
гербы российских городов



Родной город (село), его достопримечательности



Тестовые задания – с. 49, задание 1

В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать.

Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе.

Осознание
эстетического своеобразия
и историко-культурного значения города и села

Научатся: описывать инфраструктуру, достопримечательности современного города и села.

Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: кодируют информацию, рассказывают
о малой родине



Горожане и селяне. Проблемы современного города


Учебник (2 часть) – с. 77–82;

Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6

Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе;

сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям;

рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов;

предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор;

выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом,

выполняют задания в рабочей тетради.

Осознание
эстетического своеобразия
горожан и селян.

Научатся: называть основные профессии городских жителей и сельских.

Получат возможность научиться: описывать жизнь города и села

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: проводят
наблюдения, анализируют их; решают экологические задачи; ставят проблемы и решают их, работают со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицируют предметы окружающего мира



Проблемы современного города (продолжение)



Учебник (2 часть) – с. 83–85;

Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9.

Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы;

Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради.

Осознание
эстетического своеобразия

и историко-культурного значения
города

Научатся: описывать проблемы современного города.

Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи

Регулятивные: выделяют
и формулируют, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

определяют качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести
диалог.

Познавательные: ставят проблемы и решают их, работают
со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицируют предметы окружающего мира



Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании


Учебник (2 часть) – с. 86–89; Рабочая тетрадь № 2 – с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46-47, работа № 9, задания 1-6.

Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки;

обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

Осознание
проблемы загрязнения воздуха и вод при их использовании.


Научатся: сравнивать различные виды транспорта, выделять отличительные признаки

Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее.



Раздел V. Человек – творец – 12 часов

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог

Учебник (2 часть) – с. 90–93

Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16.

Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную
дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее; пользуются современными средствами счета и связи



Старинные и современные предметы одежды и быта


Учебник (2 часть) – с. 94-96;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18.

Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся

к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: оценивают произведения искусства, свое поведение и других людей



Старинные и со-временные средства письменности, счёта, связи


Учебник (2 часть) – с. 97–101;

Тестовые задания – с. 44-45, тест № 11.

Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: сравнивать современные и старинные средства письменности, счета

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают собеседника, аргументированно высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: анализируют рисунки и текстовую информацию, выполняют проектную работу и презентуют ее; пользуются современными средствами счета и связи



Художественное творчество человека


Учебник (2 часть) – с. 102–103.

Тестовые задания – с. 48-51, работа № 10.

Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях;

обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.;

делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников;

выполняют задания в тестовой тетради

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, умение оценивать произведения искусства. сравнивать современные и старинные средства письменности, счета

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: выполняют
задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе
навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: читают
и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы-
полняют и оформляют разные
тестовые задания.

Коммуникативные: рассказывают о мире с опорой на мате-риалы учебника и собственные представления



Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.



Дополнительные источники информации.

Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.).

Эстетическое восприятие объектов
культуры


Регулятивные: выполняют
задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе
навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: читают
и составляют схемы; объединяют предметы в группы по существенным признакам; вы-
полняют и оформляют разные
тестовые задания.

Коммуникативные: рассказы-вают о мире с опорой на мате-риалы учебника и собственные представления



Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия



Учебник (2 часть) – с. 104-105;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23.

Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя;

выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета;

догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии;

«играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: анализировать полученную информацию.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: целенаправленно наблюдают, делают выводы из наблюдений; создают симметричное изображение



Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии


Учебник (2 часть) – с. 105;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29.

В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради;

догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией;

проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов;

выполняют задания в рабочей тетради.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач



Орнаментальная (переносная) симметрия.



Учебник (2 часть) – с. 106;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32.

Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач



Виды симметрии в изделиях людей


Учебник (2 часть) – с. 107-109;

Тестовые задания – с. 52-52, работа № 11.

Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь.

Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: анализировать для чего нужна симметрия, где она применяется

Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности

Регулятивные: планируют
и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: целенаправленно наблюдают, делают выводы из наблюдений; создают симметричное изображение



Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе


Тестовые задания – с. 54-56;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 46.

Читают текст, выбирают нужную информацию, от-вечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Ставрополя, по его гербу определяют, чем занимаются его жители;

выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них;

в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов – кружок красный – выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат – допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник – сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посред-ственные.

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: работать самостоятельно
и оценивать свои знания.

Получат возможность научиться: оценивать свои успехи в учебе и соотносить их с успехами других учеников; видеть прекрасное в окружающем мире

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач



Экскурсия

«Красота природная и рукотворная»

Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе).

Эстетическое восприятие объектов
культуры

Научатся: различать, что создано природой, а что
создано руками
человека.

Получат возможность научиться:
замечать удивительное в природе

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают
с иллюстрациями и текстом,
находят нужную информацию, используют ее для решения учебных задач









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!