Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета приказом от 31.08.2020 № 1056
(протокол № 1 от 31.08.2020)
Рассмотрено
на заседании ШМО
(протокол № 1 от 30.08.2018)
Приложение к образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса "Естественнонаучная грамотность"
Составитель: Косминцева О.В., учитель биологии и географии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа учебного курса «Естественнонаучная грамотность» основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее — ФГОС ООО), программы по французскому языку основного общего образования, программы воспитания, Основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа курса «Естественно научная грамотность» для учащихся 5-8 классов (в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в инклюзивном режиме) на уровне основного общего образования подготовлена основе рабочей программы по функциональной грамотности «Естественно-научная грамотность» для 5-9 классов автора Михайлович О.А., письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»; проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», реализуемым Федеральным государственным бюджетным научным учреждением Институтом стратегии развития образования Российской академии образования при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации, программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования (Образовательной программы подростковой школы как «Школы Проб и Выбора»), преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Естественнонаучная грамотность» составлена в соответствии с ФГОС ООО как составляющий блок курса «Функциональная грамотность».
Основное направление данной программы внеурочной деятельности – практико-ориентированное.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения (136 часов - 4 года обучения; 34 часа в год, 1 час в неделю).
Программа нацелена на развитие:
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естественнонаучной грамотностью; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания курса в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по естественнонаучной грамотности.
Содержание обучения учебного курса
5 класс
Класс/ подгруппа | № занятия | Тема | Содержание |
5 А, Б, В,Г/ I, II | 1. | Решение задачи на тему «Поведение собак» | Знание науки «Этология». Анализировать данные о поведении собак, использовать научные доказательства для получения выводов. Объяснять поведение собак, основываясь на интуиции и первоначальные представления об эволюции. Оценивать возможности метода наблюдения основываясь на здравый смысл. |
| 2 | Решение задачи на тему «Термос» | Научно объяснять явления об агрегатном состоянии воды. Анализировать данные и использовать научные доказательства для получения вывода, используя данные таблицы. Научно объяснять устройство термоса. |
| 3 | Решение задачи на тему «Чем питаются растения» | Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, опираясь на современные данные. Научно объяснять явления поступления питательных веществ в растения |
| 4 | Решение задачи на тему «Зеркальное отражение» | Научно объяснять свойства отражения и прямолинейного распространения света, опираясь на собственный опыт, проведя собственный эксперимент. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента. Анализировать данные, использовать научные доказательства для получения вывода. |
| 5 | Решение задачи на тему «Почему птицы разные» | Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, сопоставляя клювы и лапки птиц. Научно объяснять явления, используя знания о животных. Анализировать данные, использовать научные доказательства для получения вывода, рассмотрев иллюстрации к задаче, и проявляя воображение. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента, применяя методы из курса биологии. |
Итого занятий – 30 Занятие 31 - Индивидуальные консультации Занятие 32 - Индивидуальные консультации Занятие 33- Чемпионат по решению задач Занятие 34 – Рефлексия. Итоги. Рекомендации. |
6 класс
Класс/ подгруппа | № занятия | Тема | Содержание |
6А, Б, В/ I, II | 1 | Решение задачи на тему «Мячи» | Научно объяснять явления, используя собственный опыт из наблюдения за движением мяча. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента, основываясь на собственных знаниях. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента при помощи физических величин. |
| 2 | Решение задачи на тему «Мир аквариума» | Научно объяснять явления существования живых организмов искусственного водоёма. Понимать особенности естественно- научного исследования, применяя наблюдения под микроскопом, и знания о животной клетке. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода. |
| 3 | Решение задачи на тему «Антиграв и хватка осьминога» | Анализировать данные эксперимента (рисунка) и использовать научные доказательства для получения вывода, основываясь на собственном опыте. Научно объяснять явления давление воздуха, силы тяжести, принцип действия механизма игрушки. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, используя текст задания и иллюстрации к ней. |
| 4 | «Как растения пьют воду» | Внимательно рассмотрев изображения и описания опыта к задаче, сделать выводы. Объяснить явления движения воды, проанализировать описанный эксперимент и принять правильное решение. Научно объяснять явление движения воды, предложив сою гипотезу. |
| 5. | Решение задачи на тему «Спутники» | Научно объяснять явления гравитационного притяжения, вращения спутника вокруг планет. Анализ последовательности действий и сделать выводы. Понимание особенности естественно научного исследования, предложив свою гипотезу о подледном океане и существовании в нем форм жизни. |
Итого занятий – 30 Занятие 31 - Индивидуальные консультации Занятие 32 - Индивидуальные консультации Занятие 33- Чемпионат по решению задач Занятие 34 – Рефлексия. Итоги. Рекомендации. |
7 класс
Класс/ подгруппа | № занятия | Тема | Содержание |
7 Б, В,Г/ I, II | 1. | «Научное объяснение явлений» | Научно объяснять явления опираясь на определённые научные знания Анализировать данные и использовать научные доказательства для получения вывода, используя данные таблицы. Научно объяснять возникновение явлений. |
«Способы научного исследования» | Умение ставить цель. Оценивать способы исследований. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, опираясь на современные данные. Научно объяснять явления поступления питательных веществ в растения. |
| 2 | «Анализ данных» «Работа с комплексными заданиями» | Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода. Научно объяснять явления, используя знания о животных. Прогнозирование на основе анализа данных. Анализировать данные, использовать научные доказательства для получения вывода, рассмотрев иллюстрации к задаче, и проявляя воображение. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента, применяя методы из курса биологии. Научно объяснять явления в ходе эксперимента. Понимать особенности естественно- научного исследования, применяя наблюдения в ходе работы. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода. Умение описывать последовательность ситуации в ходе работы. |
| 3 | «Движение воздуха» | Внимательно рассмотрев изображения и описания опыта к задаче, сделать выводы. Объяснить явления движения воздуха, воздушных потоков, проанализировать описанный эксперимент и принять правильное решение. Научно объяснять явление движения воздуха, предложив свою гипотезу. |
| 4 | «Вавилонские сады» | Знание науки «Агрономия». Анализировать данные о росте растений, использовать научные доказательства для получения выводов. Объяснять последовательность роста и развития растений, основываясь на собственные наблюдения и первоначальные представления об эволюции растений. Оценивать возможности метода наблюдения и эксперимента основываясь на здравый смысл. |
| 5 | «Заросший пруд» | Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, опираясь на современные данные. Научно объяснять явления поступления питательных веществ в растения и животные. Понимание биотических и абиотических факторов. Экологическая система водоёмов. Сохранение экосистемы. Химические элементы в пруду. Способ получения дистиллированной воды. |
Итого занятий – 30 Занятие 31 - Индивидуальные консультации Занятие 32 - Индивидуальные консультации Занятие 33- Чемпионат по решению задач Занятие 34 – Рефлексия. Итоги. Рекомендации. |
8 класс
Класс/ подгруппа | | № занятия | Тема | Содержание | |
8 А, Б, В,Г/ I, II | | 1 | «Айсберг» | Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, в появлении асбергов. Виды айсбергов. Последствия для Мирового океана. Научно объяснять явления, используя знания об айсбергах. Агрегатное состояние воды. Анализировать данные, использовать научные доказательства для получения вывода, рассмотрев иллюстрации к задаче, и проявляя воображение. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента, применяя методы из курса биологии. | |
| | 2 | «Анализ крови» | Научно объяснять состав крови и её значение, определять значение и функции форменных элементов крови, знать состав и значение внутренней среды организма; рассмотреть форменные элементы крови и их значение; уметь определять функции крови. Понимать особенности естественно- научного исследования, применяя наблюдения под микроскопом, и знания о животной клетке. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода. | |
| | 3 | «Углекислый газ: от газировки к «Газированному» океану» | Внимательно рассмотрев изображения и описания опыта к задаче, изображениям, принять собственное решение, сделать выводы. Объяснить явления движения газа, проанализировать описанный эксперимент и принять правильное решение. Научно объяснять явление движения газа, предложив свою гипотезу. Формула углекислого газа. Влияние углекислого газа на температуру воды и воздуха. Установление гипотезы в эксперименте. | |
| | 4 | «Лучше слышать» | Современные слуховые аппараты. Строение слуха. Причины глухоты. Отличительные особенности аппаратов. Научно объяснять явления глухоты. Анализ последовательности действий и сделать выводы. Понимание особенности естественно научного исследования, предложив свою гипотезу о глухоте, нарушении слуха. Влияние частоты звуковых колебаний в зависимости от возраста человека. | |
| | 5 | «Водород» | Внимательно рассмотрев изображения и описания опыта к задаче, изображениям, принять собственное решение, сделать выводы. Объяснить явления движения газа, проанализировать описанный эксперимент и принять правильное решение. Научно объяснять явление водорода, предложив свою гипотезу. Формула водорода. Влияние водорода на температуру воды и воздуха. Последствия на окружающую среду. Установление гипотезы в эксперименте. | |
«Луна» | Научно объяснять явления гравитационного притяжения, вращения спутника вокруг Земли. Анализ последовательности действий и сделать выводы. Понимание особенности естественно научного исследования, предложив свою гипотезу о возникновении спутника Земли и существовании в нем форм жизни. Температурный режим на Луне, сравнительный анализ суточных температур. | |
| Итого занятий – 30 Занятие 31 - Индивидуальные консультации Занятие 32 - Индивидуальные консультации Занятие 33- Чемпионат по решению задач Занятие 34 – Рефлексия. Итоги. Рекомендации. |
Планируемые результаты изучения курса
В результате прохождения программы внеурочной деятельности “ Естественнонаучная грамотность ” предполагается достичь следующих результатов:
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих предметных, личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Предметные результаты:
5 класс: уровень узнавания и понимания – находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.
6 класс: уровень понимания и применения – объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.
7 класс: уровень анализа и синтеза – распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.
8 класс: уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания – интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте предметного содержания.
Личностные результаты:
- формирование интереса к изучению природы
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
· осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы;
· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
· проявление интереса к способам познания;
· стремление к самоизменению;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
· ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
· активное участие в жизни семьи;
· приобретение опыта успешного межличностного общения;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
· ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;;
· повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
· готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
- систематизировать и обобщать различные виды информации
- описывать собственные наблюдения или опыты, условия проведения, полученные результаты
- использовать дополнительные источники информации
- соблюдать правила проведения в опасных ситуациях.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение обучающимися межпредметных понятий (используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
· способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
· способность к совместной деятельности;
· овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
· владеть базовыми логическими операциями:
o сопоставления и сравнения,
o группировки, систематизации и классификации,
o анализа, синтеза, обобщения,
o выделения главного;
· владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Формы организации внеурочной деятельности:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• доклад;
• творческая работа: компьютерная презентация;
• ролевая игра;
• экскурсия;
• исследовательская работа;
• проект: групповой и индивидуальный.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, регулятивная, экспериментальная, исследовательская.