СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа поможет организовать работу по подготовке учащихся к ОГЭ по географии 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ















«География: подготовка к ОГЭ»

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9 класс





























































Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География: подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»), а также Кодификатора проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИ

Для реализации рабочей программы используются учебные пособия География (Куклис М. С, Гаранин В. П.) (наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. М.: издательство ЭКСМО, 2023), Амбарцумова. ОГЭ-2024. География. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ .(Издательство Национальное образование 2024) В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2023), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2023). Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.

Задачи курса:

- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 5 – 9 классов ;

- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;

- обучение правилам оформления экзаменационных работ;

- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий

Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы элективного курса по географии

в 9 классе

В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2024 году, выпускник должен

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность:

- географические особенности природы материков и океанов;

- географию народов Земли;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

Содержание учебного предмета

Введение

Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.

Источники географической информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия


Природа Земли и человек

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на   Земле.  Погода и климат.  Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы: природные,   природно-хозяйственные. 


Материки, океаны, народы и страны

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 


Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  Основные типы природопользования. 


География России

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.








Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Раздел I. Источники географической информации

3

3

Раздел II. Природа Земли и человек

6

4

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны

8

5

Раздел IV. Природопользование и геоэкология

2

6

Раздел V. География России

10

7

Обобщение

1

8

Резерв

2

Календарно - тематическое планирование

34 ч в год, 1 ч в неделю

Резерв – 2 ч

Дата

в теме

Название раздела, темы


1.

4.09


1.

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.


2.

11.09.

2.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.


3.

18.09


1.

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Глобус, географическая карта.



4.

25.09

2.

План местности. Масштаб. Градусная сеть.

5.

2.10

3.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.



6.

09.10


1.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета Солнечной системы.

7.

16.10

2.

Движения Земли.

8.

23.10

3.

Литосфера и геологическая история Земли.

9.

30.10

4.

Гидросфера. Атмосфера.

10.

13.11

5.

Биосфера. ГО.

11.

20.11

6.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.



12.

27.11


1.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

13.

4.12

2.

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

14.

11.12

3.

Материки и страны.

15.

18.12

4.

Африка. Австралия.

16.

25.12

5.

Антарктида. Южная Америка.

17.

15.01

6.

Северная Америка.

18.

22.01

7.

Евразия.

19.

29.01

8.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.


20.

05.02


1.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

21.

12.02

2.

Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.


22.

10.02


1.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России.


23.

26.02

2.

Природа России.

24.

04.03

3.

Природные особенности России.

25.

11.03

4.

Население России.

26.

18.03

5.

Демографические показатели России.

27.

25.03

6.

Хозяйство России.

28.

01.04

7.

Отрасли хозяйства РФ.

29.

08.04

8.

Природно-хозяйственное районирование России.

30.

15.04

9.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.


31.

22.04

10.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.



32.

29.04


11.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.


33-34

08.05-15.05

12-13

Резервные уроки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!