Муниципальное образование «Майкопский район», п. Цветочный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №13
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ______________ Ткаченко И.В. Протокол Методического Совета №1 от«____» ___________ 2017 год | «РАССМОТРЕНО» на заседании Педсовета № от«___ »_______ 2017г | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы ________ Олейникова С.Р. Приказ № ______от «___» ___ _______ 2017 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по географии
"Введение в общую географию"
10 КЛАСС
Составитель:
Якименко Г.К.
учитель географии
первой категории
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 10-х классов. Является расширенным вариантом базового учебного предмета география. Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.
Содержание элективного курса «Введение в общую географию» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по физической, экономической, политической и социальной географии. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс. В одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания школьного предмета географии, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, статистическими, профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя большое количество практических заданий, тестов, задач самостоятельную работу учащихся, создание проектов. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Цель курса – расширенное изучение учебного курса «География», предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ.
Элективный курс по географии призван, восполнить пробелы в образовании учащихся и решить следующие задачи:
- развитие содержания базисного курса географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- создание условий для повышения информационности и коммуникативной компетентности учащихся в основных аспектах географии;
- обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данным курсом;
- развитие умений собирать, обобщать, систематизировать географическую информацию, анализировать и сравнивать географические карты, статистический материал, сведения и факты;
- способствовать удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека;
- создание условий активной познавательной деятельности у школьников в географической области;
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
- формирование познавательно-коммуникативной потребности учащихся;
- создание положительной мотивации обучения на данном курсе.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться по физическим, экономическим и политическим картам;
- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
- следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;
- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
- решать комбинированные контрольные работы;
- представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.
- подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Принципы отбора материала:
1. Доступность. Степень сложности заданий определяется уровнем овладения учащимися географических знаний и умений.
2. Преемственность. Материал логично вырастает из всех курсов географии, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
3. Аутентичность. Учащиеся работают с фактами, происходящими в настоящее время, и статистическим материалом.
4. Социальная значимость. Материал является необходимым:
- для формирования мировоззрения,
- реализации современного метода творческого и коммуникативно-ориентированного обучения в географии;
- использования знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- социально – ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности.
Формы контроля и система оценивания
Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В начале курса обучения контрольная работа с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях. В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение задач, вопросов; составление сравнительных таблиц, подготовка устных сообщений, учебная дискуссия.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть контрольная работа в форме ЕГЭ или олимпиадная работа.
Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», 70% и выше – «хорошо», 50% и выше – «удовлетворительно», ниже 50% - «неудовлетворительно».
Для зачёта по элективному курсу учащимся необходимо успешно выполнить итоговый тест или подготовить доклад с использованием Интернет ресурсов или мультимедийную презентацию на изучаемую тему.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Название темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | Лекц | Сем.П/р |
1 | Познание мира по картам | 1.Топографическая карта | 1 | | | 1,5 | П/р |
2. Географическая карта как источник знаний | 2 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Решение задач |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 1. Солнечная система | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. Земля и Солнце | 1 | 1 | Беседа | | П/р, тест |
3. Мировой океан | 1 | 1 | Беседа | | Решение задач |
4. Южные материки | 1 | 1 | | | Решение задач |
5. Северные материки | 1 | | | | |
3 | Россия – Великая держава | 1. Многонациональная страна | 1 | | 0,5 | | П/р |
2. Природные ресурсы России | 2 | | 0,5 | 1 | Тест, решение задач |
3. Экономика страны | 2,5 | 2 | 0,5 | 1 | Тест, решение задач |
4 | Политическая география | 1. Территориально-политическая организация общества | 2 | | | | |
| | 2. Страны «Большой 8» | | | | | |
| | 3. Зарубежная Европа | | | | | |
| | 4. Зарубежная Азия | | | | | |
| | 5. Япония, Китай, Индия – страны древней культуры | | | | | |
| | 6. Северная Америка США, Канада | 1 | | | | |
| | 7. Латинская Америка | 2 | | | | |
| | 8. Африка | 2 | | | | |
| | 9. Австралия. Океания | 2 | | | | |
5 | Глобальные проблемы человечества | | 2 | 1 | 1 | | Решение задач |
6 | Итоговое занятие | | 2 | 2 | | | |
| Контроль в форме ЕГЭ | | | | | | |
| Итого | | 34 | 13,5 | 20,5 | | |
Содержание программы
Раздел 1. Познание мира по картам
Система условных знаков. Измерение расстояний, площадей на плане и карте. Чтение рельефа. Построение профиля по плану и карте. Определение направлений и координат. Азимут магнитный и истинный.
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы
Солнечная система, планеты, из которых она состоит.
Солнце – основной источник энергии на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Солнечные затмения, радиация.
Гипотезы происхождения планет. Начальное состояние Земли. Земля в Солнечной системе. Движение Земли. Строение Земли. Главные особенности оболочек Земли.
Исследования океанов. Свойства океанической воды. Движения вод в океанах. Природные комплексы океанов. Природные ресурсы океанов и их хозяйственное использование.
Особенности природы материков.
Раздел 3. Россия – Великая держава
Формирование, освоение и изучение территории России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Численность населения страны и регионов и причины ее определяющие. Интенсивность урбанизации в России. Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства.
Огромные природные богатства России. Размещение природных ресурсов по территории страны. Ресурсообеспеченность России. Проблемы использования ресурсов.
Современные тенденции в экономике страны. Хозяйственная специализация экономических районов. Россия в международном разделении труда.
Раздел 4. Политическая география
Мозаика политической карты страны, регионов и всего земного шара. Территориальная расстановка и соотношение политических сил, как в планетарном масштабе, так и внутри стран и регионов. Сущность геополитики и современных геополитических процессов.
Развитие и размещение населения и хозяйства в отдельных регионах и странах.
Раздел 5. Глобальные проблемы человечества
Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира. Глобальные проблемы многоликого человечества и каждого из нас.
Содержание данного курса поможет учащимся:
- объединить полученные по всем курсам географии знания в единую систему;
- получить более глубокие географические знания;
- расширить кругозор и сформировать у учащихся поведенческий стереотип: «Планета Земля – это система, которая живёт по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и использовать их в своих интересах».
Список литературы для учащихся
1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. – 240с.
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.
3. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч-ся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.: ил.
4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 кл. – М.: Дрофа, 2005.
5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002.
6. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.
7. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. – М.: Дрофа, 2006.
8. Камерилова Г. С. «Экология города» 10—11 класс. М. Просвещение. любое издание.
9. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2003.
10. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.
11. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.
12. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997, 2005. – 192 с.: ил.
13. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.
14. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002.
15. Детские географические энциклопедии.
16. Географические атласы для средней школы.
Список литературы для учителя
1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. – 240с.
2. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч-ся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.: ил.
3. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.
5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
6. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.
7. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М.: Просвещение, 1991.
8. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.
9. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.
10. Ноэл Тил Прогнозы на новое тысячелетие – М. 1998 г.
11. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997, 2005. – 192 с.: ил.
12. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009 гг.
13. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.
14. Ушаков С.А. Дрейф материков и климат Земли, - М., 1984.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и тем | Дата |
по плану | факт |
-
| Топографическая карта | | |
-
| Топографическая карта. | | |
-
| Географическая карта как источник знаний | | |
-
| Географическая карта как источник знаний | | |
-
| Солнечная система | | |
-
| Земля и Солнце | | |
-
| Мировой океан | | |
-
| Южные материки | | |
-
| Северные материки | | |
-
| Многонациональная страна | | |
-
| Природные ресурсы России | | |
-
| Природные ресурсы России | | |
-
| Географическая карта как источник знаний | | |
-
| Экономика страны | | |
-
| Экономика страны | | |
-
| Территориально-политическая организация общества | | |
-
| Территориально-политическая организация общества | | |
-
| Страны «Большой 8» | | |
-
| Зарубежная Европа | | |
-
| Зарубежная Европа | | |
-
| Зарубежная Азия | | |
-
| Япония, Китай, Индия – страны древней культуры | | |
-
| Северная Америка США, Канада | | |
-
| Латинская Америка | | |
-
| Латинская Америка | | |
-
| Африка | | |
-
| Африка | | |
-
| Австралия. Океания | | |
-
| Австралия. Океания | | |
-
| Глобальные проблемы человечества | | |
-
| Глобальные проблемы человечества | | |
-
| Итоговое занятие | | |
-
| Контроль в форме ЕГЭ | | |
-
| Контроль в форме ЕГЭ | | |