СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по географии "Введение в общую географию"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса в 10 классе "Введение в общую географию" предназначена для учащихся 10-х классов. Является расширенным вариантом базового учебного предмета география. Программа рассчитана на 34 часа учебного времени. Содержание элективного курса «Введение в общую географию» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по физической, экономической, политической и социальной географии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по географии "Введение в общую географию"»

Муниципальное образование «Майкопский район», п. Цветочный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13





«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

______________ Ткаченко И.В.

Протокол Методического Совета №1 от«____» ___________ 2017 год



«РАССМОТРЕНО»

на заседании Педсовета № от«___ »_______ 2017г


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

________ Олейникова С.Р.

Приказ № ______от

«___» ___ _______ 2017 год









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по географии

"Введение в общую географию"



10 КЛАСС







Составитель:

Якименко Г.К.

учитель географии

первой категории



Пояснительная записка


Данная программа предназначена для учащихся 10-х классов. Является расширенным вариантом базового учебного предмета география. Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.

Содержание элективного курса «Введение в общую географию» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по физической, экономической, политической и социальной географии. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс. В одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания школьного предмета географии, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, статистическими, профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя большое количество практических заданий, тестов, задач самостоятельную работу учащихся, создание проектов. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Цель курса – расширенное изучение учебного курса «География», предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ.

Элективный курс по географии призван, восполнить пробелы в образовании учащихся и решить следующие задачи:

- развитие содержания базисного курса географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

- создание условий для повышения информационности и коммуникативной компетентности учащихся в основных аспектах географии;

- обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данным курсом;

- развитие умений собирать, обобщать, систематизировать географическую информацию, анализировать и сравнивать географические карты, статистический материал, сведения и факты;

- способствовать удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека;

- создание условий активной познавательной деятельности у школьников в географической области;

- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;

- формирование познавательно-коммуникативной потребности учащихся;

- создание положительной мотивации обучения на данном курсе.

Учащиеся должны уметь:

- свободно ориентироваться по физическим, экономическим и политическим картам;

- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;

- следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;

- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;

- решать комбинированные контрольные работы;

- представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.

- подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.

Принципы отбора материала:

1. Доступность. Степень сложности заданий определяется уровнем овладения учащимися географических знаний и умений.

2. Преемственность. Материал логично вырастает из всех курсов географии, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.

3. Аутентичность. Учащиеся работают с фактами, происходящими в настоящее время, и статистическим материалом.

4. Социальная значимость. Материал является необходимым:

- для формирования мировоззрения,

- реализации современного метода творческого и коммуникативно-ориентированного обучения в географии;

- использования знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- социально – ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности.

Формы контроля и система оценивания

Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.

В начале курса обучения контрольная работа с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях. В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение задач, вопросов; составление сравнительных таблиц, подготовка устных сообщений, учебная дискуссия.

Конечным результатом в изучении данного курса может быть контрольная работа в форме ЕГЭ или олимпиадная работа.

Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», 70% и выше – «хорошо», 50% и выше – «удовлетворительно», ниже 50% - «неудовлетворительно».

Для зачёта по элективному курсу учащимся необходимо успешно выполнить итоговый тест или подготовить доклад с использованием Интернет ресурсов или мультимедийную презентацию на изучаемую тему.

Учебно-тематический план

№ п/п


Название раздела


Название темы


Всего часов


В том числе


Форма контроля


Лекц

Сем.П/р


1


Познание мира по картам

1.Топографическая карта

1



1,5

П/р

2. Географическая карта как источник знаний

2

0,5

0,5

0,5

Решение задач

2


Земля – планета Солнечной системы

1. Солнечная система

1

1

1

2

2

2. Земля и Солнце

1

1

Беседа


П/р, тест

3. Мировой океан

1

1

Беседа


Решение задач

4. Южные материки

1

1



Решение задач

5. Северные материки

1





3


Россия – Великая держава

1. Многонациональная страна

1


0,5


П/р

2. Природные ресурсы России

2


0,5

1

Тест, решение задач

3. Экономика страны

2,5


2

0,5

1

Тест, решение задач

4


Политическая география


1. Территориально-политическая организация общества

2







2. Страны «Большой 8»








3. Зарубежная Европа








4. Зарубежная Азия








5. Япония, Китай, Индия – страны древней культуры








6. Северная Америка США, Канада

1







7. Латинская Америка

2







8. Африка

2







9. Австралия. Океания

2





5


Глобальные проблемы человечества


2

1

1


Решение задач

6


Итоговое занятие


2

2





Контроль в форме ЕГЭ








Итого



34

13,5

20,5



Содержание программы


Раздел 1. Познание мира по картам

Система условных знаков. Измерение расстояний, площадей на плане и карте. Чтение рельефа. Построение профиля по плану и карте. Определение направлений и координат. Азимут магнитный и истинный.

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы

Солнечная система, планеты, из которых она состоит.

Солнце – основной источник энергии на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Солнечные затмения, радиация.

Гипотезы происхождения планет. Начальное состояние Земли. Земля в Солнечной системе. Движение Земли. Строение Земли. Главные особенности оболочек Земли.

Исследования океанов. Свойства океанической воды. Движения вод в океанах. Природные комплексы океанов. Природные ресурсы океанов и их хозяйственное использование.

Особенности природы материков.

Раздел 3. Россия – Великая держава

Формирование, освоение и изучение территории России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Численность населения страны и регионов и причины ее определяющие. Интенсивность урбанизации в России. Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства.

Огромные природные богатства России. Размещение природных ресурсов по территории страны. Ресурсообеспеченность России. Проблемы использования ресурсов.

Современные тенденции в экономике страны. Хозяйственная специализация экономических районов. Россия в международном разделении труда.

Раздел 4. Политическая география

Мозаика политической карты страны, регионов и всего земного шара. Территориальная расстановка и соотношение политических сил, как в планетарном масштабе, так и внутри стран и регионов. Сущность геополитики и современных геополитических процессов.

Развитие и размещение населения и хозяйства в отдельных регионах и странах.

Раздел 5. Глобальные проблемы человечества

Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира. Глобальные проблемы многоликого человечества и каждого из нас.

Содержание данного курса поможет учащимся:

- объединить полученные по всем курсам географии знания в единую систему;

- получить более глубокие географические знания;

- расширить кругозор и сформировать у учащихся поведенческий стереотип: «Планета Земля – это система, которая живёт по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и использовать их в своих интересах».


Список литературы для учащихся

1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. – 240с.

2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.

3. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч-ся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.: ил.

4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 кл. – М.: Дрофа, 2005.

5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002.

6. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.

7. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. – М.: Дрофа, 2006.

8. Камерилова Г. С. «Экология города» 10—11 класс. М. Просвещение. любое издание.

9. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2003.

10. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.

11. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.

12. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997, 2005. – 192 с.: ил.

13. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.

14. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002.

15. Детские географические энциклопедии.

16. Географические атласы для средней школы.


Список литературы для учителя

1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. – 240с.

2. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч-ся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.: ил.

3. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.

5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

6. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.

7. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М.: Просвещение, 1991.

8. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.

9. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.

10. Ноэл Тил Прогнозы на новое тысячелетие – М. 1998 г.

11. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997, 2005. – 192 с.: ил.

12. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009 гг.

13. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.

14. Ушаков С.А. Дрейф материков и климат Земли, - М., 1984.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Дата

по плану

факт

Топографическая карта



Топографическая карта.



Географическая карта как источник знаний



Географическая карта как источник знаний



Солнечная система



Земля и Солнце



Мировой океан



Южные материки



Северные материки



Многонациональная страна



Природные ресурсы России



Природные ресурсы России



Географическая карта как источник знаний



Экономика страны



Экономика страны



Территориально-политическая организация общества



Территориально-политическая организация общества



Страны «Большой 8»



Зарубежная Европа



Зарубежная Европа



Зарубежная Азия



Япония, Китай, Индия – страны древней культуры



Северная Америка США, Канада



Латинская Америка



Латинская Америка



Африка



Африка



Австралия. Океания



Австралия. Океания



Глобальные проблемы человечества



Глобальные проблемы человечества



Итоговое занятие



Контроль в форме ЕГЭ



Контроль в форме ЕГЭ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!