СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа и КТП факультативного курса для 9 класса "Узнаем мир по картам"

1. Введение

 

Сегодня трудно представить, но всего пятьсот лет назад обычный школьный глобус мог бы стать настоящим сокровищем. Сведения о вновь открытых землях ценились чрезвычайно высоко, и точная географическая карта могла принести своему обладателю огромное состояние. Сейчас нет на Земле места, которое человек бы не знал.

Карта является одним из основных источников географических знаний, которая является главным и ничем не заменимым источником знаний при решении разнообразных учебных и практических задач  по географии в школе и в жизни.

Учащиеся 9-х классов школы имеют большой опыт работы с географическими картами. Они составляли описание объектов, стран, выявляли связи и между компонентами природы, и в территориально-производственном комплексе и многое другое. Для того, чтобы рационально пользоваться географическими картами как на уроках, так и по окончании школы - в повседневной жизни при решении разнообразных практических задач, надо не только принимать сущность карты как модели земной поверхности, но и научиться способам деятельности - приемам самостоятельной работы, связанным с содержанием знаний о карте.

Факультативный курс "Узнаем мир по картам" - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На занятиях

внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий  осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся - способствует развитию индивидуальности. 

2. Пояснительная записка

 

Курс "Узнаем мир по картам" способствует углублению знаний учащихся, расширению их кругозора, географическому мышлению, удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Развивают содержание курса географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по выбранному предмету на профильном уровне.

Задачами курса являются:

- способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

 Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа "Узнаем мир по картам" рассчитана на 16 часов. Содержание факультативного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс "Узнаем мир по картам" представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.

Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс "Узнаем мир по картам" может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Ряд практических работ проводятся на местности по выполнению различного вида съемок земной поверхности. 

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива»



Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 села Молдаванского


Утверждено:

Решение педсовета

МБОУ СОШ №16

от «31» августа 2015 г.

протокол №1

Председатель педсовета


В.И.Врадий _________



      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По факультативному курсу "Узнаем мир по картам"




Уровень образования (класс)

основное общее образование, 9 класс




Количество часов

16 часов





Учитель

Сафронова Тамара Александровна































Автор - составитель Сафронова Тамара Александровна,

учитель географии МБОУ СОШ №16 с. Молдаванского

2015год



Содержание


п/п

Разделы

Стр.

1

Введение

3

2

Пояснительная записка

4

3

Календарно-тематическое планирование

6

4

Содержание программы

7

5

Предполагаемые результаты

8

6

Формы и виды контроля

9

7

Методические рекомендации

10

8

Описание материально-технической базы

11



























1. Введение


Сегодня трудно представить, но всего пятьсот лет назад обычный школьный глобус мог бы стать настоящим сокровищем. Сведения о вновь открытых землях ценились чрезвычайно высоко, и точная географическая карта могла принести своему обладателю огромное состояние. Сейчас нет на Земле места, которое человек бы не знал.

Карта является одним из основных источников географических знаний, которая является главным и ничем не заменимым источником знаний при решении разнообразных учебных и практических задач по географии в школе и в жизни.

Учащиеся 9-х классов школы имеют большой опыт работы с географическими картами. Они составляли описание объектов, стран, выявляли связи и между компонентами природы, и в территориально-производственном комплексе и многое другое. Для того, чтобы рационально пользоваться географическими картами как на уроках, так и по окончании школы - в повседневной жизни при решении разнообразных практических задач, надо не только принимать сущность карты как модели земной поверхности, но и научиться способам деятельности - приемам самостоятельной работы, связанным с содержанием знаний о карте.

Факультативный курс "Узнаем мир по картам" - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На занятиях

внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся - способствует развитию индивидуальности.










2. Пояснительная записка


Курс "Узнаем мир по картам" способствует углублению знаний учащихся, расширению их кругозора, географическому мышлению, удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Развивают содержание курса географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по выбранному предмету на профильном уровне.

Задачами курса являются:

- способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа "Узнаем мир по картам" рассчитана на 16 часов. Содержание факультативного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс "Узнаем мир по картам" представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.

Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс "Узнаем мир по картам" может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Ряд практических работ проводятся на местности по выполнению различного вида съемок земной поверхности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Базисный учебный план МБОУ СОШ №16 рассчитан на 34 учебные недели, поэтому в 9 классе отводится на курс "Узнаем мир по картам" 16 часов, 1 раз в неделю, в первом полугодии 2015учебного года. Учебно-тематический план рассчитан на 16 часов, в том числе 3часа отводится на лекции, 13 часов на выполнение практических работ.

Учебный план


п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Что изучает картография

1

2

Топографический план и карта

2

3

Практические работы по топографическому плану и карте

4

4

Свойства географической карты

3

5

Приемы самостоятельной работы с картой

3

6

Географическая карта как источник знаний

1

7

Итоговое занятие (зачет)

2


















3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

план

факт

1. Введение (1час)


Что изучает картография?


1

02.09

02.09

2. Топографический план и карта (2 часа)


Основные свойства топографической карты и плана

1

09.09

09.09


Определение координат по топографической карте

1

16.09

16.09

3. Практические работы по топографическому плану и карте (4 часа)


Практическая работа №1 "Измерение расстояний"

1

23.09

23.09


Практическая работа №2 "Измерение площадей по карте"

1

30.09

30.09


Практическая работа №3 "Чтение рельефа"

1

07.10

07.10


Практическая работа №4 "Построение профиля по топографической карте"

1

14.10

14.10

4. Свойства географической карты (3 часа)


Деление карт по масштабу, классификация карт

1

21.10

21.10


Определить географические координаты


1

28.10

28.10


Определение направлений, азимута


1

11.11

11.11

5. Приемы самостоятельной работы с картой (3 часа)


Ориентирование


1

18.11

18.11


Определение расстояний по карте


1

25.11

25.11


Приемы использования условных знаков карты

1

02.12

02.12

6. Географическая карта как источник знаний (1 час)


Определение географического положения географических объектов по карте


1

09.12

09.12

7. Итоговое занятие (зачет) 2 часа


Практическая работа№5 "Карта-источник знаний"

1

16.12

16.12


Составить описание участка местности по топографической карте (зачет)

1

23.12

23.12


Итого:

16




4. Содержание курса


Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

На этом уроке ребята выступаю с сообщениями на выбранную тему (работают самостоятельно, находят нужную информацию из различных источников, сети интернет )

Тема 2. Топографическая карта.

Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте. На уроке вспоминаем из курса 6 класса, что означают условные знаки. В чем отличие условных знаков на планах и картах.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.

Практическая работа " Измерение расстояний"

Практическая работа "Измерение площадей по карте"

Практическая работа "Чтение рельефа"

Практическая работа "Построение профиля по топографической карте"

Практическая работа "Определение по топографической карте координат различных объектов"

Практическая работа "Нанесение на карту пунктов по известным географическим координатам"

Часть практических работ дается как домашнее задание.

Тема 4. Свойства географической карты.

Деление карт по масштабу. Классификация карт.

Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.

Классификация атласов.

Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.

Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.

Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.

Практическая работа " Простейшие способы составления мелкомасштабных карт"

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний.

Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).

Тема 7. Обобщающее повторение.

Практическая работа "Карта-источник знаний".

Составить описание участка местности по топографической карте (зачет)


5. Предполагаемые результаты


Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира по картам, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Учащиеся должны знать:

  • что включает в себя картография;

  • основные виды изображения земной поверхности: план, карту, аэрофотоснимок, космический снимок;

  • свойства географических карт;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации;

  • использовать планы и карты для определения географических координат, расстояний по карте;

  • находить на картах и планах основных форм рельефа, изображенных горизонталями;

  • уметь читать карту по условным знакам.

  • использовать планы и карты для определения географического положения объекта, давать географическую характеристику территорий

Учащиеся будут иметь опыт:

  • сотрудничества, взаимопомощи;

  • самостоятельного выбора будущей профессии;

  • общения в процессе учебной деятельности.

Система оценивания успешности прохождения курса

В процессе изучения данного курса выполняется 5 промежуточных практических работ 1 зачетная– на последнем занятии:


6. Формы и виды контроля


- выполнение практических работ;

-выполнение проектов;

-участие в различных географических олимпиадах, экологических акциях;

Используемые технологии:

- проектная

- игровая;

- ИКТ;

- здоровьесберегающая;

Формы проведения занятий:

- лекция;

- беседа;

- диалог;

- семинар;

- практикум;

- экскурсия

- видеоурок

- викторина

Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая











7. Методические рекомендации


Тема 1. Что изучает картография

Эта тема позволит узнать, как менялись представления человека о Земле и как развивалось искусство картографии. Как от гигантской черепахи, лежащей на спинах слонов, наука добралась до точнейших измерений, выполненных с помощью суперкомпьютеров, способных проследить полет цветочной пыльцы, и разгадать тайны глубинных океанских течений.

Узнать историю картографии с древних времен до конца XX века

Тема 2. Топографический план и карта

Кроки - глазомерно составленные наброски - чертежи местности. В жизни часто приходится с помощью кроков объяснять незнающему человеку путь до нужного объекта. Изобразить схематично, по памяти путь от школы до дома, обозначив объекты, мимо которых вы проходите.

Главное отличие топокарты от мелкомасштабных: эта карта крупного масштаба с очень подробным и точным изображением небольшой по площади местности. Этим признаком топокарта схожа с топопланом. У них также одинаковая система условных знаков и способ изображения рельефа -горизонталями.

Многолистовые карты - это крупномасштабная топографическая карта, разделенная на отдельные листы, при этом каждый лист имеет свое обозначение. Деление на листы называется разграфкой, а обозначение каждого листа называют номенклатурой.

Оформление топографической карты. Карта имеет три рамки:

основная рамка - внутренняя, вторая - минутная, третья - внешняя. Зарамочное оформление.

Тема 3. Практические работы

Значительная часть обобщенных приемов самостоятельной работы с картой учащимися уже освоена и может быть применена также для работы с топографической картой, но с учетом ее специфических свойств.

Практическая работа " Измерение расстояний" выполняется при помощи линейки, циркуля, курвиметра.

Практическая работа "Измерение площадей по карте" выполняется с использованием километровой сетки, на глаз, геометрическим методом, с использованием палетки, планиметра.

Практическая работа "Чтение рельефа" выполняется с помощью горизонталей, изогипсов.

Практическая работа "Построение профиля по топографической карте" выполняется при помощи горизонтального и вертикального масштаба, профильной линии, циркуля.

8. Описание материально-технической базы:


1.Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография» Андреев Н.В. Просвещение, 1992

2.Набор электронных карт и пособий

3.Таблицы, карты, раздаточный материал

4.Набор топографических карточек

Технические средства обучения:

1.Компьютер.

2.Мультимедийное устройство

3. Презентации

4. Набор электронных карт

5. CD-диски


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!