СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа элективного курса по географии для 9 класса Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам» составлена по программе «Элективные курсы. Предпрофильные и профильные» автор Н. В. Болотникова.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам»  9 класс составлена по программе «Элективные курсы. Предпрофильные и профильные» автор Н. В. Болотникова.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса по географии для 9 класса Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам» составлена по программе «Элективные курсы. Предпрофильные и профильные» автор Н. В. Болотникова.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

на МО учителей-предметников

________________________

Протокол №___

от «___»_______ 20___г.

Руководитель МО


(Ф.И.О.)

Согласовано

с зам. директора по УВР



от «___»_______ 20___г.


зам директора по УВР


(Ф.И.О.)

Утверждено

директором КБОУ Орехологовской СОШ


(Ф.И.О.)

Приказ №___

от «___»_______ 20___г





Рабочая

учебная программа

элективного курса по географии для 9 класса

в рамках предпрофильной подготовки

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

(наименование учебного предмета/курса)

II cтупень / 9 класс

(ступень образования/класс)

2017 - 2018 учебный год

(срок реализации программы)

Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам»

составлена по программе «Элективные курсы. Предпрофильные и профильные»

автор Н. В. Болотникова.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(наименование программы)




Программу составила: Бутяга Елена Григорьевна (I квалификационная категория)










с. Орехов Лог

2017 г.













Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, как предпрофильная подготовка обучающихся (социально-экономический профиль) и составлена на основании следующих нормативных документов и методических рекомендаций:


  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.

  2. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации

«Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).



Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 17 часов, является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса средней общеобразовательной школы.

Цель элективного курса: расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.

Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике.

Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы и подготовка к ОГЭ по профильным предметам. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

  • картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности.

Планируемые результаты.

1. Определять координаты и местоположение объектов на картах, расстояния между ними, направления.

2. Ориентироваться на местности по плану, топографической карте, аэрофотоснимку. Читать топографическую карту, составлять по ней описание местности.

3. Свободно читать и анализировать тематические карты. Пользоваться системой условных обозначений, сочетать тематические карты с другими источниками информации (например, с климатическими справочниками или со статистическими данными).

4. Определять простые картографические характеристики объектов

(н а п р и м е р, длину реки, береговой линии, площадь ареала, высоту, глубину).

5. Оценивать по тематическим картам основные количественные показатели объектов (климатические характеристики, плотность населения, экономико-географические показатели и др.).

6. Строить по картам диаграммы и профили.







Учебно-тематический план.


Название тем курса

Всего
часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич.
работы

1

2

3

4

5

6


1


Что изучает картография

Древние карты


1


1




2-3


Топографическая карта


2


1


2

практикум, экскурсия


4-5


Практические работы по топографической карте


2



2

практикум

экскурсия


6-7


Свойства географической карты


2


1


1

проверочный тест

8-10

Виды карт:

  • физические,

  • политические,

  • экономические,

  • контурные


3


1


3

практикум

11-12

Понимание и чтение карты

Условные знаки:

  • Послойная окраска

  • Значки

  • Изолинии

  • Метод ареалов

  • Знаки движения




2





2

практикум

13

Географическая номенклатура

1


1

практикум

14

География с орфографией

1


1

Урок - игра


15-16


Задачи по географическим картам и глобусу



2



2

Самостоятельная работа

Практикум


17


Итоговое занятие (обобщающее повторение)


1



1

Семинар - зачет



ИТОГО


17


4


15














Календарно -тематический план.


Название тем курса

Всего
часов

Форма

контроля

дата

программа

ПО ФАКТУ

1

2

3

6

7

8


1


Что изучает картография

Древние карты


1


6.09



2-3


Топографическая карта


2

практикум, экскурсия

20.09

04.10



4-5


Практические работы по топографической карте


2

практикум

экскурсия

18.10

08.11



6-7


Свойства географической карты


2

проверочный тест

22.11

06.12


8-10

Виды карт:

  • физические,

  • политические,

  • экономические,

  • контурные


3

практикум

20.12

17.01

31.01


11-12

Понимание и чтение карты

Условные знаки:

  • Послойная окраска

  • Значки

  • Изолинии

  • Метод ареалов

  • Знаки движения




2

практикум

14.02

28.02


13

Географическая номенклатура

1

практикум

14.03


14

География с орфографией

1

Урок - игра

04.04



15-16


Задачи по географическим картам и глобусу



2

Самостоятельная работа

Практикум

18.04

02.05



17


Итоговое занятие (обобщающее повторение)


1

Семинар - зачет

16.05




ИТОГО


17
















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Полезно обсудить с учащимися критерии оценивания самостоятельных работ.

Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности. (1 ч)

 Картография как наука, ее формы.

 История картографии. Древние карты

 Связь картографии с другими естественными и общественными науками.

 Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека.

 Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование).

Тема 2. Топографическая карта.(2ч)

Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, склоны. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.(2ч)

 Определение по топографической карте координат различных объектов.

 Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.

 Определение по карте прямоугольных координат объектов.

 Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.

 Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.

 Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.

 Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.

 Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.

Тема 4. Свойства географической карты.(2 ч)

Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных практических работ обучающего характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа на тему «Простейшие способы составления мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.

 Классификация карт по пространственному охвату.

 Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.

 Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.

 Т и п ы к а р т: аналитические, комплексные, синтетические.

Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.

• Математический закон построения – важнейшее свойство карты.

• Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.

• Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.

• Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная.

• Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая, азимутальная).

• Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

• Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.

• Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.

Тема 5. Виды карт (3 ч)

Приемы самостоятельной работы с картой.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 6. Понимание и чтение карты (2 ч)

Условные знаки:

  • Послойная окраска

  • Значки

  • Изолинии

  • Метод ареалов

  • Знаки движения

Тема 7. Географическая номенклатура (1ч)

Тема 8. География с орфографией (1 ч)

Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по географической карте».

Тема 9. Задачи по географическим картам и глобусу(2 ч)


Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!