СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях элективного курса возможно закрепить полученные знания прошлых лет; обратить внимание на особенности строения и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию расчетных задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Индивидуальная подготовка учащихся к ЕГЭ по химии»


Автор: Иванова Н.В..– учитель химии и биологии


Пояснительная записка

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса закрепить полученные знания; обратить внимание на особенности строения и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию расчетных задач. При разработке программы элективного курса большинство задач и упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Основной целью подготовки к ЕГЭ является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий, знание окислительно-восстановительных реакций, основных классов органических и неорганических соединений, а также алгоритмы решения основных типов расчетных задач. Уровень базовый. Элективный курс позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии. Данный курс содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий.

Цели курса:

-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и органической химии соответствующих требованиям единого государственного экзамена;

-развитие навыков самостоятельной работы;

- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

Задачи курса:

- повторение всего школьного курса химии;

-совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

-выработка навыков по разделам и видам деятельности

-развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать.

-умение работать с тестами различных типов - создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Содержание курса.

(34 часа, 1 час в неделю)


Тема 1 «Строение атома» 1 час

Атомно – молекулярное учение. Названия элементов. Виды записи химических формул. Виды веществ. Атомное ядро. Строение электронных оболочек.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№1): Электронные конфигурации атомов.

Тема 2 «Периодический закон и периодическая система» 1 час

Периодическая система как условная запись периодического закона. Общая характеристика элементов по их положению в периодической системе. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Степень окисления, валентность и электроотрицательность.

Алгоритм определения степени окисления и валентности элементов в соединении.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№2): Закономерности изменения химических свойств и их соединений по периодам и группам.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№4, №28): Электроотрицательность, степень окисления и валентность.

Тема 3 «Химическая связь» 1 час

Виды, характеристики и механизмы образования химической связи. Ковалентная связь и ее характеристики. Ионная связь и ее характеристики. Металлическая связь и ее характеристики. Взаимосвязь типа химической связи с видом кристаллической решетки. Типы кристаллических решеток и физические свойства веществ.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№3): Ковалентная химическая связь, ее разновидности, механизмы образования и характеристики.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№5): Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Тема 4 «Химические уравнения и расчеты по ним» 1 час

Превращения веществ – химические реакции. Классификация химических реакций. Основные понятия, моль. Газовые законы. Химические уравнения. Тепловой эффект химической реакции: экзо- и эндотермические реакции. Расчеты по химическим уравнениям. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№18): Классификация химических реакций в неорганической химии.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№25): Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Термохимические уравнения.

Тема 5 «ОВР» 1 часа

Окислительно – восстановительные реакции. Взаимодействие азотной кислоты с металлами и неметаллами. Взаимодействие серной кислоты с металлами и неметаллами. Электролиз растворов и расплавов.

Алгоритм вычисления коэффициентов ОВР.

Решение типовых заданий (№28, №36): Окислительно – восстановительные реакции.

Тема 6 «Электролитическая диссоциация» 1 час

Теория электролитической диссоциации(ТЭД). Реакции ионного обмена в растворах. Классификация и свойства растворов электролитов. Электролиз растворов и расплавов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№21): Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№29): Электролиз растворов солей.

Тема 7 «Расчетные задачи» 2 часа

Тепловой эффект химической реакции: экзо – и эндотермические реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. Расчеты по химическим уравнениям. Массовая доля элемента. Массовая доля вещества.

Решение задач с изменением концентрации вещества.

Решение типовых задач ЕГЭ (№24, 25, 26): Решение расчетных задач (массовая доля вещества, расчеты по реакциям, объемные соотношения газов, термохимические уравнения).

Решение типовых задач ЕГЭ (№39): Расчеты по химическим уравнениям (выход продукта).

Тема 8 «Химическая кинетика» 1 час

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия.

Решение типовых задач ЕГЭ (№9): Зависимость скорости реакции от различных факторов.

Решение типовых задач ЕГЭ (№20): Смещение химического равновесия.

Тема 9 «Металлы» 2 часа

Особенности строения и свойств веществ. Общие химические свойства металлов. Получение и применение металлов. Строение и свойства хрома и его соединений. Строение и свойства цинка и его соединений. Строение и свойства железа и его соединений. Строение и свойства алюминия и его соединений. Окраска пламени солей металлов. Амфотерность.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№7): Характеристика химических свойств металлов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№31): Вещества и продукты их взаимодействия (металлы).

Решение типовых заданий ЕГЭ (№32): Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Тема 10 «Неметаллы» 2 часа

Особенности строения неметаллов. Химические свойства неметаллов. Общая характеристика и строение элементов VIA группы. Общая характеристика и строение элементов VA группы. Общая характеристика и строение элементов IVA группы.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№31): Вещества и продукты взаимодействия (неметаллы).

Решение типовых заданий ЕГЭ (№32): Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№36): Окислительные свойства неметаллов – простых веществ.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№37): Неорганические цепочки.

Тема 11 «Бинарные соединения» 1 час

Бинарные соединения. Оксиды. Амфотерность. Строение и ствойства алюминия и его соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№8): Свойства оксидов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№31): Вещества и продукты их взаимодействия (бинарные соединения).

Тема 12 «Кислоты» 1 час

Современные понятия о строении и свойствах кислот и оснований. Классификация и номенклатура кислот. Кислоты азота. Кислородсодержащие кислоты серы. Кислородсодержащие кислоты галогенов и их соли. Взаимодействие серной кислоты с металлами и неметаллами. Взаимодействие азотной кислоты с металлами и неметаллами. Общие химические свойства кислот.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№9): Строение и номенклатура кислот.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№31): Вещества и продукты их взаимодействия (кислоты).

Тема 13 «Основания» 1 час

Химические свойства оснований. Классификация и номенклатура оснований. Амфотерность. Строение и свойства железа и его соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№9): Свойства гидроксидов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№31): Вещества и продукты их взаимодействия (основания), амфотерные свойства оксидов и оснований.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№37): Неорганические цепочки.

Тема 14 «Соли» 1 час

Классификация и номенклатура солей. Химические свойства солей. Гидролиз.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№10): Классификация и номенклатура солей.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№30): Случаи гидролиза солей.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№32): ): Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№37): Неорганические цепочки.

Тема 15 «Взаимосвязь неорганических веществ» 1 час

Генетические ряды химических соединений. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Окраска пламени солей металлов. Решение цепочек по неорганической химии.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№6): Номенклатура неорганических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№11): Взаимосвязь неорганических веществ.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№32): Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№37): Решение цепочек реакции (неорганические вещества).

Тема 16 «Органические вещества» 1 час

Классификация органических веществ. Основы номенклатуры органических веществ. Виды изомерии. Гибридизация орбиталей. Ковалентная химическая связь в органических соединениях.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№12): Теория строения органических соединений: гомология и изомерия.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№27): Классификация и номенклатура органических соединений.

Тема 17 «Строение органических соединений» 1 час

Взаимное влияние атомов в молекулах. Взаимное влияние атомов на примере замещения аренов. Типы и механизмы реакций в органической химии.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№12): Взаимное влияние атомов в молекуле. Типы связей и гибридизация.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№18): Классификация химических реакций в органической химии.

Тема 18 «Предельные углеводороды» 1 час

Гомологический ряд алканов и циклоалканов. Химические свойства алканов и циклоалканов. Лабораторные способы получения алканов и циклоалканов. Вывод формулы вещества.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№13, №33): Свойства углеводородов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№22): Правила работы в химической лаборатории.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№40): вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 19 «Алкены» 1 час

Гомологический ряд алкенов. Химические свойства алкенов. Применение и способы получения алкенов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№3, №13): Свойства углеводородов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№32): Качественные реакции органических и неорганических соединений.

Тема 20 «Непредельные углеводороды» 1 час

Особенности химических свойств сопряженных алкадиенов. Способы получения сопряженных диеновых углеводородов. Строение, номенклатура и изомерия алкинов. Химические свойства алкинов. Получение и применение алкинов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№13; В7-33): Свойства углеводородов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (В6 - 32): Качественные реакции органических и неорганических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С3 -38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 21 «Ароматические углеводороды» 1 час

Гомологический ряд аренов. Взаимное влияние атомов на примере замещения аренов. Химические свойства аренов. Применение и получение аренов. ОВР в органической химии. Определение степени окисления углерода в органических соединениях.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№13; В7-33): Свойства углеводородов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№32): Качественные реакции органических и неорганических соединений.

Тема 22 «Спирты и фенолы» 1 час

Строение, классификация и номенклатура спиртов. Химические свойства спиртов. Химические свойства фенола. Получение и применение фенола и его гомологов. Ароматические спирты. Фенолы.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№14; В7-34): Характерные свойства спиртов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (В6 - 32): Качественные реакции органических и неорганических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С3 -38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 23 «Альдегиды и кетоны» 1 час

Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Химические свойства карбонильных соединений. Получение и применение альдегидов и кетонов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№15; В7-34): Характерные свойства альдегидов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (В6 - 32): Качественные реакции органических и неорганических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С3 -38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 24 «Карбоновые кислоты и их производные» 1 час

Строение и номенклатура карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры и масла. Способы получения органических веществ. Мыла. СМС. Соли карбоновых кислот.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С3 -38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 25 «Углеводы» 1 час

Классификация, строение и биологическая роль углеводов. Моносахариды: строение, изомерия, свойства. Дисахариды. Полисахариды.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№5): Характерные свойства углеводов

Решение типовых заданий ЕГЭ (С3 -38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 26 «Азотсодержащие соединения» 1 час

Амины. Анилин. Нитросоединения. Аминокислоты. Химические свойства аминокислот. Получение и применение аминокислот. Химические свойства аминов.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С3 -38): Взаимосвязь органических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 27 «Идентификация и обнаружение соединений» 1 час

Способы разделения смесей. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Генетические ряды химических соединений. Именные реакции в органической химии. Окраска пламени солей металлов. Правила работы в химической лаборатории. Органический синтез: основы. Способы получения органических веществ. Качественные реакции на органические вещества.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№22): Правила работы в химической лаборатории.

Решение типовых заданий ЕГЭ (В6 - 32): Качественные реакции органических и неорганических соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№37): Взаимосвязь неорганические соединений.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№38): Взаимосвязь органических соединений.

Тема 28 «Химическое производство» 1 час

Научные принципы организации химического производства. Получение и применение металлов. Производство метанола. Производство серной кислоты. Производство азотной кислоты. Производство аммиака. Производство пластмасс. Производство синтетических каучуков и резины. Промышленное производство синтетических волокон.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№23): Химическое производство (металлургия, полимеры, пластмассы, каучуки, метанол, аммиак, серная кислота)

Тема 29 «Алгоритмы расчетов» 1 час

Массовая доля элемента. Массовая доля вещества. Концентрация растворов. Расчеты по химическим уравнениям. Расчеты по термохимическим уравнениям. Вывод формулы вещества.

Решение типовых заданий ЕГЭ (№24-26): Расчеты с использованием массовой доли, расчеты по химическим и термохимическим уравнениям, соотношение газов.

Решение типовых задач ЕГЭ (№39): Расчеты по химическим уравнениям.

Решение типовых заданий ЕГЭ (С5 - 40): Вывод молекулярной формулы вещества.

Тема 30 «Решение «сложных» задач ЕГЭ» 2 часа

Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. Решение цепочек по неорганической химии.

Решение типовых задач ЕГЭ (№32-40)

Разбор демовариантов ЕГЭ.

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Строение атома

1

2

Периодический закон и периодическая система

1

3

Химическая связь

1

4

Химические уравнения и расчеты по ним

1

5

ОВР

1

6

Электролитическая диссоциация

1

7

Расчетные задачи

2

8

Химическая кинетика

1

9

Металлы

2

10

Неметаллы

2

11

Бинарные соединения

1

12

Кислоты

1

13

Основания

1

14

Соли

1

15

Взаимосвязь неорганических веществ

1

16

Органические вещества

1

17

Строение органических соединений

1

18

Предельные углеводороды

1

19

Алкены

1

20

Непредельные углеводороды

1

21

Ароматические углеводороды

1

22

Спирты и фенолы

1

23

Альдегиды и кетоны

1

24

Карбоновые кислоты и их производные

1

25

Углеводы

1

26

Азотсодержащие соединения

1

27

Идентификация и обнаружение соединений»

1

28

Химическое производство

1

29

Алгоритмы расчетов

1

30

Решение «сложных» задач ЕГЭ

2


Итого

34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


В результате изучения данного элективного курса по химии ученик должен:

знать /понимать:

  • признаки условия и сущность химических реакций.

  • химические свойства разных классов неорганических и органических соединений.

  • выявлять классификационные признаки веществ и реакций.

  • генетическую связь между основными классами органических и неорганических веществ

  • знать алгоритмы решения основных типов задач.


уметь:

  • сравнивать состав и свойства изученных веществ.

  • определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ; окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам соединений.

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.



Методическое обеспечение образовательной программы.

Представленный курс можно расценивать как динамичный тренинг интенсификации учебной деятельности при подготовке к ЕГЭ. В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности школьников. Содержание курса поможет учащимся подготовиться к сдаче экзамена. Отличительная особенность построения курса состоит в том, что предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для концентрации внимания вокруг наиболее общих для химии понятий с учетом возрастных особенностей учащихся – их конкретно образного мышления.

Программа построена с учетом следующих ведущих ориентиров:

  • принцип развивающего личностно-ориентированного обучения.

  • системное формирование знаний об основах науки химии, овладение способами добывания и творческого применения этих знаний.

  • развитие личности средствами предмета химии на основе умений и навыков учебно-познавательной деятельности.

К этому времени уже пройдена программа общей и неорганической химии. Учащиеся уже ознакомлены с основными свойствами неорганических веществ, типами расчетных задач. Это дает возможность на занятиях элективного курса закрепить и углубить полученные знания.


Перечень рекомендуемой литературы.

1.И.И.Новошинский , Н.С.Новошинская «Сборник самостоятельных работ по органической химии 11 класс» Москва «Русское слово» 2009год

2.И.И.Новошинский , Н.С.Новошинская « Типы химических задач и способы их решения 8-11 классы» Москва «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование» 2009 год

3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 2008год.

4. И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней шко лы. Москва. Новая волна. Издатель Умеренков., 2008год. 5. Хомченко Г. Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2007год



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!