СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса для 7 класса «Геометрия в задачах»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из пояснительной записки, имеется цель и задачи, планируемые результаты, содержание и КТП на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 7 класса «Геометрия в задачах»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе является изучение геометрии как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Геометрический материал позволяет опираться на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребёнка. Умение управлять образами является основополагающим для работы в геометрическом пространстве. О трудностях при обучении школьников геометрии мнения педагогов практически не расходятся: недостаточный уровень развития пространственного воображения не предоставляет возможность обучающимся мысленно «представлять» различные фигуры и конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях. Академик А. Д. Александров ставил развитие пространственного воображения на первое место не только в изучении геометрии, но и в большинстве видов человеческой деятельности.

Без практической работы ребенка с пространственными объектами (манипулирования ими, изменения их положения в пространстве, разъединения и соединения нескольких объектов в один) развитие пространственного воображения невозможно.

Целенаправленная работа по развитию пространственного воображения необходима уже у учащихся младших классов, так как является существенно важной для полноценного интеллектуального, эмоционального и эстетического развития детей. Расширив геометрическую линию курса математики, в частности включив дополнительные сведения о геометрии, геометрических фигурах, их свойствах, рассмотрение свойств многогранников. Все это обогатит пространственные представления учащихся, будет способствовать развитию пространственного мышления, а также повысит у них интерес к урокам математики. Соответственно, будет способствовать развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей (успешно написать самостоятельную или контрольную работу, сдать зачет) – все это никак не способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, задач, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса. Программа элективного курса предполагает решение большого количества геометрических задач как на плоскости, так и в пространстве, где постоянно требуется умение читать изображения фигур, мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

Так как геометрия считается одним из сложных предметов, то следует ей уделить большее внимание, поэтому данный курс направлен на повышение качества знаний по предмету, ликвидацию пробелов знаний учащихся. На занятиях много времени будет уделено развитию грамотной математической речи: работа с терминами, определениями. В течение курса обучающиеся должны расширить свои знания, начать подготовку к ГИА (ОГЭ).

Рабочая программа элективного курса «Геометрия в задачах» для обучающихся 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021 года и с учётом Примерной ООП ООО.

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.

Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.


Цель курса «Геометрия в задачах» - углубление и расширение знаний по курсу геометрии 7 класса у обучающихся, развитие интереса к предмету, любознательности, смекалки, повышение логической культуры и грамотности речи обучающихся.

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость);

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

Задачи изучения элективного курса «Геометрия в задачах»

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач.

  • Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, «в картинках», познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.

  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п.

  • Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.

  • Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.

Элективный курс «Геометрия в задачах» дополняет базовую программу, не нарушая её целостности, и предназначен для того, чтобы помочь учащимся научиться решать задачи нетрадиционными способами и более глубоко изучить традиционные разделы: начальные геометрически сведения, симметрия, треугольник, геометрические построения, решение задач базового уровня из ГИА (ОГЭ). На изучение данного курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год.

Предлагаемый элективный курс «Геометрия в задачах» позволит:

- создавать условия для формирования и развития у учащихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовиться к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ;

- выявить основные типы математических задач, вызывающих наибольшие затруднение у учащихся, и обобщить основные идеи, подходы и методы решения;

- развить умение ставить цели и планировать свою учебную деятельность;

- проводить анализ полученных результатов и намечать пути ликвидации пробелов в знаниях.

Организация на занятиях элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.

Методы и формы обучения определяются требованиями реализации ФГОС ООО нового поколения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения элективного курса:

 обучение через опыт и сотрудничество;

 интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);

 личностно - деятельностный и субъективный подходы (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Основными формами организации учебного процесса являются: лекции, семинары, практикумы, работа в малых группах, тренинги, проектная деятельность и самостоятельная работа учащихся.

Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень знаний и умений тестируемого. Каждая тема включает в себя: краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты. Основной тип занятий - практикум.

Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, собеседование, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение.

Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждой темы, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы.

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.

Показателем эффективности данного курса следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты

Личностные результаты освоения программы элективного курса «Геометрия в задачах» характеризуются:

  • Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

  • Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.)

  • Трудовое воспитание:

- установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

- осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

  • Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

  • Ценности научного познания:

- ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;

- овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;

- овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

  • Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  • Экологическое воспитание:

- ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты

Метапредметные результаты освоения программы элективного курса «Геометрия в задачах» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых, когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

  • выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),

  • выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,

  • аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

В результате изучения данного курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:

Обучающийся научится:

- определять основные геометрические понятия и получит представления о других;

- изображать знакомые фигуры по их описанию;

- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

- работать с измерительными и чертежными инструментами;

- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

- пользоваться геометрической символикой;

- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам.

Обучающийся получит возможность:

- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;

- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;

- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);

- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;

- умение анализировать свойства геометрических фигур;

- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии.



СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел 1. Наглядная геометрия (6 ч)

Зарождение и развитие геометрической науки. Пространство и размерность. Мир трех измерений. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.

Раздел 2. Практическая геометрия (21 ч)

Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Конструкции из треугольников. Египетский треугольник. Флексагон. Треугольник Пенроуза. Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения. Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы. Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. Правильные многогранники. Формула Эйлера. Геометрические головоломки. Геометрия танграмма. Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины. Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Площади фигур. Объемы тел. Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Деление окружности на части.

Раздел 3. Занимательная геометрия (7 ч)

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Решение занимательных геометрических задач. Задачи со спичками. Задачи, головоломки, игры.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п. п.

Учебная тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Наглядная геометрия

3,5

2,5

2

Практическая геометрия

6,5

14,5

3

Занимательная геометрия

1

6

4

ИТОГО

11

23











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по элективному курсу «Геометрия в задачах» для 7 класса

(1 час на 34 недели, всего 34 часа)


урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

теория

практика

Наглядная геометрия (6 ч)

1

Зарождение и развитие геометрической науки

1



2

Пространство и размерность. Мир трех измерений

0,5

0,5


3

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч

0,5

0,5


4

Угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы

0,5

0,5


5

Угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы

0,5

0,5


6

Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба

0,5

0,5


2. Практическая геометрия (21 ч)

7

Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба


1


8

Изображение куба и его сечений


1


9

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты


1


10

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты


1


11

Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника

1



12

Конструкции из треугольников. Египетский треугольник


1


13

Флексагон. Треугольник Пенроуза

0,5

0,5


14

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения

0,5

0,5


15

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения

0,5

0,5


16

Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы

0,5

0,5


17

Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы

0,5

0,5


18

Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса

1



19

Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса


1


20

Правильные многогранники. Формула Эйлера

0,5

0,5


21

Геометрические головоломки. Геометрия танграма


1


22

Геометрические головоломки. Геометрия танграма


1


23

Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины

0,5

0,5


24

Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур

0,5

0,5


25

Площади фигур. Практическая работа «Площадь»


1


26

Объемы тел. Практическая работа «Объемы»

0,5

0,5


27

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Деление окружности на части


1


3. Занимательная геометрия (7 ч)

28

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси

1



29

Решение занимательных геометрических задач


1


30

Решение занимательных геометрических задач


1


31

Задачи со спичками


1


32

Задачи, головоломки, игры


1


33

Задачи, головоломки, игры


1


34

Итоговое занятие


1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!