СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на работу с учащимися 14-17 лет. Включает в себя курс обучения 34 часов в год, т.е. 1 часа в неделю. Программа направлена на общекультурное и духовно-нравственное развитие личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Моя малая родина"»





Содержание


1. Пояснительная записка ……………………………………………........ 3

2. Введение ………………………………………………………………… 3-4

3. Актуальность программы ………………………………………...……. 4

4. Цели и задачи ……………………………………….…………………… 4-6

5. Учебно-тематический план программы ……………………………….. 6-8

6. Список литературы …..…………………………………………………. 9












































  1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая родина» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письма Министерства образования науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, Устава МОУ СШ № 42.

Программа рассчитана на работу с учащимися 14-17 лет. Включает в себя курс обучения 34 часов в год, т.е. 1 часа в неделю. Программа направлена на общекультурное и духовно-нравственное развитие личности.

В работе используются различные формы деятельности учащихся:

  • творческие проекты

  • дискуссии

  • мозговые штурмы

  • мастер-классы

  • выездные экскурсии

2. Введение


Туристско-краеведческая деятельность определяется как комплексное средство гармоничного развития обучающихся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий. Туристическое краеведение дает возможность расширить и обогатить знания учащихся о родных местах, привить им любовь и уважение к культуре Ярославского края.

Данная программа направлена на развитие образовательной культуры обучающихся.Она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, социально-ориентированное направления.

Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогает убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.

     Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.


3. Актуальность программы

Актуальность программы«Моя малая Родина»определяется:

- ростом интереса и внимания к историческому прошлому Ярославля и Ярославской области;

- предоставлением дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие познавательных и исследовательских способностей обучаемых;

- региональным заказом на увеличение информированности жителей об истории и культуре города Ярославля;

- популярностью среди родителей, являющихся заказчиком дополнительных образовательных услуг, запроса на краеведческую программу по истории и культуры Ярославской области;

- личностным заказом учащихся, их желанием к изучению истории культуры и памятникам архитектуры Ярославля и области.

Категория обучающихся

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте14-15 лет.

Категория обучающихся – без особых образовательных потребностей и без ОВЗ.


Направленность программы

Программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую направленность, так как изучает историю и значимые места г. Ярославля и Ярославской области.


4. Цель и задачи программы


Цель программы: формирование исторической культуры учащихся посредством музейной деятельности.


Задачи программы:


Обучающие:

- познакомить с историей и культурным наследием Ярославского края;

-сформировать представление о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.

- обучить архитектурным терминам через приобщение к туристско-краеведческой деятельности;

- обучить основам работы с материалом, необходимым для составления экскурсий.

Развивающие:

- развивать у обучающихся коммуникативные компетенции.

-Развивать навыки общения, оформления творческих работ.

-сформировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Воспитательные:

-формировать у обучающихся представление о ценности культурно-исторического наследия родного края;

-формировать интерес к исторической и культурной жизни г. Ярославля и Ярославской области.

-Способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.

- Воспитание позиции  исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.

- Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому,        настоящему и будущему.

Задачи программы

  1. Познакомить с историей и культурным наследием Ярославского края.

  2. Обучить архитектурным терминам через приобщение к туристско-краеведческой деятельности.

  3. Обучить основам работы с материалом, необходимым для составления экскурсий.

  4. Развивать у обучающихся коммуникативные компетенции.

  5. Формировать у обучающихся представление о ценности культурно-исторического наследия родного края.

  6. Формировать интерес к исторической и культурной жизни г. Ярославля и Ярославской области.


Ожидаемые результаты освоения программы

  1. Будут знать историю и культурные традиции Ярославского края.

  2. Будут владеть архитектурной терминологией через приобщение к туристско-краеведческой деятельности.

  3. Будут знать основы работы с материалом, необходимым для составления экскурсий.

  4. Будут развиты коммуникативные компетенции.

  5. Будет сформировано у обучающихся представление о ценности культурно-исторического наследия родного края.

  6. Будет сформирован интерес к исторической и культурной жизни г. Ярославля и Ярославской области.


Способы определения результативности


Мониторинг результатов образовательного процесса проводится в два этапа:

  1. Мониторинг результатов усвоения темы или разделов.

  2. Мониторинг результатов работы за год.

В качестве методов оценки результативности используются:

- тестирования на усвоение архитектурной терминологии православного храма;

- коллоквиумы по вопросам историческогокраеведения и культурному наследию Ярославского края;

- разработка и проведение экскурсий для других учащихся и родителей.


Отличительные особенности программы


Дети, проявляющие особый интерес к исследовательской деятельности и профессии экскурсовода, могут разрабатывать экскурсии для представления на областном и городском конкурсе экскурсоводов, ежегодно проводящемся в г. Ярославле. Лучшие экскурсии могут быть рекомендованы для использования в программе летних городских лагерей, а также для организации экскурсионной работы в школах и центрах дополнительного образования детей.

Режим организации занятий


Срок реализации программы – 1 год (34 академических часа).

Режим проведения учебных занятий – по 1 академических часа 1 раз в неделю.

Один академический час составляет – 45 минут.


Особенности комплектования групп

Наполняемость групп – 20-30 человек.

Состав групп – одновозрастной.

Условия приёма в группу – без отбора, добровольный.

Формы работы: занятия групповые, индивидуальные.

Формы организации занятий: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия. 


Формы аттестации обучающихся

- промежуточный;

- итоговый контроль.

Также проводятся творческие мастерские с использованием игр, творческие лаборатории, конкурсы.


5. Учебно–тематический план программы


Название тем


всего

Вводное занятие. Организационные вопросы.

Тест на определение уровня знаний истории родного края.

1

Особенности работы экскурсовода (гида), виды экскурсий

1

Основы риторики, ее разделы. Культура речи – знание фонетических, лексических и грамматических норм.

1

Композиция экскурсии. Составление вводной части экскурсии. Отработка базовых речевых оборотов для построения вводной части экскурсий.

1

Композиция экскурсии. Составление заключительной части экскурсии. Отработка базовых речевых оборотов для построения заключительной части экскурсий.

1

Отработка навыков подготовки экскурсий. Виртуальные экскурсии на тему «Значимые места в истории моей семьи», «Мой район», «Моя улица», «Мои любимые места в городе»

1

Основные этапы истории г. Ярославля. Посещение музея истории города.

1

Знакомство с архитектурными терминами.

1

Архитектурные стили. История и особенности. Здания Ярославля, построенные в различных архитектурных стилях.

1

Ярославль. Обзорная экскурсия по городу.

1

Ярославль. Спасский монастырь. Основные экспозиции.

1

Разработка и проведение обзорной экскурсии по городу.

1

Особенности ярославской храмовой архитектуры.

1

Церковь Ильи Пророка.

1

Ансамбль в Коровниках

1

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

1

Толжский монастырь

1

Урок-викторина по архитектуре храмов.

1

Ярославский Художественный музей

1

Музей музыки и времени

1

Знаменитые купцы и промышленники Ярославля.

1

Театры Ярославля. Деятельность Ф. Волкова

1

Посещение Тюза, спектакль, архитектура здания

1

Музыкальный Ярославль. Л.В. Собинов. Дом-музей Собинова.

1

Литературный Ярославль. Некрасовские места Ярославля:

Карабиха, Грешнево

1

Ярославские ученые и краеведы. Л.В. Сабанеев, Л.Н. Трефолев

1

Ярославская чайка. Музей «Космос»

1

Знаменитые Ярославцы-современники

1

Производство в Ярославле. Посещение завода Каматцу.

1

Свое производство. Ярмолпрод

1

Экологический Ярославль. Особенности расположения города

1

Проект по улучшению экологии в городе

1

Парки города, благоустройство, состояние парков

1

Составление и проведение авторских экскурсий.

Подведение итогов обучения.

1


ИТОГО

34

























6. Список литературы


Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Н.Ф.Радионовой, М.Р.Катуновой. СПб, 2005

Общие вопросы школьного краеведения. М., 1991 г.

Мельников А.Д. Школьные краеведы.// Преподавание истории в школе. 2003 г.№2.

Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев.// Воспитание школьников. 2001 г.№3

Коваленко И.Д. Методы исторического исследования. 2003г.

Экскурсовод с нуля. Секреты мастерства экскурсоводов для всех, Н.А. Мясникова

Повесть временных лет». М.; Л., 1950.

Мейерович М. Г. К вопросу о времени основания г. Ярославля. — В кн.: Краеведческие записки. Ярославль, 1960, вып. 4.
Мейерович М. Г. Так начинался Ярославль. — Вопросы истории. 1978, № 3.

Жельвис, Владимир Ильич. Прогулки по Ярославлю : путеводитель

Козлов, Павел Ильич. Ярославль : [путеводитель по памятникам культуры

Музей истории города Ярославля : путеводитель / ред. В. П. Алексеев ; сост. М. С. Тюнина

Болотцева, Ирина Петровна. Ярославская иконопись второй половины XVI–XVII веков

Иконы Ярославля 16–19 веков Ярославского художественного музея : кат. выст. / сост. и авт. кат. О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук

Преображенский, Гавриил Николаевич. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности : монография

Храмы Ярославля в фотографиях конца ХIХ – начала ХХ века / Гос. архив Яросл. обл. ;

Ф. Г. Волков и русский театр его времени : сб. материалов / отв. ред. Ю. А. Дмитриев.

Ярославский театр юного зрителя : Первое десятилетие / авт. текста Маргарита Ваняшова. - Ярославль, 1994.

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова : 250 лет творческого пути / [авт. М. Г. Ваняшова]. - Ярославль : Параллакс, 2000.

Воспоминания о Л. В. Собинове / [авт. вступ. ст. В. Лебедев ; ред. З. И. Цымбал]. – Ярославль.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!