Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………........ 3
2. Введение ………………………………………………………………… 3-4
3. Актуальность программы ………………………………………...……. 4
4. Цели и задачи ……………………………………….…………………… 4-6
5. Учебно-тематический план программы ……………………………….. 6-8
6. Список литературы …..…………………………………………………. 9
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая родина» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письма Министерства образования науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, Устава МОУ СШ № 42.
Программа рассчитана на работу с учащимися 14-17 лет. Включает в себя курс обучения 34 часов в год, т.е. 1 часа в неделю. Программа направлена на общекультурное и духовно-нравственное развитие личности.
В работе используются различные формы деятельности учащихся:
творческие проекты
дискуссии
мозговые штурмы
мастер-классы
выездные экскурсии
2. Введение
Туристско-краеведческая деятельность определяется как комплексное средство гармоничного развития обучающихся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий. Туристическое краеведение дает возможность расширить и обогатить знания учащихся о родных местах, привить им любовь и уважение к культуре Ярославского края.
Данная программа направлена на развитие образовательной культуры обучающихся.Она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, социально-ориентированное направления.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогает убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
3. Актуальность программы
Актуальность программы«Моя малая Родина»определяется:
- ростом интереса и внимания к историческому прошлому Ярославля и Ярославской области;
- предоставлением дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие познавательных и исследовательских способностей обучаемых;
- региональным заказом на увеличение информированности жителей об истории и культуре города Ярославля;
- популярностью среди родителей, являющихся заказчиком дополнительных образовательных услуг, запроса на краеведческую программу по истории и культуры Ярославской области;
- личностным заказом учащихся, их желанием к изучению истории культуры и памятникам архитектуры Ярославля и области.
Категория обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте14-15 лет.
Категория обучающихся – без особых образовательных потребностей и без ОВЗ.
Направленность программы
Программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую направленность, так как изучает историю и значимые места г. Ярославля и Ярославской области.
4. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование исторической культуры учащихся посредством музейной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с историей и культурным наследием Ярославского края;
-сформировать представление о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
- обучить архитектурным терминам через приобщение к туристско-краеведческой деятельности;
- обучить основам работы с материалом, необходимым для составления экскурсий.
Развивающие:
- развивать у обучающихся коммуникативные компетенции.
-Развивать навыки общения, оформления творческих работ.
-сформировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Воспитательные:
-формировать у обучающихся представление о ценности культурно-исторического наследия родного края;
-формировать интерес к исторической и культурной жизни г. Ярославля и Ярославской области.
-Способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
- Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.
- Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.
Задачи программы
Познакомить с историей и культурным наследием Ярославского края.
Обучить архитектурным терминам через приобщение к туристско-краеведческой деятельности.
Обучить основам работы с материалом, необходимым для составления экскурсий.
Развивать у обучающихся коммуникативные компетенции.
Формировать у обучающихся представление о ценности культурно-исторического наследия родного края.
Формировать интерес к исторической и культурной жизни г. Ярославля и Ярославской области.
Ожидаемые результаты освоения программы
Будут знать историю и культурные традиции Ярославского края.
Будут владеть архитектурной терминологией через приобщение к туристско-краеведческой деятельности.
Будут знать основы работы с материалом, необходимым для составления экскурсий.
Будут развиты коммуникативные компетенции.
Будет сформировано у обучающихся представление о ценности культурно-исторического наследия родного края.
Будет сформирован интерес к исторической и культурной жизни г. Ярославля и Ярославской области.
Способы определения результативности
Мониторинг результатов образовательного процесса проводится в два этапа:
Мониторинг результатов усвоения темы или разделов.
Мониторинг результатов работы за год.
В качестве методов оценки результативности используются:
- тестирования на усвоение архитектурной терминологии православного храма;
- коллоквиумы по вопросам историческогокраеведения и культурному наследию Ярославского края;
- разработка и проведение экскурсий для других учащихся и родителей.
Отличительные особенности программы
Дети, проявляющие особый интерес к исследовательской деятельности и профессии экскурсовода, могут разрабатывать экскурсии для представления на областном и городском конкурсе экскурсоводов, ежегодно проводящемся в г. Ярославле. Лучшие экскурсии могут быть рекомендованы для использования в программе летних городских лагерей, а также для организации экскурсионной работы в школах и центрах дополнительного образования детей.
Режим организации занятий
Срок реализации программы – 1 год (34 академических часа).
Режим проведения учебных занятий – по 1 академических часа 1 раз в неделю.
Один академический час составляет – 45 минут.
Особенности комплектования групп
Наполняемость групп – 20-30 человек.
Состав групп – одновозрастной.
Условия приёма в группу – без отбора, добровольный.
Формы работы: занятия групповые, индивидуальные.
Формы организации занятий: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия.
Формы аттестации обучающихся
- промежуточный;
- итоговый контроль.
Также проводятся творческие мастерские с использованием игр, творческие лаборатории, конкурсы.
5. Учебно–тематический план программы
№ | Название тем | |
всего |
| Вводное занятие. Организационные вопросы. Тест на определение уровня знаний истории родного края. | 1 |
| Особенности работы экскурсовода (гида), виды экскурсий | 1 |
| Основы риторики, ее разделы. Культура речи – знание фонетических, лексических и грамматических норм. | 1 |
| Композиция экскурсии. Составление вводной части экскурсии. Отработка базовых речевых оборотов для построения вводной части экскурсий. | 1 |
| Композиция экскурсии. Составление заключительной части экскурсии. Отработка базовых речевых оборотов для построения заключительной части экскурсий. | 1 |
| Отработка навыков подготовки экскурсий. Виртуальные экскурсии на тему «Значимые места в истории моей семьи», «Мой район», «Моя улица», «Мои любимые места в городе» | 1 |
| Основные этапы истории г. Ярославля. Посещение музея истории города. | 1 |
| Знакомство с архитектурными терминами. | 1 |
| Архитектурные стили. История и особенности. Здания Ярославля, построенные в различных архитектурных стилях. | 1 |
| Ярославль. Обзорная экскурсия по городу. | 1 |
| Ярославль. Спасский монастырь. Основные экспозиции. | 1 |
| Разработка и проведение обзорной экскурсии по городу. | 1 |
| Особенности ярославской храмовой архитектуры. | 1 |
| Церковь Ильи Пророка. | 1 |
| Ансамбль в Коровниках | 1 |
| Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове | 1 |
| Толжский монастырь | 1 |
| Урок-викторина по архитектуре храмов. | 1 |
| Ярославский Художественный музей | 1 |
| Музей музыки и времени | 1 |
| Знаменитые купцы и промышленники Ярославля. | 1 |
| Театры Ярославля. Деятельность Ф. Волкова | 1 |
| Посещение Тюза, спектакль, архитектура здания | 1 |
| Музыкальный Ярославль. Л.В. Собинов. Дом-музей Собинова. | 1 |
| Литературный Ярославль. Некрасовские места Ярославля: Карабиха, Грешнево | 1 |
| Ярославские ученые и краеведы. Л.В. Сабанеев, Л.Н. Трефолев | 1 |
| Ярославская чайка. Музей «Космос» | 1 |
| Знаменитые Ярославцы-современники | 1 |
| Производство в Ярославле. Посещение завода Каматцу. | 1 |
| Свое производство. Ярмолпрод | 1 |
| Экологический Ярославль. Особенности расположения города | 1 |
| Проект по улучшению экологии в городе | 1 |
| Парки города, благоустройство, состояние парков | 1 |
| Составление и проведение авторских экскурсий. Подведение итогов обучения. | 1 |
| ИТОГО | 34 |
6. Список литературы
Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Н.Ф.Радионовой, М.Р.Катуновой. СПб, 2005
Общие вопросы школьного краеведения. М., 1991 г.
Мельников А.Д. Школьные краеведы.// Преподавание истории в школе. 2003 г.№2.
Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев.// Воспитание школьников. 2001 г.№3
Коваленко И.Д. Методы исторического исследования. 2003г.
Экскурсовод с нуля. Секреты мастерства экскурсоводов для всех, Н.А. Мясникова
Повесть временных лет». М.; Л., 1950.
Мейерович М. Г. К вопросу о времени основания г. Ярославля. — В кн.: Краеведческие записки. Ярославль, 1960, вып. 4.
Мейерович М. Г. Так начинался Ярославль. — Вопросы истории. 1978, № 3.
Жельвис, Владимир Ильич. Прогулки по Ярославлю : путеводитель
Козлов, Павел Ильич. Ярославль : [путеводитель по памятникам культуры
Музей истории города Ярославля : путеводитель / ред. В. П. Алексеев ; сост. М. С. Тюнина
Болотцева, Ирина Петровна. Ярославская иконопись второй половины XVI–XVII веков
Иконы Ярославля 16–19 веков Ярославского художественного музея : кат. выст. / сост. и авт. кат. О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук
Преображенский, Гавриил Николаевич. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности : монография
Храмы Ярославля в фотографиях конца ХIХ – начала ХХ века / Гос. архив Яросл. обл. ;
Ф. Г. Волков и русский театр его времени : сб. материалов / отв. ред. Ю. А. Дмитриев.
Ярославский театр юного зрителя : Первое десятилетие / авт. текста Маргарита Ваняшова. - Ярославль, 1994.
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова : 250 лет творческого пути / [авт. М. Г. Ваняшова]. - Ярославль : Параллакс, 2000.
Воспоминания о Л. В. Собинове / [авт. вступ. ст. В. Лебедев ; ред. З. И. Цымбал]. – Ярославль.