СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образовательного курса «Маленький пермяк» (для учащихся 1 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

         Рабочая программа дополнительного образования  «Маленький пермяк» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

         Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам дети имеют  определённые представления о месте своего проживания, однако затрудняются в обобщении и систематизации краеведческой информации, не видят возможностей её применения в своей повседневной жизни.

         Для повышения мотивации учащихся начальной школы в освоении краеведческого материала, необходимо ввести занятия по историко-географическому краеведению.

         Рабочая программа «Маленький пермяк» направлена на овладение краеведческим материалом, на воспитание любви к малой родине, бережное отношение к культурному наследию края. Программа имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота.

         Программа «Маленький пермяк» предназначена для учащихся начальных  классов, занимающихся проектной деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образовательного курса «Маленький пермяк» (для учащихся 1 класса)»



















Программа

дополнительного образовательного курса

«Маленький пермяк»

(для учащихся 1 класса)







Общее количество часов на предмет:

1 час в неделю, всего 32 часа















Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пермяк» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам дети имеют определённые представления о месте своего проживания, однако затрудняются в обобщении и систематизации краеведческой информации, не видят возможностей её применения в своей повседневной жизни.

Для повышения мотивации учащихся начальной школы в освоении краеведческого материала, необходимо ввести занятия по историко-географическому краеведению.

Рабочая программа «Маленький пермяк» направлена на овладение краеведческим материалом, на воспитание любви к малой родине, бережное отношение к культурному наследию края. Программа имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота.

Программа «Маленький пермяк» предназначена для учащихся начальных классов, занимающихся проектной деятельностью.

Дополнительная образовательная программа «Маленький пермяк»

  • по содержанию имеет научно-познавательную направленность,

  • по функциональному предназначению - учебно-познавательную, проектную направленность,

  • по времени реализации – годичная (1 раз в неделю). Максимальное количество часов в году – 32.

Программа разработана на основе учебного пособия по краеведению Н.А. Князевой «Маленький пермяк».

Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Программа носит развивающий характер. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, доказывать верность своих идей.

Цель: развить у ребенка интерес к познанию, постижению своего родного края.

Задачи:

  • углублять и расширять знания учащихся по истории, культуре, природе, общественной жизни Пермского края;

  • развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома»;

  • познакомить младших школьников с произведениями детских писателей и поэтов родного края;

  • развивать креативные способности и умение самостоятельно работать с источниками;

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • развивать творческое воображение и фантазию детей;

  • воспитывать волевые качества, коммуникабельность, чувство коллективизма;

  • совершенствовать уровень накопительных практических навыков: побуждать к изобразительной деятельности, детскому дизайну.

Требования к уровню подготовки учащихся

Что должны знать и уметь учащиеся:

  • работать с первоисточниками;

  • составлять рассказ на основе услышанного;

  • оформлять фотоальбом экскурсий, прогулок;

  • применять полученные знания на практике.



Ожидаемые результаты реализации программы:

Курс программы «Маленький пермяк» поможет первокласснику к концу учебного года:

  • приобрести знания об истории, культуре, географии своего края через изучение достопримечательностей своего района, города;

  • развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

  • развить инициативу, активность, самостоятельность, самореализацию

  • познакомиться с литературой Прикамья и её авторами;

  • овладеть методами проектной деятельности;

  • собирать материал по данным темам, обобщать, делать выводы, защищать проектные работы;

  • принять участие в создании альбомов «Край, в котором я живу», «Пермские детские писатели» и др., выставок рисунков и поделок, в изготовлении газет, журналов, детских книжек – малышек для пополнения классной библиотеки.

Основные методы обучения:

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Практические

  • Экскурсии

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций Power Point

Формы и виды контроля.

Виды контроля

Формы, содержание и основные цели

Сроки

Вводный

Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ)

октябрь

Текущий

Выступление на празднике «День матери».

ноябрь

Презентация исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».

декабрь


Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели».

Викторина «Герои произведений пермских писателей»

февраль

Создание альбома «Птицы на улицах города Перми»

Создание газеты «Помогите птицам».

Создание фотоальбома «Камушка – красавица».

Создание книжки-малышки со стихами и рисунками о Каме.

Создание книжки-малышки «Букет» (рассказы о растительности Пермского края).

Викторина «Природа родного края».

апрель

Просмотр презентации «9 мая – День Победы», «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Изготовление открытки с поздравлением.

Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Фотовыставка на тему «День Победы»

май

Итоговый

Мероприятие на тему «Вечная память героям».

май

































































Учебно-тематическое планирование

п/п

Название тем

Количество часов

Форма занятий

Форма подведения итогов

всего

теория

практика

«Моя малая родина»

1.

«Страна, в которой я живу»

2

1

1

Беседа.

Слушание рассказа С. Романовского

«Русь»

Выставка рисунков на тему «Русь».

Викторина.

2.

«Город, в котором я живу».

2

1

1

Беседа.


Выставка рисунков.

Создание фотоальбома «Город, в котором я живу».

3.

«Район, в котором я живу»

1

1


Беседа.

Составлять рассказ на основе услышанного.


4.

«Улица, на которой я живу»

2

1

1

Беседа

Создание банка данных «Улица, на которой я живу».

Создание альбома

«Улица, на которой я живу»

Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ)

«Моя родословная»

5.

Имя твоё.

1

1


Беседа.

Создание альбома «Моё имя»

6.

Моя фамилия.

1

1


Беседа.

Создание альбома «Моя фамилия»

7.

Моя семья.


5

2

3

Беседа.

Составление схемы «Моя семья»

Подготовка к празднику.

Проведение праздника «День матери»


Составление родословной.

Составление с родителями календаря семейных праздников.

Изготовление фотоальбома «Школа моих родителей»

Выступление на празднике «День матери»


8.

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

2


2

Конкурс

Защита исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

«Пермские детские писатели»

9.

Знакомство с произведениями Е.Трутневой.

1

1


Беседа.

Заучивание стихов.

Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей.

Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей.

Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели»

10.

Знакомство с произведениями художника и писателя А.Тумбасова.

1

1


Беседа

Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей.

Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей.

Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели»

11.

Знакомство с произведениями Л.Кузьмина

2

1

1

Беседа.

Создание альбома.

Викторина.

Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей.

Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей.

Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели»

«Природа Прикамья»

12.

Птицы на улицах города.

2

1

1

Беседа.

Чтение рассказов.

Создание альбома.


Семейное чтение рассказов, стихов и загадок про птиц.

Экскурсия в зоопарк.

Создание альбома «Птицы на улицах города Перми»

Выставка рисунков, поделок из пластилина.

Создание газеты «Помоги птицам»

13.

«Кама - одна из крупных рек России»

2

1

1

Беседа.

Работа по карте.

Викторина.

Семейное чтение рассказов и стихов о Каме.

Выставка рисунков «Камушка-красавица».

Создание фотоальбома «Камушка – красавица».

Создание книжки-малышки со стихами и рисунками о Каме.

14.

«Зелёный наряд Перми»

2

1

1

Беседа

Чтение рассказов.

Семейное чтение на тему «Природа родного края» (стихи, рассказы)

Выставка рисунков.

Изготовление книжки-малышки «Букет» (рассказы о растительности Пермского края)

15.

Животный мир Пермского края.

2

1

1

Беседа.

Чтение рассказов и стихов.

Семейное чтение на тему «Животные родного края» (стихи, рассказы)

Выставка рисунков на тему «Кто в лесу живёт?»

Изготовление альбома «Кто в лесу живёт?»

16.

Викторина «Природа родного края»

1


1



«День Победы»

17.

День Победы.

3

2

1

Беседа.

Конкурс стихов на военную тему.

Участие детей и их родителей в празднике 9 Мая в городе.

Семейное чтение произведений на военную тему.

Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Фотовыставка.

Мероприятие на тему «Вечная память героям».



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание деятельности

Совместная работа с родителями

Дата

Применр

Фактич.

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


«Моя малая родина» ( 7 ч )



1, 2.

«Страна, в которой я живу»

Беседа об истории возникновении краеведения.

Беседа о стране, в которой мы живём.

Просмотр презентации «Наша страна – Россия»

Прослушивание рассказа С. Романовского «Русь».

Рисование рисунка к рассказу «Русь».

Вопросы и задания.



3,4

«Город, в котором я живу».




Беседа об истории города.

Просмотр презентации «Наш город Пермь».

Выставка рисунков «Мой город»

Создание фотоальбома «Город, в котором я живу» совместно с родителями.



5

«Район, в котором я живу»

Беседа об истории района.

Просмотр презентации «Дзержинский район».




6,7

«Улица, на которой я живу»

Беседа об истории улиц Дзержинского района.

Просмотр презентации

«Моя улица»


Семейно поисково-исследовательская работа «История моей улицы»

(Создание банка данных «Улица, на которой я живу»)

Создание альбома

«Улица, на которой я живу»

Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ)






«Моя родословная» ( 8 ч)


8.

Моё имя.




Беседа «Что означает моё имя?»


Работа с источниками.

Семейно поисково-исследовательская работа «История моего имени»

Создание альбома «Моё имя»



9.

Моя фамилия.




Беседа «Что означает моя фамилия?»

Работа с источниками.

Семейно поисково-исследовательская работа «История моей фамилии»

Создание альбома «Моя фамилия»



10,

11,

12.

13,

14.

Моя семья.

Летопись семьи.

Семейные традиции, праздники.

Праздник «День Матери»


Беседа «Кто твои родители?»

Беседа «Генеалогическое древо семьи»

Беседа «Мои родители учились в этой школе».


Составление схемы «Моя семья»

Традиции школы. Школьные увлечения моих родителей.


Составление родословной.

Составление с родителями календаря семейных праздников.

Фотоальбом «Школа моих родителей»

Подготовка к празднику (разучивание стихов, песен, сценок)





15,

16.

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

Беседа «Что такое биография»

Презентация исследовательских работ.







«Пермские детские писатели» (4 часа)



17.

Знакомство с произведениями Е.Трутневой.

Беседа на тему «Евгения Трутнева и её произведения»

Просмотр презентации «Евгения Трутнева»

Чтение стихов Е.Трутневой

«Мама», «Ходит-бродит осень», «Первая пороша», «Белкин дом», «Сказки», «Зелёный листик»

Семейное чтение стихов и рассказов пермских детских писателей.

Заучивание стихов.

Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей.

Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей.

Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели»



18.

Знакомство с произведениями художника и писателя А.Тумбасова.

Беседа «Анатолий Тумбасов»

Просмотр презентации «Анатолий Тумбасов».

Чтение рассказов А.Тумбасова.

«Облёт», «Драчун», «Вестник»», Шапки набекрень»



19,

20.

Знакомство с произведениями Л.Кузьмина

Беседа «Лев Кузьмин»

Просмотр презентации «Лев Кузьмин».

Чтение рассказов Л.Кузьмина.

«Бумажный самолётик», «Как до небес добраться», «Возвращение слона».

Викторина «Герои произведений пермских писателей»




«Природа Прикамья» ( 9 ч )



21,

22.

Птицы на улицах города.

Беседа «Птицы на улицах города», «Птицы в опасности»

Просмотр презентации «Птицы нашего края».

Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

Чтение рассказа Л.Еремеевой «Звоночки прилетели», стихотворения В.Молодцова «Скворушка»

«Это интересно»

Рисование на тему «Птицы Пермского края»

Семейное чтение рассказов, стихов и загадок про птиц.

Экскурсия в зоопарк.

Создание альбома «Птицы на улицах города Перми»

Выставка рисунков, поделок из пластилина.

Создание газеты «Помоги птицам»





23,

24.

«Кама - одна из крупных рек России»

Беседа «Рождение реки»

Просмотр презентации на тему «Кама – одна крупных рек России»

Проследить по карте Пермского края путь реки Камы, найти города, названные в беседе.

Чтение стихотворения Б.Ширшова «Рождение реки».

«Это интересно»

Рисование на тему «Камушка-красавица».

Викторина.

Семейное чтение рассказов и стихов о Каме.

Выставка рисунков «Камушка-красавица».

Создание фотоальбома «Камушка – красавица».

Создание книжки-малышки со стихами и рисунками о Каме.




25, 26.

«Зелёный наряд Перми»

Беседа «Пригородные пермские леса», «Деревья, кустарники, растущие в нашем дворе».

Просмотр презентации «Лесопарки Перми».

Чтение рассказа В.Боталова «Старая берёза».

«Это интересно»

Рисование на тему «Зелёный наряд Перми»

Прогулка с родителями с целью наблюдения за растениями.

Семейное чтение на тему «Природа родного края» (стихи, рассказы)

Выставка рисунков.

Изготовление книжки-малышки «Букет» (рассказы о растительности Пермского края)



27,

28.

Животный мир Пермского края.

Беседа «Животные Пермского края»

Беседа «Охраняется особо!»

Просмотр презентации «Кто в лесу живёт?»

Чтение рассказов и стихов о животных.

Просмотр презентации «Охраняется особо!».

Рисование на тему «Кто в лесу живёт?»

Семейное чтение на тему «Животные родного края» (стихи, рассказы)

Выставка рисунков на тему «Кто в лесу живёт?»

Изготовление альбома «Кто в лесу живёт?»



29.

Викторина «Природа родного края»







«День Победы» (3 часа)


30,

31,

32.

День Победы.

Беседа «9 мая – День Победы».

Беседа «Памятники Великой Отечественной

войны в Перми»

Просмотр презентации «9 мая – День Победы».

Чтение стихов на военную тему.

Просмотр презентации «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Изготовление открытки с поздравлением.

Рисование на тему «День Победы»

Выставка рисунков на тему «День Победы»

Мероприятие на тему «Вечная память героям»

Участие детей и их родителей в празднике 9 Мая в городе.

Семейное чтение произведений на военную тему.

Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Фотовыставка на тему

«День Победы»









Содержание программы (32 ч, 1 час в неделю)

Тема

Содержание

1.

«Моя малая родина» ( 7 ч )

История возникновения краеведения.

Понятие о краеведение, большой и малой Родине.

Столица нашей Родины.

Главный город Прикамья.

Мой город, район, улица.

Практические занятия:

Просмотр презентации «Наша страна – Россия», «Наш город Пермь», «Дзержинский район», «Моя улица»

Чтение рассказа С. Романовского «Русь».

Рисование к рассказу «Русь».

Создание фотоальбома «Город, в котором я живу» (совместно с родителями).

Семейно поисково-исследовательская работа «История моей улицы»

Создание банка данных «Улица, на которой я живу»

Создание альбома «Улица, на которой я живу»

Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ).

2.

«Моя родословная»

( 8 ч)

Происхождение моего имени, фамилии.

Мои родители. Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Школьные увлечения моих родителей. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

Разучивание стихов и песен о маме.

Практические занятия:

Семейно поисково-исследовательская работа «История моего имени, фамилии».

Составление родословной.

Составление с родителями календаря семейных праздников.

Составление фотоальбома «Школа моих родителей»

Создание альбома «Моё имя»

Презентация исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

3.

«Пермские детские писатели» (4 часа)

Биография пермских писателей.

Чтение стихов Е.Трутневой: «Мама», «Ходит-бродит осень», «Первая пороша», «Белкин дом», «Сказки», «Зелёный листик».

Чтение рассказов А.Тумбасова: «Облёт», «Драчун», «Вестник»», Шапки набекрень».

Чтение рассказов Л.Кузьмина: «Бумажный самолётик», «Как до небес добраться», «Возвращение слона».

Практические занятия:

Просмотр презентации «Евгения Трутнева», «Анатолий Тумбасова», «Лев Кузьмин».

Семейное чтение стихов и рассказов пермских детских писателей.

Заучивание стихов.

Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей.

Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей.

Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели»

Викторина «Герои произведений пермских писателей»

4.

«Природа Прикамья» ( 9 ч )


Птицы на улицах города. Птицы в опасности.

Кама - одна из крупных рек России.

Зелёный наряд Перми. Пригородные пермские леса. Деревья, кустарники, растущие в нашем дворе.

Животный мир Пермского края. Животные Пермского края. «Охраняется особо!»

Практические занятия:

Просмотр презентации «Птицы нашего края».

Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

Чтение рассказа Л.Еремеевой «Звоночки прилетели», стихотворения В.Молодцова «Скворушка»

Рисование на тему «Птицы Пермского края».

Просмотр презентации на тему «Кама – одна крупных рек России»

Проследить по карте Пермского края путь реки Камы, найти города, названные в беседе.

Чтение стихотворения Б.Ширшова «Рождение реки».

Рисование на тему «Камушка-красавица».

Просмотр презентации «Лесопарки Перми».

Чтение рассказа В.Боталова «Старая берёза».

Рисование на тему «Зелёный наряд Перми».

Просмотр презентации «Кто в лесу живёт?»

Чтение рассказов и стихов о животных.

Просмотр презентации «Охраняется особо!».

Рисование на тему «Кто в лесу живёт?»

Семейное чтение рассказов, стихов и загадок о природе.

Экскурсия в зоопарк.

Создание альбома «Птицы на улицах города Перми»

Создание газеты «Помогите птицам».

Создание фотоальбома «Камушка – красавица».

Создание книжек-малышек со стихами и рисунками о Каме, «Букет» (рассказы о растительности Пермского края).

Изготовление альбома «Кто в лесу живёт?»

Викторина «Природа родного края».

5.

«День Победы»

(3 часа)

9 мая – День Победы.

Памятники Великой Отечественной войны в Перми.

Оформление записей, фотоматериалов.

Практические занятия:

Просмотр презентации «9 мая – День Победы», «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Чтение стихов на военную тему.

Изготовление открытки с поздравлением.

Рисование на тему «День Победы».

Семейное чтение произведений на военную тему.

Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми»

Фотовыставка на тему «День Победы»

Мероприятие на тему «Вечная память героям».























Список литературы

  1. В.А.Верещагина Растения Прикамья: Учебное пособие.- Пермь: «Книжный мир», 2001

  2. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994

  3. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001

  4. Н.А.Князева «Маленький пермяк» Азбука краеведа 1 класс. Пермь: Книжный мир, 1997

  5. Н.А.Князева «Маленький пермяк» Азбука краеведа 2 класс. Пермь: Книжный мир, 2000

  6. Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы/Составители Н.П.Петрова, О.П.Суркова. – Пермь: «Книжный мир», 2000

  7. Произведения пермских писателей в начальной школе: Тексты и методические рекомендации для учителей начальной школы». – Пермь. ПОИПКРО. 1993

  8. Пермь от основания до наших дней: Исторические очерки /Науч.ред.М.Г.Нечаев.- Пермь: Книжный мир, 2000

  9. Прикамье. Век XX /Учебное пособие – Пермь, 1999

  10. Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми. Серебряный медведь на красном поле / Ред. Исаков Ю.Л., Чудинова М.В. – Пермь:ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008

  11. Твоё Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия/Е.А.Черных, Т.В. Похожаева – Пермь: Пушка, 2001

  12. Пермская область: Фотоальбом. – Пермь: Кн.издательство, 1988

  13. Золотые звезды Прикамья. Сборник. Изд.3, доп. Пермь, Кн. изд-во, 1974




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!