Программа дополнительного образовательного курса
«Маленький пермяк»
(для учащихся 1 класса)
Общее количество часов на предмет:
1 час в неделю, всего 32 часа
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пермяк» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам дети имеют определённые представления о месте своего проживания, однако затрудняются в обобщении и систематизации краеведческой информации, не видят возможностей её применения в своей повседневной жизни.
Для повышения мотивации учащихся начальной школы в освоении краеведческого материала, необходимо ввести занятия по историко-географическому краеведению.
Рабочая программа «Маленький пермяк» направлена на овладение краеведческим материалом, на воспитание любви к малой родине, бережное отношение к культурному наследию края. Программа имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота.
Программа «Маленький пермяк» предназначена для учащихся начальных классов, занимающихся проектной деятельностью.
Дополнительная образовательная программа «Маленький пермяк»
по содержанию имеет научно-познавательную направленность,
по функциональному предназначению - учебно-познавательную, проектную направленность,
по времени реализации – годичная (1 раз в неделю). Максимальное количество часов в году – 32.
Программа разработана на основе учебного пособия по краеведению Н.А. Князевой «Маленький пермяк».
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Программа носит развивающий характер. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, доказывать верность своих идей.
Цель: развить у ребенка интерес к познанию, постижению своего родного края.
Задачи:
углублять и расширять знания учащихся по истории, культуре, природе, общественной жизни Пермского края;
развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома»;
познакомить младших школьников с произведениями детских писателей и поэтов родного края;
развивать креативные способности и умение самостоятельно работать с источниками;
развивать навыки исследовательской работы;
развивать творческое воображение и фантазию детей;
воспитывать волевые качества, коммуникабельность, чувство коллективизма;
совершенствовать уровень накопительных практических навыков: побуждать к изобразительной деятельности, детскому дизайну.
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся:
работать с первоисточниками;
составлять рассказ на основе услышанного;
оформлять фотоальбом экскурсий, прогулок;
применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Курс программы «Маленький пермяк» поможет первокласснику к концу учебного года:
приобрести знания об истории, культуре, географии своего края через изучение достопримечательностей своего района, города;
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
развить инициативу, активность, самостоятельность, самореализацию
познакомиться с литературой Прикамья и её авторами;
овладеть методами проектной деятельности;
собирать материал по данным темам, обобщать, делать выводы, защищать проектные работы;
принять участие в создании альбомов «Край, в котором я живу», «Пермские детские писатели» и др., выставок рисунков и поделок, в изготовлении газет, журналов, детских книжек – малышек для пополнения классной библиотеки.
Основные методы обучения:
Формы и виды контроля.
Виды контроля | Формы, содержание и основные цели | Сроки |
Вводный | Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ) | октябрь |
Текущий | Выступление на празднике «День матери». | ноябрь |
Презентация исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа». | декабрь |
Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели». Викторина «Герои произведений пермских писателей» | февраль |
Создание альбома «Птицы на улицах города Перми» Создание газеты «Помогите птицам». Создание фотоальбома «Камушка – красавица». Создание книжки-малышки со стихами и рисунками о Каме. Создание книжки-малышки «Букет» (рассказы о растительности Пермского края). Викторина «Природа родного края». | апрель |
Просмотр презентации «9 мая – День Победы», «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Изготовление открытки с поздравлением. Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Фотовыставка на тему «День Победы» | май |
Итоговый | Мероприятие на тему «Вечная память героям». | май |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название тем | Количество часов | Форма занятий | Форма подведения итогов |
всего | теория | практика |
«Моя малая родина» |
1. | «Страна, в которой я живу» | 2 | 1 | 1 | Беседа. Слушание рассказа С. Романовского «Русь» | Выставка рисунков на тему «Русь». Викторина. |
2. | «Город, в котором я живу». | 2 | 1 | 1 | Беседа. | Выставка рисунков. Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». |
3. | «Район, в котором я живу» | 1 | 1 | | Беседа. | Составлять рассказ на основе услышанного. |
4. | «Улица, на которой я живу» | 2 | 1 | 1 | Беседа | Создание банка данных «Улица, на которой я живу». Создание альбома «Улица, на которой я живу» Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ) |
«Моя родословная» |
5. | Имя твоё. | 1 | 1 | | Беседа. | Создание альбома «Моё имя» |
6. | Моя фамилия. | 1 | 1 | | Беседа. | Создание альбома «Моя фамилия» |
7. | Моя семья. | 5 | 2 | 3 | Беседа. Составление схемы «Моя семья» Подготовка к празднику. Проведение праздника «День матери» | Составление родословной. Составление с родителями календаря семейных праздников. Изготовление фотоальбома «Школа моих родителей» Выступление на празднике «День матери» |
8. | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | 2 | | 2 | Конкурс | Защита исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» |
«Пермские детские писатели» |
9. | Знакомство с произведениями Е.Трутневой. | 1 | 1 | | Беседа. | Заучивание стихов. Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей. Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели» |
10. | Знакомство с произведениями художника и писателя А.Тумбасова. | 1 | 1 | | Беседа | Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей. Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели» |
11. | Знакомство с произведениями Л.Кузьмина | 2 | 1 | 1 | Беседа. Создание альбома. Викторина. | Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей. Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели» |
«Природа Прикамья» |
12. | Птицы на улицах города. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Чтение рассказов. Создание альбома. | Семейное чтение рассказов, стихов и загадок про птиц. Экскурсия в зоопарк. Создание альбома «Птицы на улицах города Перми» Выставка рисунков, поделок из пластилина. Создание газеты «Помоги птицам» |
13. | «Кама - одна из крупных рек России» | 2 | 1 | 1 | Беседа. Работа по карте. Викторина. | Семейное чтение рассказов и стихов о Каме. Выставка рисунков «Камушка-красавица». Создание фотоальбома «Камушка – красавица». Создание книжки-малышки со стихами и рисунками о Каме. |
14. | «Зелёный наряд Перми» | 2 | 1 | 1 | Беседа Чтение рассказов. | Семейное чтение на тему «Природа родного края» (стихи, рассказы) Выставка рисунков. Изготовление книжки-малышки «Букет» (рассказы о растительности Пермского края) |
15. | Животный мир Пермского края. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Чтение рассказов и стихов. | Семейное чтение на тему «Животные родного края» (стихи, рассказы) Выставка рисунков на тему «Кто в лесу живёт?» Изготовление альбома «Кто в лесу живёт?» |
16. | Викторина «Природа родного края» | 1 | | 1 | | |
«День Победы» |
17. | День Победы. | 3 | 2 | 1 | Беседа. Конкурс стихов на военную тему. | Участие детей и их родителей в празднике 9 Мая в городе. Семейное чтение произведений на военную тему. Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Фотовыставка. Мероприятие на тему «Вечная память героям». |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание деятельности | Совместная работа с родителями | Дата |
Применр | Фактич. |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
| «Моя малая родина» ( 7 ч ) | | |
1, 2. | «Страна, в которой я живу» | Беседа об истории возникновении краеведения. Беседа о стране, в которой мы живём. | Просмотр презентации «Наша страна – Россия» Прослушивание рассказа С. Романовского «Русь». Рисование рисунка к рассказу «Русь». Вопросы и задания. | | | |
3,4 | «Город, в котором я живу». | Беседа об истории города. | Просмотр презентации «Наш город Пермь». Выставка рисунков «Мой город» | Создание фотоальбома «Город, в котором я живу» совместно с родителями. | | |
5 | «Район, в котором я живу» | Беседа об истории района. | Просмотр презентации «Дзержинский район». | | | |
6,7 | «Улица, на которой я живу» | Беседа об истории улиц Дзержинского района. | Просмотр презентации «Моя улица» | Семейно поисково-исследовательская работа «История моей улицы» (Создание банка данных «Улица, на которой я живу») Создание альбома «Улица, на которой я живу» Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ) | | |
| «Моя родословная» ( 8 ч) | |
8. | Моё имя. | Беседа «Что означает моё имя?» | Работа с источниками. | Семейно поисково-исследовательская работа «История моего имени» Создание альбома «Моё имя» | | |
9. | Моя фамилия. | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Работа с источниками. | Семейно поисково-исследовательская работа «История моей фамилии» Создание альбома «Моя фамилия» | | |
10, 11, 12. 13, 14. | Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции, праздники. Праздник «День Матери» | Беседа «Кто твои родители?» Беседа «Генеалогическое древо семьи» Беседа «Мои родители учились в этой школе». | Составление схемы «Моя семья» Традиции школы. Школьные увлечения моих родителей. | Составление родословной. Составление с родителями календаря семейных праздников. Фотоальбом «Школа моих родителей» Подготовка к празднику (разучивание стихов, песен, сценок) | | |
15, 16. | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Презентация исследовательских работ. | | | |
| «Пермские детские писатели» (4 часа) | | |
17. | Знакомство с произведениями Е.Трутневой. | Беседа на тему «Евгения Трутнева и её произведения» | Просмотр презентации «Евгения Трутнева» Чтение стихов Е.Трутневой «Мама», «Ходит-бродит осень», «Первая пороша», «Белкин дом», «Сказки», «Зелёный листик» | Семейное чтение стихов и рассказов пермских детских писателей. Заучивание стихов. Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей. Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели» | | |
18. | Знакомство с произведениями художника и писателя А.Тумбасова. | Беседа «Анатолий Тумбасов» | Просмотр презентации «Анатолий Тумбасов». Чтение рассказов А.Тумбасова. «Облёт», «Драчун», «Вестник»», Шапки набекрень» | | |
19, 20. | Знакомство с произведениями Л.Кузьмина | Беседа «Лев Кузьмин» | Просмотр презентации «Лев Кузьмин». Чтение рассказов Л.Кузьмина. «Бумажный самолётик», «Как до небес добраться», «Возвращение слона». Викторина «Герои произведений пермских писателей» | | |
| «Природа Прикамья» ( 9 ч ) | | |
21, 22. | Птицы на улицах города. | Беседа «Птицы на улицах города», «Птицы в опасности» | Просмотр презентации «Птицы нашего края». Прослушивание аудиозаписи голосов птиц. Чтение рассказа Л.Еремеевой «Звоночки прилетели», стихотворения В.Молодцова «Скворушка» «Это интересно» Рисование на тему «Птицы Пермского края» | Семейное чтение рассказов, стихов и загадок про птиц. Экскурсия в зоопарк. Создание альбома «Птицы на улицах города Перми» Выставка рисунков, поделок из пластилина. Создание газеты «Помоги птицам» | | |
23, 24. | «Кама - одна из крупных рек России» | Беседа «Рождение реки» | Просмотр презентации на тему «Кама – одна крупных рек России» Проследить по карте Пермского края путь реки Камы, найти города, названные в беседе. Чтение стихотворения Б.Ширшова «Рождение реки». «Это интересно» Рисование на тему «Камушка-красавица». Викторина. | Семейное чтение рассказов и стихов о Каме. Выставка рисунков «Камушка-красавица». Создание фотоальбома «Камушка – красавица». Создание книжки-малышки со стихами и рисунками о Каме. | | |
25, 26. | «Зелёный наряд Перми» | Беседа «Пригородные пермские леса», «Деревья, кустарники, растущие в нашем дворе». | Просмотр презентации «Лесопарки Перми». Чтение рассказа В.Боталова «Старая берёза». «Это интересно» Рисование на тему «Зелёный наряд Перми» | Прогулка с родителями с целью наблюдения за растениями. Семейное чтение на тему «Природа родного края» (стихи, рассказы) Выставка рисунков. Изготовление книжки-малышки «Букет» (рассказы о растительности Пермского края) | | |
27, 28. | Животный мир Пермского края. | Беседа «Животные Пермского края» Беседа «Охраняется особо!» | Просмотр презентации «Кто в лесу живёт?» Чтение рассказов и стихов о животных. Просмотр презентации «Охраняется особо!». Рисование на тему «Кто в лесу живёт?» | Семейное чтение на тему «Животные родного края» (стихи, рассказы) Выставка рисунков на тему «Кто в лесу живёт?» Изготовление альбома «Кто в лесу живёт?» | | |
29. | Викторина «Природа родного края» | | | | | |
| «День Победы» (3 часа) | |
30, 31, 32. | День Победы. | Беседа «9 мая – День Победы». Беседа «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» | Просмотр презентации «9 мая – День Победы». Чтение стихов на военную тему. Просмотр презентации «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Изготовление открытки с поздравлением. Рисование на тему «День Победы» Выставка рисунков на тему «День Победы» Мероприятие на тему «Вечная память героям» | Участие детей и их родителей в празднике 9 Мая в городе. Семейное чтение произведений на военную тему. Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Фотовыставка на тему «День Победы» | | |
Содержание программы (32 ч, 1 час в неделю)
№ | Тема | Содержание |
1. | «Моя малая родина» ( 7 ч ) | История возникновения краеведения. Понятие о краеведение, большой и малой Родине. Столица нашей Родины. Главный город Прикамья. Мой город, район, улица. Практические занятия: Просмотр презентации «Наша страна – Россия», «Наш город Пермь», «Дзержинский район», «Моя улица» Чтение рассказа С. Романовского «Русь». Рисование к рассказу «Русь». Создание фотоальбома «Город, в котором я живу» (совместно с родителями). Семейно поисково-исследовательская работа «История моей улицы» Создание банка данных «Улица, на которой я живу» Создание альбома «Улица, на которой я живу» Создание альбома «Мой край» (на основе семейно поисково-исследовательских работ). |
2. | «Моя родословная» ( 8 ч) | Происхождение моего имени, фамилии. Мои родители. Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Школьные увлечения моих родителей. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой. Разучивание стихов и песен о маме. Практические занятия: Семейно поисково-исследовательская работа «История моего имени, фамилии». Составление родословной. Составление с родителями календаря семейных праздников. Составление фотоальбома «Школа моих родителей» Создание альбома «Моё имя» Презентация исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» |
3. | «Пермские детские писатели» (4 часа) | Биография пермских писателей. Чтение стихов Е.Трутневой: «Мама», «Ходит-бродит осень», «Первая пороша», «Белкин дом», «Сказки», «Зелёный листик». Чтение рассказов А.Тумбасова: «Облёт», «Драчун», «Вестник»», Шапки набекрень». Чтение рассказов Л.Кузьмина: «Бумажный самолётик», «Как до небес добраться», «Возвращение слона». Практические занятия: Просмотр презентации «Евгения Трутнева», «Анатолий Тумбасова», «Лев Кузьмин». Семейное чтение стихов и рассказов пермских детских писателей. Заучивание стихов. Изготовление сборника любимых произведений пермских поэтов и писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям пермских детских писателей. Изготовление фотоальбома «Пермские детские писатели» Викторина «Герои произведений пермских писателей» |
4. | «Природа Прикамья» ( 9 ч ) | Птицы на улицах города. Птицы в опасности. Кама - одна из крупных рек России. Зелёный наряд Перми. Пригородные пермские леса. Деревья, кустарники, растущие в нашем дворе. Животный мир Пермского края. Животные Пермского края. «Охраняется особо!» Практические занятия: Просмотр презентации «Птицы нашего края». Прослушивание аудиозаписи голосов птиц. Чтение рассказа Л.Еремеевой «Звоночки прилетели», стихотворения В.Молодцова «Скворушка» Рисование на тему «Птицы Пермского края». Просмотр презентации на тему «Кама – одна крупных рек России» Проследить по карте Пермского края путь реки Камы, найти города, названные в беседе. Чтение стихотворения Б.Ширшова «Рождение реки». Рисование на тему «Камушка-красавица». Просмотр презентации «Лесопарки Перми». Чтение рассказа В.Боталова «Старая берёза». Рисование на тему «Зелёный наряд Перми». Просмотр презентации «Кто в лесу живёт?» Чтение рассказов и стихов о животных. Просмотр презентации «Охраняется особо!». Рисование на тему «Кто в лесу живёт?» Семейное чтение рассказов, стихов и загадок о природе. Экскурсия в зоопарк. Создание альбома «Птицы на улицах города Перми» Создание газеты «Помогите птицам». Создание фотоальбома «Камушка – красавица». Создание книжек-малышек со стихами и рисунками о Каме, «Букет» (рассказы о растительности Пермского края). Изготовление альбома «Кто в лесу живёт?» Викторина «Природа родного края». |
5. | «День Победы» (3 часа) | 9 мая – День Победы. Памятники Великой Отечественной войны в Перми. Оформление записей, фотоматериалов. Практические занятия: Просмотр презентации «9 мая – День Победы», «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Чтение стихов на военную тему. Изготовление открытки с поздравлением. Рисование на тему «День Победы». Семейное чтение произведений на военную тему. Создание альбома «Памятники Великой Отечественной войны в Перми» Фотовыставка на тему «День Победы» Мероприятие на тему «Вечная память героям». |
Список литературы
В.А.Верещагина Растения Прикамья: Учебное пособие.- Пермь: «Книжный мир», 2001
Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994
Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001
Н.А.Князева «Маленький пермяк» Азбука краеведа 1 класс. Пермь: Книжный мир, 1997
Н.А.Князева «Маленький пермяк» Азбука краеведа 2 класс. Пермь: Книжный мир, 2000
Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы/Составители Н.П.Петрова, О.П.Суркова. – Пермь: «Книжный мир», 2000
Произведения пермских писателей в начальной школе: Тексты и методические рекомендации для учителей начальной школы». – Пермь. ПОИПКРО. 1993
Пермь от основания до наших дней: Исторические очерки /Науч.ред.М.Г.Нечаев.- Пермь: Книжный мир, 2000
Прикамье. Век XX /Учебное пособие – Пермь, 1999
Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми. Серебряный медведь на красном поле / Ред. Исаков Ю.Л., Чудинова М.В. – Пермь:ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008
Твоё Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия/Е.А.Черных, Т.В. Похожаева – Пермь: Пушка, 2001
Пермская область: Фотоальбом. – Пермь: Кн.издательство, 1988
Золотые звезды Прикамья. Сборник. Изд.3, доп. Пермь, Кн. изд-во, 1974