СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Безопасное детство" 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Безопасное детство" 1-4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеощеобразовательная школа №3 села Шедок

муниципального образования Мостовский район








УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

протокол №1 от 31 августа 2018 г.

председатель педсовета

______________ О.В. Скрипник







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«Безопасное детство»





Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы);

Количество часов: 135; 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа.

Составители: Ермолаева Л.А, Малевина Н.В, Лисовец Т.И, Протченко И.Д., Абраменко И.С., Алексеева В.А., Андрейченко Г.С., Воробьева Л.С.


Программа разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А. Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.




Пояснительная записка


Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и педагогов, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избеганию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, педагогами и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность педагога к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Безопасное детство».

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.

  • сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.

Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с УМК «Гармония», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.

Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, парке, пришкольном участке.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:

Групповая. В течение всего периода обучения дети выполняют конкретные задачи, выполнения определенную работу, успех которой зависит от вклада каждого члена группы.

Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.

Исследовательская и проектная деятельность.

Программа является модульной и состоит из 4 модулей: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!» Программа рассчитана на 1 час в неделю, 1 класс- 33 часа, 2-4 по 34 часа.


Учебно-тематический план


п/п

Название модуля

Количество часов по годам обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Улица полна неожиданностей»

8

8

8

8

«Мир вокруг нас»

8

8

8

8

«Не шути с огнем»

8

8

8

8

«Внимание! Опасность!»

8

8

8

8

Итоговое занятие

1

2

2

2

Итого

33

34

34

34

Модуль 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.

Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.

Цель:

Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;

  • развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.

Модуль 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.

Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.

Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.

Задачи:

  • научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

  • сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.


Модуль 3. «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель:

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.


Задачи:

  • познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;

  • сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;

  • обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.


Модуль 4. «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Здесь многое зависит от родителей, педагогов школы, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.


Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.

Задачи:

  • показать связь дружбы и социального здоровья

  • описать различные влияния друзей друг на друга

  • познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению

  • показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения

  • познакомить с формами отказа.

Формы и методы работы:

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеучебной (внеурочной) деятельности:

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.

3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками


На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

На II уровне:

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми

Управление реализацией программы осуществляет зам. директора школы-интерната по воспитательной работе, классный руководитель.

В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждый модуль программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.

Результатом формирования личностных универсальных учебных действий будет являться умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основные результаты реализации программы оцениваются через:

  • анкетирование родителей и обучающихся;

  • мониторинг результатов обучения и личностного развития;

  • тесты на определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.

Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому модулю, составление памятки «Как не стать жертвой»).



Содержание (1 класс):

I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).

I.II. «Азбука поселка - с чем мы встречаемся на улице»:

1.2.1 Мы идем в школу (1 ч). Особенности микрорайона, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.

1.2.2 Наша улица. Поселок, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.

1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.

1.2.4 Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч).

1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».

1.2.6 Где можно играть? (2 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

1.2.7 Мы пассажиры (2 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.

1.2.8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (2 ч). Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.

II. «Мир вокруг нас».

II.I «Веселый рюкзачок»:

2.1.1 Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (1 ч). Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.

2.1.2 Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе (1 ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего. Виды и характер естественных препятствий.

2.1.3 Ориентирование на местности (1 ч). Карты. Ориентирование на местности по местным признакам.

III.I «Огонь – не вода, схватит, не выплывешь»:

3.1.1 Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.

3.1.2 Пожароопасные предметы (1 ч). Отчего может возникнуть пожар.

3.1.3 Правила поведения при пожаре в школе (1.5 ч). Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.

3.1.4 Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1.5 ч).

3.1.5 Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.

3.1.6 Экскурсия пожарную часть (1 ч). История пожарной части. Профессия пожарного. Почему телефон пожарной службы 01?

3.1.7 Обобщающее занятие за первый год обучения. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности за 1 год обучения.

IV.I «Это должны знать все»:

4.1.1 Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).

4.1.2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).

4.1.3 Правила поведении в подъезде (2 ч). Правила предосторожности.

4.1.4 Правила поведения «В гостях» (1 ч). Место пребывания в гостях и время возвращения.

4.1.5 Правила поведения «Один дома» (3 ч).

4.1.6 Обобщающее занятие за первый год обучения (1 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.

К концу 1 класса дети должны:

Знать:

  • предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.

  • сезонные признаки природы;

  • топографические знаки;

  • съедобные и несъедобные растения нашего края;

  • пожароопасные предметы;

  • правила поведения при пожаре в школе;

  • знать систему оповещения при пожаре;

  • номер пожарной службы.

  • как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.


Уметь:

  • найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.

  • преодолевать естественные препятствия;

  • оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;

  • вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.

  • проявлять заботу о личной гигиене;

  • стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;

оценивать свое поведение

  • эвакуироваться во время пожара в школе;

  • действовать при возникновении пожара.

  • сказать нет.


Содержание (2 класс):

I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство».

I.II. «Азбука поселка - с чем мы встречаемся на улице»:

1.2.1 Мы идем в школу (2 ч). Особенности микрорайона, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.

Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу.

1.2.2 Наша улица. Поселок, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.

1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.

1.2.4 Общие правила перехода улиц и дорог (2 ч).

Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.

1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».

1.2.6 Где можно играть? (1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

1.2.7 Мы пассажиры (1 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.

1.2.8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (2 ч). Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.

II. «Мир вокруг нас».

II.I «Веселый рюкзачок»:

2.1.1 Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (2 ч). Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.

Практическое занятие: распределение поручений работы в группе.

2.1.2 Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе (1ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего. Виды и характер естественных препятствий.

2.1.3 Ориентирование на местности (1 ч). Карты. Ориентирование на местности по местным признакам.

III.I «Огонь – не вода, схватит, не выплывешь»:

3.1.1 Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.

3.1.2 Пожароопасные предметы (2 ч). Отчего может возникнуть пожар.

Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах».

3.1.3 Правила поведения при пожаре в школе (2 ч). Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.

Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.

3.1.4 Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (2 ч).

Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».

3.1.5 Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.

Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».

3.1.6 Экскурсия пожарную часть (1 ч). История пожарной части. Профессия пожарного. Почему телефон пожарной службы 01?

3.1.7 Обобщающее занятие за первый год обучения. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности за 1 год обучения.

IV.I «Это должны знать все»:

4.1.1 Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).

4.1.2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).

4.1.3 Правила поведении в подъезде (1 ч). Правила предосторожности.

4.1.4 Правила поведения «В гостях» (1 ч). Место пребывания в гостях и время возвращения.

4.1.5 Правила поведения «Один дома» (2 ч).

4.1.6 Обобщающее занятие за первый год обучения (1 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.


К концу 2 класса дети должны:

Знать:

  • предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.

  • сезонные признаки природы;

  • топографические знаки;

  • съедобные и несъедобные растения нашего края;

  • пожароопасные предметы;

  • правила поведения при пожаре в школе;

  • знать систему оповещения при пожаре;

  • номер пожарной службы.

  • как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.


Уметь:

  • найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.

  • преодолевать естественные препятствия;

  • оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;

  • вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.

  • проявлять заботу о личной гигиене;

  • стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;

оценивать свое поведение

  • эвакуироваться во время пожара в школе;

  • действовать при возникновении пожара.

  • сказать нет.


Содержание 3 класс

I. «Улица полна неожиданностей». (1 ч.)

I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство».

I.II. «Школа пешехода приглашает в Автоград»: (7 ч.)

1.2.1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге (1 ч). Повторение правил дорожного движения, изученные за 2 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.

1.2.2 Элементы улиц и дорог (1 ч). Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч).

1.2.4 Правила перехода улиц и дорог (1 ч). Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).

1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.

1.2.6 Обязанности пассажиров (1 ч). Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.

1.2.7 Обобщающее занятие (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Автоград-город дисциплинированных!»

II. Раздел 1. Правила общения (8 часов)

2.1.1 Узнай себя. (1ч.)

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

2.1.2. Слова приветствия (1ч.)

Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

2.1.3. Толерантность (1ч.)

Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».

2.1.4. Веселые правила хорошего тона. (1ч.)

Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

2.1.5. Дружим с добрыми словами. (1ч.)

Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

2.1.6. Умеем общаться. (1ч.)

Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

2.1.7. Слово утешает. (1ч.)

Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.

2.1.8 Обращение к собеседнику. (1ч.)

Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

III. «Не шути с огнем». (8 ч.)

III.I «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»:

3.1.1 Правила пожарной безопасности в быту (1 ч). Можно ли играть со спичками? Почему детям нельзя включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? Где следует укрываться во время пожара. Что мы знаем о правильных действиях во время возникновения пожара?

Практическое занятие: проведение игры «Если возник пожар».

3.1.2 Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». (1 ч). Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре в квартире.

3.1.3 Осторожно электричество (1 ч). Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Первая помощь при поражении электрическим током.

3.1.4 Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».

3.1.5 Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах (2 ч). Ожоги. Причины возникновения ожогов. Степени ожога. Как оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.

Практическое занятие: оказание первой помощи пострадавшему, ошпаренному кипятком; разбор ситуации «на пострадавшем горит одежда», что нужно сделать.

3.1.6 Составление памятки как, вести себя при пожаре (1 ч).

Практическое занятие: составление памятки, как вести себя при пожаре.

3.1.7 Итоговое занятие за второй год обучения - игра «Поле безопасных чудес» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Поле безопасных чудес».


IV. «Это должны знать все» (10 ч.)

IV.I «Почему на улице опасно»:

4.1.1. Если ты оказался на улице (2 ч). Подозрительные предметы, люди.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.2 Незнакомец (2 ч). К чему может привести знакомство и разговор с незнакомым человеком.

Практическое занятие: проведение игры «Хочу познакомиться».

4.1.3 Внимание! Опасно! (2 ч). Подозрительные предметы и люди в подъезде. Виды подозрительных предметов. Правила поведения.

Практическое занятие: проведение игры «Внимание, черепаха!»

4.1.4 Если беда случилась (2 ч). Средства самозащиты: сумка, ключи от дома, газовый баллончик…

Практическое занятие: проведение тренинга специалистом по самообороне.

4.1.5 Итоговое занятие за второй год обучения (2 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Я-спасатель».


К концу 3 класса дети должны:

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса.

  • природные и климатические особенности родного края;

  • топографические знаки;

  • правила укладки рюкзака.

  • правила пожарной безопасности в быту;

  • правила безопасного обращения с электроприборами;

  • подручные средства защиты.


Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части; перейти улицу, дорогу с односторонним движением; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин.

  • проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

  • сообщить о пожаре в службу 01.

  • уметь защитить себя на элементарном уровне подручными средствами.


Содержание 4 класс

I. «Улица полна неожиданностей». (10 ч.)

I.I. «Правила дорожного движения»:

1.1.1 Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство».

1.1.2 Экскурсия по поселку (1 ч).

Практическое занятие: Наблюдение за дорожным движением. Обеспечение безопасности пешеходов.

1.1.3. Виды транспортных средств (1 ч). Виды транспортных средств, их предназначение.

1.1.4 Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов и пассажиров (2 ч). Обязанности водителей. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.

1.1.5 Правила дорожного движения. Организация движения (1 ч).

1.1.6 Правила дорожного движения: Светофор (1 ч). Назначение светофора, значение его сигналов.

Практическое занятие: проведение игры «Светофорное регулирование».

1.1.7 Правила дорожного движения: дорожные знаки (1 ч). Назначение предупреждающих, запрещающих знаков.

Практическое занятие: проведение игры «Пять названий дорожных знаков».

1.1.8 Правила дорожного движения: обязанности пешеходов (1 ч). Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.

Практическое занятие: проведение викторины «Как ты знаешь Правила дорожного движения».

1.1.9 Итоговое практическое занятие по правилам безопасного поведения (1 ч).

Практическое занятие: решение задач Пети Светофорова.


II. «Мир вокруг нас». (9 ч.)

II.I «Путешествие в Экоград»:

1.2.1 Организация туристского путешествия на школьном автобусе в лес (2 ч). Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Обязанности пассажира.

Практическое занятие: проведение инструктажа «Правила перевозки обучающихся школьным автобусом». Поверка знаний правил дорожного движения на тему «Мы - пассажиры».

1.2.2 Экскурсия «Лес – природное сообщество» (1 ч). Знакомство детей с лесом как природным сообществом, экологический закон «Все со всем взаимосвязано».

Практическое занятие: проведение игры «Съедобные растения леса». Витамины для школьной столовой - сбор шиповника.

1.2.3 Особенности лыжных походов. Оказание первой доврачебной помощи (2 ч). Специфика лыжных путешествий. Экипировка лыжника-туриста. Оказание первой помощи при обморожении, переохлаждении. Предупреждение обморожения.

Практическое занятие: лыжная прогулка, оказание первой помощи при переохлаждении.

1.2.4 Весенняя прогулка «Идем по следу» (2 ч). Навыки пешего туризма. Меры безопасности на воде весной. Спасательные средства. Оказание первой помощи.

Практическое занятие: проведение весенней прогулки «Идем по следу». Подготовка материалов для школьного информационного уголка «Сам себе спасатель»: правила поведения на воде весной.

1.2.5 Обобщающее занятие за третий год обучения (2 ч).

Практическое занятие: игра на местности «Экологическая тропа».


III. «Не шути с огнем». (8 ч.)

III.I «Главный способ защиты от пожара самому не стать его причиной».

3.1 Смотр знаний «Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить» (1 ч).

Практическое занятие: решение теста.

3.2 Пожар в лесу. (1 ч). Виды и причины лесных пожаров. Борьба с пожаром.

3.3 Предупредим пожары от детской шалости (2 ч). Для чего нужны знаки. Знаки пожарной безопасности.

Практическое занятие: нарисуй знаки пожарной безопасности для дома.

3.4 Средства пожаротушения (2 ч). Доступные средства пожаротушения. Огнетушители.

Практическое занятие: проведение игры

3.5 Подготовка к проведению праздника – посвящения отряд «Юная пожарная дружина» (2 ч).

3.6 Практическое занятие: Праздник – посвящение отряд «Юная пожарная дружина».


IV. «Это должны знать все» (7 ч.)

IV.I «Один дома»:

4.1 Личная безопасность (1 ч). Модель поведения

Практическое занятие: тренинг со специалистом.

4.2 Стрельба в помещении (1 ч).

4.3 Личная безопасность в подъезде. Если ты оказался заложником (1 ч).

Практическое занятие: разбор ситуации «Захват заложника».

4.4 Личная безопасность в гостях (1 ч). Звонок в дверь.

Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Звонок в дверь».

4.5 Личная безопасность дома. Внимание – мошенники, воры (1 ч).

Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Поворот ключа в замочной скважине».

4.6 Обобщающее занятие за три года обучения (2 ч). Личная безопасность.

Практическое занятие: подготовка материалов «Внимание! Опасно!» для информационного стенда школы.


К концу 4 класса обучения дети должны:

Знать:

  • программные требования за курс обучения; значение и названия дорожных знаков и разметки, предусмотренные программой; правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях.

  • обязанности пассажира;

  • законы природы;

  • роль человека в природном равновесии;

  • меры безопасности на воде весной.

  • знаки пожарной безопасности;

  • средства пожаротушения.

  • как вести себя с непрошенными гостями;

  • знать правила поведения при захвате террористами;

  • телефоны экстренной службы.


Уметь:

  • уметь пользоваться общественным транспортом, переходить проезжую часть поселковой дороги после выхода из автобуса.

  • строить взаимоотношения со своим окружением.

  • оказывать первую помощь при охлаждении, обморожении;

  • уметь экипироваться для лыжного похода.

  • соблюдать правила пожарной безопасности на природе;

  • предотвратить пожар подручными средствами.






Литература

Для педагога:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.

  2. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)

  4. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.

  5. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982

  6. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.

  7. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -

М: Просвещение, 2003.

8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на

улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.

  1. Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.

  2. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

10.Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).

Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).

11.. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997

12.Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.

13. Полезные привычки/пособие для учителя-2000

14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель

Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981.


Для обучающихся:


  1. Завьялова О.Г. Азбука экологии.

  2. Энциклопедия «Все обо всем» М: «Слово АСТ», 1998.

  3. Настольные развивающие игры:

  • «Я – водитель»;

  • «Я – спасатель»;

  • «Я – доктор».

Приложение 1.

Опросник по изучению интересов.

  Для ответов на вопросы используйте такие обозначения:
Нравится “+”
Не нравится “-“


Ответить на вопрос: нравится ли вам…

1.Читать книги о природе?
2. Организовывать игры с одноклассниками
3. Знакомиться с жизнью растений?
4. Ходить в театры и на концерты?
5. Чинить бытовые электроприборы?
6. Слушать и смотреть передачи о новинках техники?
7. Ходить на экскурсии в природу, в походы?
8. Участвовать в общих делах класса?
9. Готовить пищу и наводить в доме порядок?
10. Шить и вышивать?
11. Чинить велосипед?
12. Мастерить кормушки для птиц?
13. Работать в огороде и саду?
14.Сочинять стихи или сказки?
15. Плести из бисера?
16. Заниматься с младшими школьниками?
17. Помогать по хозяйству?
18. Заниматься в вокальном, театральном или художественном кружке?
19. Участвовать в подвижных играх
20. Собирать модели машин, играть с техническим конструктором?
21. Посещать музеи и выставки?
22.Наблюдать за жизнью животных?
23. Изучать иностранный язык?
24. Возиться с маленькими детьми?
25. Заниматься в спортивных секциях?
26. Узнавать о новинках техники?
27. Обсуждать с товарищами спортивные соревнования?
28. Пользоваться энциклопедиями, справочниками?
29. Наблюдать за птицами?
30. Находить и наблюдать интересные явления в окружающем мире?
31. Делать утреннюю гимнастику?
32. Участвовать в художественной самодеятельности?
33. Участвовать в спортивных соревнованиях?

34. Читать детские познавательные журналы?

35. Проводить время в лесу?











Лист ответов

Фамилия, имя________________________________________________



5

1

2

4

8

10

19

6

35

34

21

9

14

25

11

22

7

23

12

15

27

20

29

16

34

13

18

31

26

30

26

28

17

32

33



Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном.

От нуля до 2 плюсов – зона слабо выраженного интереса, От 3 до 4 – средний интерес,5 – зона повышенного интереса.типе направленности интересов ребенка

Перечень столбиков, обозначающих тот или иной интерес:

1.Математика и техника.
2. Природа и естествознание
3. Коммуникативные интересы
4. Интеллектуальная сфера
5. Домашние обязанности и общественно полезный труд
6. Художественная деятельность
7. Спорт и физкультура.


Карта интересов



п/п

Ф.И. ребенка

математика и

техника

природа


коммуникативные

интеллектуальные


домашние обязанности

художественная


спорт и физкультура



























































































































































итого

2

6

4

4

5

4

7


5 баллов

Интерес ярко выражен, проявляется постоянно

3-4 балла

Интерес выражен неярко, проявляется редко

0-2 балла

Интерес не выражен неярко или проявляется очень редко



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!