Муниципальное образование «Иволгинский район»
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Поселья»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______ Басурманова О.Л. Протокол № __ от «_____»__________202__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ Поселья»: ________Цыдыпова Г.Р. «____» __________ 202___г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ Поселья» _________Ширапов Б.К. Приказ №____ от «____» ________ 202__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Алгебра»
Класс: 8А, 8Б, 8Г
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 3 ч./неделю, всего – 102 ч/год
Рабочую программу составил(ла): Буянтуева Г.В. учитель математики
Поселье,
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); закона «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями); постановления Правительства Республики Бурятия от 21.05.1996 г. №163 «Об утверждении Концепции национально-регионального компонента государственного стандарта образования»; с учетом Концепции математического образования и ориентирована на требования к результатам образования содержащимся в Примерной основной образовательной программе ООО, примерной авторской программы А.Г. Мерзляк , В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко: Математика: рабочие программы: 5-11 классы / - М.: Вентана-Граф, 2020, а также УМК Алгебра: 8 класс / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2020. Доминирующей идеей учебного курса алгебры является развитие и формирование универсальных учебных действий для основного общего образования, которые должны обеспечить формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и будут способствовать формированию ключевой компетенции - умению учиться.
Учебный курс алгебры 7-9 классов является базовым математического образования и развития школьников. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ Поселья», календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год для 8В класса, предусматривает обучение в объеме 3 часов в неделю, всего 102 часов в год (34 недели), соответствует базовому уровню изучения учебного материала.
Система учебников «Алгоритм успеха» (УМК Алгебра: 8 класс / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир) представляет собой целостную информационно-образовательную среду основной школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований ФГОС. В основе создания всех компонентов системы учебников лежат единые принципы построения предметного содержания и методического аппарата учебников, направленные на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, отраженные во ФГОС. Учебник состоит из 3 глав, 24 параграфов. После каждого параграфа предлагается система вопросов, контролирующих усвоение теоретического материала. Текст параграфа хорошо структурирован. Правила и наиболее важные математические утверждения выделены специальным образом. В каждом параграфе предлагаются решения типовых задач для данной темы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса «Алгебра»
Изучение алгебре по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
1) осознание значение математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, поводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о функциях и их свойствах;
6) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
- выполнять вычисления с действительными числами;
- решать уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
- использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
- проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-выполнять операции над множествами;
- исследовать функции и строить их графики;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
- решать простейшие комбинаторные задачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 8 КЛАССЕ
Обучающийся научится:
• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
• оперировать понятием «квадратный корень», применять его в вычислениях;
• выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
• выполнять разложение многочленов на множители.
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
• понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
• строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Обучающийся получит возможность:
• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
• развивать представление о множествах;
• развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Содержание учебного курса алгебры 8 класса
Повторение курса алгебры 7 класса (5 часов)
Рациональные выражения (36 часов)
Рациональные дроби.
Основное свойство рациональной дроби.
Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.
Умножение и деление рациональных дробей.
Возведение рациональной дроби в степень.
Тождественные преобразования рациональных выражений.
Равносильные уравнения.
Рациональные уравнения.
Степень с отрицательным целым показателем и её свойства.
Функция у= к/х и её график.
Квадратные корни. Действительные числа (25 часов)
Функция у=х2 и её график.
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
Множество и его элементы.
Подмножество. Операции над множествами.
Числовые множества.
Свойства арифметического квадратного корня.
Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Функция у= и её график.
Квадратные уравнения (26 часов)
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений.
Формула корней квадратного уравнения.
Теорема Виета.
Квадратный трёхчлен.
Решение уравнений, сводящихся к квадратным.
Рациональные уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Повторение (10 часов)
тематическое планирование
АЛГЕБРА 8А класс
3 часа в неделю, 102 часов в год
№ урока п/п | № урока по теме | Дата план | Дата факт | Тема урока, раздела | Кол-во часов |
Повторение курса алгебры 7 класс | 5 |
1 | 1 | 1-3.09 | | Линейное уравнение с одной переменной | 1 |
2 | 2 | 1-3.09 | | Целые выражения | 1 |
3 | 3 | 6-10.09 | | Функции | 1 |
4 | 4 | 6-10.09 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 |
5 | 5 | 6-10.09 | | Входная контрольная работа | 1 |
Рациональные выражения | 37 |
6 | 6-7 | 13- 17.09 | | Рациональные дроби. | 2 |
7 | 8-10 | 20-24.09 | | Основное свойство рациональной дроби | 3 |
8 | 11-14 | 27-1.10 | | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. | 4 |
9 | 15-19 | 4-15.10 | | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. | 5 |
10 | 20-22 | 18- 22.10 | | Умножение и деление рациональных дробей. | 3 |
11 | 23-24 | 25-29.10 | | Возведение рациональной дроби в степень. | 2 |
12 | 25-30 | 8-19.11 | | Тождественные преобразования рациональных выражений. | 6 |
13 | 31 | 22-26.11 | | Контрольная работа №1 | 1 |
14 | 32-34 | 22-26.11 | | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 3 |
15 | 35-37 | 29-03.12 | | Степень с отрицательным целым показателем и её свойства | 3 |
16 | 38-41 | 06-17.12 | | Функция у= к/х и её график. | 4 |
17 | 42 | 13-17.12 | | Контрольная работа №2 | 1 |
Квадратные корни. Действительные числа | 25 |
18 | 43-45 | 20-24.12 | | Функция у=х2 и её график. | 3 |
19 | 46-48 | 27-14.01 | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 3 |
20 | 49-50 | 17-21.01 | | Множество и его элементы | 2 |
21 | 51-52 | 17-21.01 | | Подмножество. Операции над множествами | 2 |
22 | 53-54 | 24-28.01 | | Числовые множества | 2 |
23 | 55-58 | 31-04.02 | | Свойства арифметического квадратного корня | 4 |
24 | 59-63 | 07-18.02 | | Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни | 5 |
25 | 64-66 | 21-25.02 | | Функция у= и её график | 3 |
26 | 67 | 28-4.03 | | Контрольная работа №3 | 1 |
Квадратные уравнения | 25 |
27 | 68-71 | 28-11.03 | | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. | 4 |
28 | 72-75 | 14-18.03 | | Формула корней квадратного уравнения | 4 |
29 | 76-78 | 21-24.03 | | Теорема Виета | 3 |
30 | 79-81 | 04-08.04 | | Квадратный трёхчлен | 3 |
31 | 82-86 | 11-22.04 | | Решение уравнений, сводящихся к квадратным | 5 |
32 | 87-91 | 18-29.04 | | Рациональные уравнений как математические модели реальных ситуаций. | 5 |
33 | 92 | 03-06.05 | | Контрольная работа №4 | 1 |
Повторение и систематизация пройденного материала | 10 |
34 | 93-94 | 03-06.05 | | Рациональные выражения | 2 |
35 | 95-96 | 10-13.05 | | Квадратные корни. Действительные числа | 2 |
36 | 97-98 | 10-13.05 | | Квадратные уравнения | 2 |
37 | 99-100 | 16-20.05 | | Итоговая контрольная работа. Повторение и систематизации учебного материала | 2 |
38 | 101-102 | 23-27.05 | | Обобщение и систематизация материала | 2 |
| | | | Всего | 102 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и Интернет-ресурсов:
Учебно-методическая литература:
Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир./ ФГОС. Алгоритм успеха. Математика 8 класс. Методическое пособие./ Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2020.
Рабочие программы по математике (5-11 кл.)/Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2020.
А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир./ ФГОС. Алгоритм успеха. Математика 8 класс. Учебник / Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2020.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. /Математика 8 класс. Дидактические материалы./ Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2020.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. /Математика 8 класс. Рабочие тетради./ Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2020.
Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс./ А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов / Москва. Издательство «Илекса».2018
Материально-техническое обеспечение: оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными изданиями, учебно-практическим, учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникативными средствами: проектор, интерактивная доска, компьютер, МФУ, флеш-накопители.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Федеральный государственный образовательный стандарт - https://fgos.ru/
Реестр примерных основных общеобразовательных программ - https://fgosreestr.ru/
Глоссарий ФГОС - https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html
Закон РФ «Об образовании» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Концепция математического образования - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/
Сайт издательского центра «Вентана-Граф» - https://rosuchebnik.ru/about/
Федеральный портал «Российское образование» - https://portalobrazovaniya.ru/?yclid=4544400445978205354
Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании» - http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/360/65360/36735
Всероссийский интернет-педсовет - https://pedsovet.org/beta
Перечень электронно-образовательных ресурсов - http://smollpo.edu22.info/documents/peretsen.pdf
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Российское образование. Федеральный портал - http://www.edu.ru/
В помощь учителю. Федерация интернет-образования - http://som.fio.ru/
Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников - http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1165
Учитель.ру – Федерация интернет-образования - http://teacher.fio.ru/
Электронные бесплатные библиотеки - http://allbest.ru/mat.htm
Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)- http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284
Математика online- http://mathem.by.ru/index.html
УРОК.РФ — педагогическое сообщество https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/
Он-лайн школа Фоксфорд - https://foxford.ru/
Interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы-https://interneturok.ru/
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/
10