СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс»

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего об­разования, отражающими индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возмож­ность достичь следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традици­онных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отноше­ния кживымобъектам;

  • формирование личностных представлений о ценно­сти природы, осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пре­делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старши­мии младшими в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуаль­ного и коллективного безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения кок­ружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и обще­ства; принятие ценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творче­ской деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мо­тивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельно­сти в процессе достижения результата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условийи тре­бований, корректировать свои действияв соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителеми сверстниками, ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования со­временных представлений о естественнонаучной кар­тине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости: овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биоло­гической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окру­жающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности чело­века в природе, влияние факторов риска на здоровье чело­века; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельно­сти людей, места и роли человека в природе, родства общ­ности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюде­ние и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объясне­ние их результатов;

  • формирование представлений о значении биологиче­ских наук в решении локальных и глобальных, экологиче­ских проблем, необходимости рационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.






















Содержание тем учебного курса биологии

8класс.68 ч (2ч в неделю)



темы

Тема

Количество

часов

Лабораторные работы

1

Общий обзор организма человека

5

Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Л/р №2«Клетки и ткани под микроскопом»

Практическая работа №1"Изучение мигательного рефлекса и его торможения"

2

Опорно- двигательная система

9

Л/р №3 "Строение костной ткани"

Л/р №4«Состав костей»

Практическая работа №2"Исследование строение плечевого пояса и предплечья"

Практическая работа №3"Изучение расположения мышц головы"

Практическая работа №4 "Проверка правильности осанки","Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника"

3

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7

Л/р №5 "Сравнение крови человека с кровью лягушки"

Практическая работа №5 "Изучение явления кислородного голодания"

Практическая работа №6 "Определение ЧСС, скорости кровотока", "Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу"

Практическая работа №7 "Доказательства вреда табакокурения"

Практическая работа №8 "Функциональная сердечно-сосудистая проба"

4

Дыхательная система

7

Л/р №6«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"

Л/р№7 " Дыхательные движения"

Практическая работа №9 "Измерение обхвата грудной клетки"

Практическая работа №10 "Определение запыленности воздуха"


5

Пищеварительная система.

7

Л/р №8.«Действие ферментов слюны на крахмал».

Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».

Практическая работа №11 "Определение местоположения слюнных желез"

6

Обмен веществ и энергии

3

Практическая работа №12 "Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки"

7

Мочевыделительная система.

2


8

Кожа

3


9

Эндокринная и нервная системы

5

Практическая №13 "Изучение действия прямых и обратных связей"

Практическая работа №14 "Штриховое раздражение кожи"

Практическая работа №15 "Изучение функций отделов головного мозга"

10

Органы чувств. Анализаторы.

6

Практическая работа №16 "Исследование реакции зрачка на освещенность"

Практическая работа №17 " Оценка состояния вестибулярного аппарата"

Практическая работа №18 "Исследование тактильных рецепторов"

11

Поведение человека и высшая нервная деятельность

9

Практическая работа №19 "Перестройка динамического стереотипа"

Практическая работа №20 "Изучения внимания"

12

Половая система. Индивидуальное развитие организма

3



Резерв рабочего времени

2



Итого

68






Содержание обучения


8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Тема 1. Организм человека. Общий обзор. ( 5 ч )


Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Органы, системы органов, организм.

 

Тема 2. Опорно-двигательная система.( 9 ч )

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7ч)

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно- сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Тема 4. Дыхательная система (7ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Тема 5. Пищеварительная система(7ч)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Тема 6.Обмен веществ и энергии (3ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Тема 7.Мочевыделительная система (2ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Тема 8. Кожа (3ч)


Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.


Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.


Тема 11.Поведение человека и высшая нервная деятельность (9ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Тема 12. Половая система Индивидуальное развитие организма (3ч)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

 














































































Календарно-тематический план

на 2019-2020 учебный год по биологии для 8 класса



Дата

Тема урока.


Тип урока.

Элементы содержания

Домашнее задание

План

Факт

Тема 1. Общий обзор организма человека

(5 ч., л/р - 2)



1.

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе

Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.


п.1,2



2.

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки

Л/р №1 "Действие каталазы на пероксид водорода"

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

П.3



3

Ткани организма человека


Л/р №2«Клетки и ткани под микроскопом»




Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

П.4



4

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов.

Практическая работа №1 "Изучение мигательного рефлекса и его торможения"


Строение организма человека: клетки, органы, системы органов. Рефлекс и рефлекторная дуга. Методы изучения живых организмов.

П.5



5

Обобщение и систематизация знаний по теме "Общий обзор организма человека"

Тема 2. Опорно-двигательная система.

(9 ч., л/р - 2)



6

Скелет. Строение, состав и соединение костей.


Л/р №3«Строение костной ткани»

Л/р №4«Состав костей»


Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость.

П.6



7

Скелет головы и туловища

Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее- и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

П.7



8

Скелет конечностей

Практическая работа №2"Исследование строения плечевого пояса и предплечья"

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних конечностей(плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению .

П.8



9

Первая помощь при повреждениях опорно- двигательной системы


Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС.

Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок.

П.9



10

Строение, основные типы и группы мышц

Практическая работа №3 "Изучение расположения мышц головы"

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.

П.10



11

Работа мышц

Мышцы- антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление

П.11



12

Нарушение осанки и плоскостопие

Практическая работа №4 "Проверка правильности осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника"

Опора и движение. Профилактика травматизма.Методы изучения организма.

П.12



13

Развитие опорно- двигательной системы

Опора и движение. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

П.13



14

Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно- двигательная система"

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7ч)



15

Значение крови и ее состав.


Л/р № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»


Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

П.14



16

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

П.15,16



17

Сердце. Круги кровообращения

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Строение и работа сердца

П.17



18

Движение лимфы

Практическая работа №5" Изучение явления кислородного голодания"

Лимфатические сосуды, узлы. Роль лимфы в организме

П.18



19

Движение крови по сосудам

Практическая работа №6" Определение ЧСС, скорости кровотока", "Исследование рефлекторного притока крови к мышцам"

Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно- сосудистой системы. Скорость кровотока. Пульс.


П.19



20

Регуляция работы органов кровеносной системы

Практическая работа №7 " Доказательства вреда табакокурения"

Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.

П.20



21

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа №8 "Функциональная сердечно-сосудистая проба"

Физические нагрузки и здоровье сердечно- сосудистой системы. Виды кровотечений

П.21,22

Тема 4. Дыхательная система (7ч)



22

Значение дыхательной системы. Органы дыхания

Дыхание. Строение органов дыхания

П.23



23

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Л/р №6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"

Газообмен в легких и тканях. Методы изучения живых организмов.

П.24



24

Дыхательные движения

Л/р №7 "Дыхательные движения"

Механизм вдоха и выдоха. Влияние курения на функции альвеол

П.25



25

Регуляция дыхания

Практическая работа №9 "Измерение обхвата грудной клетки"

Контроль дыхания центральной нервной системой. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр

П.26



26

Заболевания дыхательной системы

Практическая работа №10 " Определение запыленности воздуха"

Болезни органов дыхания. Рак легких. Значение флюорографии. Жизненная емкость легких

П.27



27

Первая помощь при повреждении дыхательных органов

Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землей. Искусственное дыхание.

П.28



28

Обобщение и систематизация знаний по темам "Внутренняя среда организма", "Дыхательная система

Тема 5. Пищеварительная система (7ч)



29

Строение пищеварительной системы

Практическая работа №11 "Определение местоположения слюнных желез"

Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.

П.29,30



30

Зубы

Строение зубного ряда. Смена зубов Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами

П.31



31

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Л/р №8 "Действие ферментов слюны на крахмал"

Л/р №9 "Действие ферментов желудочного сока на белки"

Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка.

П.32



32

Пищеварение в кишечнике

Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень. Толстая кишка, аппендикс и их функции

П.33



33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав

Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения

П.34



34

Заболевания органов пищеварения.

Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система"

Инфекционные заболевания желудочно- кишечного тракта и глистные заболевания. Пищеварительные отравления

П.35



35

Обобщение и систематизация знаний по темам 1-5

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3ч)



36

Обменные процессы в организме

Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен

П.36



37

Нормы питания

Практическая работа №12 "Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки"

Расход энергии в организме. Нормы питания. Калорийность пищи

П.37



38

Витамины

Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитоминоз. Источники витаминов

П.38

Тема 7. Мочевыделительная система (2ч)



39

Строение и функции почек

Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне

П.39



40

Заболевания органов мочевыделительной системы. Питьевой режим

Причины заболевания почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья.Обезвоживание

П.40

Тема 8. Кожа (3ч)



41

Значение кожи и ее строение

Функции кожных покровов. Строение кожи

П.41



42

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Инфекции кожи. Закаливание.

П.42,43



43

Обобщение и систематизация знаний по темам 6-8

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5ч)



44

Железы и роль гормонов в организме.


Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции. Гормоны.

П.44,45



45

Значение, строение и функции нервной системы

Практическая работа №13 "Изучение действия прямых и обратных связей"

Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы

П.46



46

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция

Практическая работа №14 "Штриховое раздражение кожи"





Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.


П.47,48



47

Спинной мозг





Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

П.49



48

Головной мозг

Практическая работа №15 "Изучение функций отделов головного мозга"



Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга.

П.50

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6ч)



49

Принцип работы органов чувств и анализаторов



Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы

П.51



50

Орган зрения и зрительный анализатор.

Практическая работа №16 "Исследование реакции зрачка на освещенность"


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения.

П.52



51

Заболевания и повреждения органов зрения






Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

П.53



52

Орган слуха и равновесия.

Их анализаторы

Практическая работа №17 " Оценка состояния вестибулярного аппарата"






Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Улитка. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат-орган равновесия.

П.54



53

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Практическая работа №18 " Исследование тактильных рецепторов"






Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

П.55



54

Обобщение и систематизация знаний по темам"Эндокринная и нервная системы" ,«Органы чувств. Анализаторы»

Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9ч)



55

Врожденные формы поведения


Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.

П.56



56

Приобретенные формы поведения

Практическая работа №19 "Перестройка динамического стереотипа"

Условные рефлексы и торможение рефлекса. Динамический стереотип

П.57



57

Закономерности работы головного мозга.




Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение.

П.58,59



58

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление




Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности и появлений речи и осознанных действий. Особенности мышления, его развитие. Память, виды.

П.60



59

Психологические особенности личности

Типы темперамента. Характер личности

П.61



60

Регуляция поведения

Практическая работа №20 " Изучение внимания"




Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

П.61



61

Режим дня.

Работоспособность. Сон и его значение



Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

П.62



62

Вред наркогенных веществ

Примеры наркогенных веществ. Поведение и психика человека. Вредные привычки

Доп. задания



63

Обобщение и систематизация знаний по теме "Поведение человека и высшая нервная деятельность"

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3ч)+2ч р.в.



64

Половая система человека. Заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путем.


Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

П.63,64



65

Развитие организма человека


Обобщение и систематизация знаний по теме "Половая система. Индивидуальное развитие организма"






Размножение и развитие. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ..

П.65-67



66

Итоговый контроль знаний по разделу "Человек и его здоровье"



67-68

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 8 класса















Использование учебного и программно-методического комплекса.


Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


Учебник: «Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2014 год.

Авторская программа:«Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.//«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2013

Электронные издания:

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!