Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»
Утверждаю
Директор ГКОУ СО «Серовский
детский дом-школа»
___________ С.В. Ахмедзянова
Протокол № _________ от
«____» ______________ 20__ г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
для обучающихся 3-4 классов по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР
2017-2019 учебный год
Учитель: Широкова Л.А.
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, разработана в соответствии с:
Законом № 273 –ФЗ от 29.12.2012г. « Об образовании в Российской Федерации";
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 от31.12.2015г. «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;
С учетом примерной авторской программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторВ.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н. Деменьтьевой, Н.Ф.Стефаненко "Русский язык" 1-4 классы»;
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» авторВ.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н. Деменьтьева, Н.Ф.Стефаненко
Место предмета в учебном плане: в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета«Русский язык» в 3-4 классах отводится по4 часа в неделю 136 часов в год.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
-устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
.
Обучающийся получить возможность научится:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
-строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научится:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
В результате изучения русского языка обучающиеся научатся:
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова»
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
Обучающийся научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание программы
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знаккак показатель мягкости предшествующего согласного звука.Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу,жи– ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи – ши,ча – ща, чу – щув положении под ударением;
- сочетания чк – чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Учебно- тематический план 3 класс
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14ч |
2 | Слово в языке и речи. | 20ч |
3 | Состав слова | 12 ч. |
4 | Правописание частей слова | 23 ч. |
5 | Части речи | 63 ч. |
6 | Повторение | 4 ч |
| Итог: | 136 Ч |
Учебно-тематический план 4 класс
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Повторение | 9 |
2 | Предложение | 7 |
3 | Слово в языке и речи | 17 |
4 | Имя существительное | 33 |
5 | Имя прилагательное | 24 |
6 | Личные местоимения | 6 |
7 | Глагол | 29 |
| Итог: | 136 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ | Тема | Содержание |
1 | Текст. Предложение. Словосочетание.(14) Виды речи | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Состав слова Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениям. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Применение правил правописания: не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь); |
2 | Для чего нужен язык? |
3 | Что такое текст? |
4 | Типы текстов |
5 | Что такое предложение? |
6 | Виды предложений по цели высказывания |
7 | Виды предложений по интонации |
8 | Что такое обращение? |
9 | Главные и второстепенные члены предложений |
10 | Упражнение в разборе предложений по членам предложений |
11 | Простое и сложное предложение |
12 | Что такое словосочетание? |
13 | Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» |
14 | Предложение. Словосочетание. Контрольный диктант. |
15 | Слово в языке и речи.(20) Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные |
16 | Синонимы и антонимы |
17 | Омонимы |
18 | Слово и словосочетание |
19 | Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) |
20 | Подробное изложение после зрительного восприятия текста |
21 | Слово в языке и речи. Проверочный диктант. |
22 | Части речи. Повторение. |
23 | Имя существительное. Местоимение |
24 | Части речи. Имя прилагательное |
25 | Части речи. Глагол. |
26 | Имя числительное как часть речи. |
27 | Однокоренные слова. |
28 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы. |
29 | Согласные звуки и буквы. |
30 | Упражнение в написании слов. |
31 | Разделительный мягкий знак. |
32 | Изложение повествовательного текста. |
33 | Однокоренные слова.корень слова. |
34 | Упражнение в написании корня в однокоренных словах. |
| |
| Состав слова(12) |
35 | Формы слова. Окончание. |
36 | Упражнение в нахождении окончаний |
37 | Обобщение знаний о корне и окончании. |
38 | Приставка. (общее понятие). |
39 | Приставка – значимая часть слова. |
40 | Обобщение знаний о роли приставок. |
41 | Суффикс (общее понятие). |
42 | Суффикс – значимая часть слова. |
43 | Образование слов с помощью суффиксов |
44 | Основа слова. |
45 | Упражнение в разборе слов по составу. |
46 | Развитие речи. Изложение. |
| |
| Правописание частей слова.(23) |
47 | Общее представление о правописании частей слова |
48 | Два способа проверки слов с безударными гласными в корне |
49 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
50 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне |
51 | Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными |
52 | Правописание слов с парными согласными в корне. |
53 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне в конце слова. |
54 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне в середине слова. |
55 | Составление текста по сюжетному рисунку |
56 | Правило проверки написания слов с непроверяемым согласным в корне |
57 | Упражнение в написании слов с непроверяемой согласной в корне |
58 | Правописание слов с непроверяемой согласной в корне |
59 | Правописание парных согласных. Проверочный диктант |
60 | Парные согласные. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
61 | Двойные согласные |
62 | Правописание слов в удвоенными согласными |
63 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» |
64 | Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек |
65 | Упражнение в правописании суффиксов |
66 | Правописание слов с приставками |
67 | Приставки и предлоги |
68 | Правописание приставок и предлогов. |
69 | Слова с разделительным твердым знаком |
| Части речи (63ч.) Имя существительное (26) |
70 | Имя существительное как часть речи |
71 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
72 | Изложение повествовательного текста |
73 | Собственные и нарицательные имена существительные |
74 | Изменение имен существительных по числам |
75 | Имена существительные , употребляемые в форме единственного числа. |
76 | Изменение имен существительных ,употребляемые в форме множественного числа. |
77 | Род имен существительных |
78 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. |
80 | Имена существительные общего рода |
81 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. |
82 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
83 | Род мен существительных. Проверочный диктант |
84 | Подробное изложение повествовательного текста. |
85 | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). |
86 | Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных. |
87 | Несклоняемые имена существительные. |
88 | Именительный падеж имен существительных. |
89 | Родительный падеж имен существительных. |
90 | Дательный падеж имен существительных. |
91 | Винительный падеж имен существительных. |
92 | Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных. |
93 | Творительный падеж имен существительных. |
94 | Предложный падеж имен существительных. |
95 | Подробное изложение повествовательного текста. |
96 | Обобщение знаний о падежах имен существительных. |
| Имя прилагательное(14) |
97 | Понятие об имени прилагательном как части речи |
98 | Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) |
99 | Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных. |
100 | Художественное и научное описание (общее знакомство) |
101 | Составление научного ( или художественного текста-описания растения. |
102 | Изменение имен прилагательных по родам |
103 | Изменение имен прилагательных по родам. Родовые окончания. |
104 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. |
105 | . Число имен прилагательных. |
106 | Изменение имен прилагательных по числам. |
107 | . Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера |
108 | Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) |
109 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных |
110 | Имя прилагательное. Контрольный диктант. |
111 | Местоимение(5) Личные местоимения (общее представление). |
112 | Личные местоимения третьего лица. |
113 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. |
114 | Обобщение знаний о местоимении. |
115 | Ознакомление с особенностями текста-письма. |
116 | Глагол(18) Понятие о глаголе как части речи. |
117 | Упражнение в определении лексического значения глагола. |
118 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. |
119 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
120 | Глаголы в неопределенной форме. |
121 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. |
122 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
123 | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. |
124 | Времена глаголов. |
125 | Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. |
126 | Изменение глаголов по временам. |
127 | Упражнение в изменении глагола по временам. |
128 | Подробное изложение повествовательного текста. |
129 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
130 | Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. |
131 | Частица не с глаголами. Правописание не с глаголами. |
| |
132 | Глагол. Контрольный диктант. |
| Повторение(4) |
133 | Разбор слов по составу. |
134 | Часть речи. Имя существительное. |
135 | Часть речи. Имя прилагательное. |
136 | Часть речи. Глагол. |
Тематическое планирование 4 класс |
1 | Повторение(9) Наша речь и наш язык. | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): |
2 | Текст. План текста |
3 4 | Типы текстов. Изложение повествовательного текста. |
5 | Предложение как единица речи. |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
7 | Обращение Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание. |
9 | Восстановление деформированного текста |
| |
| Предложение (7 часов) |
10 | . Однородные члены предложения (общее понятие) |
11 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. | изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. Лексика.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наречие. Значение и употребление в речи. Состав слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различениеоднокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений): сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. Развитие речи.Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Применение правил: разделительныеъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин); Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Развитие речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Различие падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. . Знакомство с основными видами изложений и(без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Применение правил правописания: безударные окончания имен прилагательных; . Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Морфологический разбор местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений), сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. Применение правил правописания: не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться; безударные личные окончания глаголов; |
12 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
13 | Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» |
14 | Простые и сложные предложения Знаки препинания в сложном предложении. |
15 | Знаки препинания в сложном предложении. |
16 | Предложение. Контрольный диктант. |
| Слово в языке и речи (17 часов) |
17 | Лексическое значение слова |
18 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова |
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы |
20 | Фразеологизмы. |
21 | Части речи. |
22 | Части речи. Распознавание. |
23 | Части речи .Контрольное списывание |
24 | Часть речи. Наречие. |
25 | Наречие. Распознавание |
26 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова |
27 | Состав слова. Суффиксы и приставки Разбор слова по составу |
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов . |
29 | Упражнение в написании приставок и суффиксов |
30 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. |
31 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
32 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» |
| |
33 | Правописание гласных и согласных в корне. Контрольный диктант. |
| Имя существительное (33 часа) |
34 | Изменение имен существительных по падежам. |
35 | Признаки падежных форм имён существительных |
36 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей |
37 | Несклоняемые имена существительные. |
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных |
39 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения |
40 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» |
41 | 2-е склонение имён существительных |
42 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения |
43 | 3-е склонение имён существительных |
44 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения |
45 | Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» |
46 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных |
47 | Именительный и винительный падежи |
48 | Родительный падеж имен существительных. |
49 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных |
50 | Дательный падеж имен существительных. |
51 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже. |
52 | Творительный падеж имен существительных. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже |
53 | Предложный падеж имен существительных. |
54 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже |
55 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах |
56 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. |
57 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. |
58 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
59 | Контрольный диктант за первое полугодие. |
60 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. |
61 | Именительный падеж множественного числа. |
62 | Родительный падеж множественного числа. |
63 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных |
64 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
65 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа |
66 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа |
| Имя прилагательное(24) |
67 | Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных |
68 | Род и число имён прилагательных. |
69 | Имя существительное. Контрольный диктант. |
70 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе |
71 | Склонение имён прилагательных. |
72 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
73 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода |
74 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. |
75 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. |
76 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. |
77 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода |
78 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода |
79 | .Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания |
80 | Имя прилагательное .Контрольное списывание |
81 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе |
82 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. |
83 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. |
84 | Падежные окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. |
85 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
86 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
87 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. |
88 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
89 | Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
90 | Имя прилагательное. Контрольный диктант. |
| Личные местоимения (6 часов) |
91 | Роль местоимений в речи |
92 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица |
93 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
94 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа |
95 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. |
96 | Морфологический разбор местоимений. |
97 | Глагол(29) Глагол как часть речи. |
98 | Время глагола. |
99 | Изменение глаголов по временам. |
100 | Неопределённая форма глагола. |
101 | Контрольный диктант за третью четверть. |
102 | . Неопределённая форма глагола. |
103 | Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. Упражнение в образовании форм глаголов. |
104 | Изложение по самостоятельно составленному плану. |
105 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). |
106 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. |
107 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами. |
108 | .Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». |
109 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. |
110 | Спряжение глаголов в будущем времени. |
111 | Личные окончания глаголов I и II спряжений. |
112 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. |
113 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. |
114 | Безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени. |
115 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. |
116 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. |
117 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. |
118 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
119 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
120 | Правописание глаголов в прошедшем времени. |
121 | Глагол. Проверочная работа. |
122 123 | .Составление текста на спортивную тему Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола |
124 | Глагол. Контрольный диктант. |
125 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Морфологический разбор глагола. |
| Повторение (11 часов) |
126 | Наша речь и наш язык. |
127 | .Повторение по теме «Текст» |
128 | Повторение по теме «Предложение» |
129 | Контрольный диктант за год. |
130 | Повторение по теме «Имя существительное». |
131-132 | Орфограммы в значимых частях слова. |
133 | Изложение повествовательного текста. |
134-135 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». |
136 | Игра «Родное слово» |