СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа - 5-9 классы - биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - 5-9 классы - биология»

Приложение к ООП ООО Школы – интерната № 23 ОАО «РЖД»

г. Слюдянка, Иркутской области









Утверждена приказом директора

Школы-интерната №23

ОАО «РЖД» № 131 от 31. 08. 2020г.











Рабочая программа

по учебному предмету «биология»

для обучающихся 5-9 классов











Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5-9 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Школы-интерната № 23 ОАО "РЖД".


Планируемые результаты изучения предмета биология 5-9 классы

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

  • Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • фомирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости: овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных, экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы учащийся научится:

  • пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

  • выпускник овладеет системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

  • выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

  • выпускник приобретет навыки использования научно популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.


Планируемые предметные результаты

Биология. 5 класс

Обучающийся научится:

  • - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • - аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  • - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • - объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • - знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • - описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно­популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • - использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • - осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Биология. 6 класс

Обучающийся научится:

  • - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать,

  • -приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • -выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности;

  • - делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки:

  • -наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • -находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет- ресурсах,

  • -анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • - использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

  • -выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Биология. 7 класс.

Обучающийся научится:

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  • Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • -объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • -уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

  • -распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

Биология. 8 класс

Обучающийся научится:

  • - выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • - аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • -объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • - выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • - знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • - анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • - Описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • - находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно­популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • - находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • - анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • - создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • - работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Биология. 9 класс.

Обучающийся научится:

  • - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • - аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  • - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • - объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • - знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • - описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • - использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • - осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


























Содержание программы учебного предмета

Биология. 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)


Введение. Биология как наука (7 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работать в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов. Разнообразие живых организмов.


Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)

Устройство величительных приборов. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки.

Лабораторные работы:

1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов

4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи


Многообразие организмов (20 часов)

Классификация организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Строение и многообразие грибов.

Ботаника - наука о растениях. Характеристика царства Растения. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения.

Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Многообразие живой природы.

Лабораторые работы:

1. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

2. Строение зеленых водорослей




Содержание программы учебного предмета

Биология. 6 класс

(35 часов, 1 час в неделю)


Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (15 часов)

Обмен веществ – главный признак жизни. Почвенное питание растений.

Питание. Удобрения. Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические.

Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными. Растительноядные животные.

Дыхание растений, его сущность.

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Передвижение веществ у животных.

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемофилии и крови в транспорте веществ в организм животного и осуществлении связи между его организмами.

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

Выделение у животных.


Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (6 часов)

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножении.

Половое размножение.

Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.


Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (13 ч.)

Раздражимость – свойство живых организмов.

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Рефлекс – основа нервной регуляции.

Поведение.

Движение – свойства живых организмов.

Передвижение животных.

Организм – единое целое.

Регуляция жизнедеятельности организмов.

Охрана природы

 





















Содержание программы учебного предмета

Биология. 7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)


Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

Особенности, многообразие и классификация животных.

Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных.


Глава 1. Одноклеточные животные (4 часа)

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Общая характеристика одноклеточных. Корненожки.

Жгутиконосцы и инфузории.

Паразитические простейшие. Значение простейших.


Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (26 часов)

Организм многоклеточного организма. Общие сведения о животном мире.

Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип кольчатые черви. Классы кольчецов. Многообразие червей.

Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие иглокожих.

Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных.

Класс Насекомые. Общая характеристика. Многообразие насекомых Отряды насекомых.

Лабораторные работы:

  1. Изучение многообразия тканей животных

  2. Изучение пресноводной гидры

  3. Изучение внешнего строения дождевого червя.

  4. Строение раковин моллюсков

  5. Особенности строения ракообразных

  6. Изучение внешнего строения паука-крестовика.

  7. Изучение внешнего строения насекомых


Глава 3. Позвоночные животные (29 часов)


Тип Хордовые. Общая характеристика рыб. Классы рыб. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

Класс Земноводные. Многообразие земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Отряды пресмыкающихся. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Класс Птицы. Отряды птиц. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих. Домашние млекопитающие. Происхождение животных. Основные этапы эволюции животного мира.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения рыб.

  2. Изучение внешнего строения птиц


Глава 4. Экосистемы (8 часов)


Экосистемы. Среда обитания организмов.

Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы.

Искусственные экосистемы.












Содержание программы учебного предмета

Биология. 8 класс

70 часов (2 часа в неделю)


Введение. Наука о человеке (3 часа)

Науки о человеке и их методы.

Биологическая природа человека. Расы человека.

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.


Глава 1. Общий обзор организма человека (3часа)

Строение организма человека.

Строение организма человека.

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.

Лабораторная работа:

  1. Изучение микроскопического строения тканей организма человека.


Глава 2. Опора и движение (8 часов)

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Скелет человека. Соединения костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов

Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и её регуляция. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки, выявление плоскостопия

Лабораторные работы:

  1. Изучение микроскопического строения кости.

  2. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.


Глава 3. Внутренняя среда организма (5 часов)

Состав внутренней среды организма и её функции. Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Лабораторная работа:

Микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).


Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Лабораторные работы:

Измерение кровяного давления.

Самонаблюдение: Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.


Глава 5. Дыхание (4 часа)

Дыхание и его значение дыхания. Органы дыхания. Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Заболевания органов дыхания. Реанимация.

Лабораторные работы:

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Определение частоты дыхания.


Глава 6. Питание (6 часов)

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

Всасывание питательных веществ в кровь. Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторные работы:

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.


Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)

Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.


Глава 8. Выделение продуктов обмена (2 часа)

Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.


Глава 9. Покровы тела (4 часа)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожных покровов.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.


Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (7 часов)

Железы внешней секреции и их функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.


Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Лабораторные работы:

Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).


Глава 12. Психика и поведение человека (6 часов)

Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.


Глава 13. Размножение и развитие человека (4 часа)

Особенности размножения (воспроизведение) человека. Органы размножения. Оплодотворение. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.


Глава 14. Человек и окружающая среда (3 часа)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.






















Содержание программы учебного предмета

Биология. 9 класс

68 часов (2 часа в неделю)


Введение. Биология в системе наук (2 часа)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке (10 часов)

Цитология – наука о клетке. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клеточная теория. Химический состав клетки. Строение клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Лабораторные работы:

Строение клеток

.

Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Индивидуального развитие (онтогенеза) организма. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.



Глава 3. Основы генетики (10 часов)

Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторные работы:

Изучение изменчивости у растений и животных.

Изучение фенотипов растений.

Практическая работа:

Решение генетических задач.


Глава 4. Генетика человека (3 часа)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Лабораторная работа:

Составление родословных.


Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (4 часа)

Основы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развитияю


Глава 6. Эволюционное учение (9 часов)

Учение об эволюции органического мира. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Вид. Критерии вида. Видообразование.

Движущие силы и результаты эволюции.

Лабораторная работа:

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.


Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (19 часов)

Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы.

Влияние экологических факторов на организмы.

Экологическая ниша. Структура популяции. Типы взаимодействия популяций разных видов.

Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем.

Структура экосистем. Поток энергии и пищевые цепи. Искусственные экосистемы.

Экологические проблемы современности.

Лабораторные работы:

Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания.

Строение растений в связи с условиями жизни.

Описание экологической ниши организма.

Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума.



















Тематическое планирование 5 класс (1час в неделю)


урока

Тема урока

Количество часов

Введение. Биология как наука (7 часов)


Биология – наука о живой природе.


1

Методы изучения биологии.

Стартовая проверочная работа.

1

Как работают в лаборатории.


1

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.


1

Среды обитания живых организмов.


1

Разнообразие живых организмов.

Практическая работа № 1 «Осенние явления в жизни растений и животных.

1

Обобщающий урок. Тестирование.


1

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)


Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

1

Строение клетки.

Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

1

Пластиды.

Лабораторная работа .№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов»

1

Химический состав клетки.


2

Жизнедеятельность клетки.


1

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление.

Лабораторная работа .№4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

Обобщающий урок. Тестирование.


1

Глава 2. Многообразие организмов (20 часов)


Классификация организмов.


1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.


1

Роль бактерий в природе и жизни человека.



Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Шляпочные грибы.

Практическая работа .№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


1

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №5 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

1

Грибы-паразиты.


1

Обобщающий урок. Тестирование.


1

Ботаника - наука о растениях. Характеристика царства растения.


1

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей».

1

Лишайники. Многообразие и распространение лишайников.


1

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

1

Семенные растения. Тестирование.


1

Многообразие животного мира. Царство животных.


1

Подцарство одноклеточные.


1

Подцарство многоклеточные. Беспозвоночные животные.


1

Позвоночные животные.


1

Позвоночные животные. Тестирование.


1

Многообразие живой природы. Охрана природы.


1

Обобщающий урок. Итоговая контрольная работа.


1









Тематическое планирование 6 класс (1час в неделю)


урока

Тема урока

Количество часов

Глава 1. Жизнедеятельность организмов (15 часов)


Обмен веществ - главный признак жизни.


1

Почвенное питание растений.

Стартовая проверочная работа.

1

Удобрения.


1

Фотосинтез.


1

Значение фотосинтеза. Тестирование.


1

Питание бактерий и грибов.


1

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.


1

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. Устный опрос.


1

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.


1

Дыхание растений.


1

Передвижение веществ в организмах.


1

Передвижение веществ у животных. Тематическая проверочная работа.


1


Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности.

Выделение у растений.

1

Выделение у животных.


1

Обобщающий урок.



Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов (6 часов)

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.


1

Половое размножение.

Тематическая проверочная работа.

1

Рост и развитие — свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.


1

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Тестирование.

1

Развитие животных с превращением и без превращений.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (13 часов)

Раздражимость – свойство живых организмов.


1

Гуморальная регуляция жизнедеятельности

организмов.

1

Нейрогуморальная регуляция. Общее представление

о нервной системе. Устный опрос.


1

Рефлекс – основа нервной регуляции.


1

Поведение организмов.


1

Поведение организмов. Тестирование.


1

Движение – свойство живых организмов.


1

Передвижение многоклеточных животных.


1

Организм — единое целое.

Устный опрос.


1

Регуляция жизнедеятельности организмов.

Обобщающий урок.


1

Охрана природы.


1

Итоговая контрольная работа за год.


1

Повторение курса биологии за 6 класс.


1














Тематическое планирование 7 класс (2 часа в неделю)


урока

Тема урока

Количество часов

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)


Особенности, многообразие и классификация животных.


1

Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных.

Стартовая контрольная работа.

1

Глава 1. Одноклеточные животные (4 часа)


Общая характеристика одноклеточных. Корненожки.


1

Жгутиконосцы и инфузории.


1

Паразитические простейшие. Значение простейших.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (26 часов)


Организм многоклеточного животного.

Лабораторная работа № 1 «Изучение многообразия тканей животных»

1

Тип Кишечнополостные.

Лабораторная работа № 2 «Изучение пресноводной гидры»

1

Многообразие кишечнополостных.


1

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

1


Тип Круглые черви.


1

Тип Кольчатые черви.


1

Классы кольчецов.

Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения дождевого червя»


Тип Моллюски. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4 "Строение раковин моллюсков"

1

Класс Головоногие моллюски.


1

Обобщающий урок по теме: «Моллюски»


1

Тип Иглокожие.


1

Многообразие иглокожих.


1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.


1

Лабораторная работа № 5 «Особенности строения ракообразных»


1

Многообразие ракообразных.


1

Класс Паукообразные.


1

Многообразие паукообразных.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения паука-крестовика»

1

Обобщающий урок по темам: «Класс Ракообразные и Паукообразные». Тест по теме: «Паукообразные»


1

Класс Насекомые. Общая характеристика.


1

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения насекомого»


1

Многообразие насекомых. Отряды насекомых Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.


1

Отряды насекомых Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.


1

Отряд насекомых Перепончатокрылые.


1

Обобщающий урок по теме: «Отряды насекомых»


1

Обобщающий урок.

Тест: "Многоклеточные беспозвоночные"

1

Обобщающий урок-конференция.


1

Глава 3. Позвоночные животные (29 часов)


Тип Хордовые.


1

Общая характеристика рыб.

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения рыбы»


1

Класс Хрящевые рыбы.


1

Класс Костные рыбы.


1

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.


1

Обобщающий урок. Тест по теме: «Классы рыб».


1

Класс Земноводные.


1

Многообразие земноводных.


1

Обобщающий урок.

Тест по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии».

1

Класс Пресмыкающиеся.


1

Отряд чешуйчатые.


1

Черепахи, крокодилы.


1

Обобщающий урок.

Тест по теме: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».

1

Класс Птицы.

Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего строения птицы»


1

Отряды птиц Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

1

Отряды птиц Дневные хищники, Совы, Куриные.


1

Отряды птиц Воробьинообразные, Голенастые.


1

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.

Тест по теме: «Класс Птицы»

1

Класс Млекопитающие.


1

Многообразие млекопитающих. Отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

1

Отряды млекопитающих Грызуны, Зайцеобразные.


1

Отряды млекопитающих Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.


1

Отряды млекопитающих Парнокопытные, Непарнокопытные.


1

Отряд млекопитающих Приматы.


1

Домашние млекопитающие.


1

Обобщающий урок.

Тест по теме: «Класс Млекопитающие».

1

Происхождение животных.


1

Основные этапы эволюции животного мира.


1

Обобщающий урок по теме: «Позвоночные животные»


1

Глава 4. Экосистемы (8 часов)

Экосистема.


1

Среда обитания организмов. Экологические факторы.


1

Биотические и антропогенные факторы.


1

Искусственные экосистемы.


1

Искусственные экосистемы.

Итоговая контрольная работа.

1

Обобщающий урок.


1

Урок-конференция.


1



Тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю)


урока

Тема урока

Количество часов

Введение. Наука о человеке (3 часа)


Науки о человеке и их методы.


1

Биологическая природа человека. Расы человека.

Стартовая проверочная работа.

1

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.


1

Глава 1. Общий обзор организма человека (3 часа)


Строение организма человека.

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

1

Строение организма человека.

Самонаблюдение «Определение собственного веса и измерение роста»


1

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы».

Тестирование.

1

Глава 2. Опора и движение (8 часов)


Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторные работы «Изучение микроскопического строения кости», «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека»


1

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.


1

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.


1

Строение и функции скелетных мышц.

Тестирование.

1


Работа мышц и её регуляция.

Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

1

Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

1

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

Самонаблюдение «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

1

Обобщающий урок.


1

Глава 3. Внутренняя среда организма (5 часа)


Состав внутренней среды организма и её функции.


1

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

1

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.


1

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)


Органы кровообращения. Строение и работа сердца.



1

Сосудистая система. Лимфообращение.

Лабораторная работа «Измерение кровяного давления». Самонаблюдение «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома)


1

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая по мощь при кровотечении.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 5. Дыхание (4 часа)


Дыхание и его значение. Органы дыхания.


1

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Лабораторная работа «Определение частоты дыхания»

1

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

Тестирование.

1

Глава 6. Питание (6 часов)


Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.


1

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

Самонаблюдение «Определение положения слюнных желёз», «Движение гортани при глотании», «Изучение действия ферментов слюны на крахмал»

1

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Лабораторная работа «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки»

1

Всасывание питательных веществ в кровь.


1

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)


Пластический и энергетический обмен.


1

Ферменты и их роль в организме человека.


1

Витамины и их роль в организме человека.


1

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

Тестирование.

1

Глава 8. Выделение продуктов обмена (2 часа)


Выделение и его значение. Органы мочевыделения.


1

Заболевания органов мочевыделения. Тестирование.


1

Глава 9. Покровы тела человека (4 часа)


Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки»


1

Болезни и травмы кожи.


1

Гигиена кожных покровов.

1


Обобщающий урок.


1

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов)


Железы внутренней секреции и их функции.


1

Работа эндокринной системы и её нарушения.


1

Строение нервной системы и её значение. Тестирование.


1

Спинной мозг.


1

Головной мозг.


1

Вегетативная нервная система.

Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи»


1

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

Тестирование.


1

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (4 часа)


Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Лабораторная работа «Строение зрительного анализатора» (на модели)


1

Слуховой анализатор.


1

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.


1

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов)


Высшая нервная деятельность. Рефлексы.


1

Память и обучение.

Лабораторная работа «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»

1

Врождённое и приобретённое поведение.


1

Сон и бодрствование.


1

Особенности высшей нервной деятельности человека.


1

Обобщающий урок.


1

Глава 13. Размножение и развитие человека (4 часа)


Особенности размножения человека.



1

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.


1

Беременность и роды.


1

Рост и развитие ребёнка после рождения.

Тестирование.


1

Глава 14. Человек и окружающая среда (3 часа)


Социальная и природная среда человека.


1

Итоговая контрольная работа.


1

Окружающая среда и здоровье человека.


1





















Тематическое планирование 9 класс (2 часа в неделю)


урока

Тема урока

Количество часов

Введение. Биология в системе наук (2 часа)


Биология как наука.


1

Методы биологических исследований. Значение биологии.


1

Глава 1. Основы цитологии — науки о клетке (10 часов)


Цитология – наука о клетке.


1

Клеточная теория.


1

Химический состав клетки.


1

Строение клетки.


1

Строение клетки.



Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.


1

Лабораторная работа «Строение клеток»



Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.


1

Биосинтез белков.


1

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1


Обобщающий урок.


1

Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)


Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.


1

Половое размножение. Мейоз.


1

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).


1

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.


1

Обобщающий урок. Контрольная работа за 1 четверть.


1

Глава 3. Основы генетики (10 часов)


Генетика как отрасль биологической науки.


1

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.


1

Закономерности наследования. Тестирование.


1

Решение генетических задач.


1

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».


1

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


1

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.


1

Комбинативная изменчивость.


1

Фенотипическая изменчивость. Лабораторные работы «Описание фенотипов растений», «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»

1

Обобщающий урок по главе «Основы генетики».



Глава 4. Генетика человека (3 часа)


Методы изучения наследственности человека.

Практическая работа «Составление родословных»

1

Генотип и здоровье человека. Тестирование.


1

Обобщающий урок по главе «Генетика человека».



Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (4 часа)


Основы селекции.


1

Достижения мировой и отечественной селекции.


1

Контрольная работа за 2 четверть.


1

Биотехнология: достижения и перспективы развития.


1

Глава 6. Эволюционное учение (9 часов)


Учение об эволюции органического мира.


1

Эволюционная теория Ч. Дарвина.



Вид. Критерии вида.


1

Популяционная структура вида.


1

Видообразование. Тестирование.


1

Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции.


1

Адаптация как результат естественного отбора. Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

Урок-семинар «Современные проблемы теории эволюции»


1

Урок-семинар «Современные проблемы теории эволюции»


1

Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.


1

Органический мир как результат эволюции.


1

История развития органического мира.

1


История развития органического мира.


1

Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле»


1

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (19 часов)


Экология как наука.

Подготовка к проекту.



Экология как наука.

Лабораторная работа «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания».

1

Влияние экологических факторов на организмы.


1

Влияние экологических факторов на организмы.

Лабораторная работа «Строение растений в связи с условиями жизни»

1

Экологическая ниша.

Лабораторная работа «Описание экологической ниши организма»


1

Структура популяции.


1

Типы взаимодействия популяций разных видов.


1

Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем.


1

Структура экосистем.


1

Поток энергии и пищевые цепи.


1

Искусственные экосистемы.

Лабораторная работа «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума»


1

Практическая работа «Сезонные изменения в живой природе»


1

Практическая работа «Сезонные изменения в живой природе»


1

Экологические проблемы современности.



1

Экологические проблемы современности.


1

Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»


1

Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

1

Итоговая контрольная работа.



Обобщающий урок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»


1





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!