СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "География" в 7 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего общего образования по географии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "География" в 7 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа

город Салават Республики Башкортостан












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

уровень образования: основное общее образование, 7а, 7б классы

срок реализации: 2018-2019 учебный год

количество часов в неделю: 2 часа







Составитель:

__Даминева_______________Светлана_________________Сергеевна______________,

ФИО (полностью)

__учитель географии ____

первой категории_______

должность






















  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе ООП ООО МБОУ «СОШ №7» г. Салавата, программы для общеобразовательных учреждений. География: программа: 5-9 классы / А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана- Граф, 2014.-320 с.

УМК: География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы: И.В.Душина, Т.Л.Смоктунович; под редакцией В.П. Дронова. – М.: Вентана- Граф, 2016.

Предмет "География" занимает особое положение среди учебных предметов, это единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе.

Главная цель предмета — развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от планетарного до локального);

• создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

• усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания предмета посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

• способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

• на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

• продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

• учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) на обязательное изучение географии в 7 классе.

Для достижения планируемых результатов будут использованы групповые и индивидуальные формы обучения, а также словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические методы обучения.

В программе предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: географический и терминологический диктант, фронтальный опрос, использование тестов по отдельным темам.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- показывать материки и части света;

- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

- давать характеристику карты;

- читать и анализировать карту;

- называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

- объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

- называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

- показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

- приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

- приводить примеры природных комплексов;

- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;

- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;

- читать комплексную карту;

- показывать наиболее крупные страны мира;

- показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озёра и т.д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

- описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

- показывать наиболее крупные государства на материках;

- уметь давать описание природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

- приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека;

- приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки (целостность, ритмичность, зональность);

- объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

- называть разные виды природных ресурсов;

- приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.






III. Содержание учебного предмета.


Введение (2ч)

Какую географию изучают в 7 классе. Источники географической информации, их разнообразие. Географическая карта-особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического изображения. Составление перечня источников географической информации.

Практическая работа №1 «Характеристика карты по плану»

Раздел 1. «Современный облик планеты Земля» (4ч)

Тема «Геологическая история Земли». Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового света. Понятие «географическое положение»; его влияние на формирование природы территории. Особенности ГП каждого материка и океана. Определение географического положения материка, моря, своей местности.

Тема «Географическая среда и человек» Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки и её закономерности. Пространственная неоднородность и её причины. Разнообразие природы Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные и антропогенные. Составление списка примеров различных территориальных комплексов. Пограничные области суши и океана-особые природные комплексы. Зональные и азональные природные комплексы суши и океана. Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в городах и в океане. Выявление по картам географической зональности природы на Земле. Составление характеристики природной зоны своей местности и её изменений под влиянием деятельности людей. Понятия «широтная зональность» и «вертикальная поясность» на суше и в океане. Человечество-часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека.

Раздел 2. «Население Земли» (5ч)

Тема «Освоение Земли человеком» Территории наиболее древнего освоения. Численность населения Земли. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Прогнозы изменения 10 численности населения Земли. Анализ графика изменения численности населения во времени, определение изменений в темпах роста населения мира.

Тема «Рост численности населения Земли». Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость. смертность, естественный прирост населения, их качественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста нас средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Решение задач на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Миграции.

Тема «Размещение людей на Земле». Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения Земли. Неравномерность размещения населения мира; главные области расселения. Определение по карте плотности населения наиболее и наименее заселенные территории суши. Факторы, влияющие на размещение населения по материкам, климатическим областям.

Тема «Народы и религии мира». Понятие «этнос». Языковые семьи. Малые народы. Мировые и национальные религии, их география. Многообразие стран, их основные типы. Показ по карте крупнейших стран мира и определение по карте основных видов хозяйственной деятельности.

Тема «Городское и сельское население». Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Крупные города. Городские агломерации. Определение и показ на арте самых больших городов мира.

Раздел 3. «Главные особенности природы Земли» (17ч)

Тема «Рельеф Земли». Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосферная плита», «платформа», «складчатая область», «климатообразующие факторы», «пассаты», «Природная зона». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливаться взаимосвязи между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром. Понимать причины размещения крупных форм рельефа, климатических поясов.

Практическая работа №2 «Составление физической карты и карты «Строение земной коры»

Тема «Климаты Земли». Закономерности распределения температуры и воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Неравномерность их распределения на земной поверхности, влияние на жизнь и деятельность человека. Климатообразующие факторы. Типы воздушных масс. Климат, его основные показатели. Климатические пояса и области. Мировой океан-главная часть гидросферы.

Практическая работа №3 «Описание климата определенного пункта»

Практическая работа №4 «Нанесение на контурную карту основных течений»

Тема «Вода на Земле». Воды суши. Изменение вод под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Тема «Природные зоны». Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Зональные типы почв материков. Понятие «природная зона». Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные.

Тема «Самые крупные природные комплексы Земли-материк и океаны". Особенности природы и населения «южных материков». Особенности природы и населения «северных материков». Число океанов на земле. Географическое положение океанов.

Раздел 4. «Материки и страны» (36ч)

Тема «Африка». Географическое положение материка. Особенности природы материка. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка.

Практическая работа №6 «Комплексное описание страны по плану"

Практическая работа №5 «Определение географического положения Африки»

Тема «Австралия и Океания». Географическое положение материка. Особенности природы материка. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка. Природа и люди. Сравнение природы Африки и Австралии.

Практическая работа №7 "Географическое положение Австралии"

Тема «Южная Америка». Географическое положение материка. Особенности природы материка. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка.

Практическая работа № 8 "Описание природной зоны"

Тема «Антарктида». Географическое положение материка. Особенности природы материка. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли.

Тема «Северная Америка». Географическое положение материка. Особенности природы материка. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка. Составление характеристики хозяйственной деятельности одной из стран.

Практическая работа №9 " Определение типов климата по климатограммам"

Тема «Евразия». Географическое положение материка. Особенности природы материка. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка.

Практическая работа №10 "Определение ГП Евразии"

Практическая работа №11"Характеристика одной из стран Западной Европы"

Практическая работа №12 "Составление каталога стран, группировка их по различным признакам"

Раздел 5. «Природа Земли и человек» (5ч)

Географическая оболочка как среда жизни человека. Природа-основа жизни людей. Виды природных ресурсов. Взаимодействие природы и человека в прошлом и настоящем на континентах, в океанах, отдельных странах. Рациональное и нерациональное природопользование.

IV. Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

Дата проведения

Примечания

План.

Факт.


Введение. (2ч)

1

Инструктаж по ТБ. Введение. Страноведение. Практическая работа №1 «Характеристика карты по плану»

1

5.09

4.09




2

Источники географических знаний.

1

8.09

8.09




Раздел 1. "Современный облик планеты Земля "(4 ч)

3

Происхождение материков и впадин океанов

1

12.09

11.09




4

Географическая среда — земное окружение человеческого общества

1

15.09

15.09




5

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность

1

19.09

18.09




6

Повторение и обобщение по теме «Современный облик планеты Земля»



1

22.09

22.09




Раздел 2. "Население Земли" (5 ч)

7

Расселение людей. Численность населения Земли

1

26.09

25.09




8

Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность

1

29.09

29.09




9

Народы мира и разнообразие стран

1

3.10

2.10




10

Религии мира и культурно-исторические регионы.

1

6.10

6.10




11

Повторение и обобщение раздела «Население Земли»

1

10.10

9.10




Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч)

Тема "Рельеф Земли" (3 часа)

12

Планетарные формы рельефа

1

13.10

13.10




13

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Практическая работа №2 «Составление физической карты и карты «Строение земной коры»

1

17.10

16.10




14

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

1

20.10

20.10




Тема "Климаты Земли" (4 ч)

15

Климатообразующие факторы

1

24.10

23.10




16

Климатические пояса. Практическая работа №3 «Описание климата определенного пункта»

1

27.10

27.10




17

Человек и климат

1

7.11

6.11




18

Мировой океан — главная часть гидросферы. Практическая работа №4 «Нанесение на контурную карту основных течений»

1

10.11

10.11




Тема "Вода на Земле" (2 ч)

19

Воды суши. Закономерности их питания и режима

1

14.11

13.11




20

Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

1

17.11

17.11




Тема "Природные зоны" (3 ч)

21

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов

1

21.11

20.11




22

Природные зоны субтропических поясов

1

24.11

24.11




23

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов

1

28.11

29.11




Тема "Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны" (5 ч)

24

Особенности природы и населения южных материков

1

1.12

1.12




25

Особенности природы и населения северных материков

1

5.12

4.12




26

Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

1

8.12

8.12




27

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

1

12.12

11.12




Раздел 4. Материки и страны (36 ч)

Тема " Африка" (6 ч)

28

Особенности природы Африки. Практическая работа №5 «Определение географического положения Африки»

1

15.12

15.12




29

Население и политическая карта Африки

1

19.12

18.12




30

Страны Северной Африки.

1

22.12

22.12




31

Западная и Центральная Африка. Нигерия

1

26.12

25.12




32

Восточная Африка. Эфиопия..Практическая работа №6 «Комплексное описание страны по плану"

1

29.12

29.12




33

Повторный инструктаж по ТБ. Южная Африка. ЮАР

1

9.01

9.01




34

Обобщение по теме "Африка"

1

12.01

12.01




Тема "Австралия и Океания" (3 ч)

35

Особенности природы Австралии. Практическая работа №7 "Географическое положение Австралии"

1

16.01

16.01




36

Австралийский Союз (Австралия)

1

19.01

19.01




37

Океания

1

23.01

23.01




Тема "Южная Америка" (5 ч)

38

Особенности природы Южной Америки. Практическая работа № 8 "Описание природной зоны"

1

26.01

26.01




39

Население и политическая карта

1

30.01

30.01




40

Внеандийский Восток. Бразилия

1

2.02

2.02




41

Внеандийский Восток. Аргентина

1

6.02

6.02




42

Андийский Запад. Перу. Чили.

1

9.02

9.02




Тема "Антарктида" (1 ч)

43

Особенности природы

1

13.02

13.02




Тема "Северная Америка" (5 ч)

44

Особенности природы Северной Америки. Практическая работа №9 " Определение типов климата по климатограммам"

1

16.02

16.02




45

Соединённые Штаты Америки

1

27.02

27.02




46

Канада

1

2.03

2.03




47

Средняя Америка. Мексика

1

6.03

6.03




48

Обобщение по теме "Северная Америка"

1

9.03

9.03




Тема "Евразия" (15 ч)

49

Основные черты природы Евразии. Население материка. Практическая работа №10 "Определение ГП Евразии"

1

13.03

13.03




50

Страны Северной европы

1

16.03

16.03




51

Страны Западной Европы. Практическая работа №11"Характеристика одной из стран Западной Европы"

1

20.03

20.03




52

Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария

1

23.03

23.03




53

Страны Центральной и Восточной Европы

1

27.03

27.03




54

Страны Центральной и Восточной Европы

1

30.03

30.03




55

Страны Южной Европы

1

3.04

3.04




56

Страны Юго-Западной Азии.

1

6.04

6.04




57

Страны Юго-Западной Азии.

1

17.04

17.04




58

Страны Южной Азии

1

20.04

20.04




59

Страны Центральной Азии

1

24.04

24.04




60

Восточная Азия. Китай

1

27.04

27.04




61

Восточная Азия. Япония. Практическая работа №12 "Составление каталога стран, группировка их по различным признакам"

1

2.05

2.05




62

Страны Юго-Восточной Азии

1

4.05

4.05




63

Повторение и обобщение по теме «Евразия»

1

8.05

8.05




Раздел 5. Природа Земли и человек (5 ч)

64

Природа — основа жизни людей

1

11.05

11.05




65

Изменение природы человеком

1

15.05

15.05




66

Роль географической науки в рациональном использовании природы

1

18.05

18.05




67

Повторение и обобщение раздела «Материки и страны»

1

22.05

22.05




68

Виртуальная экскурсия по теме "Природа своей местности. Изменение ее человеком"

1

25.05

25.05








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!