ОУ «Неверовская школа»
РЕКОМЕНДОВАНО к исполнению МО учителей естественного цикла Протокол № _____ от « __ » _____2018 г. ______________ (подпись) руководитель МО А.Н. Лаврович | УТВЕРЖДАЮ приказ № директор ОУ «Неверовская школа» Е.А. Кучма_______ (подпись) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета « география»
на 2018-2019 уч.год
6 КЛАСС
составитель:
Лаврович Анна Николаевна
учитель высшей
квалификационной категории
с. Неверовка 2018
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018 - 2019 учебный год.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии.
Данная программа опубликована в сборнике:
Рабочие программы. География. 5-9 классы: методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стериотип.-М.: Дрофа,2013.-409,(7)с ISBN 978-5-358-12047-1.
2. Описание курса.
Данный курс по географии предназначен для учащихся 6 класса ОУ «Неверовская школа» в количестве 17 человек, из них 7 девочек и 10 мальчиков. Интеллектуальный потенциал в классе хороший.
Курс ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
В программу включен региональный компонент (Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений. О57 1-11 классы/Н.А.Ждан. Т.С. Горбунова и др.; под общ. ред. Н.А. Ждан.- 2-ое изд, испр. и доп. -Омск БОУДПО «ИРООО», 2013. – 84с ISBN5-89982-459-3).
3. Место курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 –го учебного часа в неделю.
4. Планируемые результаты.
Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи,решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире
Личностные результаты.
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
5. Основное содержание курса.
Раздел 1. Введение. Земля как планета
2 часа
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать | Уметь |
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования. | Предмет изучения географии. | Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. |
Примечание: добавлен один час тема «География как наука. Путешествия и географические открытия».
Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли
5 часов
Тема 1. План местности
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать | Уметь |
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. | Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. |
Примечание: добавлен один час тема «Азимут».
Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки.
24 часа
Тема 2. Географическая карта 3 часа
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки Обучающихся |
Знать | Уметь |
Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. | Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины. |
Примечание: сокращено время изучения темы 2. Географическая карта на 2 часа (тема: «Форма и размеры Земли» - рассмотрена в разделе 1. Введение. Земля как планета; тема: Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли» перенесен в тему 2: Гидросфера)
Тема 2: Гидросфера 8 часов
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки Обучающихся |
Знать | Уметь |
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. | Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. | Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера. |
Примечание: На тему: «Вода на Земле. Движение вод в Мировом океане» отведено 2 часа (вместо 1 часа).
Дополнительный час - Обобщение и контроль знаний по разделу «Гидросфера»
Тема 3. Атмосфера 7 часов
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать | Уметь |
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. | Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы) | Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры. |
Примечание: Изучение темы: «Климат», «Причины, влияющие на климат» - 1 час (по программе 2 часа). После изучения темы 3. Атмосфера запланирована итоговая контрольная работа.
Тема 4. Биосфера1 час.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать | Уметь |
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. | Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. | Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки. |
Примечание: Изучение тема 4. Биосфера сокращено до1 часа (по программе 4 часа), т.к. частично темы раскрываются при изучении регионального компонента.
Раздел 4. Население Земли
3 часа
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать | Уметь |
Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | Понятие «природный комплекс». | Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах. |
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. | Численность населения Земли, основные расы. | Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенные языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира. |
6. Тематическое планирование.
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Виды контроля | д/з | Дата проведения |
по плану | фактич |
1 | География как наука Путешествия и географические открытия. Региональный компонент Характерные особенности времен года для территории Омской области. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. | Практическая работа№1 «Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдению за погодой и фенологическими явлениями» | П.1. | | |
2 | Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. | Работа с рисунками «Планеты солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца». | работа с картами атласа | П.2 Выучить определения | | |
3 | План местности. Условные знаки. Масштаб. | Определяют географические координаты. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именной. | работа с топографическими картами | П.3-4 | | |
4 | Стороны горизонта. Ориентирование. | Определяют по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу. | Практическая работа№2 Топографический диктант | П. 5 | | |
5 | Изображение неровностей земной поверхности. | Изображение земной поверхности на плане Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Относительная и абсолютная высота точки местности. Способы съёмки плана местности. | работа с топографическими картами | П.6 | | |
6 | Составление простейших планов местности. | Составление плана местности методом маршрутной съемки. | работа с топографическими картами | П.7 | | |
7 | Азимут. | Определение направлений и азимутов по плану местности | Практическая работа№3 «Ориентирование на местности» | П. 8, записи в тетради | | |
8 | Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы. | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте. | работа с картами атласа | П.9 -10. | | |
9 | Географические координаты (широта, долгота). | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте. | работа с картами атласа | П. 11-12 | | |
10 | Работа с картой. Изображение на физических картах высот и глубин. | Определение географических координат объектов. Определение по картам высот и глубин объектов. | Практическая работа№4 «Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте полушарий и физической карте России» | П 13 | | |
11 | Земля и ее внутреннее строение. | Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте. | работы с контурными картами | П.14 | | |
12 | Движение земной коры Вулканизм. | Выявлять причинно-следственные связи. Оп- ределять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объек- тивно оценивать другого. Уметь вести диалог, выраба- тывая общее решение | работа с картами атласа | П.15 | | |
13 | Рельеф суши. Горы. Региональный компонент Горные породы слагающие территорию Омской области | Выполняют практическую работу №5 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твёрдость, плотность». | Практическая работа№5 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твёрдость, плотность» | П.16 | | |
14 | Равнины суши. Агротех. напр. | Образование равнин и их изменение во времени. | Практическая работа№6 «Описание по карте ГП гор и равнин» | П.17, выучить номенклатуру | | |
15 | Рельеф дна Мирового океана | Планировать свою деятельность под руководством учителя. | Практическая работа№7 «Нанесение на контурную карту вулканов, гор и равнин» | П.18 | | |
16 | Вода на Земле. Агротех. напр. | Определяют понятия: острова, полуострова, течения, реки, озёра. | географический диктант | П.19 | | |
17 | Части Мирового океана | Определяют понятия: океаны, моря, заливы, проливы. | Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту океанов, морей, озёр, рек». | П.20 | | |
18 | Движение вод в Мировом океане. Д/з 21 | Определяют понятия: волны, цунами, приливы, отливы, течения. Составление схемы возникновения приливов под воздействием притяжения Луны. | заполнение таблицы | П.21 | | |
19 | Подземные воды. Д/з 22 | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». | проверочная работа | П.22 | | |
20 | Реки . Д/з П.23 Региональный компонент Разнообразие вод Омской области. Реки Омской области. | Описание р Иртыш. Обозначение на контурной карте крупных рек России и мира. | работа с контурными картами | П.23 | | |
21 | Озера. Д/з П. 24 Региональный компонент Разнообразие вод Омской области. Озера Омской области. | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. | работа с контурными картами | П.24 | | |
22 | Ледники. Д/з П 25 | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы и зоны вечной мерзлоты на территории России. | работа с контурными картами | П.25 | | |
23 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Гидросфера» | Выполняют тест ГИА | тест ГИА | записи в тетради | | |
24 | Атмосфера: строение, значение, изучение Д/з П.26 | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | проверочная работа | П.26 | | |
25 | Температура воздуха. Д/з П.27 | Выполняют практическую работу №9 Формулируют вывод о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | Практическая работа№9 «Составление графика изменения t воздуха за сутки и год» | П.27 | | |
26 | Атмосферное давление. Ветер. | Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движения воздуха в дневном и ночном бризе. Измерение давления с помощью барометра – анероид. | проверочная работа | П.28 | | |
27 | Водяной пар в атмосфере. Облака Атмосферные осадки | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. | индивидуальный устный опрос | П.29 | | |
28 | Погода. Агротех. напр. | Выполняют практическую работу №10. Заполнение календаря погоды. | Практическая работа№10 «Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов» | П.30 | | |
29 | Климат. Причины, влияющие на климат. Региональный компонент Стихийные климатические явления на территории Омской области. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью. | фронтальная письменная работа. | П.31 | | |
30 | Итоговая контрольная работа | Выполняют задания по итоговой контрольной работе | контрольная работа | П. 26-31 | | |
31 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Агротех. напр. | Определяют понятия: Биосфера, царство бактерий, растений, животных, грибов; флора и фауна, круговорот веществ. | тест | П.32-33 | | |
32 | Население Земли | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. | заполнение таблиц | П.34 | | |
33 | Человек и природа. Региональный компонент Красная книга Омской области. | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствиях. | индивидуальный устный опрос | записи в тетради | | |
34 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | тест | записи в тетради | | |