СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области ‌‌

МО "Цильнинский район" ‌

Мокробугурнинская СШ





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Скворцова М.И.

Протокол №1 от «25» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Чернова О.Г

Протокол №2 от «28» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Бакирова С.К.

Приказ№158 от «30» августа 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 7-8 классов












с. Мокрая Бугурна ‌ 2023 год‌


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7-8 классов в сфере экономики семьи.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Курс рассчитан на 34 часа. (1час в неделю)

















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



































урока

Название раздела, темы, блока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

Дата по плану

Дата по факту

 

Модуль: Человек и государство: как они взаимодействуют

16

 

 

 

 

 

1.       

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

1

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки:

 • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;

• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;

• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Постановка учебной задачи

Индивидуальный опрос


 

2.       

Что такое налоги и почему их надо платить

1

Практикум

Практические   работы


 

3.       

Какие бывают налоги

1

Практикум

Практические   работы


 

4.       

Учимся считать налоги

1

Практикум

Практические   работы


 

5.       

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1

Занятие-игра

Оценка ответа и ее обоснование


 

6.       

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

Практикум

Практические   работы


 

7.       

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

1

Мини-исследование

Оценка ответа и ее обоснование


 

8.       

Как работает налоговая служба

1

Учебная экскурсия

Оценка ответа и ее обоснование


 

9.       

Учебные мини-проекты «Налоги»

1

Защита проектов

Защита проектов


 

10.   

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1

Практикум

Практические   работы


 

11.   

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

1

Практикум

Практические   работы


 

12.   

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1

Занятие-игра

Оценка ответа и ее обоснование


 

13.   

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1

Мини-исследование

Оценка ответа и ее обоснование


 

14.   

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

1

Защита проектов

Защита проектов


 

15.   

Обобщение результатов изучения модуля 3

1

Контроль знаний

Контроль выполнения поставленных задач.


 

16.   

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»

1

Выставка портфолио

Рецензирование ответа


 

 

Модуль: Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

 

 

 

 

 

17.   

Для чего нужны банки

1

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Практикум

Практические   работы


 

18.   

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

1

Практикум

Практические   работы


 

19.   

Какие бывают вклады

1

Практикум

Практические   работы


 

20.   

Что такое кредиты и надо ли их брать

1

Практикум

Практические   работы


 

21.   

Изучаем сайт Центрального банка РФ

1

Практикум

Практические   работы


 

22.   

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1

Мини-исследование

Оценка ответа и ее обоснование


 

23.   

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1

Практикум

Практические   работы


 

24.   

Как работает банк

1

Учебная экскурсия

Оценка ответа и ее обоснование


 

25.   

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

1

Защита проектов

Защита проектов


 

26.   

Что мы знаем о бизнесе

1

Практикум

Практические   работы


 

27.   

Как открыть фирму

1

Практикум

Практические   работы


 

28.   

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1

Учебная экскурсия

Оценка ответа и ее обоснование


 

29.   

Ролевая игра «Открываем фирму»

1

Занятие-игра

Оценка ответа и ее обоснование


 

30.   

Что такое валюта и для чего она нужна

1

Практикум

Практические   работы


 

31.   

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1

Практикум

Практические   работы


 

32.   

Обобщение результатов изучения модуля 4

1

Контроль знаний

Контроль выполнения поставленных задач.


 

33.   

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

1

Выставка портфолио

Рецензирование ответа


 

34.   

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

1

Итоговый контроль

Контроль выполнения поставленных задач.


 









Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

2. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, М.: ВАКО, 2018

3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразовательных организаций. И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. М.: ВАКО,2018

4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!