МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
МО "Цильнинский район"
Мокробугурнинская СШ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Скворцова М.И. Протокол №1 от «25» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Чернова О.Г Протокол №2 от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Бакирова С.К. Приказ№158 от «30» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 7-8 классов
с. Мокрая Бугурна 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7-8 классов в сфере экономики семьи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Курс рассчитан на 34 часа. (1час в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
№ урока | Название раздела, темы, блока | Кол-во часов | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля | Дата по плану | Дата по факту |
| Модуль: Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 | | | | | |
1. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 | Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. | Постановка учебной задачи | Индивидуальный опрос | | |
2. | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 | Практикум | Практические работы | | |
3. | Какие бывают налоги | 1 | Практикум | Практические работы | | |
4. | Учимся считать налоги | 1 | Практикум | Практические работы | | |
5. | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 | Занятие-игра | Оценка ответа и ее обоснование | | |
6. | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 | Практикум | Практические работы | | |
7. | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 | Мини-исследование | Оценка ответа и ее обоснование | | |
8. | Как работает налоговая служба | 1 | Учебная экскурсия | Оценка ответа и ее обоснование | | |
9. | Учебные мини-проекты «Налоги» | 1 | Защита проектов | Защита проектов | | |
10. | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 | Практикум | Практические работы | | |
11. | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 | Практикум | Практические работы | | |
12. | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | 1 | Занятие-игра | Оценка ответа и ее обоснование | | |
13. | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 | Мини-исследование | Оценка ответа и ее обоснование | | |
14. | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | 1 | Защита проектов | Защита проектов | | |
15. | Обобщение результатов изучения модуля 3 | 1 | Контроль знаний | Контроль выполнения поставленных задач. | | |
16. | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 1 | Выставка портфолио | Рецензирование ответа | | |
| Модуль: Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 17 | | | | | |
17. | Для чего нужны банки | 1 | Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. | Практикум | Практические работы | | |
18. | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | Практикум | Практические работы | | |
19. | Какие бывают вклады | 1 | Практикум | Практические работы | | |
20. | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | Практикум | Практические работы | | |
21. | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 | Практикум | Практические работы | | |
22. | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | Мини-исследование | Оценка ответа и ее обоснование | | |
23. | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | Практикум | Практические работы | | |
24. | Как работает банк | 1 | Учебная экскурсия | Оценка ответа и ее обоснование | | |
25. | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» | 1 | Защита проектов | Защита проектов | | |
26. | Что мы знаем о бизнесе | 1 | Практикум | Практические работы | | |
27. | Как открыть фирму | 1 | Практикум | Практические работы | | |
28. | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 | Учебная экскурсия | Оценка ответа и ее обоснование | | |
29. | Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 | Занятие-игра | Оценка ответа и ее обоснование | | |
30. | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 | Практикум | Практические работы | | |
31. | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | Практикум | Практические работы | | |
32. | Обобщение результатов изучения модуля 4 | 1 | Контроль знаний | Контроль выполнения поставленных задач. | | |
33. | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 1 | Выставка портфолио | Рецензирование ответа | | |
34. | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | 1 | Итоговый контроль | Контроль выполнения поставленных задач. | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018
2. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, М.: ВАКО, 2018
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразовательных организаций. И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. М.: ВАКО,2018
4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018