Филиал «Нижне-Уймонская начальная общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
РАСМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: Приложение к ООП НОО
Руководитель МО Заместитель директора по на 2021-2022 учебный год
протокол №1от01.07.2021г. УР утвержденного приказом
________Лопарева Н.Е. __________Бакулева А.В. по школе от 27.07.2020года
Дата ______________ Дата _________ № 136
Директор школы
_______ Феофелактова М.С.
Дата ______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «информатика»
для «2» класса
34 часа (1 час в неделю)
Составитель рабочей программы:
Лиман Светлана Павловна
Нижний-Уймон
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 20.05.2020г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254";
Основная образовательная программа начального общего образования
Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом школы от 23.04.2021г. № 134/1.
Примерная программа по предмету Информатика Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/
Учебный план на 2021- 2022 учебный год, утвержденный приказом от 20.07.2021г.№195.
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов
Знакомство с основными понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Важнейшая цель обучения информатики – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.
В ходе обучения с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решают следующие задачи:
Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, теста, рисунка, таблицы);
Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека, освоить методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, научиться решать поставленные задачи с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, а так же развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Общая характеристика учебного предмета
Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам предмета и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Предмет «Информатика» обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
В содержательном плане данный предмет создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».
Содержание предмета строилось на основе трёх основных идей:
Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д.,
Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Виды информации. Человек и компьютер
Человек и информация. Виды информации в зависимости от органов восприятия. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Язык людей и языки программирования.
Информация и данные
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные
Данные и компьютер
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
В состав УМК для второго класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для второго класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
Во 2 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 10 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:
в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка
в ряд, в таблицу, в схему;
работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ООП НОО курс информатики изучается со 2-4 класс по одному часу в неделю. Во втором классе на изучение информатики отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ- компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры:
содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражѐнные в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приѐмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приѐмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приѐма и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
1) владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имѐн для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Содержание учебного предмета
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается её роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия её человеком, вводится понятия источники и приемники информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Виды информации, человек и компьютер (8 часов).
Человек и информация. Техника безопасности и организация рабочего места
Виды информации по способу восприятия
Источники информации
Приемники информации
Компьютер – инструмент для работы с информацией
Компьютер и его части
Кодирование информации (8 часов)
Носители информации
Кодирование информации
Способы кодирования
Письменные источники информации
Языки людей и языки программирования
Информация и данные (7 часов)
Текстовые данные
Числовые данные
Десятичное кодирование
Двоичное кодирование
Числовые данные
Документы и способы его создания (9 часов)
Электронный документ и файл
Поиск документа
Создание текстового документа
Создание графического документа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Виды информации, человек и компьютер | -Опыт организации своей деятельности -Приобретение опыт сотрудничества -Наблюдение за объектами окружающего мира, устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией -Получать опыт организации, планирования своей деятельности -Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера |
Кодирование информации | - Научится работать с носителями информации. - Кодирование и декодирование информации различными способами. -Пользоваться письменными источниками информации -Познакомится с естественными и искусственными языками, языками программирования (формальными) |
Информация и данные | - Создавать текст с помощью компьютера - Преобразовывать графическую информацию в текстовую и наоборот - Работать с различными числовыми данными - Познакомиться с позиционными системами счисления - Кодировать информацию с помощью нулей и единиц - Сравнивать между собой текстовые, графические и числовые данные |
Документы и способы его создания | - Работать с бумажными и электронными документами - Называть имя файла и расширение - Искать информацию в Интернете по ключевым словам - Освоить приемы работы с текстом - Создавать электронный графический документ - Достаточно полно и точно выражать свои мысли |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Контрольные работы |
1 | Виды информации, человек и компьютер | 8 | 7 | 1 |
2 | Кодирование информации | 8 | 7 | 1 |
3 | Информация и данные | 7 | 6 | 1 |
4 | Данные и компьютер | 9 | 8 | 1 |
5 | Закрепление (резерв) | 2 | 2 | - |
Всего | 34 | 30 | 4 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература
Учебник «Информатика» 2 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебно-методическая литература для учителя:
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru)
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru)
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 2 класс ( http://school-collection.edu.ru/ )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)
ЭОР на CD – диске к методическому пособию для учителя 2 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/2/ )
3.Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:
Аппаратные средства
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
Мультимедиапроектор
Источник бесперебойного питания
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
Сканер
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Программы разработки анимации
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
Звуковой редактор.
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
4.Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС НОО
по информатике во 2 классе ( 1 ч. в неделю, 34 недели) всего 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | Человек и информация. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | |
2 | Виды информации по способу восприятия. | 1 | | |
3 | Источники информации | 1 | | |
4 | Приемники информации. | 1 | | |
5 | Компьютер и его части. | 1 | | |
6 | Повторение по теме « Виды информации. Человек и компьютер» | 1 | | |
7 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 | | |
8 | Носители информации | 1 | | |
9 | Кодирование информации. | 1 | | |
10 | Способы кодирования. | 1 | | |
11 | Письменные источники информации. | 1 | | |
12 | Языки людей и языки программирования. | 1 | | |
13 | Повторение по теме «Кодирование информации» | 1 | | |
14 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | 1 | | |
15 | Текстовые данные. | 1 | | |
16 | Графические данные | 1 | | |
17 | Числовые данные. | 1 | | |
18 | Десятичное кодирование. | 1 | | |
19 | Двоичное кодирование. | 1 | | |
20 | Числовые данные. | 1 | | |
21 | Повторение по теме «Информация и данные» | 1 | | |
22 | Контрольная работа по теме «Информация и данные. | 1 | | |
23 | Документ и его создание. | 1 | | |
24 | Электронный документ и файл. | 1 | | |
25 | Поиск документа. | 1 | | |
26 | Создание текстового документа. | 1 | | |
27 | Создание текстового документа. | 1 | | |
28 | Создание графического документа. комбинированный урок | 1 | | |
29 | Создание графического документа. | 1 | | |
30 | Практическая работа | 1 | | |
31 | Повторение по теме «Документ и способы его создания». | 1 | | |
32 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания». | 1 | | |
33 | Тест № 1.1 | 1 | | |
34 | Тест № 1.2 | 1 | | |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования)
№ урока | Дата по плану | Дата проведения фактически | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано факт. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
15