Речь и культура общения
1 класс
Пояснительная записка
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить.
Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока.
Первый – «ОБЩЕНИЕ»
Этот блок даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и намерение, оценивать степень их реализации в общении.
Второй блок – «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ»
Этот блок даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие речевой жанр, текст определённой коммуникативной направленности. Это не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
1) познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
2) развивать коммуникативные способности школьников;
3) содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
4) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
- Театрализация «Театр вежливых ребят»;
- Устный журнал «О невежах и вежливости»;
- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Программа рассчитана на 33 часа(1 час в неделю, 33 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ОБЩЕНИЕ
Знакомство с учебником. Для чего люди общаются. Понятие о риторике.
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания благодарности.
Слушание (аудирование). Слушать и слышать. Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д)
Говорение. Голос и его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Правила для говорящих (собеседников).
Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, газетой, журналом). Приемы ознакомительного чтения.
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем говорит нам шрифт).
ТЕКСТ
Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.
Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки. Ритм, рифма, звукопись в считалке.
Календарно-тематическое планирование.
№№ п/п | Название тем и подтем | Кол-во часов | Дата | |
По программе | Фактически |
1 триместр |
1-2 | Плохо одному. Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! | 2 | 05.09 12.09 | | |
3 | Знайкина программа, компьютерная программа «приветствие». | 1 | 19.09 | | |
4 | Вывески. | 1 | 26.09 | | |
5 | Давайте договоримся. Поиграем вместе. | 1 | 03.10 | | |
6-7 | Говорим и пишем. Громко – тихо. Быстро – медленно. | 2 | 17.10-24.10 | | |
8 | От чистоговорки к скороговорке. | 1 | 31.10 | | |
9 | Узнай по голосу. | 1 | 07.11 | | |
10 | Разговор по телефону. | 1 | 14.11 | | |
2 триместр |
11(1) | Мимика и жесты. | 1 | 28.11 | | |
12(2) | До свидания! Счастливого пути! | 1 | 05.12 | | |
13-14 (3-4) | Как себя вести во время разговора. | 2 | 12.12-19.12 | | |
15(5) | Спасибо. Подарок. Умей благодарить. | 1 | 26.12 | | |
16(6) | Новогодняя сказка. | 1 | 09.01 | | |
17(7) | Текст – что это такое? | 1 | 16.01 | | |
18(8) | Заголовки – отгадки, заголовки – названия. | 1 | 23.01 | | |
19(9) | Заголовки бывают разные. | 1 | 30.01 | | |
20(10) | Извинения. От учтивых слов… | 1 | 06.02 | | |
21(11) | Очень важные слова | 1 | 13.02 | | |
3 триместр |
22 (1) | Очень важные слова. | 1 | 27.02 | | |
23(3) | Знакомые незнакомцы. | 1 | 06.03 | | |
24(4) | Ключ к тексту. | 1 | 13.03 | | |
25(5) | Какой текст легче прочитать. | 1 | 20.03 | | |
26(6) | Рифма. | 1 | 27.03 | | |
27(7) | Как построен текст. Начало – конец. | 1 | 03.04 | | |
28(8) | Сочиняем считалку. | 1 | 17.04 | | |
29(9) | Обращение. Я обращаюсь к тебе (вам). | 1 | 24.04 | | |
30-31 (10-11) | Сочиняем сказку. | 2 | 08.05-15.05 | | |
32(12) | Что лучше и что хуже языка. Рассуждение Эзопа. | 1 | 22.05 | | |
33(13) | Урок – викторина. | 1 | 29.05 | | |
Методическое обеспечение.
1. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская Учебная тетрадь для 1 класса. В 2 частях: «Детская риторика в рассказах и рисунках», М. «Баласс», 2011г.
2. Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2011
Согласовано:
Протокол заседания ШМО №_____ от «_____»_____________2012 г.
Председатель ШМО __________________________ /Попова Т.В./
Согласовано:
Зам. директора по УВР ________________________ / Совина С.Ю./
«_____»_____________2012 г.
5