СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 1 класс имеет предметное направление. Она рассчитана на 33 учебные недели.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 1 класс»

Речь и культура общения





1 класс

Пояснительная записка



Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.

В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить.

Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.

В разработанной программе можно выделить два смысловых блока.

Первый – «ОБЩЕНИЕ»

Этот блок даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и намерение, оценивать степень их реализации в общении.

Второй блок – «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ»

Этот блок даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие речевой жанр, текст определённой коммуникативной направленности. Это не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.



Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.



Задачи:

1) познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

2) развивать коммуникативные способности школьников;

3) содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

4) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.



Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).



Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.



Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

- Театрализация «Театр вежливых ребят»;

- Устный журнал «О невежах и вежливости»;

- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».



Ожидаемые результаты:



­ обогащение личного опыта общения детей;

­ ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

­ овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

­ овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».



Программа рассчитана на 33 часа(1 час в неделю, 33 учебные недели).





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОБЩЕНИЕ

Знакомство с учебником. Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания благодарности.

Слушание (аудирование). Слушать и слышать. Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д)

Говорение. Голос и его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Правила для говорящих (собеседников).

Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, газетой, журналом). Приемы ознакомительного чтения.

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем говорит нам шрифт).

ТЕКСТ

Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки. Ритм, рифма, звукопись в считалке.

























Календарно-тематическое планирование.



№№ п/п

Название тем и подтем

Кол-во

часов

Дата


По программе

Фактически

1 триместр

1-2

Плохо одному. Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер!

2

05.09

12.09



3

Знайкина программа, компьютерная программа «приветствие».

1

19.09



4

Вывески.

1

26.09



5

Давайте договоримся. Поиграем вместе.

1

03.10



6-7

Говорим и пишем. Громко – тихо. Быстро – медленно.

2

17.10-24.10



8

От чистоговорки к скороговорке.

1

31.10



9

Узнай по голосу.

1

07.11



10

Разговор по телефону.

1

14.11



2 триместр

11(1)

Мимика и жесты.

1

28.11



12(2)

До свидания! Счастливого пути!

1

05.12



13-14 (3-4)

Как себя вести во время разговора.

2

12.12-19.12



15(5)

Спасибо. Подарок. Умей благодарить.

1

26.12



16(6)

Новогодняя сказка.

1

09.01



17(7)

Текст – что это такое?

1

16.01



18(8)

Заголовки – отгадки, заголовки – названия.

1

23.01



19(9)

Заголовки бывают разные.

1

30.01



20(10)

Извинения. От учтивых слов…

1

06.02



21(11)

Очень важные слова

1

13.02



3 триместр

22 (1)

Очень важные слова.

1

27.02



23(3)

Знакомые незнакомцы.

1

06.03



24(4)

Ключ к тексту.

1

13.03



25(5)

Какой текст легче прочитать.

1

20.03



26(6)

Рифма.

1

27.03



27(7)

Как построен текст. Начало – конец.

1

03.04



28(8)

Сочиняем считалку.

1

17.04



29(9)

Обращение. Я обращаюсь к тебе (вам).

1

24.04



30-31 (10-11)

Сочиняем сказку.

2

08.05-15.05



32(12)

Что лучше и что хуже языка. Рассуждение Эзопа.

1

22.05



33(13)

Урок – викторина.

1

29.05







Методическое обеспечение.


1. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская Учебная тетрадь для 1 класса. В 2 частях: «Детская риторика в рассказах и рисунках», М. «Баласс», 2011г.
2. Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2011







Согласовано:

Протокол заседания ШМО №_____ от «_____»_____________2012 г.

Председатель ШМО __________________________ /Попова Т.В./


Согласовано:

Зам. директора по УВР ________________________ / Совина С.Ю./

«_____»_____________2012 г.





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!