СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Детская риторика"»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Детская риторика» для 4 класса разработана на основе авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской - М.:Баласс, Ювента, 2012г.

В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Детская риторика» отводится 34 часа 1 час в неделю.

Пояснительная записка


 Цели:

  • формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

  • формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

  • формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

  • развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

  • развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Задачи:

  • обучение умелой, искусной и эффективной речи;

  • развитие дара речи;

  • научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

  • воспитание творческой личности;

  • воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.


Планируемые результаты изучения курса «Детская риторика».

Личностные результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

  • отличать истинную вежливость от показной;

  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

  • учитывать интересы при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи, и неуспехи в общении;

  • осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

  • анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • различать описания разных стилей – делового и художественного;

  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

  • анализировать словарные статьи;

  • реализовывать словарные статьи к новым словам;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

  • редактировать текст с недочётами.

  • различать общение для контакта и для получения информации;

  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;

  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей;

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • пользоваться основными способами правки текста;

  • различать общение для контакта и для получения информации;

  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;

  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

  • быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

  • вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

  • анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

  • определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.



Содержание занятий с указанием форм и видов деятельности

Раздел 1.

Общение. (9 ч)

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение).

Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Формы организации и виды деятельности:

  • риторические игра;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • виртуальная экскурсия;

  • занятие-презентация;

  • называть компоненты речевой ситуации, этикетные формулы утешения;

  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;

  • определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт;

  • демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения;

  • определять уместность употребления несловесных средств, при устном общении;

  • реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации;

  • определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом;

  • оценивать себя как слушателя.

Раздел 2.

Текст. (13 ч)

Основные признаки текста.

Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Формы организации и виды деятельности:

  • риторический анализ устных и письменных текстов;

  • риторическая задача;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • словесное обучение (беседа);

  • занятие-презентация;

  • моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев;

  • подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам;

  • анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации;

  • реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения;

  • составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков;

  • воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное;

  • анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;

  • вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер;

  • выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении;

  • реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.


Раздел 3.

Речевые жанры. (8 ч)

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Этикетные речевые жанры.

Вежливая оценка. Утешение.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

Формы организации и виды деятельности:

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • экспедиции по сбору материала;

  • занятие-презентация;

  • анализировать словарную статью;

  • реализовывать словарную статью к новым словам;

  • отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров;

  • анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям;

  • реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата;

  • разыгрывать этикетные диалоги;

  • оценивать свои речевые привычки.

Раздел 4.

Обобщение. (4 ч)

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.

Формы организации и виды деятельности:

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • словесное обучение (беседа);

  • занятие-презентация;

  • объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач;

  • разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным жанрам;

  • формулировать правила эффективного общения;

  • оценивать свои речевые привычки.

  • проектная деятельность





Тематическое планирование 34 ч



№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

1.

Общение.

9

2.

Текст.

13

3.

Речевые жанры.

8

4.

Обобщение.

4


Итого

34


































Приложение 1


Планирование занятий

п/п

Тема

1

Проверь себя

2

Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

3

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

4

Особенности говорения.

5

Речевые отрезки и паузы.

6

Успокоить, утешить словом.

7

Утешить – помочь, утешить – поддержать.

8

Какой я слушатель.

9

Я – читатель.

10

Типы текстов. Яркие признаки текста.

11

Абзацные отступы, завершающий абзац.

12

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

13

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

14

Знаки-символы и знаки-копии. Языковые знаки.

15

Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. Яркие признаки текста.

16

Описание – деловое и художественное.


17

Вежливая оценка.

18

Скажи мне, почему; аргумент. (рассуждение).

19

Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение

20

Словарная статья.

21

Рассказ. Хочу рассказать.

22

Служба новостей, что такое информация.

23

Газетная информация,

24

Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры.

25

Хроника.

26

Информационная заметка.

27

Подпись под фотографией.

28

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

29

Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости.

30

Этикетные диалоги.

31

Речевые привычки.

32

Учись красноречию.

33

Майская газета.

34

Защита проектов. Представление газет.










































Приложение 2


Ресурсное обеспечение:

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Тетрадь для 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО

«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.

  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с

5.Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

6.Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Интернет ресурсы:



http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.








































Содержание занятий с указанием форм организации и видов деятельности

Тема

формы

виды деятельности

1

Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение).

Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.


Речевая деятельность.

Игра

виртуальная экскурсия

  • риторические игра;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • виртуальная экскурсия;

  • занятие-презентация;


  • риторические игра;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • виртуальная экскурсия;

  • занятие-презентация;

  • называть компоненты речевой ситуации, этикетные формулы утешения;

  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;

  • определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт;

  • демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения;

  • определять уместность употребления несловесных средств, при устном общении;

  • реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации;

  • определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом;

  • оценивать себя как слушателя.


2

Текст.

Основные признаки текста.

Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.


  • комбинированное занятие;

  • обсуждение;

  • беседа;

  • занятие-презентация;


  • риторический анализ устных и письменных текстов;

  • риторическая задача;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • словесное обучение (беседа);

  • занятие-презентация;

  • моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев;

  • подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам;

  • анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации;

  • реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения;

  • составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков;

  • воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное;

  • анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;

  • вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер;

  • выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении;

  • реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.



3

Речевые жанры. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Этикетные речевые жанры.

Вежливая оценка. Утешение.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.


  • комбинированное занятие;

  • обсуждение;

  • экспедиции по сбору материала;

занятие-презентация

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • экспедиции по сбору материала;

  • занятие-презентация;

  • анализировать словарную статью;

  • реализовывать словарную статью к новым словам;

  • отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров;

  • анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям;

  • реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата;

  • разыгрывать этикетные диалоги;

  • оценивать свои речевые привычки.


4

Обобщение. Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.


  • комбинированное занятие;

  • обсуждение;

  • беседа;

  • занятие-презентация;


  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • словесное обучение (беседа);

  • занятие-презентация;

  • объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач;

  • разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным жанрам;

  • формулировать правила эффективного общения;

  • оценивать свои речевые привычки.

  • проектная деятельность












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!