Рабочая программа внеурочной деятельности «Детская риторика» для 4 класса разработана на основе авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской - М.:Баласс, Ювента, 2012г.
В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Детская риторика» отводится 34 часа 1 час в неделю.
Пояснительная записка
Цели:
формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;
формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;
развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;
развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.
Задачи:
обучение умелой, искусной и эффективной речи;
развитие дара речи;
научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;
воспитание творческой личности;
воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Детская риторика».
Личностные результатами изучения курса является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи, и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
приводить примеры задач общения и речевых ролей;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста;
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;
вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;
анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;
определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.
Содержание занятий с указанием форм и видов деятельности
Раздел 1.
Общение. (9 ч)
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение).
Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Формы организации и виды деятельности:
риторические игра;
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
виртуальная экскурсия;
занятие-презентация;
называть компоненты речевой ситуации, этикетные формулы утешения;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт;
демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения;
определять уместность употребления несловесных средств, при устном общении;
реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации;
определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом;
оценивать себя как слушателя.
Раздел 2.
Текст. (13 ч)
Основные признаки текста.
Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Формы организации и виды деятельности:
риторический анализ устных и письменных текстов;
риторическая задача;
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
словесное обучение (беседа);
занятие-презентация;
моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев;
подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам;
анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации;
реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения;
составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков;
воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное;
анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;
вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер;
выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении;
реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.
Раздел 3.
Речевые жанры. (8 ч)
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Этикетные речевые жанры.
Вежливая оценка. Утешение.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Формы организации и виды деятельности:
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
экспедиции по сбору материала;
занятие-презентация;
анализировать словарную статью;
реализовывать словарную статью к новым словам;
отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию;
анализировать типичную структуру рассказа;
называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров;
анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям;
реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата;
разыгрывать этикетные диалоги;
оценивать свои речевые привычки.
Раздел 4.
Обобщение. (4 ч)
Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и слова вежливости.
Этикетные диалоги, речевые привычки.
Формы организации и виды деятельности:
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
словесное обучение (беседа);
занятие-презентация;
объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач;
разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным жанрам;
формулировать правила эффективного общения;
оценивать свои речевые привычки.
проектная деятельность
Тематическое планирование 34 ч
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов |
1. | Общение. | 9 |
2. | Текст. | 13 |
3. | Речевые жанры. | 8 |
4. | Обобщение. | 4 |
| Итого | 34 |
Приложение 1
Планирование занятий
№ п/п | Тема |
1 | Проверь себя |
2 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. |
3 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). |
4 | Особенности говорения. |
5 | Речевые отрезки и паузы. |
6 | Успокоить, утешить словом. |
7 | Утешить – помочь, утешить – поддержать. |
8 | Какой я слушатель. |
9 | Я – читатель. |
10 | Типы текстов. Яркие признаки текста. |
11 | Абзацные отступы, завершающий абзац. |
12 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. |
13 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. |
14 | Знаки-символы и знаки-копии. Языковые знаки. |
15 | Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. Яркие признаки текста. |
16 | Описание – деловое и художественное. |
17 | Вежливая оценка. |
18 | Скажи мне, почему; аргумент. (рассуждение). |
19 | Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение |
20 | Словарная статья. |
21 | Рассказ. Хочу рассказать. |
22 | Служба новостей, что такое информация. |
23 | Газетная информация, |
24 | Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры. |
25 | Хроника. |
26 | Информационная заметка. |
27 | Подпись под фотографией. |
28 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. |
29 | Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. |
30 | Этикетные диалоги. |
31 | Речевые привычки. |
32 | Учись красноречию. |
33 | Майская газета. |
34 | Защита проектов. Представление газет. |
Приложение 2
Ресурсное обеспечение:
Детская риторика в рассказах и рисунках: Тетрадь для 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с
5.Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
6.Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Содержание занятий с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Тема | формы | виды деятельности |
1 | Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. | Речевая деятельность. Игра виртуальная экскурсия | риторические игра; комбинированное учебное занятие; обсуждение; виртуальная экскурсия; занятие-презентация; называть компоненты речевой ситуации, этикетные формулы утешения; анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении; определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт; демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения; определять уместность употребления несловесных средств, при устном общении; реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации; определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом; оценивать себя как слушателя. |
2 | Текст. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). Типы текстов. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. | комбинированное занятие; обсуждение; беседа; занятие-презентация; | риторический анализ устных и письменных текстов; риторическая задача; комбинированное учебное занятие; обсуждение; словесное обучение (беседа); занятие-презентация; моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев; подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам; анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации; реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения; составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков; воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное; анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости; вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер; выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении; реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами. |
3 | Речевые жанры. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка. | занятие-презентация | комбинированное учебное занятие; обсуждение; экспедиции по сбору материала; занятие-презентация; анализировать словарную статью; реализовывать словарную статью к новым словам; отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию; анализировать типичную структуру рассказа; называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров; анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям; реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата; разыгрывать этикетные диалоги; оценивать свои речевые привычки. |
4 | Обобщение. Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. | комбинированное занятие; обсуждение; беседа; занятие-презентация; | комбинированное учебное занятие; обсуждение; словесное обучение (беседа); занятие-презентация; объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач; разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным жанрам; формулировать правила эффективного общения; оценивать свои речевые привычки. проектная деятельность |