СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа "Детская риторика"для учащихся 1 х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Детская риторика "предназначена для реализации внеурочной деятельности учащихся 1 х классов. Работа по данной программе расчитан на один год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа "Детская риторика"для учащихся 1 х классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан











АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Детская риторика»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА











Автор:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Фасахутдинова Лилия Гусмановна









Нижнекамск, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………3

  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………8

  3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………...12

  4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...20



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одной из важнейших задач современной школы является воспитание делового человека, нравственно воспитанной личности с богато развитой речью. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Направленность Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы речевого развития в школьном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали.

Педагогическая целесообразность.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.


Цель программы: раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.

Задачи:

- научить правильной речи,

- развивать коммуникативные умения,

- научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях,

- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.


Отличительные особенности программы. Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа «Детская риторика»:

Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса, в возрасте 6,5-8 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Продолжительность реализации программы – один год:

1 раздел – период с сентября по декабрь – 5 часов;

2 раздел – с января по май, 10 часов.

Режим занятий:

- 15 часов в год;

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут.

Организация деятельности детей на занятии: групповая работа

Форма проведения занятий: диалог, беседа, деловая игра, игра-тренинг, рисуночное письмо, театрализация, заочное путешествие, экскурсии.

Планируемые результаты:

Обучающийся получит умения:



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план Программы





1 класс (15 часов)

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.



Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1 класс (15 часов из расчёта 1 час в неделю)



Тема урока

Кол-во часов, недели,№ урока.

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне



ОБЩЕНИЕ (I часть – 15 часов)


Речь в жизни человека.

Знакомство с учебной тетрадью.

1ч,

№ 1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).

Познакомиться с учебником (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).

Объяснять, зачем нужны вывески (Н).

Различать вывески – слова и вывески-рисунки (Н).

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н).


Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

№ 2

Вывески, их информационная роль.

1 ч

№ 3



РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА


Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.



Удивляемся, радуемся, огорчаемся.


1 ч

№ 4



1 ч

№ 5

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Давайте договоримся

1 ч

№ 6



РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ


Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1 ч

№ 7

Называть виды речевой деятельности (Н).

Различать устную и письменную речь (П).

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.



Правила разговора по телефону.



Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

2 ч

№ 8, 9



1 ч

№ 10



2 ч

№ 11,12

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н).

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н).

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н).

Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).



Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П).

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П).

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Прощаемся в разных ситуациях общения.




1 ч

№ 13


Правила вежливого поведения во время разговора.


1 ч

№ 14




Благодарим за подарок, услугу.






1 ч

№ 15






  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И оценки планируемых результатов



В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



Формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Согласно письму Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» оценочная деятельность осуществляется без отметочной фиксации достижений младших школьников: «…В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания».







  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа составлена таким образом, что теоретические знания сразу закрепляются практически. В программе большое количество времени отводится практическим занятиям, что способствует лучшему ускорению трудного материала.

Учащимся должно быть интересно с первого занятия до последнего. На это направлено как содержание, так и методическая система курса. Последовательность тем на первый взгляд лишена жесткой логики. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся .

Основные методы работы:

- Предметно-тематическое общение. Разбор новых понятий, терминов;

- наглядный метод или объяснительно-иллюстративный. Просмотр документов, видеофильмов закрепляет теоретические знания и понятия;

- лекции в виде слайдовых презентаций;

-игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению, развивающие потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Дидактический материал для проведения занятий:

• Иллюстрации.

• Раздаточный материал.

• Игры.

Материально-технические средства:

- парты, стулья;

- компьютер (ноутбук);

- МФУ (принтер, ксерокс, сканер);

- проектор, экран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагога:

Список литературы

Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебн. пос. М., 2010

Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2002

Корникова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн. пос. М., 1998

Кохтев Н.Н. Риторика. Учебн. пос. М., 1994

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988

Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М., 2003

Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003

Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. Учебн. пос. М., 1996

Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991

Порубов Н.И. Риторика. Минск, 2004

Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. Учебно-метод. пос. М., 2009

Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2010

Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011

Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997

Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009








ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный конспект занятия (Образец структуры занятия)

ТЕМА: Слово веселит, огорчает, утешает.



Цели и задачи занятия:

  • формировать умения объяснять и доказывать,

  • познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,

  • показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.



ХОД занятия:



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.



УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас гости. Мы с вами – гостеприимные хозяева должны поприветствовать их.

1.С какой мимикой мы это сделаем? (грусть, радость, удивление, страх).

2.Каким тоном поприветствуем их? (радостным).

3.Какими словами можно приветствовать гостей? (Здравствуйте! Мы рады видеть вас!).

(Выходят к доске и приветствуют гостей.)

А теперь вы только со мной на уроке риторики.



УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы в стране под названием «Волшебница речь». Путешествуя по этой загадочной стране, мы побываем на острове «Речевом», полетим на самолете на полуостров «Громко-Тишск», на кораблике приплывём в город «Словесник», и, наконец, ковёр-самолёт доставит нас на «Поляну вежливости». В пути нас будет сопровождать озорной мальчуган Речевичок.



УЧИТЕЛЬ: Итак, счастливого путешествия! Удобнее устраивайтесь в нашем паровозике и в путь! На остров!

- Но что это? Светофор на острове показывает цвет? (красный)

- Можем мы ехать на красный свет? Нужно зажечь зелёный!!!

- Зажжет его Саша Верговский своими знаниями о светофоре.

«3 цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра.

Красный цвет – проезда нет!

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный цвет – кати!!!»



I – о – в «Речевой приготовил для нас речевые разминки».

На уроках чтения, риторики и театральном кружке мы выучили более 50 стихов.

ВНИМАНИЕ!!!

- По первой строке узнать стихотворение и прочесть его так, чтобы вас любо-дорого было послушать.

1) «Верблюд решил, что он жираф…»

2) «Ой, воскликнул окунёк…»

3) «А слониха – щеголиха…»

4) У пруда утёнок Крошка…»

5) Нос суёт свой Игорёк…»

6) Нам вчера купили шарик…»

7) «Не жалейте пятачка –

Говорит корова.

Вы купите молочка

Вкусного, парного. ВСЕ ВМЕСТЕ

Поросята тут как тут

Нам по полной кружке

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки».

II.СКОРОГОВОРКА.



УЧИТЕЛЬ: Как мы произносим скороговорки?

«Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

На дворе растёт трава,

На траве лежат дрова – НА КАРТОЧКАХ

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

На дворе растут дрова

На дровах лежит трава.

До чего же всё занятно,

До чего же непонятно!





И 12 ребят

Быстро не про –

Быстро гово –

Быстро не проговорят.

Только я одна умею. УЧИТЕЛЬ

Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку!





1) Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!

2) Щуку и леща в роще не сыщешь.



Ладонь ладонь рукой развод руками

в окно

3) Из «Риторики» - 3 класс.

III.РИФМЫ.

УЧИТЕЛЬ: Я знаю, что вы очень любите рифмовать. Что такое «рифма»? (слова близкие по звучанию).

1)Доскажи словечко.

«Риторика» 3 класс №2, с.12.

2)А теперь вы рифмуете сами. Для рифмы слово «Дом» и «Мышка»

Мышка – шишка – малышка – ком дом

Сом бром

лом

Крышка – пышка – вышка-мишка

УЧИТЕЛЬ: А теперь пересаживаемся на самолёт и летим на полуостров «Громко -Тишск».

Зажигаем зелёный свет.

Самолёт не улетай

В Громко-Тишск быстрей доставь!

(на карточке с самолётом)

  1. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: Работая над темой «Громко – тихо», мы сделали следующие выводы:

1)Говорим громко когда?

2) Говорим тихо когда?

ВНИМАНИЕ! РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ!

1.Девочка заблудилась в лесу. Как же она должна звать на помощь? Громко или тихо? (Нужно даже кричать, чтобы тебя услышали).

2.Спортивные соревнования. Как же болельщики должны подбадривать любимого спортсмена, команду?

3.Мама укладывает ребёнка спать. Как она ему поёт песенку?

(Колыбельные песни поются тихо, нежно, располагая ко сну).

1-й вывод: Всё зависит от ситуации общения.

4.Как громко или тихо прочту стихи и почему?

а) В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна,

Тихонечко постой.

(Тихо. В стихотворении говорится о тишине. Зависит от содержания)

б) Гром грохочет – Бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – Ах!

Затыкает уши.

в) ФИЗМИНУТКА.

Мы немножко пошумели, громко

В окнах стёкла зазвенели,



Мы сказали «Тишина»

В школе треснула стена. Допустили ошибку



2-й вывод: Говорим «громко или тихо» в зависимости от содержания ситуации, стихотворения, рассказа и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Очень важно уметь правильно определить силу голоса в различных жизненных ситуациях.

Что вы посоветуете героям стихотворения Сапгира «Оруны»?

(Методическое пособие. 1 класс. стр.18)

УЧИТЕЛЬ: Итак, наша речь может звучать тише или громче в зависимости от ситуации общения или от содержания произведения или высказывания.

Тихо «ФИЗМИНУТКА» Громко

Я по лесенке шагаю

Высоту я набираю

Шаг на гору,

Шаг на тучу,

А подъём всё круче, круче

Не робей, петь хочу!

Прямо к солнцу я лечу!

УЧИТЕЛЬ: Путешествуем дальше. Путь закрыт.

Весёлый кораблик по речке плывёт,

В город «Словесник» нас приведёт.

УЧИТЕЛЬ: Эта остановка для нас самая загадочная и самая главная. Она познакомит вас, ребята, со словом, с ролью слова в нашей жизни.

Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть, утешить. Проверим, так ли это.

УЧИТЕЛЬ: Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? Конечно, клоуны самые весёлые люди на земле. А в старину в России их называли скоморохами, была также игрушка по имени Петрушка. На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был весёлый Петрушка, который иногда рассказывал вот такие истории Выбегает Петрушка и рассказывает стихотворение.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, зачем рассказал Петрушка эту нелепицу, где всё перевёрнуто шиворот-навыворот, так в жизни никогда не бывает?

(смешит, поднимает настроение).

ВЫВОД: Эти весёлые стихи называют «перевёртышем». Главная задача «перевёртыша» насмешить людей, поднять им настроение.

УЧИТЕЛЬ: – Прочитайте перевёртыш самостоятельно, помня о том, что в перевёртышах слово «веселит». Давайте прочитаем так. (хором)

УЧИТЕЛЬ: Петрушка помог нам понять, что слово веселит, поднимает настроение, а мы в свою очередь приготовили ему стихотворение, после которого у него тоже поднимется настроение. (Э. Машковская «Петрушка» стр. 12, Методичка).

УЧИТЕЛЬ: Но бывают в жизни и огорчения. Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино? (чтение по ролям отрывка из сказки Толстого).

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, прав ли был Буратино, прогоняя старого сверчка из комнаты? (см. стр. 19 «прожил в комнате 100 лет, хозяин).

- Почему Сверчок не ответил на грубость грубостью? (мудрый)

- Отчего у Сверчка возникло желание дать Буратино мудрый совет? (Буратино не знал жизни. Мысли маленькие, коротенькие, пустяковые).

ВЫВОД: Да, вы правы, Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни. Он не думал о последствиях своей грубости. Мысли у него маленькие, коротенькие, пустяковые. Поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, заставить задуматься.

- А в нашей жизни вы всегда думаете, прежде чем сказать что-то обидное, грубое другу, однокласснику? Обидев человека словом, трудно бывает потом исправить свою ошибку. Есть прекрасная пословица:

а) Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. Как вы понимаете?

б) От худого слова – да навек ссора. (Слово огорчает)

УЧИТЕЛЬ: Когда человек огорчён, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением. В таких случаях ему нужна поддержка добрым словом от друга, мамы, любого близкого человека. СЛОВО УТЕШАЕТ. Чтобы доказать вам это давайте с вами на 5 минут вернёмся в наше раннее детство и вспомним наши первые стихи и сказки.

А.А. Барто «Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик»

Дети «Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч».

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему?

Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны утешить её, помочь ей. Недаром говорят: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

- Что нового вы узнали о слове? (слово веселит, огорчает, утешает)

УЧИТЕЛЬ: Человеку необходимо слово, чтобы повлиять на другого человека, рассмешить, утешить. Необходимо также помнить, что словом можно обидеть человека, поэтому прежде, чем сказать – подумай!!!

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливается,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я. Козловский «Слово»)

УЧИТЕЛЬ: А теперь пришла пора вспомнить и о наших гостях. Мы, как гостеприимные хозяева должны попрощаться с ними.

1.С какой мимикой мы это сделаем? (радость, грусть, удивление, страх)

2.С грустью мы скажем «До свидания!»

3.С радостью «Всего вам доброго!»

УЧИТЕЛЬ: Спасибо всем за работу.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!