СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Обучение игре на музыкальных инструментах (индивидуальные занятия)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины Обучение игре на музыкальных инструментах (индивидуальные занятия) по специальности 050146 Преподавание в начальных кулассах (2012г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Обучение игре на музыкальных инструментах (индивидуальные занятия)»

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области


гоБу СПО ВО «Бутурлиновское педагогическое училище»



«Утверждаю»

И.О. директора ГОБУ СПО ВО

«Бутурлиновское педагогическое училище»

________________ /Ф.В. Митрофанов/

Приказ от «_____»____________ 20 __ г. №









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины


Обучение игре на музыкальных инструментах

(индивидуальные занятия)


по специальности 050146 Преподавание в начальных классах





















Бутурлиновка

2012 г.

ОДОБРЕНА Составлена в соответствии

предметной (цикловой) с Государственными требованиями

комиссией социально - гуманитарных к минимуму содержания и уровню

и экономических дисциплин подготовки выпускника по

Председатель_______Козлова Г.Н специальности 050146

Преподавание в начальных классах

Авторы: Дорохина Л.А.

Заместитель директора

по учебной работе___________Хромых Н.С.

Рецензенты:

Субочева Н.А.

учитель высшей квалификационной

категории МОУДОД

Бутурлиновской ДШИ


Молчанова Г.В.

Преподаватель музыки

Высшей квалификационной категории

ОГО УСПО БПУ
































Пояснительная записка


Умение играть на музыкальном инструменте имеет большое значение в работе учителя начальных классов общеобразовательной школы, осуществляющего зстетическое воспитание школьников средствами музыки. Поэтому в педагогическом училище особое внимание должно уделяться обучению игре на музыкальных инструментах, что раскрывает более широкие возможности музыкального развития студентов, целенаправленной подготовке к музыкальному воспитанию школьников.

Курс «Обучение игре на музыкальных инструментах» рассчитан на часов и разделён на 8 семестров, начиная с первого.

Цель курса – освоение школьного репертуара программы «Музыка» (младшие классы) и репертуара внеклассной музыкальной работы, а также овладение необходимыми для этого навыками и умениями игры на музыкальных инструментах.

Задачи курса:

-способствовать развитию у воспитанников умений и навыков, позволяющих грамотно исполнять музыкальное произведение;

-стимулировать у студентов таких способностей, как музыкальный слух, ритм, память, эмоциональную отзывчивость на музыку и т.д.;

- вырабатывать у студентов специальные умения ( чтение нот с листа, аккомпанемент, дирижёрско - хоровые навыки);

- содействовать развитию общекультурного и музыкального кругозора студентов при исполнении произведений различных стилей и жанров профессиональной и народной музыки России, других стран и народов;

- содействовать формированию у студентов духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности.

Данная программа составлена на основе примерной программы дисциплины «Основной музыкальный инструмент» (баян, аккордеон) для специальности 0310 «Музыкальное образование» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, изданной научно – методическим центром среднего профессионального образования.


Программа написана в соответствии с требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта и опирается на многолетний опыт работы по подготовке специалистов по данному курсу в педагогических училищах России.

В ней определены цели и задачи курса, предлагаются современные принципы организации обучения, способствующие овладению исполнительскими навыками, необходимыми для осуществления музыкального воспитания в начальных классах.

В программе отсутствует традиционный подход к определению обязательных требований по семестрам и курсам с «Привязыванием» содержания образования по предмету. Взамен предлагается каждому преподавателю идти со своими воспитанниками наиболее удобными и целесообразными путями к достижению прогнозируемого результата.

Освоение курса идёт через изучение произведений различных стилей и жанров профессиональной и народной музыки России, других стран и народов. Изучение музыкального материала определённой сложности и объёма, умения применять его на практике, является одним из определяющих факторов, способствующих развитию профессионально – исполнительских качеств обучающихся по курсу.

Методы обучения, используемые при изучении курса, должны быть как можно более разнообразными и иметь в своей основе творческое начало. Из педагогических методов следует активно использовать проблемно – поисковый метод, который в наибольшей степени способствует развитию творческой направленности мышления студентов. Большое значение для исполнительского курса могут иметь индуктивные и дедуктивные методы обучения, метод самостоятельной работы.

Программа состоит из следующих разделов: «Примерное содержание курса», «Примерный репертуарный план», «Примерный репертуар по курсу», «Примерный план контрольных мероприятий», «Учебно – методическое обеспечение».

Раздел «Примерный репертуарный план» определяет план изучения музыкального материала, уточняет его базовый минимум в количественном аспекте и с позиции разнообразия по стилям, жанрам и т. д.

Раздел «Примерный репертуар по курсу» поможет преподавателю определить основные параметры соответствия репертуара требованиям программы по его художественной ценности, технической сложности и объёму.

В программу включён раздел «Примерный план контрольных мероприятий»,где указан примерный вариант мероприятий и сроки показа студентами изучаемого репертуара в процессе изучения курса, обозначены ориентировачные требования к исполняемому материалу.

Программа по курсу «Обучение игре на музыкальных инструментах» является примерной, поэтому предложенные разделы могут корректироваться по содержанию, срокам, количеству изучаемых произведений и другим показателям с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности каждого студента.


Требования к знаниям, умениям и навыкам.


Выпускник после успешного освоения курса должен владеть:

- высокой культурой инструментального исполнительства;

- знаниями о закономерностях произведений и средствах художественного исполнения;

- техническими навыками и приёмами инструментального исполнения произведений в облегчённой обработке,

- студенты, закончившие ДМШ, играют аккомпанемент в оригинале.


Примерное содержание программы.

1 раздел. Примерное содержание курса.


Во время обучения игре на музыкальных инструментах используется индивидуальная форма занятий. На индивидуальных занятиях студенты получают теоретические знания и практические навыки. Студенты, поступившие на первый курс, получают простейшие исполнительские навыки на материале программы Д.Б.Кабалевского.

Со второго курса студенты, успешно усвоившие материал, продолжают обучение игре на инструменте. Остальные на втором курсе занимаются на музыкальном практикуме.


2 раздел. Примерный репертуарный план.


п/п

Репертуар

Курс

1

2

3

4

Семестр

1

2

3

4

5

6

7

8


1


Гаммы



2


2


2


2


2


2


2


2


2


Попевка



2


1


1


1


1


1


1


1

3

Педрепертуар

(песни, изучаемые в школе по программе Кабалевского)



3


3


3


3


3


3


3


3

4

Пьесы


2

2

2

2

2

2

2

2

3 раздел. Примерный репертуар по курсу.


Баян, аккордеон.


1 курс (1 семестр)


Гаммы - до мажор, соль мажор.

Пед. Репертуар.


Попевки «Андрей – воробей», «Уж как шла лиса по травке».


Песни: р.н.п. «Как пошли наши подружки»

Д.Кабалевский «Первый класс»

«Дин дон»


Пьесы: р.н.п. «Как под горкой под горой»

Р.н.п. «Василёк»

Р.н.п. «Ах вы сени, мои сени»

Р.н.п. «Во саду ли в огороде»

Р.н.п. «Куманёчек»

Р.н.п. «Частушка»

Р.н.п. «Пастушок»

Укр.н.п. «По дороге жук, жук»

Укр.н.п. «Ой, звоны звонят»

Красев «Ёлочка»

Тиличеева «Праздничная ёлочка»

Кабалевский «Маленькая полька»

Ч.н.п. «Зелёная травушка»

Ит.н.п. «Карнавал в Венеции»

Лушников «Плясовая»


1 курс ( 2 семестр)


Гаммы – фа мажор, ля минор (натур.)


Попевки «Разные ребята»


Песни : р.н.п. «Во поле стояла»

Р.н.п. «Уж как по мосту мосточку»

Филиппенко «Урожай собирай»


Пьесы: р.н.п. «Не летай, соловей»

Р.н.п. «В сыром бору тропина»

Б.н.п. «Перепёлочка»

Б.н.п. «Савка и Гришка»

Укр.н.п. «Ехал казак за Дунай»

Укр.н.п. «Гречаники»

П.н.п. «Весёлый сапожник»

Лушников «Танец»

П.н.т. «Маленький краковяк»

Р.н.п. «Белолица круглолица»

Укр. н.п. «Месяц на небе»

Ит.н.п. «Колыбельная»

Гладков «Песенка черепахи»



2 курс 3 семестр


Гаммы – ля минор гармоническая и мелодическая, ми минор натуральная, гармоническая.


Попевка – «Мы – второклассники»


Песни – б.н.п. «Перепёлочка», фр.н.п. «Пастушья песня», Герчик «Песенка друзей»


Пьесы: р.н.п. «Степь да степь кругом»

Р.н.п. «Уж ты сад»

Р.н.п. «Пойду ль выйду ль я»

Р.н.п. «Я на горку шла»

Р.н.п. «Полянка»

Р.н.п. «Мой костёр»

«Чешская полька»

Укр.н.п. «Ой, дивчина, шумит гай»

Укр.н.п. «Солнце низенько»

Э.н.п. «Веретено»

Б.н.т. «Янка»

Б.н.п. «Бульба»

Вольфарт «Этюд»

Шитте «Этюд»

А. Иванов «Полька»

Книппер «Полюшко поле»

Бекман «В лесу родилась ёлочка»

Чайкин «Танец Снегурочки»

Шаинский «Кузнечик»



2 курс 4 семестр


Гаммы – ре минор натуральная, гармоническая, мелодическая, ми минор мелодическая.


Попевки – «Мы мальчики», «Мы девочки».


Песни – шв.н.п. «Кукушка»

Кабалевский «Наш край»

Филиппенко «Весёлый музыкант»


Пьесы – р.н.п. «Вдоль да по речке»

Р.н.п. «Вот мчится тройка удалая»

Р.н.п. «Во лузях» обр. Бушуева

Р.н.п «Меж крутых бережков»

Р.н.п. «Перевоз Дуня держала»

Б.н.т. «Лявониха»

П.н.п. «Кукушка» обр. Бушуева

П.н.п. «Захотелось Зосе ягод»

Глинка «Жаворонок»

Шуберт «Форель»

Брамс «Колыбельная»

Блантер «Катюша»

Петебургский «Синий платочек »

Бабаджанян «Пушинка белая»

Шаинский «Улыбка»

Шаинский «Вместе весело шагать»



3 курс 5 семестр


Гаммы – ре мажор, си минор.


Попевка «Крокодил и Чебурашка»


Песни – Книппер «Почему медведь зимой спит»

Ч.н.т. «Полька»

Попатенко «Скворушка прощается»


Пьесы – р.н.т. «Яблочко» обр. Чинякова

Р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку»

Р.н.п. «Коробейники»

Украинский народный танец. «Гопак»

Гр.н.т. «Лезгинка»

«Тирольская полька»

Глинка «Полька»

Ребиков «Птичка»

Моцарт «Вальс»

Шуберт «Вальс»

Бетховен «Немецкий танец»

Спадавеккиа «Добрый жук»

Мокроусов «Осенние листья»

Богословский «Тёмная ночь»

Шаинский «Голубой вагон»


3 курс 6 семестр


Гаммы – си бемоль мажор, соль минор.


Попевка «Дружба»


Песни – р.н.п. «Шёл Ленинградский паренёк»

Иванников «Самая хорошая»

Богуславский «Песня о пограничнике»


Пьесы – р.н.п. «Ах ты, ноченька» обр. Лушникова.

Р.н.п. «Трава моя, трава»

М.н.т. «Молдовеняска»

«Австрийская полька»

Хренников «Колыбельная Светланы»

«Гаудеамус» старинный студенческий гимн

Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»

Свиридов «Романс»

Листов «В землянке»

Френкель «Текстильный городок»

Шаинский «Песенка крокодила Гены»

4 курс 7 семестр


Гаммы – ля мажор, фа минор


Попевка «Барабан»


Песни – р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»

Филлипенко «Вечный огонь»

Львов – Компанеец «Дружат дети всей земли»


Пьесы – р.н.п. «Когда б имел златые горы»

« Цыганочка» обр. Привалова

Укр.н.т. «Казачок»

Дрейзен «Берёзка»

Шатров «На сопках Манчжурии»

Огинский «Полонез»



4 курс 8 семестр


Гаммы – ми мажор, до минор.


Попевка о природе.


Песни – «Песня итальянских пионеров»

Филиппенко «Вечный огонь»

Шаинский «Чему учат в школе»


Пьесы – р.н.п. «В тёмном лесе» обр. Иванова

«Страдания» обр.Лушникова

«Елецкие страдания» обр. Лондонова

Григ «Утро»

Чайковский «Неаполитанская песенка»

Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу»


4 раздел. Примерный план контрольных мероприятий.



2 раза в год в конце семестров проводятся итоговые прослушивания индивидуальной работы (контрольный урок). На прослушивание выносятся:

1 - 2 попевки, 2 – 3 школьные песни - 2 – двумя руками или 3 -4 правой рукой, пьеса – по выбору.



5 раздел. Учебно – методическое обеспечение. Методическая литература.


1. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М., Музгиз,1961

.2. Демченко В. Технические упражнения на баяне. М., 1967.

3. Информационный бюллетень (ИБ) «Народник», редакторы В.Новожилов, В. Петров,

И. Ужнова. Музыка, 1992.

4. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., Музыка, 1967.

5.Мирек А. Гармоника ( прошлое и настоящее) М., Интерпракс, 1994.

6.Новожилов В. Баян. М., Музыка, 1988.

7. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. М., Музыка, 1986.

8. Степанов В. О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на музыкальном инструменте баян (аккордеон). (Методическая разработка).М., Мин. Культуры РСФСР, 1987.

9. Судариков. Школа беглости. Учебное пособие. Баян, аккордеон. Изд. Композитор, 1998.

10. Шахов Г. Аппликапура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М., Музыка, 1991.



Нотная литература.


1. Альбом для юношества. (Произведения для баяна) в.1. М., Музыка, 1986.

2. Альбом для юношества (Произведения для аккордеона) в. 1. М., Музыка, 1984.

3. Альбом для детей (Произведения для аккордеона) в.4. М., Музыка, 1990.

4.Играй, мой баян. Сборник произведений для баяна и аккордеона, в. 1 -29. М., 1956 – 1977.

5. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. В.1. М.,М., 1982, В.8., М., М.,1990.

6. Мой друг – аккордеон. М. Двилянский, М., М., 1986.

7. Самоучитель игры на аккордеоне. В. Лушников. М., М., 1991.

8. Мирек А. Школа игры на аккордеоне.

9. Лондонов. Школа игры на аккордеоне.

10. Хрестоматия аккордеониста. 1 – 2 класс ДМШ. М., М., 1980.

11.Хрестоматия аккордеониста. 3 – 4 класс ДМШ.М., М., 1981.

12. Хрестоматия аккордеониста. 5 класс ДМШ. М., М. 1980.

13. Хрестоматия баяниста. 1 – 2 класс ДМШ. М., М. 1990

14. Хрестоматия баяниста 3-4- класс ДМШ. М.,М. 1991.

15. Хрестоматия баяниста 5 класс ДМШ. М., М. 1996.

16 Популярные эстрадные пьесы (баян, аккордеон). Ленинград, 1990.

17. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне) Бажилин Р. М., изд. Катанского, 2003.


Фортепиано.


1 курс 1 семестр.


Гаммы – до мажор, ля минор, в одну октаву каждой рукой отдельно.

Попевки: Андрей – воробей.

В нашем классе – песня

В нашем классе – вальс

В нашем классе – марш

В нашем классе – полька.


Педагогический репертуар :

«Первый класс» Кабалевский

«Во поле берёза стояла» р.н.п.

«Уж как шла лиса» р.н.п.

«Дон – дон» р.н.п.

«Ах вы сени» р.н.п.

Пьесы. Фортепианная игра – Николаев

Дин – дон

Ку – ку

Ау

Василёк - д.п.

Не летай, соловей – р.н.п.

Как под горкой, под горой – р.н.п.

Весёлый музыкант - Филиппенко

Жучка и кот – ч.н.п.

Ёлочка - Красев

Голубые санки - Иорданский

Перепёлочка – б.н.п.


Первая встреча с музыкой Артоболевский


«Вальс собачек»

«Живём мы на горах» - мелодия из музыкальной шкатулки

«Прыг – скок» - Мотив из второй венгерской рапсодии

«Казачок» - украинский народный танец


«Самоучитель игры на фортепиано» Мохин, Зимина


«Тонкая рябина» - русская народная песня

«Эй, ухнем» - русская народная песня

«Наш край» Кабалевский

«Латышская народная песня»



Школа – самоучитель игры на фортепиано Катанский В.


«Дождик, дождик, пуще» - д.п.

«А мы просо сеяли» р.н.п.

Песня из мультфильма «Бременские музыканты» Г.Гладков

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.п.

«Чудак» д.п.

«Чижик – пыжик» прибаутка

Упражнения 1 – 7.


1 курс 2 семестр


Гаммы соль мажор, ми минор, аккорды – в одну октаву каждой рукой отдельно, до мажор, ля минор – двумя руками в одну октаву.


Попевка – Спокойные ребята, непоседы.

Педагогический репертуар :

Перепёлочка –б.н.п.

Весёлый музыкант – Филиппенко

Берёзка – Арсеев

Почему медведь зимою спит – Книппер



Пьесы. «Фортепианная игра» Николаев


«Зайка» - р.н.п.

«Весёлые гуси» р.н.п.

«На льду» Красев

«А кто у нас сильней» - Александров

«Весёлые путешественники» - Старокадомский

«Птичка» - укр.н.п.

«Журавль» - красев

«Осень»

«Ходила младёшенька по борочку» - р.н.п.

«Коровушка» - р.н.п.

«Тень – тень» Калинников

«Украинская народная песня»

«Висла» - польская народная песня

«Венгерская народная песня»

«Про Петю» - Кабалевский

«Колыбельная» - Филипп

«Менуэт» Сперонтес

«Этюд» - Е.Гнесина

«Маленькая полька»Кабалевский

«Пьеса» Ж.Арманд

«Пастушья»

«Я на горку шла»

- р.н.п.

«Пастух играет» Г. Самотринская

«Этюд» Е.Гнесина № 45


«Самоучитель игры на фортепиано» Мохель, Зимина


«Ой, лопнул обруч» у.н.п.

«Во саду ли, в огороде» р.н.п.

«Бывайте здоровы» б.н.п.

«На заре ты её не буди» Варламов

«Савка и Гришка» б.н.п.

«Вставайте, люди русские» С.Прокофьев

«Мой Лизочек так уж мал»П.Чайковский

«Тема из симфонии Гайдн

«Ария Дон Жуана» В.Моцарт


Первая встреча с музыкой Артоболевский


«Где ты, Лёха?» С.Ляховицкая

«Дразнилка» С Ляховицкая

«Воробей» Рубах

«Ночь АРМ.н.п.

«Курочка» Любарский

«Болтунья» С.Прокофьев

«Современный пианист» Кончевский

«Спокойной ночи, малыши» Островский

«Флейта и оркестр» Белый

«Кукушка» Фрид

«Вечером» Беляева

«Былинный напев» Агафонников

«Моя любимая книжка» Старокадомский


Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре С.Ляховицкая

Раздел 1 п1 № 2, 4, 5 , 6, 7, 9.

П.2.№ 7, 8, 9, 10.



Школа – самоучитель игры на фортепиано Катанский В.


«Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка» Шаинсеий В,

«В траве сидел кузнечик» из мультфильма «Приключения Незнайки» Шаинский В.

«Мишка с куклой пляшут полечку» Качурбина В.

Упражнения 1 – 2 - Б.Барток



Фортепиано 2 курс 3 семестр


Гаммы – фа мажор, ре минор – в две октавы, аккорды, арпеджио.


Попевка «Мы второклассники»

«Звонкий звонок»


Педрепертуар – «Веснянка» у.н.п.

«Перепёлочка» б.н.п.

«Берёзки» Арсеева


Пьесы . «Фортепианная игра» Николаев.


«Ригодон» Гедике

«Бурре» Моцарт

«Андантино» Гайдн

«Старинная французская песня»

«Ариозио» Тюрк

«Скакалка» Хачатурян

«Полька» Слонов

«Как под яблонькой» р.н.п.

«Аллегретто» Тюрк

«Колыбельная песня» Филипп

«Жок» Корнеа – Ионеску

«Песня» Мелартин

«Грустно» Фрид

«Венгерская песня» Эшпай

«Кошка» Прокофьев


«Первая встреча с музыкой» Артоболевский


«Дождик» Майкопар

«Латышская полька» Назарова – Нетнер

«Танец с песней» Парусинов

«Зима» Крутецкий

«Новогодняя полька» Александров


«Самоучитель игры на фортепиано»


«Старинная французская песня»

«Контрданс – экосез» стар. танец

«Танец «Бетховен

Романс Оксаны «Месяц мой ясный» из оперы «Запорожец за Дунаем» Гулак – Артемовский


«Тёмный лес» О.Бер

«Вниз по матушке по Волге» р.н.п.

«Отрывок « из оперы «Волшебная флейта»


«Современный пианист» Кончевский


«Простуженный оркестр» Т.Чудова

«Колыбельная» Беляев

«Гамма – вальс» Карганов

«Румынская народная песня»

«Песенка Кенитис» (Латвия)

«Пьеса» Човек (Венгрия)

«Кантеле» Раутио (Финляндия)

«Пьеса» Барток (Венгрия)

«Колядка» Болгария

«Заяц и ворона» Димитров (Болгария)

«Кукушка и осёл» Кётшау (Германия)

«Пьеса» Корнеа – Ионеску (Румыния)

«Отражение в воде» Окунев

«В горах» Корганов

«Восточная мелодия» Моццати (Италия)

«Берёзка» Свиридов


Задания на развитие самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре - С. Ляховицкая п.3 раздел 1.


Школа – самоучитель игры на фортепиано Катанский В.


«Ковбойская песня» Э.Сигмейстер

«В тени» Леденев Р.

«Пьеса» К. Орф


Фортепиано

2 курс 4 семестр


Гаммы ре мажор, си минор, арпеджио, аккорды – в две октавы.


Попевки – «Мы мальчики», «Мы девочки»


Педрепертуар: «Карусель» Кабалевский

«Весёлый музыкант» Филиппенко

«Частушки»


«Фортепианная игра» Николаев


«Пьеса» Телеман

«Беззаботная песенка» Н.Мясковский

«Менуэт» Гендель

«Ласковая песенка» Э.Дешков

«Сарабанда» А.Корелли

«Менуэт» Х. Сейксас

«Песня» Шуман

«Зайчик» Галынин

«Креольская песня» Э.Сигмейстер

«Пастушок» Майкопар

«Ария» Перселл

«Прелюдия» Тетуель


Самоучитель игры на фортепиано


«Форель» Шуберт

«Дальняя сторожка» И.Дунаевский

«Свадебный хор» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка

«Марш» из оперы «Аида» Д.Верди

«Яничек» чешская н.п.

«Тамбурин» Рамо

«Вальс» Моцарт


«Первая встреча с музыкой» Артоболевский


«Литовский наигрыш» Челнаускас

«Рыбак» упр. По Ганону

«Менуэт» Моцарт

«Немецкий танец» Бетховен

«Скакалка» Хачатурян


«Современный пианист» Кончевский


«Ирочкина песенка» Холминов

«Вечер» Леденев

«Полифоническая пьеса» Гарута

«Маленький комок» Гольденвейзер

«Таня села за рояль» Малинников

«Пьеса» Ярдани

«Плакса» Кабалевский

«Злюка» Кабалевский

«На речушке, на Дунае» р.н.п.

«Чёрный ворон» Шуровский

«Мягко кружатся звуки» португальская н.п.

«Танец» Денисов

«Немножко грустно» Леденев

«Медведь играет на фаготе» Наседкин

«Каюли, каюли» Окумура

«Кларнет и фагот» Раутно

«Таинственный замок» Маркевичувиа

«Карельская мелодия» Блок


Задачи для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Ляховицкая. Раздел 2 п.1; п.3; п.4.



Фортепиано

3 курс 5 семестр


Гаммы си бемоль мажор, соль минор, аккорды, арпеджио в две октавы.


Попевки: «Крокодил и Чебурашка» - песня


«Крокодил и Чебурашка» - вальс

«Крокодил и Чебурашка» - марш

«Крокодил и Чебурашка» - полька


Педрепертуар: «Почему медведь зимой спит» Книппер

«Кукушка» шв.н.п.

«Наш край» Кабалевский


Фортепианная игра Николаев


«Волынка» Моцарт

«В садике» Майкапар

«Танец» Гедике

«Птички» Карманов

«Детская песенка» Ж.Бекерлен

«Адажио» Штейбельт

«Менуэт» Моцарт

«Детская песенка» Ж.Бекерлен

«Сказочка» Майкопар

«Этюд» Шитте № 119

«Тихая песня» Николаев

«В разлуке» А.Гречанинов

«Болгарская народная песня» Стоянов

«Канон» Карманов


Самоучитель игры на фортепиано


«Турецкий марш» Бетховен

«Аннушка» ч.н.п.

«Латвийская народная полька» Жилинскис

«Сицилийская песенка» Шуман

«Полифоническая пьеса» Шевченко

«Ой, джигуне, джигуне» укр.н.п.


«Первая встреча с музыкой» Артоболевский


«Вальс петушков» И.Стрибон

«Танец» Эшпай

«Жаворонок» М. Глинка

«Детская песня» В.Баритон


«Современный пианист» Кончевский


«Вроде вальса» Мясковский

«Скакалка» Файзи

«Вверх и вниз по лестнице» Окунев

«Весенним утром» Гаджитеков

«Турецкая сказка» Хайду

«Дразнилка» Соколаи

«Сказка про белого бычка» Цынтович

«Зовём весну» Волков

«Пастушьи рожки» Волков

«Вечер в деревне» Голубев

«Вальс» Шостакович

«Начало весны» Малер

«Накрапывает дождик» Фенберг

«Песня» Т.Смирнов


Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. С.Ляховицкая. Раздел 3.


Школа – самоучитель игры на фортепиано Катанский В,


«Кукушка танцует» Э.Сигмейстер

«Скакалка» А.Хачатурян

«Кукушка» Э.Сигмейстер

Этюд на тему Н.Паганини

«Танец» К.Орф



Фортепиано

3 курс 6 семестр


Гаммы – ля мажор,фа диез минор, аккорды, арпеджио в две октавы


Попевка «Дружба»


Педрепертуар: «Уж как по мосту мосточку» р.н.п.

«Скворушка прощается» Попатенко

«Чешская полька»


Фортепианная игра Николаев


«Мотылёк» Майкопар

«Менуэт» Перселл

«Мазурка» Гречанинов

«Ария» Бах

«Венгерская народная песня» Барток

«Менуэт» И.Бах

«Первоцвет» Гречанинов

«Прелюдия» Дварионас

«Аллегро» Моцарт

«Полонез» И.Бах

«Болезнь куклы» П.Чайковский

«Волынка» И.Бах

«Колыбельная песенка» Свиридов


Самоучитель игры на фортепиано.


«Аллегретто» из 7 симфонии – Бетховен

«Вдоль по улице метелица метёт» Варламов

«По долинам и по взгорьям» Артуров – Александров



Первая встреча с музыкой Артоболевский

«Менуэт» Бах

«Первая утрата» Шуман

«Считалка» Слонимский


«Современный пианист» Кончевский


«Дядюшка Лоренц» Сарауэр

«Колыбельная» Гладков

«Песенка» Мартынов

«Детская пьеса» Барток

«Тревожная колыбельная» Мясковский

«Ночью» Осокин

«Утро» Сарауэр

«Негритёнок грустит» Гобис


Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. С. Ляховицкая. Раздел 4.



Фортепиано

4 курс 7 семестр


Гаммы ми бемоль мажор, до минор, аккорды, арпеджио в 2 октавы.


Попевка « Барабан»


Педрепертуар.

«Шёл ленинградский паренёк» р.н.п.

«Солдатушки бравы ребятушки» р.н.п.

«Утро» Э.Григ


Фортепианная игра Николаев


«Солдатский марш» Шуман

«Старинная французская песня» П.Чайковский

«Песенка» Александров

«Полька» Глинка

«Наигрыш» А.Шмитке

«Каприччио» В.Гаврилин

«Весна в лесу» Кувшинников

«Шарманка» Шостакович

«Менуэт» Гайдн № 27, №30, 34.


Самоучитель игры на фортепиано


«Куплеты тореадора» Ж.Бизе

«Подмосковные вечера» Соловьёв - Седой

«Матушка – голубушка» Гуридёв

«Калинка» р.н.п.»Сурок» Бетховен


Современный пианист Кончевский


«Хромой козлик» Кабалевский

«Кукольный вальс» Денисов

«Песня пахаря» Аранешвили

«Горная мелодия» Деллло – Джойо

«Боевая песенка» Кабалевский


4 курс 8 семестр


«Негритёнок улыбается» Тобис

«Марш – шутка» Кобляков

«Раздумье» Карманов

«Фугетта» Эйслер


Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. С.Ляховицкая. Раздел 5.



Фортепиано

4 курс 8 семестр


Гаммы ми мажор, фа минор, аккорды, арпеджио в 2 – 3 октавы.


Попевка «Попевка о природе»


Педрепертуар;

«Полюшко – поле» Книппер

«Бульба» б.н.п.

«Улица хмурится» Кабалевский


Пьесы.


Фортепианная игра. Николаев


«Клоуны» Кабалевский

«Снежинки» Стоянов

«Весёлая сказка» Шостакович

«Андантино» Хачатурян

«Маленькая фантазия» Бах

«Лёгкие вариации на тему русской народной песни» Кабалевский

«Сонатина» Бетховен

«Рондо» Глиэр


Самоучитель игры на фортепиано


«Каватина Людмилы» М.Глинка

«Санта – Лючия» итальянская н.п.

«Танец маленьких лебедей» Чайковский

«Вальс» Грибоедов

«Сладкая грёза» Чайковский

«Мелодия» Рубинштейн

«Шотландская песня» Бетховен

«Песенка Герцога»


«Современный пианист» Кончевский


«Молдавская народная песня»

«Русская песня» Фейнберг

«Автобус» Марлевичувиа

«Битва» Хоффер

«Под дождём мы поём» Сломинский

«Загадка» Губайдуллина

«Весёлая прогулка» Чайковский


Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. С.Ляховицкая. Раздел 6.





Раздел 5. Самостоятельная работа студентов.


Самостоятельная работа студентов на индивидуальных занятиях предполагает:

- чтение нот с листа, построение на инструменте гамм, интервалов, аккордов по предложенной схеме, образцу, подбор правильной аппликатуры. Для более продвинутых студентов- подбор несложных (знакомых) мелодий по слуху, транспонирование мелодии, подбор басов из нескольких предложенных, сочинение окончаний к простым и ясным в ладовом отношении мелодиям, сочинение мелодий по заданному ритму или словам.

Домашние задания не должны превышать 30% от времени, отведённого на учебную нагрузку.

Примеры заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

- разбор нотного текста,

- отработка разобранного на уроке текста,

- работа над показом дыхания,

- работа над динамическими оттенками,

- работа со словарями и справочниками, дополнительной музыкальной литературой,

- прослушивание записей,

- подготовка рефератов, сообщений по теме.


При организации самостоятельной работы следует учитывать индивидуальные особенности студентов, их уровень музыкальной подготовленности, использовать дифференцированный подход, применять индивидуальные задания. Перед выполнением работы при выдаче домашнего задания преподаватель проводит инструктаж, который включает цель задания, его содержание, объём работы, срок выполнения.


Контроль может проходить в письменной, устной или смешанной форме.


Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы:


-рабочая программа дисциплины,

- учебно – методические пособия (печатные, аудио, видеозаписи),

- нотная литература,

- методические указания к выполнению задания.


Средства обучения.


Музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, аудиозаписи, видеозаписи, нотная литература


Литература


Алексеев А. «Методика преподавания игры на фортепиано» М., Музыка, 1971.

Артоболевский Н.«Первая встреча с музыкой» М., Советский композитор, 1992.

Катанский В. «Школа – самоучитель игры на фортепиано» М. 2005

Мюхель «Самоучитель игры на фортепиано» М.1986

Николаев «Фортепианная игра» М.1986

С.Ляховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» М., Советский композитор, 1996.

Цыпин «Воспитание пианиста» М., 1981.


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



1.Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки / В. А. Вахромеев. – М. : Музыка, 2010. - 254 с.

2.Васильев, В.М. Вот оно, счастье [Ноты] : песни для детского хора в сопровождении фортепиано / Виктор Михайлович Васильев. - СПб. : Союз художников, 2009. - 27 с.

3.Вместе с хором [Ноты]. Вып. 3 : Никто не забыт... : репертуар Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга / сост. С. Грибков. - СПб. : Союз художников, 2010. - 103 с.

4.Вместе с хором [Ноты] : русская музыка и народные песни из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга / сост. Станислав Федорович Грибков. - СПб. : Союз художников, 2011. - 79 с.

5.Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие. Вып. 3. / В. С. Галацкая - М. : Музыка, 2011. - 590 с. : ил.

6.Казановский, Е.Ф. Спецназ [Ноты] : военно-патриотические песни для голоса и фортепиано / Евгений Федорович Казановский. - СПб. : Союз художников, 2011. - 44 с. : ил.

7.Красинская, Л.Э. Элементарная теория музыки : учебное пособие / Л.Э. Красинская, В.Ф. Уткин. - М. : Музыка, 2010. - 334 с.

8.Малыш и русская классическая музыка [Ноты] : облегченные переложения для фортепиано / перелож. В. М. Дулова. - СПб. : Союз художников, 2010. - 44 с.

9.Музыка композиторов России для детей [Ноты] : фортепиано / сост. Анна Ивановна Веселова. - СПб. : Союз художников, 2010. - 54 с.

10.Музыка композиторов России для детей [Ноты] : фортепиано. Вып. 2 / сост. Анна Ивановна Веселова. - СПб. : Союз художников, 2010. - 82 с.

11.Музыка композиторов России для детей и юношества [Ноты] : Вып. 3. Фортепиано = Music of Russian Composers of Children and Young People / сост. Анна Ивановна Веселова. - СПб. : Союз художников, 2011. - 82 с.

12.Первые шаги маленького пианиста [Ноты] : песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения / сост. Г. Баранова, А. Четверухина. - М. : Музыка, 2010. - 128 с.

13.Шорникова, М. Семь страниц из истории русской музыки : популярные очерки о выдающихся русских композиторах / М. Шорникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 282, [2] с. : ил. + CD-диск. - (Исторические силуэты).



Интернет-ресурсы:

  1. Алексеева Л.Н. Музыка в школе. Программа курса. Форма доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/308-1-0-40

  2. Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Форма доступа: http://nsc.1september.ru/ 






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!