СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "География".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для I курса СПО, технические специальности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "География".»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕЧЕНГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДЕНА:

решением педагогического совета

протокол №___ от «___»______20____г.

Приказ №____от «___»_______20____г.

Директор______________ Е.А. Будахина








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 16. География

предметная область «Общественные науки»

ОПОП СПО ППССЗ технического профиля

Программа разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.



Программу разработал

преподаватель Н.В. Янушене




Программа рассмотрена

на заседании ЦК ОГЦ "ППТ"

Протокол №___от «___»_______20____г.

Председатель ЦК ОГЦ "ППТ"

_______________Н.В. Янушене




Программа согласована

«___»_________20_____г.

Зам. директора по УПР "ППТ"

_______________С.В. Веселов




п. Никель, 2016 год



СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 22




1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.16. ГЕОГРАФИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «География» входит в состав обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования, изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
    развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

При изучении географии как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с использованием в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также использования географической информации.

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и спо­собность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития географической науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социаль­но-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудни­честве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез­ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич­ной оценки получаемой информации;

- креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;

- готовность и способ­ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- умение ориентироваться в различных источниках географической информа­ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб­щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен­тированные выводы;

- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре­менного мира;

- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обшир­ных междисциплинарных связях географии;

предметных:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных гео­графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на­селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при­родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи­модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.












2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

В том числе:


Лабораторные занятия


Практические занятия

6

Контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

18

В том числе:


Индивидуальное проектное задание


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 16. География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Раздел 1. Источники географической информации.

Содержание учебного материала

1

2

Источники географической информации. Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовить рефераты по теме: "Источники географической информации". 2. Подготовить сообщение «Геоинформационные системы».

2



Раздел 2. Политическое устройство мира.

Содержание учебного материала

2

2


Политическая карта мира

Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.

Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

Практическая работа:

«Государственное устройство стран мира»

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составить кроссворд «Страны мира».

2. Составление характеристики политико-географического положения одной страны Европы или Азии

2


Раздел 3.

География мировых природных ресурсов .


Содержание учебного материала

2







2





Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа:

«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира топливными ресурсами. 3. Построение круговой диаграммы «Структура земельного фонда мира».

2

2

Раздел 4.

География населения мира.

Содержание учебного материала

3


Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества

жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

Практическая работа:

«Процессы воспроизводства населения в различных регионах мира».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. 2.Составить кроссворд на тему «Города-миллионеры». 3. Составление таблицы «Основные языковые семьи мира». 4. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

2


Раздел 5.

Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

9

2

География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа:

«География отраслей мирового хозяйства»

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление таблицы «Особенности различных видов мирового транспорта». 2. Дополнение схем различных типов размещения металлургических баз (с примерами металлургических баз).

2


Раздел 6.

Регионы мира.

Содержание учебного материала

15

2

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне - ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Регионы и страны мира. География населения и хозяйства Зарубежной Европы. Общая характеристика Зарубежной Европы. Германия Великобритания География населения и хозяйства Зарубежной Азии Общая характеристика Зарубежной Азии Япония Китай Индия

География населения и хозяйства Африки География населения и хозяйства Северной Америки. Общая характеристика Северной Америки. Соединенные Штаты Америки

География населения и хозяйства Латинской Америки Общая характеристика Латинской Америки Бразилия Мексика.

Практические работы:

1.«Экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»

2.«Субрегионы Зарубежной Азии».

3.«Экономические районы США»

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка докладов по странам Европы «Германия», «Великобритания». 2. Подготовка докладов по странам Азии «Япония», «Китай», «Индия». 3. Подготовить сообщения по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы».

3

2

Раздел 7.

Россия в современном мире.

Содержание учебного материала

2


Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России .

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовить сообщения по теме: "Хозяйство России".

2. Подготовьте характеристика современного этапа развития хозяйства.

3


Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем

человечества.


Содержание учебного материала

2



Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практическая работа:

«Характеристика глобальных проблем человечества».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Заполнение таблицы «Регионы наиболее острых экологических проблем». 2. Составление картосхемы «Места проведения крупных международных экологических конференций». 3. Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества».

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

36 (30 +6) (+18)


2.3. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

п/п

Темы межпредметных учебных проектов

Планируемый продукт

Курс

Комментарии

1.

«Политическая карта – это явление историческое»

Мини-сочинение

I - II курс

Индивидуальный, социальный проект

2.

«Карликовые государства Мира»

Информационный справочник «Страны-карлики Мира»

I -II курс

Реферативно-исследовательский проект

3.

«Политическая карта Мира»

Схемы Фишбоун

Ментальные карты

I - II курс


Индивидуальный, творческий проект

4.

Ассоциации -«Страны Мира»

Ментальные карты стран Мира

Лист опорных сигналов

I - II курс



Индивидуальный, творческий проект (образы стран Мира в представлении учащихся).

Данный проект целесообразно реализовывать на первых уроках по изучению географии Мира и на последних, с тем, чтобы сравнить результаты.

5.

«Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы».

Реферат аналитический

I - II курс


Научно-исследовательский, индивидуальный проект

6.

«Анализ ресурсообеспеченности стран и регионов, прогнозирование основных направлений и проблем их экономического развития»

Аналитическая записка

I - II курс


Индивидуальный, инновационный проект

7.

«Лесные ресурсы Мира»

Электронная презентация;

Мини-сочинение «Проблема сохранения лесов в Мире» - как на данную проблему смотрят

а)школьник,

б)лесничий,

в)предприниматель,

г)охотник .

I - II курс




Индивидуальный, инновационный проект

8.

«География мест отдыха и туризма»

Составление и анализ картосхем, рекламный видеоролик

I - II курс


Практико-ориентированный проект

9.

«Городское и сельское население Мира»

Картосхема «Регионы мира с разным уровнем урбанизации»

I - II курс


Индивидуальный, информационный проект

10.

«Крупнейшие города Мира»

Графики «Идеального и реального распределения городов» в трех странах по выбору учащихся

I - II курс


Создание графического проекта на основе анализа численности населения крупнейших городов Мира

Индивидуальный, инновационный проект

11.

«Проектирование города будущего»

Модель города будущего

План местности

Мини-сочинение

I - II курс


Индивидуальный, инновационный проект

12.

«Альтернативная электроэнергетика»

Интерактивная карта «Альтернативная электроэнергетика»

Аналитическая записка

I - II курс


Индивидуальный, практико-ориентированный проект

Разместить ветровые, солнечные, приливные, геотермальные и др. альтернативные электростанции, обосновав свой выбор

13.

«Территориальная структура хозяйства Зарубежной Европы»

Рисунок - опорный сигнал

I - II курс



Создать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности одной из европейских стран по выбору учащихся.

Индивидуальный, информационный проект

14.

«Роль Европы в становлении и развитии современной цивилизации»

Мини-сочинение

I - II курс


Индивидуальный, социальный проект

15.

«Путешествие по городам Европы»

Маршрут туристического путешествия,

Электронное историко-географическое пособие-путеводитель по городам Европы

I - II курс



Практико-ориентированный проект

16.

Игра-презентация «Страны Зарубежной Европы»

Электронная презентация

I - II курс


Информационный проект

17.

«Азия – колыбель древних цивилизаций»

Аналитическая записка

I - II курс


Индивидуальный, социальный проект

18

Игра-презентация «Страны Зарубежной Азии»

Электронная презентация

I - II курс

Информационный проект

19.

«Япония», «Китай», «Индия»

Театрализованный проект

I - II курс

Творческий проект

20.

«Роль стран Африки в формировании этнического состава населения других регионов»

Аналитическая записка

I - II курс



Индивидуальный, социальный проект

21.

«Путешествие по Африке»

Лист опорных сигналов

I - II курс



Индивидуальный, информационный проект

Создать картографический проект на основе художественного описания маршрута путешествия из романа Ж.Верна «Пять недель на воздушном шаре»

22.

«География Африки на почтовых марках»

Альбом, аналитическая записка

I - II курс



Творческий проект

23.

Игра-презентация «Страны Африки»

Электронная презентация

I - II курс


Информационный проект

24.

«Штаты и города США»

Кроссворд

I - II курс


Индивидуальный, информационный проект

25.

«Путешествие по США»

Аналитическая записка

I - II курс


Индивидуальный, творческий проект

Описать маршрут путешествия по США вдоль параллели 40° с.ш. и вдоль меридиана 100° з.д.

26.

«Австралия и Океания – роль стран региона в международных миграционных потоках»

Аналитическая записка

I - II курс


Индивидуальный, социальный проект

27.

«Глобальные проблемы человечества»

Доклад, мультимедийная презентация

I - II курс


Информационный проект

Каждая из групп изучает одну из глобальных проблем современности по типовому плану



2.4. Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся



Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение.

1. Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географиче­ской информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных си­стем в изучении географии

2. Политическое устройство мира

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современ­ные межгосударственные конфликты в различных регио­нах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

3. География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации хозяй­ственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природ­ных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наи­более разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наи­меньшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современ­ных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наи­меньшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и ме-галополисы

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная спе­циализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные эко­номические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хо­зяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

География отраслей первич­ной сферы мирового хозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущи­ми мировыми производителями различных видов продук­ции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировы­ми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

География отраслей вторич­ной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть элек­троэнергии в которых производится на тепловых, гидрав­лических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

География отраслей третич­ной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наиболь­шей протяженностью и плотностью сети железных и авто­мобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внеш­ней торговли товарами

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубеж­ной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади тер­ритории, численности населения и уровню экономическо­го развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами при­родных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наиболь­шими и наименьшими значениями естественного приро­ста населения, средней плотности населения и доли город­ского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структу­ры хозяйства Германии и Великобритании

География населения

и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубеж­ной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади терри­тории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольши­ми и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городско­го населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромыш­ленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структу­ры хозяйства Японии, Китая и Индии

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наиболь­шей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие города, основные горнопромышленные и сельскохо­зяйственные районы Африки

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономиче­ские особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Ка­нады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопро­мышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического соста­ва и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латин­ской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономиче­ского развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспе­ченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому со­ставу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латин­ской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие промышленные центры, основные горнопромышлен­ные и сельскохозяйственные районы Латинской Амери­ки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Ав­стралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно­промышленные и сельскохозяйственные районы

7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энер­гетической, демографической, продовольственной и эко­логической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения







3. условия реализации программы дисциплины ОУД. 16. География


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».


Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- наглядные пособия (плакаты, схемы и т. д.).


Технические средства обучения:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- мультимедиапроектор;

- многофункциональное устройство

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Для студентов

1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

6. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

7. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

8. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

9. Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

10. Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.


Для преподавателей

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж­дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

5. География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

6. География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная прес­са».

7. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издатель­ский дом «Школа-Пресс 1».

8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

9. Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.


Справочники, энциклопедии

1. Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. — М., 1987. Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

2. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.

3. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.

4. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. — М., 2001.

5. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации
    географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных страни регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
    территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для
    проведения наблюдений за природными, социально экономическими и
    геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
    влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и
    стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
    отражающие географические закономерности различных явлений и процессов,
    их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих
    событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая
    карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
    Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий
    международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в
    России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира
    в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

знать: В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
    главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры
    мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
    специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении
труда.


Контрольная работа

Разноуровневые задачи и задания

Задания для самостоятельной работы

Реферат

Доклад, сообщение Примерные темы рефератов

Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.

Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.

Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.

Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).

Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.

Особенности формирования современной политической карты мира.

Географическая «модель» современного мирового хозяйства.

Традиционные и новые формы внешних экономических связей.

Современные функции и проблемы крупных городов.

Организация особо охраняемых природных территорий; их география.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!