Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно – дорожный колледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины ОУД
География
2019г.
Лист согласования и утверждения программы
Программа рассмотрена на заседании цикловой Комиссии «Математических и общих естественнонаучных дисциплин» Протокол № 1 Дата заседания ЦК | Председатель ЦК Пономарева Е.В. Подпись « « 2019г. |
Программа согласована с заведующим методическим кабинетом/методистом по сопровождению образовательной деятельности, развитию содержания и экспертизе образовательных программ | Заведующий методическим кабинетом/методист Ф.И.О. Подпись « « 2019г. |
Программа утверждена заместителем директора по учебной работе | Заместитель директора по УВР Новик Е.В. Подпись « « 2019г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования (10 – 11 класс) (приказ от 17 мая 2012 № 413 Минобрнауки России, с изменениями от 2015 г.) и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для специальностей среднего профессионального образования, технический профиль профессионального образования.
Разработчик И. Н .Алиева., преподаватель первой категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1 паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………………………………..5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины 11
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 13
паспорт рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛины
География
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «География» является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте»
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы ОУД «География» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний основных географических понятий и терминов, традиционных и новых методов географических исследований, особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации, географические аспекты отраслевой структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализация в системе международного географического разделения труда, географические аспекты глобальных проблем человечества, особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
- уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами, их изменениями под влиянием разнообразных факторов, составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия, сопоставлять географические карты различной тематики.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностей ориентаций, идейно – нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
- умение использовать достижения современной географической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития
Метапредметных:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, дать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, формировать выводы, выполнять познавательные и практические задания в том числе и проектные.
-умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации
Предметных:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач
- формирование представлений и основопологающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации
- формирование умения применять полученные знания и решать географические задачи.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
КОД ПК ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 ОК 09 | - объяснять: роль географии в формировании научного мировоззрения, - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – геоэкологических объектов, процессов и явлений - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами, явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов - составлять комплексную географическую характеристику регионов мира и стран, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия - сопоставлять географические карты различной тематики. - находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически их оценивать, -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | - основные географические понятия и термины - традиционные и новые методы географических исследований - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания - численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику - различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации - географические аспекты отраслевой структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда - географические аспекты глобальных проблем человечества - особенности современного геополитического и геоэкологического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. |
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки | 36 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 34 |
| |
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
| |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД География
Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов по теме | Содержание учебного материала, лабораторные работы | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Современная политическая карта мира | 2 | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно – территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире. | ОК.05, 06 |
География населения мира | 4 | Численность и воспроизводство населения мира. Естественный прирост населения мира и его типы. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Миграция. Виды миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы. Крупнейшие городские агломерации мира и России. | ОК.01,02, 03, 05 |
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды | 4 | Основные виды природных ресурсов. Размещение и масштабы их использования. Обеспеченность стран природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. | ОК. 01,02 |
Научно – техническая революция и мировое хозяйство | 4 | НТР. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Различия в уровнях экономического развития стран и регионов. Изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством. | ОК. 01, 02, 02 |
География отраслей мирового хозяйства | 4 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике. | ОК. 01, 02, 03 |
Зарубежная Европа | 4 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития Франции, Великобритании, Польши. | ОК. 02, 04, 05 |
Зарубежная Азия. | 4 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, культуры, хозяйства. Современные проблемы развития Китая, Японии, Индии, Австралии. | |
Африка | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран Африки. Региональные различия. | ОК. 01,02,03 |
Северная Америка | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран Северной Америки. США, Канада. | ОК.01,02,03,04 |
Латинская Америка | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства стран Латинской Америки. Особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. | ОК.01,02,03 |
Глобальные проблемы человечества | 2 | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем. | ОК.01,02 |
| 2 | Зачет по теме: география мира. | ОК.01,02,04 |
Итого: | 36 | | |
Максимальная нагрузка | 36 | | |
Всего занятий | 36 | | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для освоения программы учебной дисциплины ОУД «География» колледж располагает наличием учебной аудитории «География», в которой имеется возможность обеспечить доступ в интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета «Географии» должно удовлетворять требованиям Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов ( СанПин 2.4.2 № 178 – 02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно – методического и материально – технического обеспечения программы учебной дисциплины ОУД География, входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия ( комплекты учебных таблиц, плакаты, настенные карты
- информационно – коммуникативные средства,
- экранно – звуковые пособия,
- технические средства обучения,
Демонстрационное оборудование,
- библиотечный фонд
В библиотечный фонд входят учебники, учебно – методические комплексы (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу СПО в пределах освоения ОПОП на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД «География» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в библиотеке колледжа.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Основные источники:
- Максаковский В.П. География: учебник М 2008г.
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. М 2006г.
- Петрова Н.Н. Тесты.
- Болотникова Н.В. Интегрированные уроки.
Дополнительные источники:
- Атлас Экономическая и социальная география мира.
- Контурные карты.
Цифровые образовательные ресурсы
«География» учебный компьютерный курс
Сетевое методическое объединение учителей географии
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мегаэнциклопедия (Электронный ресурс)
Сайт для учащихся и преподавателей географии (Электронный ресурс)
Учебно – методические материалы по географии для учителей
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины ОУД география
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Оценивать и обьяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Сопоставлять географические карты различной тематики. | Анализ текстов учебника, научно – популярной литературы. Заполнение контурных карт. Анализ текста учебника. Заполнение контурных карт. Решение практических задач. Работа с атласом, заполнение контурных карт. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различие в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. | Составление опорных конспектов, написание докладов, сообщений. Тестирование, устный опрос. Промежуточная аттестация, итоговая аттестация. |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
75 ÷ 89 | 4 | хорошо |
60 ÷ 74 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | не удовлетворительно |
Тематическое планирование по предмету география
Название темы | Количество часов | Домашнее задание |
Политическая карта мира. | 2 | Т1 п 1,2 |
География мировых природных ресурсов. | 2 | Т2 п 1,2 |
География населения мира. | 2 | Т 3 п 1,2 |
НТР и мировое хозяйство. | 2 | Т 4 п 1,2 |
Отрасли мирового хозяйства. | 2 | Т 5 п 1,2 |
Общая характеристика стран Зарубежной Европы. | 2 | Т 6 п 1,2 |
ФРГ. Великобритания. | 2 | Т 6 п 3 |
Общая характеристика стран Азии. | 2 | Т7 п 1 |
Китай. Япония. | 2 | Т7 п 2,3 |
Индия. Австралия. | 2 | Т 7 п 4,5 |
11.Страны Юго – Восточной Азии. | 2 | Конспект |
12.Страны Персидского Залива | 2 | Контурные карты |
13. Общая характеристика стран Африки. | 2 | Т 8 п 2, |
14. Общая характеристика стран Северной Америки. | 2 | Т 9 п 1,2 |
15. Общая характеристика стран Латинской Америки. | 2 | Т 10 п 1,2 |
16. Глобальные проблемы человечества. | 2 | Т11 п 1,3 |
17. Мир в начале 21 века. | 2 | Сообщения. |
18. Зачет по теме: зарубежные страны. | 2 | |
13